Река времени 76. На родине предков

 

 Прилетел в Ленинград во второй половине дня. Из аэропорта,  позвонил, Клавдии Агафоновне, и уточнил,  что Лиду отпустили в отпуск до середины августа. Сейчас она в Заберезье, куда с начала июня отправилась на лето  с Анечкой моя мама.

Я принял решение, домой не заезжать, раз там моей семьи нет, а с аэропорта поехать на автовокзал, откуда отправляются автобусы в Сланцы. Оттуда до Заберезья километров 15. И там ходят местные рейсовые автобусы.

Взял такси, и уже через тридцать минут прибыл на автовокзал. Мне повезло, автобус отходил через 15 минут и билеты в кассе были.

В16 часов я уже сидел в междугородном автобусе, следующему по маршруту Ленинград - Кингисепп – Сланцы, и наблюдал, как мелькают за окном дома проспекта, получившего этой весной имя Маршала Жукова.

Пересекли проспект Народного Ополчения, где в годы блокады проходила линия обороны, и автобус побежал по Таллиннскому Шоссе. Прошли поселок Горелово, только недавно включенный в черту города Ленинграда, и по Красносельскому шоссе въехали в город Красное село.

 Здесь в 1765 году, по повелению Екатерины II, проводились  большие военные манёвры, в которых она сама принимала непосредственное участие,  А.В. Суворов командовал Суздальским пехотным полком, а её сын, будущий Император Всероссийский Павел Первый  участвовал в манёврах как полковник Лейб-Кирасирского полка.

Начиная с Императора Александра Павловича, Красное село приобрело статус летней военной столицы и места летней дислокации петербургского военного гарнизона.

К середине XIX века здесь сформировался гигантский военно-учебный комплекс, общей площадью около 210 кв. км Солдаты жили в палатках, а офицеры — в хороших деревянных благоустроенных домах, выкрашенных в цвет, присвоенный полку.
 В учениях участвовали десятки тысяч человек, а в больших манёврах 1845 и 1853 годов — до ста двадцати тысяч. 

Во время лагерных сборов, в которых участвовало практически все высшее военное командование Империи,  солдаты жили в брезентовых палатках, а офицеры в благоустроенных домах, которые красились  в цвета, присвоенные полкам. В  больших учениях  и манёврах участвовало до ста двадцати тысяч военнослужащих.

В летней военной столице Империи проводились и  военные ритуалы: парады, совещания Совета обороны, заседания Высшей аттестационной комиссии или производство  в офицеры.

В 1919 году в Красном Селе были остановлены и разбиты войска генерала Юденича, двигавшиеся на штурм революционного Петрограда. http://proza.ru/2013/11/06/1640

После того, как автобус  с проспекта Ленина, центральной транспортной артерии Красного села, свернул на Кингисеппское шоссе, я задремал и проснулся, только когда машина остановилась на автовокзале города Кингисепп.

Сейчас город носит имя эстонского большевика Виктора Кингисеппа. Он переименован в 1922 году, на волне революционных переименований.
Изначальное название он, по-видимому,  получил по имени финского племени Ямь, испокон веков жившего на этой территории.

Согласно Новгородской первой летописи младшего извода, как русский  город,  Ям был заложен в 1384 году: «поставили новгородцы город каменный на Луге, на Яме, по милости святой Софии, и с помощью великого архангела Михаила,  и с благословения отца своего владыки Алексея, только за 30 дней и 3 дня».

Крепость города имела сплошную каменную стену с башнями и воротами и выдержала осаду войск Швеции и Ливонской конфедерации в 1395 и 1444—1448 годах.

К XV веку город Ям становится  военным,  ремесленно-торговым  и административным центром Ямского уезда Водской и Шелонской пятин Новгородской земли. В 16 веке он периодически переходил от России к Швеции и обратно, пока снова отошёл к Швеции по Столбовскому мирному договору 1617 года.

В период Северной войны,  в  мае 1703 года, русские войска осадили город, и шведский гарнизон капитулировал. Согласно  Ништадтскому мирному договору 1721 года, город отошел России, при этом шведская форма названия Ямбург («крепость Ям») была сохранена.

