Голоса эпох
Да и о чем думать в этом размягченном, после бассейна с горячими минеральными источниками, состоянии?
И вдруг подумалось о... Ироде. Том самом великом и ужасном, чье имя стало нарицательным на все века. Как при нем-то здесь было?
Ибо Ирод, кроме того, что был великим злодеем, был одновременно и великим строителем. Он даже Второй Храм перестроил, а, в сущности, утверждают историки, заново отстроил его.
Так что о такой "мелочи" как обустройство места, где бьют 17 горячих источников с минеральной водой, и превращения его в знаменитый термальный курорт, он не мог не позаботиться. Тем более, что здесь любили бывать римляне, и как не угодить им, своим покровителям?
Да и сам наверняка не раз бывал здесь.
А, может, благоустраивал это место его сын - Ирод Антипа, которому оно досталось после смерти отца? В 18 году новой эры Антипа выстроил недалеко отсюда свою новую столицу, назвав ее в честь римского императора Тивериадой.
Чем дольше я живу в этом городе (пошел уже пятнадцатый год), тем сильнее к нему привязываюсь. Но вовсе не к современной ее части, а к той немногой, которая осталась от древних времен. И не к руинам, но к тому, что хотелось бы услышать за ними, и порою кажется, что - слышу:ГОЛОСА ЭПОХ.
Никакой путеводитель не может заменить их. О чем обычно он рассказывает? Когда построен город, какие постройки памятные сохранились, что в них было, какие события в том или ином веке здесь происходили, какие знаменитые люди жили...
Всё это важно и интересно, но мало трогает душу и тем более сердце. От путеводителя и требовать большего нельзя, как, впрочем, и от экскурсовода.
Впрочем, в данном случае вопрос спорный:всё зависит от того, насколько увлечен он своим ремеслом. Он может и подтолкнуть к тому, чтобы человек потом захотел и самостоятельно что-то узнать, или, наоборот, отбить всякую охоту к дальнейшему познанию.
Моим "экскурсоводом" стала Библия. Не в прямом смысле этого слова:вот я прочла о каких-то местах и пошла к ним. Так голоса эпох не услышишь.
Нет, они пришли ко мне лишь тогда, когда судьбы персонажей стали близкими и неотъемлемыми от собственной жизни, о чем я и помыслить раньше не могла, когда ловишь себя на том, что постоянно думаешь о них и ищешь какие-то новые источники, которые бы позволили проследить их дальнейшую судьбу.
В какой-то степени это наваждение, а, может, и нет, ведь мы, бывшие советские атеисты, всегда были уверены, что человек сам руководит своей судьбой, сам ее выстраивает. Но так ли это?
Прожив первую жизнь в Беларуси, в Минске, разве я думала, что окажусь здесь, и именно в этом городе? Даже несмотря на то, что здесь какое-то время жил мой сын?
Но я бросаю сотрудничество с белорусской службой радио "Свобода" из-за несогласия с ее политикой, я оставляю свою прежнюю жизнь и вдруг решаю уехать. А пока оформляются документы, часто смотрю на...небо, и вижу там картинки:какие-то мудрецы "сидят за столом" и изучают какие-то книги.
И подобная картинка повторяется вновь и вновь. Я в недоумении:что бы это значило?
Теперь я думаю, не была ли это подсказка, чем я должна заняться там, куда я решила ехать, хотя раньше у меня и мыслей об отъезде никогда не было.
И Библией я тоже занялась не сразу, а только спустя два года после приезда, и, кстати, после посещения Минска, который показался мне уже чужим, что неудивительно:Беларусь стала иной, чем была прежде.
Чтение, изучение, одоление - всё, вместе взятое, напоминало некий штурм крепости, когда ворота закрыты, а хочется поскорее открыть их и проникнуть внутрь. Как будто меня кто-то толкал вновь и вновь браться за книгу и продираться сквозь ее тексты, казавшиеся мне непроходимыми дебрями.
