Гл. 2 Немецкие ракетчики в России

Будущий профессор Werner родился в 1914 году в городе Швельме, Вестфалия, ФРГ, в семье учителя. Семья была многодетной. В 1934-1939 г.г. он учился в Высшей технической школе в г. Ханновере на факультете машиностроения.

В сентябре 1939 г. Werner был мобилизован на Вторую мировую войну. Но в марте 1940 г. его освободили от службы для продолжения научной работы. В 1941 г. Вернер защитил докторскую диссертацию ( идентично кандидатской диссертации в России).

В 1941- 1945 г.г. он был заместителем директора НИИ аэромеханики и летательных аппаратов при Высшей технической школе в Ханновере. В конце Второй мировой войны НИИ был эвакуирован со всем своим оборудованием в горы Харц, в городок Вильдеманн. В этой части Германии хозяйничали англичане.

Центрального германского правительства ещё не существовало. Страны-союзницы
ввели свои порядки в своих зонах. Продовольственный рацион в английской зоне был минимальным - 1100 калорий в день. Семья Вернера выжила лишь только благодаря летним заготовкам из лесных грибов и ягод.

В институте давали на обед овощные супы. Мяса не было и в помине.
Англичане заставили Вернера работать два дня в месяц в НИИ аэронавтики в другом городе - в Брауншвейг-Фелькенродэ. Там к нему приставили куратора,
пожилого господина Штерна, требовавшего от него написания статей о нагрузке

и стабильности при движении вперед и при круговом движении, а также об обтекании корпуса торпеды. Фелькенродэ был сборным пунктом для всех безработных ученых из английского сектора. Туда прибывали знакомые коллеги Вернера, которые тоже обязаны были писать научные статьи. Наблюдая за

происходящим, коллеги приходили к выводу, что вся эта работа ведется англичанами с целью экспроприации и вывоза в Англию всей техники и специалистов. То же самое творилось и в НИИ в Вильдеманне. Англичане вывозили всё, что "плохо" лежало и что они не успели разбомбить, считая это своими законными трофеями.

Это теперь они будут вам говорить, что они пришли, чтобы освободить страну от
фашизма.
 
- 2-

Werner понял, что нельзя рассчитывать на постоянную работу в английском секторе. Его коллегам стало известно, что условия работы в самой Англии были бы неблагоприятными. Там предлагали временный трудовой договор, который работодатели могли прервать в любой момент. Удаление от объекта разрешалось всего в радиусе пяти километров. Семьи ученых должны были бы оставаться дома 
среди руин, голода и безработицы -

вот до чего довёл Гитлер Германию за 12 лет своего правления!

Werner очень любил свою жену и маленькую дочь и не хотел бросать их на произвол судьбы.

Знали коллеги также и то, что американцы вывозят ученых и оборудование из ракетостроительного предприятия в Пенемюндэ, на балтийском побережье.
Руководитель ракетостроения, Wernherr von Braun, уже находился в США и занимался подготовкой базы для будущей работы ракетчиков. США искали в Германии дополнительные кадры.

- 3 -

Но наш доктор Werner не хотел уезжать из Европы. Он заботился о своих родителях, братьях и сестрах. Географически ближе всех была Франция, но условия трудового договора с французами были еще хуже, чем с англичанами.

Вдруг в марте 1946 г. его верные друзья, доктор Хох и доктор Магнус, прислали приглашение для переговоров в г. Гёттинген. Прежде они втроем исследовали тему "Механика торпед". Вернер предположил, что речь пойдет о переезде в США. Не желая покидать Европу, он всё-таки решил встретиться с
коллегами. Когда-то они по-мушкетерски поклялись друг другу сохранить дружбу навечно и работать всегда вместе.

Как же велико было удивление Вернера, когда он узнал, что два мушкетера
собираются переезжать в город Бляйхеродэ, в Тюрингию, в советскую зону оккупации! Тут следует сказать, что ни Werner, ни его родители никогда не
были ни в какой партии, тем более - в фашистской. Они никогда не были врагами Советского Союза и не считали русских людей "недочеловеками".