После пятнадцатиминутной остановки автобус пошел дальше по Кингисепскому шоссе в сторону г. Сланцы, совсем молодого по сравнению с Ямбургом городу. Сланцы, вначале как рабочий посёлок, был заложен в 1934 году на месте обнаруженного восьмью годами раньше месторождения горючих сланцев.

 Основателем города считают С.М.Кирова бывшего в то время первым секретарём Ленинградского обкома ВКП (б). Статус районного центра посёлок получил перед войной. А в 1949 году, после объединения поселка с посёлком Большие Лучки Сланцы стал районным городом.

Примерно через час после убытия из Кигисеппа автобус въехал на площадь перед автобусно-железнодорожным вокзалом  города Сланцы.
Посмотрел на часы. Пятнадцать минут восьмого, подумал, что наверняка еще есть рейсовые автобусы в сторону Заберезья. И был жестоко разочарован, что последний автобус ушел полчаса назад, и следующий будет только утром.

Начал обдумывать сложившуюся ситуацию. В Сланцах живет мой двоюродный брат Петр Логинов, но я, к сожалению, не помнил его
адрес. Стал внимательно читать расписание автобусов и обнаружил, что 21 час идет автобус до Выскатки.  Это по местным меркам, большое село, расположенное  в километрах  12-ти от Заберезья.

«Двенадцать километров, это чуть больше 2 часов ходу. Правда со мной небольшой чемодан, но лучше два часа нести груз, и ночевать в семье, чем много часов  дожидаться утра на  вокзальной скамье», - решил я и пошёл в привокзальный буфет, чтобы подкрепиться на дорогу.

Съев две сардельки с горчицей и хлебом, и запив еду горячим чаем,  сел на лавочке дожидаться отправления автобуса в Выскатку и вспоминать  историю здешних мест. 

 Треугольник между озерами Ильмень, Псковским и Чудским, заселяется ильменскими словенами, начиная с 6 века. Этот треугольник, самая северо-западная часть первоначального ареала расселения ильменских словен.

На севере этого треугольника, на самой границе с племенами чуди и води,  в дневном переходе от большого озера Самро и рядом с озером Кушела находится малая родина моей мамы, деревня Заберезье.

Одним из археологических  примет расселения ильменских словен до христианской эпохи являются конические курганы, содержащие остатки трупосожжения. Остатки таких курганов еще можно обнаружить на берегу озера Кушела.

Согласно летописи эти места входили в удел скандинавского князя, дочь которого, Ольгу, сын родоначальника династии Рюриковичей, Игорь, взял  в жёны.
Присутствие  скандинавов в тех местах отмечено рядом  археологических находок, датируемых первой половиной X века.

Сейчас деревня Заберезье относится к Выскатской волости Сланцевского района Ленинградской области. В  свидетельстве о рождении моей мамы значится   Выскатской волости, Гдовского уезда.

Гдов, бывшая приграничная крепость независимой Псковской республики,  стоит в двух километрах от восточного берега Чудского озера, в устье реки Гдова, в 50 километров к югу от Сланцев.

Мои размышления о прошлом прервал подошедший автобус.
Последний раз я был в этих местах лет 10 назад, поэтому  с трудом узнавал места, по которым идет автобус. Только названия на дорожных указателях подтверждались   памятью «Лучки», «Замошье», «Сижно», «Попкова Гора», «Вязище».

И вот, наконец, миновав сельское кладбище, автобус, по моей просьбе останавливается у развилки дороги на «Борки». Отсюда мне дорога до Заберезье знакома. Вышел, огляделся по сторонам.

Метрах в 30, у обочины моей дороги беседуют два парня, лет 17-ти,  с мотоциклами.  Почему бы не попытать счастья?! Я в желтой форменной рубашке с погонами капитан-лейтенанта, в белой фуражке с кокардой. Вид вполне уважаемый ребятами-допризывниками.

Подошел, и, поздоровавшись, попросил подвести до Заберезья, объяснив, что опоздал на последний автобус.
Они охотно согласились. Один взял на багажник мой чемодан, закрепив резиновым жгутом с   крюками,  другой посадил меня сзади себя, и мотоциклы понеслись. 

