История возникновения древнегреческого языка

Древнегреческий язык, исторический экскурс.

Материал в виде справочной информации взят из  учебника
 древнегреческого языка М. Н. Славятинской   2003 год.


 Греческий язык принадлежит к индоевропейской семье языков,

 сложившейся на территории Юго-Восточной Европы

 (или, согласно другой точке зрения, Малой Азии)
 
в результате сложных этнических процессов примерно

в VI—V тысячелетии до н. э.

Дальнейшее пространственное развитие (членение) общеиндоевропейской

языковой общности схематично можно представить следующим образом1:

Отделение совокупности греческих (эллинских) протодиалектов от остальных

индоевропейских диалектов относится, приблизительно, к III тыс. до н. э.

 На рубеже III и II тыс. до н. э. протогреческие племена

появились на Балканскомполуострове, распространяясь,

видимо, по двум направлениям:

 с юга Балканский  полуостров и близлежащие острова заселяют ахейские

племена, а с севера позже — племена, объединяемые под названием дорийских.

Греки появились в Средиземноморье, которое уже в IV—III тыс. до н. э.

представлялсобой единый культурный регион и где уже существовали,

 а затем продолжали зарождаться и развиваться высокие культуры

 (египетская, хеттская и др.).

Многое из того, что греки заимствовали у них,

они передали потом европейскому  и славянскому миру.

На Балканском полуострове в это время уже давно обитали неиндоевропейские

и индоевропейские племена.

Неиндоевропейской в своей основе была и высокоразвитая цивилизация

на о. Крит, пострадавшая в середине XV в. до н. э. и от

каких-то внутренних государственных причин, и от стихийных бедствий

(землетрясения), и от вторжения враждебных племен,

 среди которых были и ахейцы.

Критская культура оказала огромное влияние на культуру ахейцев,

которые заимствовали у критян их слоговую письменность

 (результатом чего явилось так называемое «письмо А»,

до сих пор не дешифрованное,

 и более позднее, дешифрованное «письмо Б»),

 политическую организацию, основы ремесел и искусства.

См. подробнее: Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы.
Благовещенск, 1998 . Т. I. С. 399.

По названию наиболее развитого ахейского государства того времени — Микен

(одним из правителей их был «владыка мужей» Агамемнон,

согласно преданиям, в середине XIII в. до н. э.

 возглавивший поход ахейцев против малоазийской Трои) —

 ахейская культура XIII—XI вв. до н. э.

 называется микенской или крито-микенской.

 Крито-микенские тексты на глиняных разлинованных табличках

(«линейное»письмо)

 позволяют считать началом истории греческого языка именно это время.



 В конце II тыс. до н. э. началась эпоха миграций племен,

 живших на территории Европы и севере Балкан.

 Часть племен, населявших север Балкан, устремилась на юг.

 Среди этих племен были и дорийцы,

стоявшие на более низком уровне культурного развития, чем ахейцы.

 В результате дорийского нашествия и, возможно,

каких-то стихийных катастроф ахейская культура почти полностью погибла,

и позднее греческие племена создавали свою культуру,включая письменность,

во многом заново.


Постепенно греческие племена заселили острова Эгейского моря,

 западное побережье Малой Азии, а позже проникли далеко на запад,

заняв о. Сицилию и юг Апеннинского полуострова.

 Эта часть греческого мира получила название Великая(обширная) Греция,

 в противоположность Малой (центральной) Греции.

Еще до переселения на Балканы различные группы греческих племен

имели разные варианты языка (не менее трех).

 Замкнутость родовой общины и географические особенности мест расселения

(горы, острова), способствовали обособленности племен,

а тем самым и росту диалектных различий.

В XII—IX вв. до н. э. на востоке греческого мира развиваются

ионийские диалекты Малоазийского побережья,

части островов Эгейского архипелага и Аттики,

 диалект которой скоро выделился в самостоятельный.

Центральные и отчасти восточные племена были носителями

эолийских диалектов (о. Лесбос, прилегающее побережье Малой Азии,

а также Фессалия, Беотия на Балканах).



