Алый цвет совершенства
- Девочки, выходим на поклон.
Звонкий голос принадлежал преподавательнице балетной студии Варваре Петровне.
- Ну всё, Илонка, начинается твой кошмар, - ухмыльнулась девушка, стоявшая рядом и поправлявшая купальник.
- Ничего, трудности закаляют.
Послышался звук фортепиано. Илона, наскоро, надела балетные тапочки и поспешила на выход. Все двенадцать учениц, уже стояли в зале.
- Быстрицкая! Тебе персональное приглашение надо? Ты почему опаздываешь?
Не дождавшись ответа, Варвара Петровна кивнула:
- Приготовились.
Раздались первые аккорды классической музыки. Каждый урок начинался с поклона.
- Хорошо, - громко сказала преподавательница, - встаём к станку.
Девочки подошли к двойному станку: один находился чуть ниже второго, и предназначался для растяжки и для занятия младшей группы.
- Разминка.
Итак, начинался очередной урок по освоению балетного мастерства.
- Плечи развернули, спина ровная, - гремел по залу голос преподавателя.
Илона, вытянутая как струна, сосредоточенно выполняла упражнение. Первый раз, в этот зал, её привела мама, в девятилетнем возрасте. Тогда ещё девочка не была увлечена балетом, ей просто было интересно. В тот день, в этом зале, собралось много родителей, которые привели своих детей на просмотр. Всё было по настоящему и по - взрослому. Каждую девочку просили выполнить несколько упражнений. Затем ставили к станку, смотрели на осанку, ноги, стопы. Проверяли гибкость ребёнка. И те, кто прошел отбор, чувствовали себя немного в превосходстве над теми, кто его не прошел. А потом, когда отбор закончился, началось самое интересное. Всех детей собрали в круг. Преподаватель, тогда ещё была другая, Ольга Викторовна, встала в середину круга и, с серьёзностью в голосе, торжественно произнесла:
- Поздравляю вас, с поступлением в балетную студию. Вы все талантливые дети и, очень скоро, станете талантливыми балеринами. Но, что бы это произошло, необходимы трудолюбие, работа над собой и целеустремлённость. А по сему, сейчас, мы вместе произнесём клятву, которую постараемся не нарушать. – Она выдержала театральную паузу и обвела всех взглядом. На неё с восторгом смотрели множество детских глаз, в которых читалось любопытство и готовность принадлежать к числу избранных. Ольга Викторовна чуть улыбнулась и продолжила:
- Громко говорим слово «клянусь», когда я буду заканчивать предложение. Итак: Клянусь, что буду усердно работать над собой, - она кивнула головой и детские голоса выкрикнули в унисон:
- Клянусь!
- Хорошо, - одобрительно улыбнулась Ольга Викторовна, - идём дальше. Клянусь, что на каждом занятии, я буду работать в полную силу!
- Клянусь!
- Клянусь, что буду ставить перед собой цель добиться совершенства в балетном мастерстве!
- Клянусь!
- Клянусь, что не буду есть сладкого, - Ольга Викторовна озорно взглянула на подопечных.
На этот раз, хор голосов был не таким стройным:
- Клянусь, - вяло ответили дети.
- Ну, иногда, конечно можно. Но, совсем чуть-чуть, - приободрила их преподаватель. – Клянусь следить за своим весом и не переедать на ночь!
- Клянусь!
Вспоминая это, Илона улыбнулась. Конечно, все эти клятвы были в несколько шутливой форме, однако в подсознании они отложились прочно. Потом была подготовка к первому уроку, и как это происходило, казалось девочке волшебным. Мама купила ей белый купальник, к нему пояс из толстой резинки, который украсила золотыми нитями. И такой красивый пояс был только у Илоны. Вообще, потом, в будущем, на все концерты мама дополняла все Илонины костюмы различными узорами из блёсток, конфетти и бисера. И, поэтому, её костюмы были самыми красивыми. Однажды, подготавливаясь к очередному концерту, девочкам раздали пышные, длинные юбки, состоявшие из нескольких слоёв тончайшей вуали. И Варвара Петровна сказала, что бы дома, все украсили юбки самостоятельно, так как костюмеры не успевают в срок. Каждой девочке достался свой цвет. У кого голубой, у кого салатовый. Илоне достался розовый цвет юбки. Мама щедро обклеила её блёстками и когда, в день концерта, Илона надела её, Варвара Петровна ахнула и зло выкрикнула:
- Быстрицкая! Что это такое?!