Через пять минут я уже стоял у порога дома, который мама сняла на лето, и благодарил своих спасителей. Предложил за оказанную услугу три рубля, но ребята, смущаясь, отказались и тут же умчались назад на своих железных конях.

Мои женщины еще не спали. Лида укладывала  Анютку, а мама читала, сидя за столом. После шумного приветствия Лида стала накрывать на стол, а мама пошла к тете Жени, договориться о ночлеге, пока та не легла спать. В арендуемом доме было только две односпальных кровати.


Деревня Заберезье в свои лучшие времена имела два десятка дворов, расположенных справа и слева вдоль единственной улицы.
Большинство домов было из красного кирпича, дореволюционной постройки, судя по тем, трём, которые сумели пережить военное лихолетье, добротные и солидных размеров. Но от большинства домов остались только остатки фундаментов.
Уцелевших  домов было  пять-шесть, да  и то,  два или  три обитаемы были только летом, когда приезжали «дачники».  Как правило, родственники хозяев, перебравшихся жить в город.

Старшая сестра моей мамы, тётя Женя, всю жизнь прожила в Заберезье.
Перед войной они с мужем, дядей Матфеем Логиновым построили большой, бревенчатый дом, который немцы при отступлении сожгли.
На нынешней усадьбе моих родственников, стояла однокомнатная изба, под высокой крышей которой был чердак, на котором стояла двуспальная кровать.

Конечно, жить там можно было только летом, так как чердак не только не отапливался, но и одного фронтона, выходившего в крытый двор, не было. Забираться на ночлег надо было по приставной лестнице.

 Кроме кровати, на чердаке был старый сундук, в котором в прошлый наш приезд в гости в 1948 году, моя сестра Люда нашла подшивку журналов «Нива» и книгу «Леди Джен или голубая цапля» Сесилии Джемисон, о приключениях маленькой девочки-сиротки, попавшей к злым людям.

А я, в последний приезд, нашел старый журнал “Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии” Выпуск Х. СПБ. 1885. Сведения, из которого, использовал,  подкрепляя  воспоминания.

Литература, судя по всему, принадлежала брату дяди Матфея, который  работал учителем церковно-приходской школы, но после революции перебрался Таллинн, где служил в Церкви Святителя Николая Чудотворца, на улице Вене близ купеческой гавани.   http://proza.ru/2010/11/06/951

Интересно отметить, что русская историческая традиция связывает основание этой церкви с Ярославом Мудрым, который «в 1030 году «сходил» в Ливонию, основал там город Юрьев (Тарту), а в Риге и Колывани (Таллинн) церкви и дворы поставил».

 А название улица Вене (Русская улица) свидетельствует, что эсты, (чухна, как говорила тётя Женя) жили, рядом с  моими предками с тех давних пор, когда славян называли венедами. (Первые упоминания у Геродота датируются  5 веком до н.э.)

В  журнале из старого сундука нашел я немало интересного об истории здешних мест. Село Выскатка отсчитывает свой возраст с 1585 года.  В писцовых книгах, согласно описанию Кушельской губы Гдовского уезда, в числе других деревень упомянута Выскатка, принадлежавшая тогда Гдовскому Дмитровскому собору.

Гдов впервые упоминается в Первой Псковской летописи  в  1322 году, когда в очередной раз Ливонский орден напал на русские земли у Чудского озера.
Со времен седой старины и до наших дней здесь пограничная территория. Неприятельские войска не раз проходили по этой земле, полностью уничтожая на ней все живое, сжигая поля дома и храмы.

В 1341 году при Кушельском озере, согласно псковской летописи, произошло сражение  с немецкими рыцарями:

« В округе его находится Кушела, древнее село, при котором, в 1341 г., псковичи, с Карпом Даниловичем Кольком, разбили немцев, положили 20 человек на месте, а остальных прогнали  и отбили от них награбленную ими добычу, оружие и запасы».

По-видимому,  на проходящий неприятельский отряд, обремененный обозом, была устроена засада на  тяжелом участке дороги, в сырой низине урочища  «Иванов ручей». Псковичи,  находясь на высоких берегах урочища и пользуясь своим преимущественным положением, осыпали врага градом стрел.