Я до сих пор не могу понять и тем более объяснить то лихорадочное состояние, которое овладело мной в тот период. И почему оно вдруг и так внезапно возникло. Может, между ним и теми картинками на небе есть какая-то связь?
Я склонна думать, что есть. Возвращаюсь к прежней мысли. Нам кажется, что это мы управляем своей судьбой, но тогда почему у многих людей она вдруг поворачивается на 180 градусов? И мы этот поворот, выполняем,не сопротивляясь, как будто так и надо?
А не сопротивляемся потому, я думаю, что так было прописано нам в нашей судьбе сверху, и очень важно услышать этот зов и откликнуться на него.
И вот я отдыхаю после бассейна с минеральной водой и лениво продолжаю размышлять о Ироде. Несмотря на то, что он перестроил Второй Храм, сделав по сути великое дело, верующие иудеи и законоучители не любят вспоминать о нем. И вовсе не потому, что Ирод был великим злодеем, умертвил массу народа, в том числе двух своих сыновей и одну из жен, а потому, что был Идумеянином, хотя и принявшим иудаизм.
То есть, "не настоящим " евреем.
И тут во мне всё восстает. Всякие теории о чистоте крови, от кого бы они не исходили, вызывает у меня гнев. Мой покойный муж был белорусом, и никогда мне не приходило в голову судить о человеке по его национальности, хотя мне из-за моего "пятого пункта" многое в жизни пришлось перенести.
Да и теперь, судя по рецензиям некоторых читателей на опубликованные здесь мои материалы, им неймется из-за него. Бог с ними, пусть это будет на их совести. А я возвращаюсь к библейскому повествованию.
Родоначальником племени идумеев был Исав(Эсав), старший сын Исаака. Если верить библейскому тексту, он продал свое первородство брату Иакову за чечевичную похлебку, имевшую красный цвет.
Красный на иврите - адом, отсюда в конечном итоге и пошло название Исава и его рода-племени.
Но я не случайно сказала:если верить библейскому тексту. Существует мнение ученых, что всё Пятикнижие Моисея переписал священник Эздра, который приходил в Иерусалим из Вавилонии для постройки Второго Храма (это его потом перестраивал Ирод). И многое в нем "поправил".
Это был фанатик, который потребовал от пришедших из Вавилона вместе с ним евреев оставить своих иноплеменных жен и детей, дабы сохранить в чистоте иудейскую веру.
Смешно, вероятно, относиться к библейскому персонажу как к живому лицу, но именно такое у меня отношение к этому Ездре.Я его просто на дух не переношу:как он мог такое требовать?!
Почему-то я думаю, что он был кастрат, очень желчный и злой человек. И с ним даже не хотели идти в Иерусалим раввины, так что он вынужден был воздействовать на них через персидского царя.
Если этот Ездра и в самом деле переписал всё Пятикнижие, то можно представить себе, сколько всего он туда навтыкал и преподнес это от имени Моисея. Ведь в Бытии прямо сказано: и родил имярек... То есть, глава рода был мужчина, и по нему определяли, к какому роду-племени принадлежит ребенок.
После Ездры стали судить по матери, и никого это не смутило и не смущает до сих пор.
Кроме того, есть еще одно обстоятельство, на которое нельзя не обратить внимание:у Авраама родятся двое сыновей, один от Агари, второй от Сарры, и между ними посеяли вражду.
У Исаака рождаются близнецы - Исав и Иаков, и между ними посеяна вражда.
У Иакова рождается 12 сыновей, но в конечном итоге они делятся на два враждующих государства.
Такое ощущение, что эта вражда насаждалась сознательно, а вовсе не Божий замысел. И я снова грешу на Эздру, который переделав Пятикнижие, усилил те мотивы, которые были ему по душе.
Кстати, в Иерусалиме он жить не остался, а вернулся в Вавилонию. Его ненавидели не только пришедшие с ним евреи, но и местные, которые остались здесь жить после разрушения Храма. От них он тоже требовал навести "чистоту" в своих семьях, но, как потом жаловался Неемия, продолжавший строительство Храма после отъезда Ездры, никто не послушался, даже священники.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №214030101588