 Отдельную группу составили дорийские диалекты Пелопоннеса

и близкие к ним диалекты северо-западной части Эллады.

Диалекты сыграли большую роль в формировании языка греческой словесности.


Примечательный этап в развитии истории греческого языка и культуры —

VIII век до н. э.

 В это время наиболее развитой стала центральная часть Малоазийского

побережья, населенная в основном ионийцами,

 умевшими использовать выгодное географическое положение своих поселений.

 В VIII в. до н. э. и позже Иония стала областью формирования всех

 культурных основ эллинской жизни:

экономики (здесь возникли центры торговли, ремесел, рабовладения),

политической организации

(здесь получают начало уникальные в истории

 человечества политические образования —

 полисы — города-государства, основанные на прямой демократии),

 искусства (здесь создаются ордера греческой архитектуры,

 развиваются скульптура и живопись),

 науки и философии и, наконец, происходит становление

основ литературного языка.



 Именно в VIII в. до н. э. складывается греческий нефольклорный эпос,

главными памятниками которого являются

эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»,

авторство которых античность приписывала Гомеру.

 Эти произведения занимают как бы пограничную позицию между

фольклором и авторской литературой,

а потому VIII век до н. э. считается временем начала греческой литературы.

Бурное экономическое и культурное развитие вызвало необходимость в

письменности,

которая была заимствована примерно в этот период у семитских народов,

активно торговавших в это время с греками.



Последующие века (VII—VI вв. до н. э.) —

 время окончательного распада родовых коллективов и укрепления полиса,

время осознания человеческой личностью своей самоценности,

что явилось предпосылкой для развития греческой классической литературы.

 В VII—VI вв. до н. э. возникает лирика в ее многочисленных жанрах,

 а также драма (трагедия и комедия),

которая достигнет своего расцвета в последующее столетие.

 В этот же период складывается жанровая дифференциация греческой словесности.


 Началом классического периода греческой истории считается время

грекоперсидских войн (500—449 гг. до н. э.).

 В результате побед в этой длительной борьбе маленьких обособленных

греческих полисов, не раз объединявшихся в союзы под руководством Афин,

 Аттика и ее главный полис — Афины — стали

самым важным экономическим и культурным центром всего греческого мира.

После греко-персидских войн наступает время расцвета афинской демократии,

что во многом определялось деятельностью Перикла,

 который появился на политической арене в конце греко-персидских войн,

 а с 444 по 429 г. до н. э. исполнял обязанности первого стратега Афин.


Возвышение Афин повлекло за собой рост престижа аттического диалекта.

Этому же способствовал и неслыханный расцвет словесного творчества в Афинах,

появление различных философских школ, подъем ораторского искусства.

Литература V—IV вв. до н. э.,

в которую включают поэтические (драматические и лирические) произведения,

 философские и научные сочинения, речи ораторов,

достигла высокой ступени развития,

 а язык литературных произведений — высокой степени стилистической

 обработанное™.


Это время расцвета греческой драмы,

известной по произведениям трех великих афинских трагиков:

 Эсхила (525—456),

 Софокла (ок. 496—406),

 Еврипида (ок. 480—406) и

комедиографа Аристофан (ок. 446—388).

Тогда же складывается историческая проза,

создателями которой были «отец истории» Геродот (484—425),

 писавший на ионийском диалекте,

 афиняне Фукидид (465—399) и Ксенофонт (ок. 426—354).

 В демократических Афинах получили развитие

различные виды красноречия:

 судебного (Лисий, 435—380),

 политического (Демосфен, 384—322)

 и торжественного, эпидейктического (Исократ, 436—338).

При всей значимости аттического диалекта для языка словесности в греческом

мире не теряли своего значения и ионийские формы литературного языка,

что постепенно вело к созданию аттическо-ионийского «общего»

 варианта языка — койне — и в обиходных, и в необиходных формах.


С конца IV в. до н. э. в результате серьезных экономических и социальных

изменений начинается кризис античной полисной системы.

Ослабевшие в междоусобной войне греческие полисы один за другим

попадали в подчинение к своему северному соседу — Македонии,

 усилившейся в период правления Филиппа II (359—336)

и его сына Александра Македонского (336—323).

