Апокалипсис 11ч. Искусство

Искусство играет такую же роль для эволюции жизни, как и наука для эволюции разума. Искусство в целом отражает стремления и мечтания цивилизации. Это своеобразный игровой полигон для развития у человечества способностей к творению своей жизни. И кроме того – это способ обмена эмоционально-чувственной информацией.

Разные направления искусства являются как бы показателями разных сторон развития жизни или индикаторами.

Например, архитектура – это показатель развития форм деятельности и удобства пребывания на земле. В настоящее время человечеству удобнее всего жить очень скученно, собранно, всем вместе, в маленьких квадратных ячейках, подальше от земли и от матери природы, оторвано от неё. И есть тенденция к ещё большему отрыву от природы, к удалению от земли. Из форм деятельности человечество также предпочитает однообразие и одинаковость. Все бессознательно стремятся заниматься одним и тем же, а уже одно это предопределяет тупик в развитии, - ведь это утрата творческого начала, полета фантазии в деятельности.

Искусство движения или танец – это показатель развития гармоничности тела (или очертаний тела). В настоящее время танцевальное творчество в широкой народной массе как бы совсем сошло на нет. Ещё совсем недавно любое народное празднество или частная вечеринка включало в себя обязательную подвижно-танцевальную часть. А что сейчас осталось? – Порно-танец вокруг шеста в борделях и резкие агрессивные дерганья поп-звезд на сценах. Другими словами, если какая-то часть населения и стремится творчески гармонизировать свое тело, то только для того, чтобы его повыгоднее продать. А большая часть населения застывает и расплывается в аморфной неподвижности. Но это предопределяет тупик развития гармоничности физического тела.

 Я, конечно, помню про аэробику, но она всё же больше относится к спорту, чем к искусству. А у спорта и танцевального искусства разные цели. Искусство – это атрибут эволюции жизни, основной двигатель, если так можно выразиться. Спорт – это двигатель гордыни. Занимаясь спортом, человек подгоняет свое тело под определенные, установленные обществом стандарты с целью быть выше-лучше-сильнее прочих.
 
Изобразительное искусство – это показатель развития видения мира. И поскольку к концу эволюционного этапа разросшаяся до предела борьба за власть над миром рисует в сознании ирреальные картины мира, изобразительное искусство (скульптуру я тоже отнесла к изобразительному искусству) также все дальше и дальше отходит от объективной реальности его отражения. В преддверии апокалипсиса художники отражали (на мой взгляд весьма точно) плавное разрушение гармонии цивилизации – в размытости очертаний импрессионизма, в умышленно резаной раздробленности кубизма, в хронической неадекватности абстракционизма. Но после квадрата Малевича изобразительное искусство постепенно сошло на нет и практически перестало существовать.

 Художественное творчество заменила фотография, которая на первых порах ещё была художественной (то есть какой-то творческий элемент автор вносил), а к сегодняшнему моменту стала чисто рекламной. Действительно, чего там творить-то, если можно запечатлеть то, что есть, простым нажатием кнопки без всяких усилий. Фотография заменила развитие видения мира рекламным навязыванием лживых иллюзий в выгодном ракурсе. Ведь художественное полотно отражало не только зрительный образ чего-то, но и, как бы правильно сказать, чувствование автором этого мира, а фотография этого отразить не может, не несет в себе никакой эмоционально-чувственной информации.

Вербальное искусство – это показатель развития контактов цивилизации, общительности её членов. Чем больше человек читает, тем лучше умеет излагать свои мысли в разговорной форме или в письменной форме, - это как бы тренировка самосовершенствования в контактах. На примере классики, скажем Голсуорси, Бальзака, Толстого, можно увидеть, как люди общались друг с другом, с природой в доапокалиптическую эпоху. Тогда человек вдумчиво размышлял о жизни, о людях, об отношениях, медленно и последовательно развивал ощущение событий, годами пытался адекватно открыть свои чувства. – Классические события объемны и многословны.
 
Современные литературные произведения стали краткими и весьма схематичными. События складываются, как задуманный автором трафарет, персонажи изображаются только такими, которые вписываются в этот трафарет. Читатель с интересом воспринимает эту информацию, накладывая её на свою жизнь, и при этом даже не задумывается, что все действующие лица ирреальны. А далее живет и строит свои отношения уже в этой ирреальности. А если учесть, что в нашей стране наибольшей популярностью пользуются героические триллеры и убойные детективы?? При такой литературе значительно упрощается процесс убийства соседа из-за какого-нибудь пустяка. Тем более, что наши знаменитые литературные «звезды» весьма подробно описывают, как это сделать.
 