 Затем  бросились вниз, сбили неприятеля с дороги и заставили  его бежать в южном направлении к топким берегам речки Кушелки. Там, загнав в болото  врага, они часть вражеских воинов убили. Другая часть вражеского отряда, бросив обоз, бежала по дороге на Кушелу.


Победа над немецкими рыцарями  совпала с днем Ивана Купалы.
Потому у местных жителей праздник победы над рыцарями, отмечаемый в день Иоанна Крестителя, слился с языческим празднованием Купалы.
 В ночь на Ивана Купалу жители «совершали ночные оргии; даже делали геройские турниры в дубье, в несколько пар, и дрались на кулачки; а место было пустынное, при озере. От бесчинства случались и смертоубийства.

На месте этом существовала в древности крестообразная часовня Иоанна Предтечи, поставленная в память победы.  По этому случаю был написан образ Предтечи, приписываемый посаднику Кальку» (1) 

. В 14 веке эта территория подвергалась постоянным набегам "литовских людей". Для защиты от нападений весной 1431 года при князе Дмитрии Александровиче Ростовском, и псковских посадниках Якиме Павловиче Княжичеве и Стефане, на реке Гдове была заложена новая каменная крепость.

С 1558 по 1583 год на этих землях проходят боевые действия Ливонской войны
В смутное время 1610-12 годов крестьяне  здешних деревень сопротивлялись налетам  лёгких кавалеристских отрядов  литовского авантюриста, полковника Александра Юзефа Лисовского воевавшего на стороне польского короля.

Ко времени, когда Выскатка стала волостным центром, она состояла из  крестьян, принадлежавших церквам и монастырям Псковской епархии.
Игрища и кулачные бои  у озера Кушала, практиковавшиеся до 18 века,  были запрещены, а праздник переведен в погост Рудный, в шести километрах к югу, который считается древнейшим в здешней местности.

 Образ Иоанна Крестителя, написанный, будто бы, самим посадником, был в 1754 году, по просьбе монахов, перенесён в Николаевский Гдовский монастырь. По легенде, через несколько времени образ снова явился в Кушельской часовне и, по воле псковского и нарвского архиепископа Симона, снова перенесен во Гдов. При упразднении монастыря, образ, протоиереем Несвицким, отдан в Гдовский Дмитриевский собор, где находится и ныне.

 Эта местность сначала принадлежала ведомству казенных экономических крестьян.  Временно, с 1798 по 1804 год, деревни и земля  розданы были в пользование командорам Мальтийского ордена. С 1804 по 1830 г. — волость принадлежала ведомству государственных крестьян.

 В 1830 г. была образована Выскатскую волость, принадлежащая ведомству Павловского городского правления, имения Великого Князя Михаила Павловича. На доходы, собираемые с крестьян, содержались дворцы и парки ближних окрестностей Имперской столицы.

В 1863 году, по кончине Великого Князя Михаила Павловича, Выскатская волость поступила в собственность  Великого Князя Константина Николаевича. Но уже только земля,  а не деревни, так как крепостное право было в 1861 году отменено.

К этому времени в Выскатской волости числится 4439 ревизских душ мужского пола, проживающие в 122 деревнях. В них имеется  6 приходских церквей, 11 училищ, в которых обучалось  детей обоего пола более 400 человек.

 Если считать что общая численность мужского и женского населения была порядка 9 тысяч, и ориентироваться, в среднем, на шесть детей на одну семью, как было у моей бабушки, то можно подсчитать число детей школьного возраста.

Зная, что церковно-приходские училища были трех классными, и, принимая детский возраст до 15 лет, получим, что в то время, детей школьного возраста было более 2 тысяч. Получается, что учился только каждый пятый ребёнок.

Усадьба тети Жени располагалась справа от дороги, последней обитаемой в ряду улицы. Дальше, за фундаментом разрушенного дома, начинался длинный и пологий склон, покрытый чудесным разнотравьем.

Участок, общей площадью около 40 соток, упирался в болото поймы речушки, впадающей, в километре от деревни, в озеро Кушала. Большую часть усадьбы занимал огород, заканчивающийся большим картофельным полем.

В конце картофельного поля, у болотистой поймы, был крошечный прудок, вода которого использовалась для поливки огорода.
 Точнее сказать, это был  естественный колодец, глубиной в метр,  подпитываемый бьющим из дна ключом.

