В Шанхай

Продолжение рассказа «Из Гонконга».
В Шанхай прибыли на следующий день в сильный дождь. «Хорошая примета» подумали мы, «тропический тайфун» - заявил местный гидрометеоцентр чуть позже, когда мы добрались до гостиницы. Памятуя о том, что обратные билеты еще не куплены, мы решили сразу на вокзале их приобрести. И тут же столкнулись с суровой китайской действительностью: никто не говорил по- английски. Практически никто. Объяснить что именно тебе нужно невозможно, так как несмотря на все приготовления и подробные списки вещей при укладке чемоданов русско-китайский разговорник так и остался дома. С грехом пополам кто-то направил нас в кассу для иностранцев. К ней выстроилась огромная очередь из китайцев, среди которых белым бегемотом возвышался американский дядечка предпенсионного возраста. В ходе недолгой беседы выяснилось следующее: кассой мы не ошиблись , она действительно для иностранцев. Для иностранцев существуют отдельные кассы не потому что местному КГБ так проще шпионов отслеживать, а потому что каждый англоговорящий кассир – на вес золота. Все китайцы стоящие в нашей «интуристской» очереди не ошиблись: просто местные кассиры говорят на местном кантонском диалекте или официальном пекинском (мандарине) , а китайцы в очереди – на всех остальных, причем диалекты абсолютно взаимно непонятны. Сразу вспомнились потуги украинских националистов считать украинский язык самостоятельным, а не диалектом русского... С точки зрения бытовой логики (а иногда и государственного строительства) если два человека способны вести содержательную беседу на любую тему, не прибегая к услугам переводчика, значит они говорят на одном языке. Вот у китайцев так явно не получается, а все равно считается что они все говорят по-китайски.

 Ладно, встали в очередь, через некоторое время выяснили что стоять придется долго, под дождем, а мы уже порядком устали и промокли, поэтому возникла гениальная идея заказать билеты через портье в гостинице, благо отель был 5 звезд. Взяли такси, поехали в отель. Первое, что поразило: в кабине такси на подголовниках стоят экраны, непрерывно показывающие рекламу. Причем азиатская реклама отличается от европейской или российской: никакой приятной тихой музыки и улыбающихся девушек, вместо этого непонятные истеричные вопли, кислотные цвета и пульсирующая картинка с иероглифами. Пока найдешь как выключить – уже доедешь до места назначения. Кстати, во всех гостиницах на ресепшене есть карточки-визитки с названием отеля на английском и иероглифами, а так же схемой проезда. В нашей гостинице были даже напечатаны памятки «Я хочу поехать....» далее следовал список достопримечательностей с переводом для таксистов. Такси в Шанхае очень недорогое, все ездят по счетчику, единственное, нужно проверять что водитель этот счетчик включил, а при посадке сразу сказать «таксометр, ОК?» Этого достаточно чтобы пресечь возможное жульничество. Я буду еще много раз в течении этого рассказа описывать стороны жизни, в которых китайцы смогли нас обойти, и начну с такси. Во-первых, как уже говорилось, такси дешевое, во-вторых их очень много в любое время суток и в любом месте, проблем с машинами нет. В-третьих, сами машины: это фольксвагены пассаты первого поколения, произведенные и модернизированные в Китае. Все работают на газу, все покрашены в два цвета. Машина изначально очень удачная, комфортная для пассажиров и недорогая.

 В Шанхае живет более 20 миллионов человек, это самый большой город на Земле. Материальное благосостояние простых китайцев таково, что очень многие в состоянии купить автомобиль, а это неминуемо привело бы к огромным пробкам и катастрофическому загрязнению воздуха. Поэтому помимо того что покупатель платит за авто, он еще обязан приобрести разрешение (т.е. номерные знаки). Для Шанхая это 10000 долларов, если не ошибаюсь, сумма большая, чем цена самой машины. Ну это Шанхай, город по мнению самих китайцев капиталистический, вот в Пекине поступили проще: каждый год выделяется квота на покупку новых автомобилей, и все желающие могут поучаствовать в лотерее. Выиграл- иди покупай, не выиграл –жди следующего раза и может быть тебе повезет. В Гонконге проводят аукцион на право покупки машины...В Сингапуре машину нельзя купить, если у вас нет оформленного парковочного места. И тоже нужно покупать разрешение на приобретение автомобиля. Теперь вопрос к зрительному залу: «Вам все еще кажется слишком жестким решение московской мэрии о введении платной парковки в пределах Садового кольца?»