Илона посмотрела на остальных девочек. У всех юбки были невзрачными, с малым количеством блёсток. Её же юбка выделялась из всех. Ярко розовая, газовая, с россыпью блёсток – настоящее произведение искусства.
- Но, это же красиво и со сцены будет хорошо смотреться, - сказала Илона.
- Поспорь мне ещё здесь. Девочки, быстро обдирайте ей блёстки, скоро выход!
Видя, с каким злорадством соратницы принялись за дело, на глаза невольно навернулись слёзы. Было очень жаль маминого труда. Кажется, с этого всё и началось. Почему Варвара Петровна стала к ней предвзято относиться, девочка не понимала. Все знали, что у преподавательницы есть свои любимчики, которых она ставит во все танцы и на главные партии. Была в классе девочка – Гуля Устимова, и Илона всё никак не могла понять: как Варвара Петровна может ставить её на главные роли? Ведь у девочки был лишний вес, она еле справлялась с обычными упражнениями, не говоря о том, что с таким весом, преподаватель пыталась поставить Гулю на пуанты. Из-за того, что её ставят во все ведущие танцы, и что учитель превозносит её над другими, Гуля стала задирать нос и презрительно относиться ко всем остальным. Она собрала вокруг себя свиту, и с тех пор, класс разделился на группы. Как это обычно и бывает везде – в школах, компаниях. И только спустя несколько лет, Илона поняла причину горячей любви Варвары Петровны к Гуле. Как то, после окончания урока, Илона задержалась в зале и, собиралась уже идти в раздевалку, но увидела, как в зал входит Гулин папа. Сама не зная почему, Илона осталась стоять на месте. Говорил мужчина очень громко:
- Дорогая моя Варвара Петровна, всё уже готово.
- Спасибо Вам большое, - послышался благодарный голос преподавательницы, в котором, на этот раз, не было и оттенка злости и недовольства, как это обычно бывало.
- Ну что Вы, не стоит. Вы, только, говорите, что Вам нужно, и я всё быстро достану.
Дальше Илона не стала слушать и быстро направилась к раздевалке. Так вот в чём дело! Придя домой, девочка обо всём рассказала родителям.
- Ничего, Илоночка, зато у нас всё честно.
А папа, потрепав её по волосам, добавил:
- Такое, к сожалению, бывает в жизни. Но ты не смотри на таких людей, на их поступки.
Так, Илона поняла, что не всегда можно полагаться только на свой талант и труд.
День, когда пришла партия пуантов, Илона не забудет никогда. Как и тот день, когда она впервые надела белоснежную пачку.
- Берём, каждая свой размер, по две пары, - громко говорила Варвара Петровна, - дома, сами, пришьёте атласные ленты. Одна пара – для выступления, другая – для репетиции. Всем понятно? Девочки дружно кивнули, но на неё не смотрели. Всё их внимание было поглощено к прекрасной балетной обуви. Илона нашла свой размер пуант и, благоговейно, прижала их к груди. В магазине не оказалось розовой атласной ленты, в наличие была только ярко алая. Но, делать было нечего, надо было брать, так как на следующий день была репетиция, а Варвара Петровна не потерпела бы отсутствия самого главного элемента в балете. Придя, на следующий день на репетицию и надев пуанты, Илона вышла в зал.
- Быстрицкая, - Варвара Петровна закатила глаза и громогласно гаркнула:
- Что это за цвет?
- В магазине другого не было, - опустив глаза в пол, тихо ответила Илона.
- Все нашли, а ты нет!
- А я – нет! – немного громче ответила девочка и прямо посмотрела в глаза преподавательнице.
- Значит, я снимаю тебя из «весенних цветов», на сегодня ты свободна.
Илона закусила губу. «Весенние цветы» - первый танец, который танцевался в пуантах. Это была её мечта – выйти на сцену, не в балетных тапочках, а в розовых, атласных пуантах. Ещё немного и на глаза навернуться слёзы. Нет! Этого допустить нельзя. Вдруг вспомнился образ Ольги Викторовны. « - Клянусь, что буду ставить перед собой цель и добиваться совершенства в балетном мастерстве!»