 Сын тёти Жени, мой двоюродный брат Петя, запустил туда несколько лет назад щурёнка. Щурёнок прижился, но практически не рос, видимо, из-за недостатка кормовой базы: упавших насекомых, да случайно заскочивших в прудок лягушек.

До конца отпуска мы с Лидой спали на чердаке в доме тети Жени, а остальную часть суток проводили с дочкой и мамой в арендованном доме, а в хорошую погоду в лесу или на озере.
По выходным дням приезжал из Сланцев Петя с женой Тамарой и сыном Валерой, который был чуть постарше нашей Анечки.

По случаю приезда родственников, тетя Женя устраивала застолье,
Самым запоминающимся блюдом для меня, стали блины с различными «омачками». Так у неё назывались разные вкусности к блинам, в которые блины макают, прежде чем отправить в рот.

 Это и покрошенные куриные яйца, залитые кипящим сливочным маслом,  и растопленное сало со шкварками, и творог с вареньем, и просто различные варенья и сметана.

Ещё одним фирменным блюдом были свежепойманная жареная рыба, только что принесённая Петей с рыбалки на Кушельском озере.
К рыбе подавалась «картошка по-эстонски»: отваренные картофельные клубни, дополнительно обжаренные на свином сале и обильно посыпанные укропом.
Очень вкусны были и лини, высушенные, каким-то особым способом, на  соломе. Не плохи были к пиву и сушёные щучки и вяленые язи.

Несколько раз Петя брал меня с собой на рыбалку. Как то, мы пошли ловить щук спиннингом на речку, протекающий в 250-ти метрах от границы участка.

Тропинка, натоптанная рыбаками, то и дело пересекалась впадающими в речку ручьями, собирающими воду из окрестных болот. В большинстве случаев эти притоки можно было переступить или перепрыгнуть, через более широкие ручейки переходили по стволам упавших деревьев.

Тропинка бежала в негустых зарослях ольхи, черёмухи и осины, иногда выскакивая на поляны, покрытые душистым разнотравьем, среди которого царственной красотой выделялись цветущие ирисы. Мы шли вдоль речки, выбирая место, где можно забросить блесну, не рискуя повесить леску на склонившиеся к воде ветви кустов и деревьев

Речка, с коричневой водой шириной около двух метров, очень извилистая и медленно текущая, во многих местах перекрыта упавшими деревьями, не производила впечатления богатого рыбой.
Но когда я, обнаружив небольшую заводь, открытую с берега, забросил блесну,  тот час же почувствовал поклёвку.

«Есть!», - радостно воскликнул я про себя, и, чувствуя живое сопротивление  добычи, начал наматывать катушку. Первый щуренок, длиной сантиметров в 30, резво мотая хвостом и упираясь изо всех сил, показался из воды в метре от берега. Подставил сачок, и добыча забилась в сетке.

Пока я возился, перекладывая добычу в брезентовую, пропахшую рыбой, сумку,  Петя ушел вперед. Я не стал его догонять и снова забросил блесну. И снова с первого раза поклевка. И на этот раз удачно. Еще один щурёнок-близнец забился в сумке с добычей.

Решив, что здесь у щук митинг решил не уходить и переловить их всех.
Но больше, сколько я ни бросал, клёва не было. Пока догонял брата, забросил блесну еще в оном месте и снова удача. Повторил заброс – пусто.  Оставив место, прибавил шагу.

За очередным поворотом заметил Петра, подсекающего сачком очередную добычу. У него в сумке билось шесть щучек- близнецов одного размера, и на импровизированном кукане из ошкуренного прута ивы, подрагивала приличная щука, килограмма на полтора.

В азарте, начал бросать блесну в Петином плёсе. Безрезультатно.
«Всё, здесь больше клевать не будет. Распугали. Да и солнце идёт к полудню. Пойдем назад. Близко хороших плёсов, где стоит щука, нет», - сказал Петя, и, протягивая  кукан с большой щукой, добавил:

«Возьми, пусть тётя Нюра  думает, что это ты поймал».
«Зачем обманывать!», - неуверенно возразил я.
« А мы и не будем обманывать, у нас не принято спрашивать, кто конкретно поймал, важно, кто принёс»,- ответил брат. И добавил: «Или тяжело нести»?
«Да нет, конечно!»,- сказал я, забирая у Петра кукан со щукой.