Музыкальное искусство – это показатель развития жизненного ритма человека, развития движения жизни. Интересно кто-нибудь задумывался о гармонизации ритмичности своей жизни? Или мало кто знает, что это такое? Вот древние исследователи Востока заметили влияние различных звукосочетаний на изменение течений жизненной субстанции в человеке, - вспомните звуки ОМ, ЛАМ, стимулирующие работу чакр.

Современное музыкальное искусство строится в основном на однообразных звуковых аккордах, исполняемых в очень быстром темпе. Это, конечно, говорит об убыстрении развития движения жизни (то есть, что человек способен развиваться, совершенствоваться, познавать мир, переваривать информацию в более быстрой форме), но при этом выглядит всё как бег по кругу маленького радиуса или конвульсивные дерганья в одной точке. Те, кто устают дергаться, просто лежат на диване и плюют в потолок…

Ещё совсем недавно люди экспериментировали в области музыки, но эти эксперименты почему-то не прижились в обществе. Сейчас уже, наверно, и композитором-то никого нельзя назвать, - все пользуются ранее созданными музыкальными сочетаниями, просто подбирают аккорды под себя.
В современном музыкальном искусстве наметился очень резкий антагонизм между различными музыкальными направлениями. И часто по принадлежности к определенным музыкальным течениям (другими словами – к специфическим жизненным ритмам) общество делится на антагонистичные группировки, презирающие друг друга, а следовательно враждующие. Разнообразие жизненных ритмов в обществе – вещь весьма полезная для развития, и постоянно жить в каком-то одном ритме – это самоограничение, но вражда не дает прочувствовать или временно влиться в иное движение жизни.
В эпоху апокалипсиса музыкальное искусство как бы уже перестало быть искусством, стало просто однообразным фоном существования, иногда отупляющим, иногда стимулирующим, а в рамках социально-экономических тенденций иногда и резко раздражающим своим навязыванием.

Сценическое искусство – это показатель развития самовыражения человека, развитие проявления его в мире. Вариации с проявлением своего индивидуального «Я». В настоящее время человек уже давно не стремится раскрыть своё внутреннее живое и естественное «Я». Сильно приукрашенное, скандально-кричащее, заляпанное стандартным «звездным» блеском и увешанное идиоматическими сплетнями одно единственное «Я» на всех выступает во всех шоу-показухах.

В эпоху апокалипсиса все виды искусства приобретают ярко выраженную тенденцию к слиянию. С одной стороны это как бы подготовка к грядущей эпохе единения (хоть эта мысль ласкает душу!), но при этом они утрачивают своё индивидуальное значение. Самостоятельные направления развития жизни плавно сливаются воедино, но при этом одни направления значительно доминируют над другими. Например, литературное и сценическое искусство, превратившись в кинематограф, сильно затмило архитектурное и танцевальное. В качестве аргумента могу привести небольшой вопрос: чьим произведением считается отснятый фильм? Ведь режиссера же, и ещё группа актёров фигурирует в титрах. А художники оформители, декораторы, люди подбиравшие музыку, операторы, звукооператоры, осветители – это просто подсобные рабочие, всегда на вторых ролях. Хотя казалось бы фильм создается творческим коллективом, а следовательно и авторство должно быть коллективным.

Да и вообще, мне кажется, что искусство перестает существовать как искусство, то есть как средство или инструмент эволюции жизни. Осталась только функция развлечения граждан, проведение досуга, но не творчество. А для развлечения нужны не шедевры мирового искусства, а наиболее ходовые дубликаты прошлых шедевров, тем более где же взять столько шедевров на каждый день.

 Поэтому сняли один фильм «Челюсти», - произвел фурор, - и пошли, и пошли ещё 500 фильмов про акул снимать с аналогичным сюжетом, делая макеты акул всё более и более крупными. Написали Донцова с Марининой по одному нормальному детективу, взяв пример с Агаты Кристи, и вылив себя полностью - читатели скушали с аппетитом, - и давай писать в месяц по роману с одинаковым сюжетом, даже персонажей не меняя для удобства. Наверно, единственное над чем ломают голову перед написанием очередной книги – за что бы ещё можно кого-нибудь убить для сюжета. А Нилов и Селин наверно выйдут на пенсию как сотрудники МВД Ларин и Дукалис.

Ну ладно, развлечение – это развлечение, и бог с ним. Но нельзя забывать, что искусство как таковое несет в себе функцию творения жизни и функцию развития жизни. Фантазируя картины жизни, искусство тем самым предопределяет будущее цивилизации.
 
Люди, какое же будущее мы себе нарисовали???... Триллеры... катастрофы...поголовные убийства... Я уже молчу про настоящую сериально безостановочную одинаковую жвачку…


Рецензии