- Но, я могу здесь, с краю позаниматься? – вдруг услышала она свой собственный голос. Варвара Петровна удивлённо взглянула на ученицу. Немного помолчала и «бросила»:
- Как хочешь.
- Спасибо, - громко ответила Илона и стала разминаться. Репетиция шла своим ходом, а Варвара Петровна, иногда, бросала любопытные взгляды на девочку, которая сосредоточенно и с наслаждением, занималась возле станка. Это было первое занятие в пуантах, и Илона чувствовала себя настоящей балериной. После такого усердного занятия, пальцы на ногах были стёрты в кровь, а на некоторых пальцах образовались большие кровяные мозоли. Но, как известно, искусство требует жертв.
- Быстрицкая! Где ты там витаешь? Разминка давно закончилась. – Варвара Петровна выкрикнула эти слова, прямо в ухо девушке, отчего Илона вздрогнула.
- Повернулись. Деми плие.
При этом, она ударила девушку по руке.
- Ниже опусти. Или занимайся, или иди, мечтай в другое место.
Илона сосредоточилась на упражнении.
По окончании занятия, Варвара Петровна громко сказала:
- Не расходимся, у меня к вам объявление.
Девушки стали тихо перешептываться.
- Хочу всех поздравить, через две недели, мы вылетаем в Москву, на гастроли.
-Ура! – дружно вскрикнули балерины.
- Но, поедут не все.
Девушки сразу притихли.
- Сейчас я назову фамилии, кто удосужился этой чести.
Варвара Петровна взяла листок.
- Список касается всех трёх групп. Итак: Бравитская, Мартынова, Устинова, Колышева, Матина, Соколова…
Прочитав ещё с десяток фамилий, женщина остановилась. Илоны, в этом списке, не было. Девушка опустила глаза в пол.
- И, Быстрицкая, - с каким то сарказмом, добавила Варвара Петровна.
К Илоне подошла приятельница Таня Соколова и обняла её за плечи.
- То есть, все те, кто принимает участие в большинстве нашей программы. На сегодня всё. Завтра репетиция. Без опозданий. – С этими словами, Варвара Петровна, покинула зал.
- Надо же, и бездарностей берут, - фыркнула Гуля, окинув обнявшихся подруг, презрительным взглядом.
- Ты, для начала, вес сбрось, а то пуанты треснут, - ответила Илона.
- Что ты сказала? – Гуля подошла к девушке.
- Что слышала.
- Ой, Гуль, оставь ты этих убогих, нашла на кого время тратить, - сказала одна из пресмыкающихся.
- Ладно, живите, но не вякайте, - ухмыльнулась Гуля и царственно удалилась в раздевалку.
Илона хотела ответить, но Таня удержала её за руку:
- Пожалуйста, не надо. Не обращай внимания.
Две недели репетиций пролетели быстро. Перед вылетом стало известно, что заболела Маша Колышева и её придётся срочно заменить. Так как все ведущие партии и главные танцы были заняты Гулей и её свитой, другие девочки меньше были заняты. И, поэтому, когда Варвара Петровна объявила, что заболевшую Машу будет заменять Илона, все очень удивились. Потому что, все знали, как относится к девушке преподаватель. Была удивлена и сама Илона, но в тоже время она была очень рада, что из двенадцати программных танцев, она будет задействована в девяти. Наконец то, она наденет и пуанты, и белоснежную пачку. И произойдёт это всё в Москве! Прилетев в столицу и разместившись в гостинице, первым делом был прогон программы, так как предстояло выступление в Останкино. Всё шло, как по маслу. Наконец, начались дни выступлений. Илона выкладывалась по максимуму. За кулисами стояли люди, которые помогали переодеваться в концертные костюмы, так как времени между танцами, было немного. Закончив одну партию, Илона забежала в гримёрку, что бы переодеть костюм. И когда она стала надевать платье, то с ужасом увидела, что все пуговицы, на спине, срезаны. Помощники не растерялись и нацепили сзади, целую пачку булавок. На следующий номер, оказалось, что на пачке не достаёт пару крючков, но и тут Илоне помогли выйти из положения. Когда Варвара Петровна увидела, что творится с костюмами Илоны, она рвала и метала. Кто всё это делал, девушка догадывалась. Но, благодаря усилиям закулисных помощников и способности взять себя в руки, Илона преодолела все эти козни. Так случилось, что на гастроли поехала и Виола Никандровна – преподаватель младших классов. Чудесный, добрый и понимающий человек. Многие девочки жалели, что не она ведёт у них уроки. И, когда Виола Никандровна увидела, как танцует Илона, она подошла к ней, после концерта и сказала:
- Илоночка, у тебя большие способности! Тебе обязательно надо, после окончании студии, поступать в балетное училище.