Походы на рыбалку на озеро Кушелу были не менее результативны, хотя сам процесс рыбалки не так азартен. Сначала, примерно полкилометра надо было идти вдоль речки до места стоянки плоскодонки. И на лодке, по спрямлённому и углубленному руслу речки, плыть до озера.

 На озере  снимали улов из заранее поставленных вершей. Снова опускали их в воду, добавив приманку. А затем выплывали на «прикормленное» место для ловли рыбы удочкой.
В результате домой приносили от пяти до десяти килограмм рыбы: линей, окуней, плотвы, подлещиков, щуки. 

Подойти к воде Кушелы со стороны Заберезья крайне затруднительно, поэтому купаются только на речке рядом с мостом дороги на Пантелейково, маленькой деревушки в полукилометре от Заберезья. Глубина в месте купания чуть больше метра, но берег хороший, переходящий в лужок, покрытый клевером и муравой.

Через пару дней после моего приезда мы со всеми родственниками пошли на деревенское кладбище,  расположенное на красивом месте в урочище Иванов ручей. Из близких родственников, там были похоронены мой дедушка Миронов Григорий Миронович, бабушка Ефимья Карповна, муж тёти Жени, Логинов Матфей Логинович.

По легенде это кладбище расположено в том же месте, где погребены, павшие при Кушале, в битве 1341 года, немецкие рыцари. В этом месте, я думаю, похоронено большинство и всех остальных прапредков  по материнской линии.

 В этом урочище находится родник, который признается святым ещё с языческих времен. Он представляет собой один из нескольких родников бьющих в глубокой балке урочища Иванов ручей. Овраг прорезает живописную гору, В крутом склоне оврага, прорезающего живописную гору, имеется естественная ниша, в которой бьёт ключ.
Поклонный ключ был, издавна, отделан гранитными валунами, которые сохранились на своих местах поныне.

Мощный родник имеется и на восточном склоне оврага.
Оба источника находятся в двадцати метрах друг от друга.
Больший ключ восточного склона разлога, своими  светлыми водами, истекая из ямного углубления, соединяются на дне ручья с темными водами ключей верхней части Святилища Иванов Ручей

Святилище это, находится возле  Поцелуевой рощи, где праздновался языческий праздник летнего солнцестояния.  С утра девушки собирали травы и цветы, плели венки и припасали травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника.

У священного источника и на берегу озера, в ночь Купалы устраивали ритуальные игрища. В воду кидали цветы, освящённые травы, и, обнажившись, начинали купаться. Вечером собирались у  костра - Купальца. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье.

Древние празднования у воды включали  ритуальное поедание пищи и принесение жертвы высшим силам, закапыванием  еды близ источника. Важной частью жертвоприношения было бросание в  воду источника серебряных украшений и монет.

 Археологические изыскания на источнике выявили на источнике самые ранние псковские, новгородские и шведские серебряные монеты.
Мои детские воспоминания от лета 1948 года фиксируют удивление, ребенка увидевшего дно ручья, усыпанное монетами разного достоинства, которые ни кто из взрослых, ни только не собирал, но и решительно пресекал детские попытки их подобрать.

О происхождении источника существует христианская легенда, согласно которой, в середине XVIII века здесь произошло чудесное явление Царицы Небесной. Божья Мать явилась в урочище Иванов Ручей, и на месте её появления образовался грот и пробились два ключика.

От Иванова Ручья Богородица прошла Гаянщинской дорогой, к Заручью. Переходя реку Долгую, Царица Небесная ступила ногой на камень, отчего на нем отпечатался след  правой ноги Богородицы, направленный против течения реки
 
Источник Иванова Ручья местные священники освятили как святой источник во имя Иоанна Крестителя. Считается, что вода из святого источника обладает целебными свойствами. На самом же источнике в царские годы стояла небольшая срубная купель, где  происходило освящение вод.

 До 2-й мировой войны рядом с источником, с 1909 года,  стоял деревянный храм  во имя  Крестителя Господня Иоанна Предтечи, были выстроены школа и магазин. Всё это немцы сожгли при отступлении.
После войны сохранялась церковная сторожка, куда  на церковные праздники собирались жители окрестных деревень. 