В Бляйхеродэ находился советский НИИ, занимавшийся модернизацией пенемюндской ракеты А4 для использования её в мирных целях. В новом коллективе Вернеру предлагали должность аэродинамика. У русских было самое хорошее обеспечение- каждому члену семьи по 4500 калорий в день: хлеб, масло и мясо! У изголодавшегося Вернера закружилась голова от такой перспективы!

Друзья предложили ему перейти в русскую зону и познакомиться с институтом.
Они нашли проводника, знавшего неохраняемые лазейки на стыке трёх оккупационных зон. Как индейцы из читанных в детстве романов, они прошли по
тайным тропам в советскую зону, где их уже ждал немецкий руководитель

ракетной группы, инженер Грёттруп.
Грёттруп познакомил их с доктором Вольфом, специалистом по баллистике на
бывшем заводе Круппа. Затем они направились в другое помещение, где их
представили двум офицерам Советской армии. Это были полковник Кутепов и

полковник Победоносцев. Полковник Кутепов являлся сотрудником Первого отдела
госбезопасности, а полковник Юрий Алексеевич Победоносцев - профессором Московского авиационного института.( Именно он внесет впоследствии значительный вклад в создание реактивных снарядов для русской "Катюши"). Оба полковника говорили по-немецки. Они объяснили прибывшим ученым, что в Бляйхеродэ будет проводиться работа по модернизации пенемюндских жидкостно-реактивных ракет для мирных целей.

- 4 -

Werner попросил назвать ему эти цели и узнал, что это будут почтовые ракеты для отдаленных от Москвы населенных пунктов СССР, для космических исследований и для полётов на Луну. Кутепов и Победоносцев предложили Вернеру
трудовой договор, заключавший в себе свободное передвижение по всему

советскому сектору, высококалорийное питание для каждого члена семьи по 4500 калорий, очень высокий оклад и хорошую квартиру в неразрушенной части городка. В трудовом договоре было сказано, что Werner может расторгнуть его
в любое время по собственному желанию.

Вернер вернулся в Вильдеманн, чтобы посоветоваться с женой. Войдя в  дом в прекрасном настроении, он достал из сумки различные продукты и бутылку вина. Радость жены превзошла все его ожидания! Это был настоящий праздник!
- Скоро мы получим хорошую постоянную работу,- сказал он ,- но для этого
нам надо переехать в Бляйхеродэ!

Жена сразу согласились. Такой шанс нельзя было терять! Переезд наметили на май 1946 года.

Последняя ракета А4 была выпущена в Пенемюндэ 14 февраля 1945 года. На острове Узедом не было возможности расширить полигон и увеличить производство ракет.

Да и война вышла на новый виток: англичане начали бомбить стартовые площадки ракет.

Так возникла необходимость переезда в Тюрингию. Почти все результаты 13-летнего труда были упакованы в крепкие ящики, погружены на автотранспорт и в железнодорожные вагоны и отправлены 17 февраля 1945 года в Бляйхеродэ, Бад Закса,Нордхаузен, Зангерхаузен,Леестен, Ворбис, Витценхаузен...

Они торопились, понимая, что война проиграна. 10 марта 1945 года войска 2-го
Белорусского фронта под командованием маршала Рокоссовского заняли район
Пенемюнде. До появления в рыбацкой деревушке Пенемюнде советских военных, руководимых генералом А.И. Соколовым, фашисты уничтожили все следы НИИ Пенемюнде.

Ракетная тематика была настолько нова и засекречена, что поначалу правительство СССР не могло определить соответствующего министерства для передачи ему важных трофеев.

При всей их грозности и перспективности никому не могло придти в голову, что
через несколько десятилетий это засекреченное НЕЧТО будет так же доступно
армиям и бандформированиям, как автомат Калашникова.

