Есенин

Еще раз о Сергее Есенине.                К. Шитов

«Кто же скажет, что это свирепствуют
Бродяги и отщепенцы?
Это буйствуют россияне!
Я ж хочу научить их под хохот сабель
Обтянуть тот зловещий скелет парусами
И пустить его по безводным степям,
Как корабль.
А за ним по курганам синим
Мы живых голов двинем бурливый флот.»

С. Есенин.     «Пугачев»

Если однажды набраться мужества и порвать отношения с ящиком, отключив его от коллективной антенны, а еще лучше, расправиться с ним  подручными средствами, то тогда перед тобой, читатель, во всей красе предстанут, робко выйдя из мрака забвения, истинные ценности Русского человека.
Мир музыки, народного фольклора, изобразительного искусства и, конечно же, нашей кормилицы русской духовности – литературы. Много чего еще появится перед тобой, читатель, взамен вспотевших от усердия физиономий счастливых обитателей теле - пространств. Телеэкран разделяет наши миры. Им хорошо там, за стеклом, в их агрессивном террариуме. Нам хорошо здесь.
Влияние рекламы образа жизни обитателей террариума, рождает в нас ощущение растерянности и недопонимания. В частных случаях вспыхивает ложная зависть, и такой человек для нашего здорового общества российских терпил, потерян.
Попробуйте вспомнить, когда последний раз, поэзии Сергея Есенина, удавалось прорваться через кордоны телесериалов и киркоровские теле - редуты. Помножьте часы, проведенные возле ящика, на дни, результат вычеркните из времени жизни.

В этой статье мы поговорим об удивительном феномене таланта нашего сородича, простого деревенского Русского парня из Рязанской губернии, гуляки и дебошира с льняными кудрями и васильковыми глазами, Сергее Александровиче Есенине. Точнее сказать об одном его произведении, художественный уровень которого, по мнению автора статьи, зашкаливает выше планки гениальности.
Речь пойдет о поэме Есенина «Пугачев».
Почему поэт взялся за эту работу? Заработок на сомнительной, с точки зрения исторической ценности, работе, отпадает. Историография, в данном случае, явно не являлась целью автора. Это не изложение документального материала, а скорее сочинение, посвященное необузданной, жестокой и наивной Русской Душе.
Емельян предстает перед нами, не человеком – вождем, с конкретным агрессивным планом, а скитальцем, которому судьба сама подсказывает идею выдать себя за убитого монарха. В стихах звучит тихая и томительная музыка грусти Емельяна. В ней предчувствия близости роковых событий. И переполняющие, ласковые чувства к родному краю и людям.
Это, конечно же он сам, Есенин.

«Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живет здесь мудрый наш мужик?
Так же ль он в полях своих прилежно
Цедит молоко соломенное ржи?
Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овес на водопой рысцой…»   

Обратите внимание на ту метафоричность, которая не по искусственному принуждению, а органически вплетается золотою лентой в ткань поэмы.

Видел ли ты, как коса в лугу скачет,
Ртом железным перекусывая ноги трав?
Оттого, что стоит трава на корячках,
Под себя коренья подобрав.
И никуда ей, траве, не скрыться
От горячих зубов косы.
Потому что не может она, как птица,
Оторваться от земли в синь.
Так и мы! Вросли ногами крови в избы,
Что нам первый ряд подкошенной травы?
Только лишь до нас не добрались бы,
Только нам бы, Только б нашей
Не скосили, как ромашке, головы.

В монологе Сторожа, Есенин проливает великий свет на русскую кротость и
законопослушание. Народ способен воспрянуть к бунту лишь в одном случае – за справедливое дело, под знаменами «невинно убиенного Царя». Пусть  «убиенного» звучит диковато, но простой человек на Руси с радостью будет обманываться, лишь бы совесть  не терзала его сомнениями. Сторож, будто случайно подталкивает Пугачева к дерзкому решению.

