Дважды генерал...

                ДВАЖДЫ ГЕНЕРАЛ…
К написанию этой миниатюры меня подвиг советский фильм «На острие меча», вышедший в прокат в 1986 году. Главный герой – генерал петлюровской армии Турчин, перешедший на сторону Советской власти и недавние ( и продолжающиеся события в ( или на ) Украине…
Итак, встречайте –
Ю;рий (Юрко;) Тютюнник родился 20 апреля 1891 года в Киевской губернии, в   Звенигородском уезде, в деревне Будищи в семье бывших крепостных крестьян. Из девяти детей у отца Осина и матери Марины выжили всего пятеро, из них четыре сына…Такая вот унылая малороссийская статистика…
Братья его старшие Иван и Макар своим примером побудили его учиться в четырехклассной сельской школе, которую он окончил в одиннадцать лет.
К этому времени его старшие братья уже всерьез увлеклись политикой и состояли в партии левых социалистов-революционеров и в мае 1902 у Тютюнников в хате полиция  произвела первый обыск  и отца и двух братьев, Макара и Ивана арестовали. После этого случая отец отказался от дальнейшего образования Юрка: «хватит и того, что двоих старших по тюрьмам таскают – нахватались мудрости». Иван после освобождения скрылся и объявился лишь через год в Париже, а Макару «забрили лоб», отправив в действующую армию на Дальний Восток, откуда по ранению был демобилизован через год. Вернувшись из армии, Макар примкнул к украинским националистам, активно подпитываемым режимом Австро-Венгрии. Этими же мыслями проникся и Юрко –
«На себе лично и на своей земле я почувствовал гнет власти, которая была «русской».  Все земельные и неземельные большие имения в Украине принадлежали людям чужой национальности. Третье. Рос я в местности, где из поколения в поколение передавались традиции казацкой борьбы против господ за Украину. Кроме того, в двух верстах от нашего села была Кирилловка, где все помнили революционную проповедь (Тараса) Шевченко, которую он произнес на украинском языке. Четвертое. Влияние моих старших братьев».
Однако, в 1913 году и Юрко пришел срок «Брить лоб» и вставать под знамена Императорской Российской Армии.
В стрелковом 6-м Сибирском полку он служил во Владивостоке, где была довольно большая украинская община. Служил на славу и встретил Первую мировую войну в чине унтер-офицера. Как он потом вспоминал – «Я ненавидел саму Россию, считал ее врагом Украины в целом… Несколько раз у меня возникало желание перейти на сторону немцев…».
Однако, в боях под Ригой в 1916 году, был тяжело ранен и отправлен в госпиталь в Грузию в город Гори ( родной город товарища Сталина ! ). Там же он окончил курс юнкерского училища, служил затем в этом же училище и уже в чине поручика был переведен в Симферополь, где его застигла весть об отречении Николая Второго и сразу же взялся за украинизацию войска – при его участии было принято решение о создание на основе симферопольского гарнизона национальных частей. И, хотя русские офицеры выступали против создания украинской части (не выказывая особых претензий к остальным национальностям), около 7-ми тысяч солдат и офицеров объединились  в «Военный клуб имени гетмана Петра Дорошенко», возглавляемым Юрком.
Самой выдающейся провокацией Тютюнника в Симферополе стало проведения «Шевченкового праздника», участие в котором приняло около 10-ти тысяч солдат из Симферополя, Феодосии, Севастополя и Черноморского флота, после чего над казармами был впервые в истории поднят украинский флаг и объявил о создании Первого Украинского полка имени Дорошенко.
В ответ на это армейские власти тал перевод Тютюнника в Екатеринослав, с которым руководство полка согласилось, чтобы не вступать в противоречия с официальным Петроградом. Однако  и там Юрко не задержался – направился в Киев для участия во Втором Военном Съезде, проводимом Центральной Радой, где был избран-назначен членом Центральной Рады от солдат и тут сам же он сразу вошел в оппозиционную группу «самостийныков», требовавшую провозглашения полной независимости в отличие от большинства, которое выступало за автономию Украины в составе «обновленной России». Майдан, однако…В чистом виде Майдан. Оппозиция ради оппозиции.