 Дождь зарядил всерьез и надолго, самым ходовым товаром стали зонтики. При входе в любую станцию метро стоял целый воз, нагруженный ими. Тайфун всегда сопровождается сильным порывистым ветром, поэтому зонты обычно долго не живут: ветер их ломает, и приходится покупать новый. Все наверное помнят рекордное наводнение в Хабаровском крае и Амурской области в прошлом, 2013 году. Так вот, с китайской стороны границы было все значительно печальнее, там и счет переселенцев шел на миллионы, и зона подтопления была в разы больше нашей, так что Россию в то лето зацепило только краем. А год был рекордным на тайфуны в Китае. Вот в зону такой непогоды мы и попали. Самолеты перестали летать, поезда стали задерживать на сутки, но город продолжал жить обычной жизнью: метро работало, магазины и офисы тоже, хотя дожди были такой силы что в нашем номере, расположенном в одном из небоскребов, через герметичные стекла стала просачиваться вода. Персонал гостиницы походил-посмотрел-поохал и посоветовал нам класть на подоконник полотенца, чтоб на пол не капало. И это 5-ти звездочный отель, международная корпорация!!! Все корректирующие меры в конце концов полотенцами и ограничились. Ну вот, несмотря на непогоду, супруга отправилась на работу в офис, а я пошел осматривать город.

Сказать что я был удивлен – значит серьезно недооценить те чувства, которые я испытывал: нас всю жизнь приучали к мысли о том что у нищих китайцев все второсортное и убогое, что это нация как максимум тянет только лишь на роль «младшего брата», что самостоятельно эти маленькие некрасивые люди не способны ни на что, только криво копировать чужие изделия и продавать их за гроши на барахолках. Я стоял посреди города будущего, созданного как будто для гигантов. Все вокруг было огромное: широченные магистрали, небоскребы фантастических форм, какие-то невероятные мосты. Все было новым, блестящим, красиво (может быть чересчур красочно) освещенным. Метро намного современнее чем в Париже и Лондоне, количество станций в разы больше чем в Москве, футуристические поезда... Автоматы по продаже билетов в подземке превосходят по техническому оснащению большинство наших банкоматов. Открою маленький секрет: многие жители Шанхая не одеваются на барахолках, они покупают вещи в тех же самых магазинах что и москвичи: Zara, Banana Republic, Levis, British House. Я не уверен что в Москве есть фирменный Apple Store. В Шанхае он есть и забит хипстерами под завязку. И все эти вещи стоят столько же или даже дороже чем в Москве, но от покупателей отбоя нет. В Китае не проблема купить поделку очень высокого качества: самый большой рынок подделок расположен прямо под зданием горкома коммунистической партии, в подземном торговом центре, состоящем из сотен магазинчиков, которые в России почему-то принято называть «бутиками». И тем не менее как только доход позволяет, эти люди приобретают настоящие вещи, видимо где-то глубоко внутри уязвленное самолюбие требует подтверждения собственной состоятельности.

 Видимо похожее чувство + национальная гордость заставили китайцев создать один из самых больших и замечательных музеев, в котором я когда либо побывал. Это музей китайского искусства. Обычно художественные музеи не формируются сугубо по национальному признаку (единственное известное мне исключение – Третьяковская галерея в Москве). Здесь же под одной крышей собрали все: археологические находки бронзового века, картины, каллиграфию, мебель, нумизматику, скульптуру и даже архивные фотографии. Датируется все это в интервале от 6 тыс до н.э по середину 20 столетия нашей эры. Вход бесплатный, в огромном здании 4 этажа заполнены артефактами и предметами искусства такого качества что даже не возникает сомнения в превосходстве китайской технической и творческой мысли над современниками. Очень рекомендую к просмотру, особенно отдел античной бронзовой скульптуры. Ничего подобного Европа не создавала вплоть до недавнего времени.