Девушка с благодарностью посмотрела на женщину. Наконец то, преподаватель, пусть и не свой, признал в ней талант и сказал такие замечательные слова.
- Спасибо Вам большое, Виола Никандровна. Вы – замечательный человек!
Женщина улыбнулась, мягко похлопала Илону по руке и ушла. Девушка ещё долго стояла и смотрела ей в след.
Не смотря на то, что казалось будущее Илоны предрешено (девушка хотела поступать в балетное училище), жизнь, однако, распорядилась совсем по-другому.
В просторном кабинете, в кожаном кресле, за массивным столом, сидела молодая, красивая женщина. Она деловито просматривала, какие то бумаги, когда в дверь постучали.
- Разрешите?
- Да, пожалуйста, проходите.
Женщина подняла глаза и посмотрела на вошедшую посетительницу.
- Илоночка! – воскликнула пожилая дама, - сколько лет прошло!
- Здравствуйте, Варвара Петровна, - Илона встала, - кажется, лет двадцать.
- Точно, двадцать лет.
- Вы проходите, присаживайтесь.
Варвара Петровна присела на стул и посмотрела на Илону.
- Значит, ты и есть тот самый специалист от Бога, о котором я столько наслышана?
- Ну что Вы! - улыбнулась Илона, - не надо преувеличивать. Я просто люблю свою работу.
- А как же балет? Я думала, ты пойдёшь с ним по жизни дальше. С твоими то, данными…
Варвара Петровна осеклась и, вдруг, вся поникла.
Илона внимательно посмотрела на свою, бывшую, преподавательницу. Женщина не испытывала к ней ни злости, ни обиды. Благодаря таким людям, как Варвара Петровна, происходит закалка характера. Кто сильный – тот не даёт себя загнуть, навешать ярлыки, комплексы. Кто слабый – тому тяжелее, если на его пути попадаются такие люди. Но, как бы то ни было, а своё обучение в балетной студии, Илона вспоминает с благодарностью и теплотой. Что бы там ни было в прошлом, а эти воспоминания греют ей душу. Да, она не стала балериной, но зато, тот период был в её жизни. Она закалила свой характер, научилась выстаивать, научилась идти к своей цели. И она благодарна всем, кто был в тот момент на её пути, в её жизни. Всем! И даже Варваре Петровне. Илона мягко улыбнулась и, протянув руки, взяла шершавую ладонь женщины.
- У каждого, в этой жизни, своё предназначение. И я своё, как видите, нашла.
- Простишь ли ты меня? – Варвара Петровна взглянула на Илону, полными слёз глазами. – Я не знаю почему…Я, как будто, завидовала тебе. Твоей молодости, твоему таланту…- пожилая женщина всхлипнула, - и хочу тебе сказать, ты была лучшей ученицей, и подавала большие надежды. Ты могла стать совершенством! Это всё из-за меня!
- Ну что Вы! Перестаньте!
Илона налила воды в стакан и поставила перед посетительницей.
- Это полностью мой выбор, и я очень им довольна. Так что, прощать мне Вас не за что, а лучше дайте мне свою карту.
- Да, конечно.
Варвара Петровна суетливо достала из сумки, свою медицинскую карту и протянула Илоне.
- Саркома у меня, деточка, - и она горько расплакалась.
Накапав успокоительных капель в стакан с водой, Илона велела женщине выпить. Пролистав карту и отложив её в сторону, с мягкой улыбкой она произнесла:
- Всё, у нас, будет хорошо. Лечение будет долгим, но успешным. Запомните это и усвойте – что всё будет хорошо! Вот увидите!
Благодарное выражение глаз и светящаяся в них надежда, были ответом.
Жизнь учит нас, закаляет, ведёт. Что бы проходить трудности, надо себя постоянно тренировать. И прежде всего – морально и духовно. Укреплять свой внутренний стержень. И, немаловажным, а может быть и главным умением в жизни, которым надо овладеть в совершенстве, является умение прощать.
Свидетельство о публикации №214030101192