Но теперь как будто пробудились,
И березами заплаканный наш тракт
Окружает, как туман от сырости,
Имя мертвого Петра.
…………………….
Уже мятеж вздымает паруса!
Нам нужен тот, кто б первый бросил камень.    
Пугачев:
Какая мысль!      

Не за свою тяжелую жизнь и даже не за смерть близких, готов Русский человек вздыбиться и отдать жизнь, но всегда за идею справедливости. И конечно Есенин умиляется тем пиететом, с которым народ относится к верховной власти. «Цезарь (в данном случае, не его жена) – всегда вне подозрений!». За царя Петра, хоть и за мертвого, всем товариществом завсегда, тем более, что  Пугачев, Лжепетр обнаружился и взял тяжкий грех на себя! «Секретом Полишинеля» является, в трактовке Есенина, в народной среде Пугачевское «воровство». Но как же Сергей Есенин любит своего героя за его «воровство»! Как он велико оценивает жертвенность Емельяна!

Братья, братья, ведь каждый зверь
Любит шкуру свою и имя…
Тяжко, тяжко моей голове
Опушать себя чуждым инеем.
Трудно сердцу светильником мести
Освещать корявые чащи.
Знайте, в мертвое имя влезть
То же, что в гроб смердящий.
Больно, больно мне быть Петром,
Когда кровь и душа Емельянова.
 
Какими нежными и яркими красками прорисован этот человек. Ни для какой исторической справки не пригодились бы эти строки тончайшей, пронзительной лирики исходящей из уст лжецаря:

Мне нравится запах травы, холодом подожженной,
И сентябрьского листолета протяжный свист.
Знаешь ли ты, что осенью медвежонок
Смотрит на луну, как на вьющийся в ветре лист?
По луне его учит мать
Мудрости своей звериной,
Чтобы смог он, дурашливый, знать
И призванье свое и имя.
………………………..
Я значенье мое разгадал…

Но если Царь на Руси от Бога, то царский урядник ничем не лучше обычного казака, и его «кувшинное рыло», в сознании взбудораженных казаков не овеяно никакой «неприкосновенностью». Вследствие этого, путь его на осину краток и лаконичен.

Приветствую тебя, мятеж свирепый!
Что не могли в словах сказать уста,
Пусть пулями расскажут пистолеты. 

Все мы, читатели ищем в книжках накала, экспрессии сюжета, а так же образного и захватывающего «вкусного» Слова. В поэме «Пугачев», у Есенина появилась прекрасная возможность, искусно сплетая первое со вторым, излить в поэтической форме все свои восторженные и грустные чувства к родине и соотечественникам.
Наступил момент, объяснить читателю причину, по которой автор воспользовался сомнительным правом прикасаться к национальному
литературному сокровищу. Дело в том, что 25-го января благодарные поклонники таланта Владимира Высоцкого отмечали его семидесятипятилетнюю годовщину. Так вот роль Хлопуши, сыгранная Высоцким на сцене Театра На Таганке в спектакле Юрия Любимова «Емельян Пугачев», по моему мнению, существенно отразилась на художественном уровне и стилистике последовавших затем произведений барда.

«В синем небе колокольнями проколотом,
Медный колокол, Медный колокол
Толь возрадовался толи осерчал.
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал…»

Владимир Высоцкий не сыграл Хлопушу, он прожил вместе с ним, с его отточенным Есенинским гением языком, ярчайшие мгновения собственной жизни. Повторюсь, что стилистика текстов песен поэта радикально переменилась с момента той самой роли.
Монологи Хлопуши это непревзойденный шедевр истиной поэзии:

Я три дня и три ночи искал ваш умёт,
Тучи с севера сыпались каменной грудой.
Слава ему! Пусть он даже не Петр,
Чернь его любит за буйство и удаль.
Я три дня и три ночи блуждал по тропам,
В солонце рыл глазами удачу,
Ветер волосы мои, как солому, трепал
И цепами дождя обмолачивал.
Но озлобленное сердце никогда не заблудится,
Эту голову с шеи сшибить нелегко.
Оренбургская заря красношерстной верблюдицей
Рассветное роняла мне в рот молоко.
И холодное корявое вымя сквозь тьму
Прижимал я, как хлеб, к истощенным векам.
Проведите, проведите меня к нему,
Я хочу видеть этого человека…