Это его слова того периода – « Вогнать нож в сердце России немедленно, даже не считаясь с непосредственными последствиями этого для нас – такое было желание. Разве можно было получить из душ большую ценность ? В стихийной ненависти к России была наибольшая сила нашей Революции !». Вот так-то…Майдан был изобретен не сегодня. Затем Тютиник назначен Звенигородским комиссаром от Рады, но не надолго.
Арестованный по приказу военного коменданта Киева князя Долгорукова, он был помещен с многими революционерами в Кловский каземат и был приговорен к расстрелу, но переагитировав роту охраны, был ею же и освобожден.
Вскоре Юрко, нежданно-негаданно, становится красным командиром, и уже в  феврале 1919 года начальник штаба 2-й Заднепровской бригады 1-й Заднепровской Украинской советской дивизии, а затем и начальником штаба 6 Украинской советской (повстанческой) дивизии, освободившей под командованием  тоже бывшего офицера царской армии Григорьева и освободившей  Николаев и Одессу от войск Антанты и частей русской армии восставшей против советской власти в мае 1919 года. Затем служба у Махно и –
Как не странно, карьера пришла в Армии УНР, куда его переманили Стал организатором и участником Первого Зимнего похода Действующей армии УНР в 1919—1920 гг.  в ранге помощник командующего армией и командира Киевской дивизии. Во время неудачного Второго Зимнего похода, в конце 1921 г., командовал основными силами армии УНР — Волынской группой. Был главным инициатором этой последней военной операции армии УНР. Затем армия УНР потерпела сокрушительное поражение. Пора эйфории прошла…
Уйдя «за кордон», генерал-хорунжий ( генерал-лейтенант ), оказался не нужен никому, кроме польской разведки. И в 1923 году после нелегального перехода советской границы был арестован. Сразу же после первого допроса Тютюнник решил сотрудничать с советской властью: официально было заявлено, что он не арестован, а перешёл на сторону большевиков добровольно. Тютюнник поселился в Харькове, столице УССР. Там же преподавал в Харьковской школе красных командиров, в частности, читал лекции по теме «Тактика партизанской и противопартизанской борьбы». Получил два ромба в петлицы, стал «комдивом».  Тогда же он выступил с серией публикаций против Петлюры, и даже занимался литературной деятельностью, написал воспоминания «С поляками против Украины» (укр.«З поляками проти України»). Как указывалось в предисловии, «эта книга в первую очередь не воспоминания, а акт обвинения Петлюры и петлюровщины». Он писал - «Национальные герои» типа Петлюры и Левицкого  торговали землями украинской нации, душами миллионов украинских рабочих и крестьян, торговали, скрываясь, как воры от народного глаза и никого не спрашивали. Они же себя считали призванными освобождать украинский народ. Вот и «освобождали», отдавая Галичину и Волынь с Холмщиной под господство польского магната».
Затем Юрко чуть не стл кинозвездой - работал вместе с Довженко, стал соавтором сценария фильма «Звенигора» (в титрах — Юрий Юртик) о восстаниях на Звенигородщине против гетьмана, деникинцев и большевиков, сыграл свою первую роль в кино. А затем снялся в фильме «П.К.П.» («Пилсудский купил Петлюру») сыграл Юрка Тютюнника, командующего «бандами, пролезшими через польскую границу, чтобы отбить Украину для поляков». Так, тесно сотрудничая с большевиками, Тютюнник внёс огромный раскол в ряды украинской эмиграции. Несмотря на это, он попал под гребенку НКВД и в 1929 г. он был арестован в Харькове, откуда доставлен в Москву, осужден, лишен звания и
После этого были слухи о его появлении-воскрешении во врея боев на Халхин-Голе и Хасане, впрочем, ничем не подтвержденные.
Вот такой был один из первых генералов Майдана…
Революция всегда пожирает своих творцов, это аксиома…


Рецензии