В горных штольнях ракетного завода Миттельверке - Дора и в калийных шахтах Заальфельда продукция из Пенемюнде была надёжно спрятана до прихода американцев. Группа руководителей из Пенемюнде поселилась в труднодоступных местах в Баварских Альпах. 2 мая 1945 года они добровольно сдались прибывшим американским войскам.

Одновременно американцы мобилизовали более 400 основных сотрудников Пенемюнде, присвоили себе научные архивы и более 100 готовых ракет А4 (Фау2). Русская военная администрация наблюдала за действиями американцев, не имея возможности вербовать ракетчиков в чужом секторе. Однако высокообразованные русские специалисты прекрасно понимали тот факт, что в Германии есть много инженеров со смежными с ракетостроением профессиями, без которых ракетостроение невозможно.

К ним относятся: авиационная автоматика, радиоуправление торпедами, аэродинамика и баллистика.

Начальником ракетного производства в Бляйхеродэ был генерал Гайдуков, отлично разбиравшийся в предмете. Всё зто дело началось на простом энтузиазме
влюбленных в свою науку специалистов. Сразу после Дня победы над фашизмом в Берлин из Москвы прибыл Б.Е. Черток, выдающийся советский ученый - конструктор. Вместе с коллегами он ознакомился с многочисленными техническими производствами в Берлине и установил, что

ракетчику там делать нечего. Надо ехать в Тюрингию. Но Тюрингия была занята
американцами. Примерно через месяц войска США покинули Тюрингию, оккупировав вместо неё три четверти города Берлина. Это привело к разделу Берлина на западный и восточный секторы до 1990 года.

Доктор Вернер наблюдал в Нордхаузене, на какой бешеной скорости носились на машинах чернокожие американские солдаты, спешившие попрощаться со своими немецкими подружками. Затем 75 гвардейская дивизия генерала Горышного заняла город. Отныне генерал Горышный был единственной властью, пред очи которой предстал Б.Е. Черток и объяснил цель своего прибытия.

Он нашел в центре Бляйхеродэ виллу "Франка", которая стала на длительное время офицерским клубом, жильём, штабом для прибывавших советских и немецких специалистов. Они назвали своё сообщество институтом РАБЭ - ракетенбау.
Немецкое слово "Бау" означает "строительство".   

Немецкому научному отделу дали всего одну комнату с поломанной мебелью. В таком виде её бросили американцы, оккупировавшие поначалу Тюрингию вопреки Ялтинскому соглашению. Никакой документации по ракетам там не осталось.
Доктор Вернер нашел лишь несколько рисунков ракеты V2 (фау 2).

Буквой V (фау) было зашифровано слово Vergeltung - отмщение. 

Этими ракетами фашисты обстреляли Лондон, когда война уже подходила к концу.
Боевой заряд ракеты весил одну тонну. Со сверхзвуковой скоростью ракета преодолевала расстояние около двухсот километров. Взлет начинался при помощи реактивной струи. В качестве топлива применялся этиловый спирт, а для его сгорания- жидкий кислород.

Будущую русскую ракету назвали Р1.

Перед доктором Вернером была поставлена задача рассчитать величины подъёмной силы и динамических моментов на тот случай, если ось ракеты отклонить на
небольшой угол от направления траектории полета. Изменятся ли подъёмная сила и моменты, если переместить руль управления?

Приводная сила возрастала с набором высоты, так как атмосферное давление снижалось, но сопротивление воздуха притормаживало ракету.

Для получения данных такого рода Вернеру нужна была аэродинамическая труба. Но..."оставь надежду, всяк сюда входящий!" Трубы были или разрушены, или вывезены из Германии, или недоступны немецким ракетчикам ни под каким предлогом!

Доктор Werner  задерживал работу своих коллег - и ничего не мог поделать!

На фото: Ракета Р12 на полигоне в Капустином Яре.
Фото полковника Вадима Ивановича Прохоркина, автора "Прозы.ру".

Продолжение следует

Предупреждаю: мой ЛГ профессор Werner i ракетчик Wernherr von Braun, служивший Америке, это две разные личности. Имена пишутся по - разному.

    


   


Рецензии
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.