На переломе сюжета Пугачевского Бунта, Есенин тоньчайше подмечает некоторую детскую растерянность в повстанцах, когда они готовы мистифицировать все, что вокруг происходит и верить всем, без исключения слухам. Эта черта, в той же степени, что и описанные ранее, присуща Русскому характеру. Опять поэт своей редкой проницательностью попадает в десятку:

Около Самары с пробитой башкой ольха,
Капая желтым мозгом,
Прихрамывает при дороге.
Словно слепец, от ватаги своей отстав,
С гнусавой и хриплой дрожью
В рваную шапку вороньего гнезда
Просит она на пропитанье
У проезжих и у прохожих.
Но никто ей не бросит даже камня.
В испуге крестясь на звезду,
Все считают, что это страшное знамение…

Страх ответственности за содеянное, слезает буквально с плеч бывших смутьянов. Он никуда не исчезал, всегда был с ними рядом. В этом парадокс чувства вины, как основного императива сознания русского человека. Подите попробуйте заставить сокрушаться в содеянном бюргера, что во время войны отправлял в крематорий сотни жертв нацизма. Он приказ исполнял и все! Взятки гладки.
А Русский человек готов поплатиться и за то, чего не совершал вовсе.
Вместе с раскаянием, герои уже испытывают страх потери собственной жизни. Она, эта потеря возникает перед ними внезапно и с такой пугающей очевидностью, что во имя спасения они готовы на гнусное предательство.

Я хочу жить, жить, жить,
Жить до страха и боли,
Хоть карманником, хоть золоторотцем,
Лишь бы видеть, как мыши от радости прыгают в поле,
Лишь бы слышать, как лягушки от восторга поют в колодце.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради Бога, научите меня, Научите меня,
и я что угодно сделаю, сделаю что угодно,
чтоб звенеть в человечьем саду!

Они предают своего бывшего кумира, с той же бесконечной наивностью полагая, что предательство не есть предательство, а лишь акт восстановления справедливого, установленного Богом порядка, против которого они по великой глупости своей выступили. Цена их раскаяния – жизнь Емельяна. И поэт, описывая финальную сцену, не стремиться к революционному пафосу, или к душераздирающим картинам пыток и казни Пугачева. Вместо этого, он снижает градус до того начального уровня на котором Емельян беседовал со сторожем вначале поэмы. Речь его вновь грустна и метафорична. Смирение побеждает и его буйный нрав…Во всем что с ним случилось он обвиняет Осень.

Кто так страшно визжит и хохочет
В придорожную грязь и сырость?
Кто хихикает там исподтишка,
Злобно отплевываясь от солнца?
Это осень вытряхивает из мешка
Чеканенные сентябрем червонцы
Да! Погиб я! Приходит час…
Мозг, как воск, каплет глухо, глухо…
Это она!.. Это она подкупила вас,
Злая и подлая оборванная старуха.
Это она, она, она, разметав свои волосы зарею зыбкой,
Хочет, чтоб сгибла родная страна
Под ее невеселой холодной улыбкой…

И Пугачев, в точности копируя предавших его, сводит смысл происходящего к фатальным, вечным категориям. Да, была весна и веселое лето, но осень, тем не менее, все расставляет по местам.

Мне думается, это Есенинское исследование, в какой-то мере приоткрывает глаза и на жизнь общества современной России. В  любом случае, дорогой читатель, надеюсь, что эта работа подтолкнет кого-нибудь к полке с книгами, а тлеющие вокруг нас угли сомнительных реформ образования  не повлияют на нашу память и не выжгут из нее, в угоду современности, великие имена Русских литераторов…


Рецензии