Главным политическим событием того времени явилось почти молниеносное

создание Александром Македонским

огромной империи от Дуная до Инда.

Именно тогда в Восточном Средиземноморье

началось взаимовлияние греческой культуры и культур других народов,

входивших в монархию Александра Македонского.

 В силу преобладания греческой, эллинской культуры, эта эпоха получила

название «эллинизм».

 Ее условными границами считается 338 год до н. э.

— год победы Филиппа II над греками

при Херонее (город в центре Балканской Эллады, в Беотии),

 и 30 год до н. э. — год падения Египта,

 последнего государства диадохов, преемников Александра Великого, и

превращения его в римскую провинцию.



В это время в развитии греческой культуры и языка происходят

 значительные изменения.

 Греческие полисы постепенно теряют свою экономическую и культурную

 самостоятельность,

 и с III в. до н. э. центрами греческой культуры становятся

столицы самых сильных эллинистических государств —

 сначала Александрия в Египте, где правили Птолемеи,

 а несколько позже и Антиохия в Сирии, государстве Селевкидов.

В Александрии сосредоточилось значительное греческое население.

Сюда съезжались настойчиво приглашаемые Птолемеями ученые, риторы, философы,

 а также многие поэты, поэтому эллинистическая поэзия называется обычно

александрийской,

хотя не все поэты обязательно жили в Александрии.


 Среди александрийцев  наибольшей известностью пользовались Каллимах

(ок. 310—245) —  автор произведений самых различных жанров:

гимнов, эпиграмм, трагедий,комедий;

Аполлоний Родосский (ок. 295—215),

 попытавшийся возродить в поэме «Аргонавтика» эпическую поэзию;

Феокрит (ок. 305—240), создатель нового жанра — идиллии.

На состояние греческого языка и на его дальнейшее развитие

во многом повлияло происшедшее в это время изменение соотношения

между письменной и устной речью.

Если полисная жизнь требовала развития устной речи,

то осуществление политических и культурных контактов

на обширной территории империи Александра Македонского

и его преемников требовало расширения сфер применения письменного языка,

 что имело далеко идущие последствия: перестраивается образование,

изменяются литературные жанры.

Именно с этого времени устная речь и письменный литературный язык

развиваются как бы в противоположных направлениях.

 В устной речи появляются многочисленные местные варианты,

смешиваются формы различных диалектов,

 и наряду с этим создается некая усредненная разговорная форма,

 понятная на всем пространстве греческого мира.

Этот вариант древнегреческого языка в греческой науке получил название

александрийское (-ая) койне,

 в русской же — просто койне (от греч. общий язык).



В письменном литературном языке прозы начинается сознательная

консервация его классической аттической нормы V—IV вв. до н. э.

 и ионийско- аттического варианта литературного языка конца IV—III вв.

до н. э., что повлияло на всю дальнейшую историю греческого языка.



 II век до н. э. — это век существования в еще достаточно

 престижной форме культуры материковой Греции,

век ее дальнейшего развития на несобственно греческих

территориях в государствах диадохов, преемников Александра Македонского,

и в то же время — это век быстрого роста могущества Рима,
 
который постепенно начал подчинять себе Балканы.

146 год до н. э. — год завоевания Римомодного из крупнейших греческих

полисов — Коринфа,

после чего полисы один за другим теряли свою самостоятельность.

Положение греческих полисов тогда было двойственным:

если военная и экономическая мощь находилась на стороне римлян,

то культурное превосходство греков над римлянами оставалось неоспоримым.

Римская культура начинает развиваться под сильнейшим греческим влиянием.

Однако и греки испытывают сильное воздействие как латинского языка,

который стал государственным языком Эллады (теперь части Римской империи),

так и римской политической системы.


В развитии греческой культуры I—IV века н. э. определяют как римский или

эллинистическо-римский период.
 

Реакцией на латинизацию греческих полисо было «Возрождение» II в. н. э.,

отразившееся прежде всего на судьбе греческого языка:

нормой литературного языка провозглашается язык аттической прозы

V— IV вв. до н. э.,

и это архаизирующее направление в истории греческого языка

получило название «аттикизм».