К Иванову Ручью до сих пор подходят  свадебные поезда из Сланцев и окрестных сёл,  здесь совершают поминовение, бросают монетки в источник, пьют воду, вершат омовения и причащаются.

Отдых в Заберезье включал в себя и частые походы в лес за грибами.
Нельзя сказать, что возвращались мы без добычи. Но, во-первых, лес, где мы искали грибы был не самый удобный для прогулок, сильно заболоченный и заваленный буреломом, а во-вторых, такого «гриба», как мы собирали в Западной Лице, конечно, там не было.

Несколько раз ходили всей компанией собирать лесную малину, но так как сейчас мне это приходится каждое лето делать на своем участке в Парголово, и в  больших объёмах, то каких-то четких воспоминаний о тех походах не осталось.
Хотя, помню, что, возвращаясь в Ленинград, мы везли два ведра малинового варенья.

Перед самым отъездом в Ленинград, с Лидой пошли собирать клюкву, так как за день до этого приезжающие на выходные дни Петя с Тамарой, принесли домой, чуть ли не 30 литров ягоды.

Пошли «в мох» по описаниям клюквенных передовиков, держа направление через урочище Ухово на Гаянщину. В Ухово, когда-то была деревня, в которой, по словам моей мамы, жила её бабушка.
А Гаянщина, деревня в четырех километрах от Заберезья, через которую шла Божья Мать, направляясь в Заручье.

Нашли, как нам казалось хороший «мох», не слишком мокрый, с мощными кочками, покрытым ягелем, на белом ковре которого красовались розово-красные ягоды и приступили к сбору ягод.
День был жаркий, солнце палило изо всех сил, что при полном безветрии создавало не самую хорошую обстановку для сбора ягод.

Набрали мы по трёхлитровому бидончику, и пошли искать ручей, где бы было можно освежиться. Пока нашли такой, пока обмылись и смочили головы, то весь запал на сбор ягод прошел.

«И это всё!»,- удивленно спросила мама, когда мы из рюкзака достали два трехлитровых бидона. «Я думала, вы, по меньшей мере, рюкзак клюквы принесёте!», - добила она нас в ответ на наши смущенные оправдания.

«За то мы побывали на родине твоей бабушки и походили дорогой Пресвятой Богородицы», - хотел я ответить, но промолчал, и правильно сделал. Так как на этом «разбор полетов» по местам её малой родины закончился.

На заставке: Святой источник Иванов рУчий

Продолжение :  http://proza.ru/2014/04/04/907



.



   





.


Рецензии
Юрий, извините, должна вас предупредить, что Паша из Одессы, это Паша из Пентагона. Он - проплаченный агент. Об этом знают уже многие на прозе. Его цель сеять вражду между русскими и украинцами. По убеждениям - он бандеровец

Кимма   09.03.2014 18:24     Заявить о нарушении
Уважаемая Кимма! Человек, рожденный в Саудовской Аравии почти наверняка будет убежденным мусульманином, а рожденный в Польше- католиком. Взгляды почти любого человека определяются информационными потоками,в которых они живут. Украину в течении последних четверти века усиленно обрабатывали идеями антисоветизма, плавно перешедшими антирусскую пропаганду. На этих основах украинская элита формировала новую украинскую нацию. Естественно, что национальными героями для большинства молодежи стали Мазепа, Петлюра, Бандера.Свидомые теоретики даже открыли такой древний народ Укры, от которых произошли и древние греки и римляне и славяне. А русские для них угрофины и монголокацапы, что по их иерархии, где-то в самом низу. Так что удивляться, что он "бандеровец" нет оснований. А говорить и просвещать - надо.

Юрий Бахарев   10.03.2014 01:07   Заявить о нарушении
Но они даже не с Украины.Это профессиональные разжигатели вражды между двумя народами

Кимма   10.03.2014 01:09   Заявить о нарушении
Смешно. Они вещают о том, что русские побояться ехать в Крым на отдых. Да русские в революционный Египет летали отдыхать и никого не боялись.

Кимма   11.03.2014 00:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.