Чюрлёнис

Не совсем спонтанно  появилось желание рассказать о Микалоюсе  Константиновиче Чюрлёнисе.
 
Простая бытовая сценка, а потянулась ниточка…
Утром забегает соседка.

    - Можно я на вашем компьютере поищу одну улицу, наш завис.
Очень быстро открывает карту Минска.

    - Вот,  улица ЧЮРЛЁНИСА 5,  Московский район, - переносит всё в мобильник, -  не близкий свет, но надо тащиться.
 
Энтузиазма у неё совсем немного даже чувствуется лёгкое раздражение.
А я  почувствовала неловкость. Даже не знала, что у нас в городе есть такая улица.

    - А что  там находится? - удивлённо смотрю на девушку.

    - Новое общежитие Минского государственного лингвистического университета. Там вообще целая студенческая деревня строится. Мой парень срочно в Польшу уехал, попросил сестре из дома посылку передать.

    - Интересно, - скорее себе, чем ей, задаю вопрос, - почему именно здесь и когда появилась улица с  таким  именем?

    - Наверное, это какой-нибудь литовский или польский партизан, там много на переводческом ребят из Вильнюса и Польши. Мой вот тоже перевёлся в Варшаву. Вот такая дидактика, - смеётся милая барышня, которая сама в прошлом году окончила коммерческое отделение университета по международным коммуникациям и туризму.

    - Яна, ты никогда не слышала кто такой Чюрлёнис, правда?

Девушка с удивлением смотрит на мою, как бы это точнее определить,... остолбенелость …точно.

    - Вы, как в том старом студенческом анекдоте…препод решил засыпать студента и просит поименно назвать партизан Минщины, - открыто смеётся.

    - Девочка, дорогая, это не литовский и не польский партизан, а всемирно известный литовский композитор и художник, - радует, что на лице моей визави появилось неподдельное удивление.

    - Надо же, какая я тёмная. А что у белорусов с ним связано? А вы с ним, где пересеклись?

    - Пересекалась-то я с ним на культурном поприще, - улыбаюсь.
 
Начинаю вспоминать и делиться с Яной.
 
    - В 2011 году отмечали  столетие со дня его смерти. Была большая выставка его работ. Большая концертная программа в филармонии. Он был связан с русскими  художниками и композиторами. Наша белорусская интеллигенция того времени тоже с ним пересекалась, - словечко определённо мне понравилось, - вот, наверное, в том году и появилась улица его имени.

    - Мне правда неловко, - оправдывается девушка. Вернусь, зайду, вы мне расскажите подробнее, хорошо?

    - Заходи. И расскажу, и покажу, и дам послушать.
С этого и начался день воспоминаний о том, где и как я с ним пересекалась,… и почему след остался на всю жизнь.

Хорошо помню это необычное жаркое лето… У нас довольно сложный маршрут. Южная Литва.
Первый привал долина Райгардаса - раздольная, окруженная лесами и кустарниками, слабый ветерок нежно колышет густую траву, Первое впечатление, что это рукотворное озеро. Наш проводник, знаток местного фольклора, поведал нам легенды, связанные с образованием этой долины. Именно в этом месте неоднократно менялось русло Нёмана. Здесь с любопытством мы замечали следы староречья. Всё это придавало особую загадочность,  неописуемой красоте ландшафта.

    - Вы вскоре увидите, как уроженец этих краёв наш художник Чюрлёнис запечатлел на своих полотнах красоту этих мест. Он уловил  таинственность и придал долине какой-то особый смысл.

    - А где мы можем увидеть его работы, - наперебой расспрашивали мы нашего проводника.

    - А вот скоро Друскининкай. Это курорт и родина Чюрлёниса.
Мы немного откорректировал свой маршрут, и задержались здесь на пару дней.
Попили лечебную водичку, и чуточку утолили жажду познать подробнее о художнике.

В городе любовно сохранён домик, в котором проживала многочисленная семья Чюрлёниса.
Музей нас просто потряс…
Переступаешь порог, и тебя обволакивают трудно передаваемая красота красок и звуков.
Картины и музыка…..
Такой национальный колорит в своеобразной манере письма художника, такая незабываемая музыкальная гамма…
При этом широта и многообразие его полотен позволяют ощущать, что маэстро черпал вдохновение из многих культур.
Так  и зародился интерес как можно побольше узнать о неординарном художнике и композиторе. Стали собирать пластинки, репродукции его картин.
Сейчас в избытке книг, монографий об этом удивительном человеке.
И здесь, на компьютере … два клика и  … смотри, слушай, читай.*