 Аттикисты препятствовали проникновению в литературный язык новой лексики,

неклассических грамматических форм,

 восстанавливали формы, вышедшие из употребления,

 чем немало способствовали расхождению устной разговорной речи

и письменного литературного языка.

 Этот процесс сопровождает греческий язык на протяжении всей

его дальнейшей истории вплоть до современной эпохи.

 Политическая история Византии начинается условно с 330 г.,

года основания новой столицы Ромейской (Римской) империи — Константинополя.

 Спецификой языковой ситуации в Византии

 (название появилось уже после падения этого многовекового

и многосложного государственного образования)

 было сохранение в письменной речи сначала исключительно,

 а затем в меньшей степени норм литературного

языка аттического периода или эллинистической литературной койне.

Наряду с этой формой литературного языка продолжал развиваться устный
 
разговорный язык (основа новогреческого языка),

с трудом завоевывавший более высокие сферы языкового общения.

Такое состояние все более и более увеличивающихся

различий между письменным и устным разговорным языком характерно

почти для всего тысячелетнего периода существования Византии.

В 1453 г. Византия была завоевана турками-османами.


Османские власти лишь в минимальной степени поддерживали греческую

культуру, необходимую для культурно- политических связей с Европой.

 В это время для грекоязычного населения Османской империи

античная культура и древнегреческий язык стали воплощением

национального духа,

 а потому их изучение и пропаганда продолжали оставаться

основой образования.

Подобная архаистическая тенденция возобладала после

освобождения греков от турецкого ига в 1821 г. и длилась еще более века.

Таким образом, история греческого языка не представляет собой

последовательной и постепенной смены одного состояния другим.

 Специфика развития всей греческой культуры,

в том числе созданная задолго до нашей эры особая система образования,

 способствовала сохранению архаических форм языка.

Весьма трудно поэтому говорить о периодизации истории греческого языка и

о точном вычленении периода существования древнегреческого языка.

Целесообразнее условно разделить историю греческого языка

 в соответствии с социально- политической историей Эллады и выделить


микенский и послемикенский периоды (XV—IX вв. до н. э.),


древнегреческий язык античной Греции (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.),


язык средневековой Византии (IV—XV вв.),


 греческий язык Нового времени — новогреческий язык (XVI—XX вв.).


В истории же собственно древнегреческого языка разграничивают


следующие этапы: микенский «язык» (XV—XII вв. до н. э.),

 язык XI—IX вв. до н. э. (возможна только реконструкция),


 полидиалектный язык античной предполисной и полисной Греции

(VIII— конец IV в. до н. э.,


 здесь особо выделяется язык классической Греции V—IV вв. до н. э.

и подчеркивается роль аттического диалекта),


период падения древних диалектов в эпоху эллинизма(III—I вв. до н. э.),
 

греческий язык эллинистическо-римского периода (I—IV вв. н. э.),


 когда создалось резкое противопоставление литературного языка,

ориентирующегося на аттический диалект классической эпохи,

и поливариантной устной речи.


Следует обратить внимание на то,

 что названия «Древняя Греция» и «Византия» являются условными названиями,

принятыми в исторической науке.

 Древние греки никогда не создавали единого социального 

и политического объединения,

и лишь удаленность во времени сделала для нас этот мир единым.

 Словосочетанием «история Византии»,

 условно обозначается тысячелетний период в развитии тех народов,

которые населяли восточную часть Римской империи.


 Западные ученые- гуманисты дали название «Византия»

Восточной Римской империи,

после завоевания Константинополя турками-османами в 1453 г.

 в память о городе, существовавшем на этом месте в античности и

называвшемся "Византий".

От Ермак М.А.
Данную, в справочном формате информацию,
я, помимо как для читателей прозы ру, привожу  и…
 для собственного  «общего понимания»,
  многосложности   «сотворения»    Греческого языка,
 одного из самых фундаментальных языков мира.
А более частные исторические  «детали творения»…
  заинтересованные читатели …  обнаружат  и без меня.


Рецензии