Стукач

               
   Прозвенел звонок, и мои одноклассники на минуту, другую угомонились. Мальчишки и девчонки тут же замерли в ожидании Светланы Сергеевны, классного руководителя нашего девятого «б». Она вошла, как обычно, тихонько, не хлопая дверью, но классный час начала жёстко, песоча, как следует, разгильдяев и двоечников.
    - Вставай-ка, Дегтярёв, вставай-ка, голубчик, - строго и вместе с тем как-то приветливо Светлана Сергеевна обратилась к Валерке, сидящему впереди меня через парту, - ты, когда последний раз родителям показывал свой дневник?
    Валерка, конечно, молчал, не поднимая головы и не вынимая рук из брючных карманов. Но, Светлана Сергеевна, похоже, сделала вид, что не стала обращать внимание на ту пренебрежительную позу, в которой перед ней находился её нерадивый ученик. Ей было достаточно того, что Валерка своим молчанием, в общем-то, сказал обо всём. И, в первую очередь о том, что родители давненько в его дневничок не заглядывали.
    - Всё ясно с тобой! – продолжала Светлана Сергеевна отчитывать Дегтярёва, - дневник ты, конечно, своим родителям показывать не собираешься. И, я так понимаю, что ты ни за что ни мать, ни отца в школу, естественно, не пригласишь. Что ж, придётся кого-нибудь из нашего класса попросить, чтобы они твоим родителям передали от меня большой и пламенный привет. И, попросили их в школу явиться. Так –с...  Кто из нашего класса рядом с Дегтярёвым живёт?
    Светлана Сергеевна обвела мальчишек и девчонок пристальным взглядом. Она всматривалась то в одного учащегося, то в другого. И, наконец, обратилась к Володьке Борисову, который вместе со мной жил неподалёку от Валерки.
    - Так, Володенька, так, мой хороший...  Зайдёшь сегодня вечерком к родителям Дегтярёва, и передашь им, что я их очень и очень жду к себе в гости. Желательно завтра, - просила Светлана Сергеевна Володьку.
    - Нет, Светлана Сергеевна, я к Дегтярёвым сегодня пойти не смогу. У меня бабушка приболела,  и мама просила, чтобы я к ней отправился с ночевкой, - ответил Володька.
    - Допустим, что я поверила тебе. И, у тебя действительно нет возможности к Дегтярёвым заглянуть, - щурилась Светлана Сергеевна, - тогда попросим об одолжении Васю Терентьева. Вася, загляни вечером к родителям Дегтярёва, и скажи, что я их очень и очень жду.
    - Нет, Светлана Сергеевна. Я бы с удовольствием выполнил вашу просьбу, но, скорее всего, не смогу. У меня тренировки. Приходя домой, я вначале готовлюсь к занятиям на следующий день. А, потом с шести и до восьми вечера я в спортзале, - отвечал Вася.
    Борисов, в отличие от Дегтярёва, хорошо учился и действительно занимался спортом, посещая два раза в неделю секцию волейбола. В тот день, когда классный руководитель попросил Васю об одолжении, у него на самом деле намечалась тренировка. Но, мы-то всем классом понимали, что не только по этой причине Вася от просьбы классного руководителя отлынивает. И, Володька Борисов мог бы как дважды два к родителям Дегтярёва заглянуть. И, бабушка у него, слава богу, была жива и здорова. И, в гости он к ней, естественно, не собирался. Но, почему, почему Терентьев и Борисов обманывали учителя? Врали, что называется, в глаза! Да, потому что среди мальчишек и девчонок в старших классах появляется неписанное правило: не стучать друг на друга. Но, как быть, если нет возможности избежать этой участи?