***

Судьба отпустила Чюрлёнису скупых 35 лет жизни.
Он спешил жить.
Стремился уловить и выразить через краски  и звуки самые сокровенные чувства, передать непостижимую красоту таинственного…
У каждой картины замираешь. Почва уходит из-под ног …
И ты взлетаешь, паря над мирами, созданными этим волшебником.
Кто-то назвал ЕГО – создатель нового космического сознания.
Мир Чюрлёниса, мир визионера, бывает зачастую не доступен обыденному сознанию, но он пробуждает воображение, очищает душу от всего наносного, мрачного и жестокого.
В его картинах почти всюду торжествует оптимизм, живая прекрасная природа и глубокая мысль.
Вся его жизнь, это постоянные поиски нового звука, новых красок, способных отразить красоту и гармонию мироздания.
Разве не назовёшь, всё, что он оставил нам, подвигом подлинно творческой личности: около 400 небольших произведений  для фортепьяно, струнного оркестра и органа, две симфонии и 400 картин…
В прошлом часто бывали в Каунасе. И, конечно же, первый визит к Чюрлёнису…
На отдельном столике там лежал красивый, в кожаном переплёте альбом с откликами о нём известных людей.
Кое-что  переношу из сохранившихся у себя записей.

     «Просто невозможно выразить, как я взволнован этим       поистине магическим искусством,  которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики.  Ромен Ролан».

  «А где же мечта? Мечта где, фантазия где… Почему у нас нет Чурлянисов? Ведь это же музыкальная живопись! М.Горький».

  «Умение заглянуть в бесконечность пространства и вглубь веков делали  Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и  глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства. М. Добужинский».

  «Если бы я был богат, то заказал бы Чюрлёнису гигантские фрески. А. Бенуа».

  «Чюрлёнис был замечательным живописцем. Пожалуй, никто из художников не передавал с таким мастерством ночь и звёздное небо, как это сделал Чюрлёнис в серии картин «Знаки Зодиака». К.Паустовский».

К приходу Яны приготовила папку с репродукциями.
Подумалось, что именно серия «Знаки Зодиака» будет ей более понятны. Нынче–то весьма популярны гороскопы.
Ольга пришла возбуждённая.
   
   – Провела среди девиц в общежитии опрос. Оказалось, трое из пяти хорошо знают кто такой Чюрлёнис. Они тоже смотрели на меня, как на дремучего человека. В конце месяца еду в Вильнюс. Теперь-то уж моё свидание с НИМ состоится.

   - Давай попробуем начать это знакомство прямо сейчас, - включаю Сонаты…, раскладываю листы из папки….

Известно, что Чюрлёнис начинает цикл движения небесных знаков не с Овена, а с Водолея…Он как бы напоминал, что у некоторых древних народов в феврале начинался  новый сельскохозяйственный год, а это и есть начало жизни…
Наблюдаю за лицом барышни.
Традиционные знаки зодиака ей хорошо знакомы.
Но у художника созданы образы каждого знака, причём каждый наделён своим характером и ассоциирует с различными временами года…

    - Надо же, я дева…. «заколдованные девы», - взволнована и не скрывает восторга,-  как романтично. Задумчива дева,… а эти колокольчики. Мои любимые цветы. Я в восторге!

    - А ты обратила внимание, у художника везде присутствует… «Солнце вступило в знак Рыб…знак  Водолея…»?  Это на всех двенадцати листах.

    - Солнечный человек этот художник. Философ. Я в восторге!! Можно я возьму листы переснять - «Дева» и «Стрелец». Стрелец -  это мой парень. Обалденный рисунок. Юноша целится в птицу…Ой-ёё, птица-счастья…А ведь он такой…устремлённый…

    - Яна, я тебе дарю эти листы. У меня в другом альбоме есть эти репродукции.

Разговор проходил на фоне музыки Чюрлёниса.
Девушка прислушивается…

    - До чего же он современен. Как здорово, что вы меня просветили, – на столе замечает книгу «Творчество Чюрлёниса»**, - можно я возьму почитать?

Утвердительно киваю головой.
Яна листает книгу и улыбается.
 
    – А кто вам эту цитату написал? – зачитывает: - «Помни, что исполнятся все наши желания, все мечты. Счастье с нами, а если судьба слегка мешает и стесняет, то уж такая у нее привычка...».

    - Кто-то из тех, кто понимает Чюрлёниса, - улыбаюсь, - мысль-то глубокая.
Вот так и закончился  наш экскурс…

Хочется верить, что теперь ещё одна душа пересеклась с яркой личностью… возможно навсегда.


------------
** В. Ландсбергис «Творчество Чюрлёниса». Изд-во  «Музыка». 1975
*** Коллаж автора.


Рецензии
А я был в Каунасе в его музее. Кстати, в Каунасе со мной произошла одна удивительная история, похожая на правду. Я вскоре её опубликую. А Вам большое спасибо! Видели его картину, там бабочки обжигают крылья и падают? Такая прекрасная картина! А Меладзе всё опошлил, сравнял с "попсой"...

Владимир Чаплин   03.08.2018 18:10     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.
Картину помню.
Жду очерка.
С добром,

Дина Иванова 2   03.08.2018 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 54 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.