Город стоит на реке Янцзы, недалеко от места ее впадения в море, поэтому река полноводная, в черте города оживленное движение больших и малых кораблей, включая круизные лайнеры. На правом берегу расположен деловой район со всеми знаковыми небоскребами, включая самое высокое строящееся здание на земле и первый в Шанхае небоскреб Аврора, на левом берегу находится набережная и район с типично китайским названием «Бунд». Для читателей, незнакомых с немецким или идишем поясню: «Бунд» означает союз, съезд, сбор, федерацию. В 30е годы несколько десятков тысяч немецких евреев переехало в Шанхай, спасаясь от геноцида. К тому времени в городе уже существовала многочисленная торговая европейско-американская община, в которую евреи и влились. Вот эту пеструю смесь «белого» населения они и стали называть «Бундом». Район и набережная застроены вполне в европейском стиле 1920-30 годов, с высоченными по тем временам зданиями. Для примера упомяну лишь один факт: звание крупнейшего универмага за пределами США в 1930 году принадлежало 8-ми этажному магазину в Шанхае, построенному именно в этом районе. Так что китайское экономическое чудо возникло далеко не на пустом месте. После победы коммунистов в гражданской войне в 1949 году евреев и след простыл, большинство уехало в США и Австралию, а вот название осталось, правда только в сознании иностранцев: китайцы этот район называют совершенно по другому, и в ответ на просьбу, обращенную к таксисту, отвезти Вас в Бунд Вы получите скорее всего лишь недоуменный взгляд. Набережные по обоим берегам залиты светом, круизные корабли тоже, и вот на этом фоне вызывают оторопь огромные грязные грузовые баржи, идущие на всех парах (если такой эпитет можно применять к дизельным двигателям), и освещенные одной только лампочкой , висящей на мостике. Иногда даже навигационные огни (красный и зеленый, обязательные на любом судне для определения направления его движения в темноте) отсутсвуют. Каким образом им удавалось избегать столкновений на форватере, загруженным как Ленинградское шоссе в Москве, мне до сих пор непонятно.

 Шанхай удерживает мировой рекорд по рождаемости. Не спешите улыбаться и говорить про себя «знаем, знаем...» В Шанхае самый низкий уровень рождаемости в мире. На каждую женщину детородного возраста приходится 0.6 ребенка. В Германии 1.4, в России 1.5, в среднем по Китаю – 1.6. Политика «одна семья – один ребенок» дала свои плоды, да еще какие! Моя супруга рассказывала про такой эпизод: зашла она в один из магазинов, а там продавщица кричит на плачещего мальчишку лет 7. На вопрос в чем пацан провинился, она ответила что парень очень хочет маленькую сестренку, а это невозможно, потому что «с работы уволят, за все платить придется по коммерческим ценам, и т.д.» Когда в ходе завязавшегося разговора жена рассказала про наш декретный отпуск и родительский капитал, китаянка не могла поверить: ей казалось невероятным что за привилегию иметь двух детей могут еще и платить! При этом Китай считает себя социалистическим государством, а Россия – капиталистическим. Надо заметить что многие азиаты (не только китайцы), с которыми нам довелось общаться в Шанхае, достаточно хорошо представляют себе что происходит в России, и считают Путина эффективным и сильным лидером, говоря о нашей стране и наших порядках даже с некоторой завистью.

 В завершении я хотел бы рассказать как устроен вокзал в Шанхае, так как ничего подобного ни в одной стране мира, где мне довелось побывать, я не видел. Центральное здание представляет из себя огромный бетонный купол, напоминающий формой велотрек, только гораздо большего размера. В центре расположен зал ожидания на несколько тысяч пассажиров: кресла и несколько мелких торговых точек по продаже газет- еды в дорогу (кстати в поездах китайцы едят доширак, точь в точь как наш, даже упаковки похожи) . Попасть в зал ожидания можно только по билетам (они обезличенные, фамилии пассажиров нигде не прописаны), выглядящим как наши билеты для поездок в метро. От зала лучами расходятся выходы к платформам, точное количество выходов не помню, кажется больше 15. Над каждым выходом –свое информационное табло с номером поезда, маршрутом и временем отправления. За 15 мин до отправления у выхода появляется дежурный, открывает турникет, проверяте билеты и пропускает отъезжающих на перрон, где уже стоит поезд. Все четко организовано, никакого броуновского движения как на наших вокзалах, никаких попрошаек, таксистов, выуживающих клиентов, и другой пены большого города. Отправление нашего поезда было задержано на 3 часа, дежурные по вокзалу как обычно практически не говорили по-английски, и только потом, после многочисленных попыток, выяснилось что из-за тайфуна размыло дороги и китайцы изо всех сил стараются восстановить движение. Это им удалось, погода улучшилось, расписание понемногу пришло в норму и обратно в Гонконг мы прибыли на следующий день уже с минимальным опозданием.


Рецензии
Пожалуй ради того большого музея стоит посетить Шанхай...

Андрей Бухаров   29.01.2016 14:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.