Змея-Матерь

Среди известных изображений Макоши на рушниках есть странная двуглавая и похоже, что змееглавая вышивка. Конечно, предполагать можно, что угодно… а двуглавость и змееглавость можно счесть результатом индивидуального восприятия. Но всё же очень похоже… Поэтому была сделана интерпретация змееглавого сюжета из осенних листьев.

Трудно сказать, насколько древний (или прадревний…) этот змеиный сюжет. Можно предположить, что изображены ряженые на масленице. И, кстати, прослеживается движение ног в сапогах у центральной фигуры, и видно что-то вроде танца вприсядку. На самом рушнике лишь силуэты, но, они именно такие же, как в смонтированном изображении. И небольшая вольность лишь в том, что у кур, коней и змеиных голов есть глаза, которые на традиционных вышивках из сакральных соображений обычно отсутствуют.

А если это всё же именно Макошь и змееглавая? Почему бы и нет? Змееногая Богиня-Мать хорошо известна. И образы Рожаниц нередко змееногие.

*
Из книги Лилии Мусихиной «Зверослов»:

В гуцульском эпосе известен летающий змий Шаркань (или Шархань). В сказках это та самая «гадина с крыльями». Поэтому, может показаться странным рождественский обряд, который сохранялся до 70-х годов 20- го века в равнинных сёлах Закарпатья. С макетом головы змия Шарканя обходили дворы. По свидетельствам очевидцев, голова Шарканя была с длинным языком и напоминала то ли птицу, то ли волка, или козу и освещалась изнутри. Голова крепилась к туловищу, а оно делалось из деревянных или металлических планок, которые растягивались как гармошка.

Змея или змий не всегда были хтоническими животными. Не всегда были связаны только с тёмным и потусторонним, с переходом на тот свет и символами культа предков. В некоторых общинах в прежние времена змея понималась тем самым мощным первопредком, от которого велась родословная. Это несомненный тотем, поскольку только тотемное животное может обходить по праздникам дворы и дома своих потомков, чтобы благословить и пожелать всяческих благ. Подобным образом у северных народов по домам водят медведя. Тотемы козы, куста или медведя известны и в других этнических группах, в том числе и на Руси.
*

Значит, можно предположить, что в какой-нибудь местности был двуглавый змеиный тотем… А Макошь могла пониматься, как двуглавая Змея-Матерь… Не так ли?

Со змеями вообще, очень многое связано у словенских народов. Об этом немало разных исследований. В том числе, кое-что по ссылке: http://www.stihi.ru/2013/02/25/3399
или
http://www.proza.ru/2013/02/25/735
*28214

Фотографика авторская.


Рецензии