     Мне тоже хотелось увильнуть от назойливой просьбы классного руководителя, но не удалось. Я пытался сочинить, что вечерами тоже посещаю престарелых родителей своего отца, но попал впросак. Светлана Сергеевна была знакома с отцом моего папы, и нередко общалась с ним. Она знала, где живёт этот добродушный, и, в общем-то, благосклонный ко мне дедулька. И, в тот момент самым невыгодным для меня было то, что классный руководитель знал номер телефона моего дедушки.
    - Хорошо, отправляйся к своим дедушке и бабушке. Помоги чем сможешь своей родне. А, я проверю, действительно ли ты решил своих родственников навестить, звякнув дедушке. И, учти, если не зайдёшь к родителям Дегтярёва, и, не попросишь их, чтобы они завтра же в школу явились, то пеняй на себя. Я обязательно позвоню твоему дедушке. Непременно расскажу, что у него непослушный внук. И, попрошу его, чтобы он сходил к родителям Дегтярёва, и, попросил их в школу явиться, - говорила мне Светлана Сергеевна.
    Вот это я попал! Вот попал-то! Вот тебе и настоящий косяк! И, как теперь выкрутиться? Я долго ломал голову, но не находил способа, чтобы избавиться от просьбы назойливого преподавателя. До конца классного часа я сидел, как на иголках. Едва прозвенел звонок, и Светлана Сергеевна покинула класс, я тут же подошёл к Дегтярёву.
    - Ну, достала меня эта Светлана! Васька с Володькой сам видишь, выкрутились, чтобы твоим родокам на тебя не стучать. А, у меня, сам понимаешь, не получилось. И, зачем я только ляпнул, что к деду собрался с ночёвкой? Извини, брат, совсем забыл, что наша классная знает номер телефона моего дедушки. Но, не пойду же я к твоим родителям стучать на тебя. Ты им лучше сам передай, чтобы они в школу явились. Не то –  у нашей классной хватит ума, чтобы нашему деду позвонить. И, тогда он и мне шею намылит, и, твоим родителям на тебя настучит, - пытался я объясниться с Дегтярёвым, и, просил его войти в моё положение.
    Дегтярёв, естественно, сделал вид, что в моё положение вошёл. Но, по его насупленному выражению лица я сделал вывод, что одноклассник обиделся. Я пробовал объясниться перед ним и, этак, и, так. Но, он даже не пытался войти в моё положение, давая понять, что и я мог бы найти способ, чтобы не выполнять просьбу классного руководителя. Васька и Валерка смогли же выкрутиться, было написано на лице у мальчишки. А, почему ты не смог, одноклассничек?
    На следующий день родители Дегтярёва встретились с нашим классным руководителем. Валерке пришлось показать им дневник, и предложить отправиться в школу. Нашего бедного одноклассника долго держали в учительской, и песочили в присутствии родителей. Думаете, после этого что-нибудь изменилось? Ни сколечко! Дегтярёв по-прежнему хватал двойки и пропускал занятия. А, я много и много дней чувствовал себя среди одноклассников, как не в своей тарелке. «Стукач!» - читал я то в одном, то в другом молчаливом взгляде, которым встречали и провожали меня сверстники. «Стукач!» - и, я готов был бежать, провалиться на месте. «Стукач!» - едва земля не горела у меня под ногами. Хотя, с чего бы это я стал стукачом? Ведь вышло так, что Дегтярёв сам на себя родителям настучал. И, я то здесь, в общем-то, не при чём. А, вся причина в том, что не смог в нужную минуту, как Васька и Володька, хвостом повернуть. С этим ощущением неприязни со стороны сверстников я жил ещё пару месяцев, до конца учебного года.
     Осенью я пришёл в свой десятый «б». После летних каникул уже не чувствовал того пренебрежения со стороны одноклассников, с которым они смотрели на меня минувшей весной. Но, вероятно, где-то в глубине души у кого-то сохранилась обида и непонимание. Только, спрашивается, за что?
     Это, взрослея, мы начинаем понимать, что лучше всего жить по совести. К сожалению, это не всегда получается, потому что совесть у каждого своя.
      


Рецензии