Итальянская штучка

               
               
              Моя решительная  двоюродная сестра на своё тридцатилетие  сделала себе серьёзный подарок - мотороллер «Вятка»!
               Накануне она получила от завода участок - садовый. Он и сотни других уютно раскинулись между миусским лиманом и военным аэродромом на окраине Таганрога. С покупкой «Вятки» будущая дача стала доступней. 
              Мотороллер сестра освоила быстро; правда, без падений не обошлось. А всё из-за сцепления. Его мощный рычаг никак не могла выжать  маленькая ладошка. Умельцы завода этот недостаток исправили, и вскоре Алла по-мальчишески задорно гоняла на «Вятке». Поначалу удивлённые взгляды «безлошадников» её смущали, но это длилось недолго.
               Несколько раз ездил с сестрой и папа: наши участки находились почти рядом. Но однажды он категорически отказался от поездок, кратко пояснив: «Стесняюсь». Ясность внесла Алла. Оказалось, что прохожие  трунили над ними  в духе  Маршака:
                Где это видано?
                Где это слыхано?
                Дедушка едет,
                А внучка везёт!
               Произошёл у сестры и забавный случай. Однажды она подвозила своего троюродного дядьку Арнольда. Молодой хохмач, он и тут остался верен себе. Во время одной из остановок родственник незаметно встал на ноги, а  мотороллер с хозяйкой, глухо рыкнув, лихо выскочил из-под Арнольда и без пассажира покатил дальше. Потерю сродница обнаружила не сразу, очень перепугалась и полетела на розыск. Затаившийся же в лесополосе шутник  терпеливо её ждал,  предвкушая весёлую развязку…
             В начале 1961 года Алла вышла замуж, и «Вяткой» управлял уже супруг, но спустя некоторое время о мотороллере ей пришлось забыть и вовсе: она ждала ребёнка.
              А лет через восемь и мне довелось  покорить легендарную «Вятку», и сестре я уже не завидовал.
              Как-то раз в душный летний день к нам в сад нагрянул на мотороллере  новый знакомый семьи Ушаков со своей женою Лерой.  Упитанный, среднего роста, несколько шумный, Ушаков был для нас загадкой. Кем он работал на самом деле и где, мы не ведали, но иногда казалось, что в свои почти сорок лет Женя знает в городе всех и может раздобыть всё. Обычно он приезжал на своей машине «волга», а тут - мотороллер…  Любивший бахвалиться Ушаков выдал секрет, что «аппарат» он прихватил на штрафной площадке ГАИ, у своих друзей. Небрежно брошенная возле нашего «москвича» крутобокая «Вятка» колдовски притягивала…
         - Жень, а научи меня на ней ездить! - наконец-то решился  я.
         - Ты же водишь машину! Бери и учись!  - отмахнулся тот.
                Я поднял мотороллер, удобно уселся, немного замешкался, приглядываясь к рычагам управления… В общем-то, всё было мне знакомо, техники я не боялся, и через пару мгновений  уже находился в пути! Удачный старт и свежий встречный ветер вдохновили меня.  Рванув на первой скорости по дороге мимо садовых участков с кирпичными домиками, я осмелел и перешёл на вторую передачу! Но дорожка, оказывается, вела в тупик, и нужно было поворачивать. Как это делать, я знал теоретически и видел по телевизору. Но, увы, не помогли ни теория, ни лихачески выброшенная в сторону нога, и я рухнул в горячую придорожную пыль… Удивительно, но неудача меня только раззадорила, появился азарт! Попробовал повернуть ещё разок. Получилось! Перепачканный, в одних плавках, бесконечно счастливый и сияющий, как медный грош, я гордо носился мимо садовых участков, помахивая рукой всем на своём пути.         
               Когда  вернулся, Ушаковы уже ждали меня.
               - Ну что, научился? А теперь быстренько отвези нас к Миусу, мы хотим искупнуться, - распорядился Женя. Возражать было бесполезно…
               - Вези, вези,- подбодрила Лера.
               Меня придвинули к рулю, Лера села сзади, вцепившись в новоявленного водителя, Ушаков закрепил компанию, и мы, чуть вильнув, отправились в путь. Свернув с большака на хороший просёлок, я постепенно прибавлял газу, наслаждался скоростью и свободой, а  сомнения мои сами собой рассеялись. Набегавший ветерок обдавал нас неожиданной прохладой, запахами ивняка и камыша с приближавшейся  реки.  Долгожданное лето было в разгаре, моя бесшабашная  юность – в  расцвете…   
               Спустя десятилетия я узнал, что когда-то счастливо разъезжал  чуть ли не на заграничном мотороллере! Наша «Вятка», похоже, была «творчески» скопирована с итальянской «Веспы». Правда, «Vespa»-«Оса» и весила  поменьше, и была покороче. Эта «итальянская штучка» снималась в середине прошлого века в голливудской кинокартине «Римские каникулы». В фильме, замечательной мелодраме, она была под седлом у Грегори Пека, носилась по столичным улицам с самой Одри Хепбёрн!..
               Интригующей и таинственной оказалась история «Вятки», «итальянской штучки», названной  романтично и раскатисто загадочным для того времени словом -  «мотороллер»…


Рецензии