Кредо

   Жизнь вдохнул в нас Бог. Дунул как следует, и мы стали передавать жизнь друг-другу,как передают эстафетную палочку в командном беге. Так всё и катится:круг за кругом, поколение за поколением. Поэтому, с одной стороны мы — родители, а с другой — передатчики. Передача жизни происходит самым приятным для передатчика образом. Некоторые из нас хотели бы заниматься только передачей, пренебрегая всеми другими видами жизнедеятельности. Самые настойчивые преуспели на этом поприще, их имена хранит история, на их попытках вовлечь в процесс передачи как можно больше участников построило свои сюжеты не одно поколение писателей и поэтов. Роль передатчика нравится не всем. Многим хочется исполнять роль Творца.

   Мы глядим на наших детей, с затаённой гордостью подмечая, как они похожи на нас. Они и вправду похожи. У них черты нашей внешности, они так же двигаются, смеются и плачут, у них такой же  тембр голоса и такая же манера разговаривать. Факт похожести мы ошибочно принимаем за сертификат творчества. И мы настойчиво твердим детям, что это мы создали их, и дали им жизнь. Мы так серьёзно говорим об этом, что дети начинают нам верить. С этой уверенностью они вырастают, и с этой же уверенностью они пытаются внушить уже своим детям веру в великий миф человеческого существования.

   Почему-бы не признаться, что не о детях мы думали в то мгновение, когда животворящее качество, заложенное в нас Творцом, мощно рвануло на самую важную в его жизни встречу?! Разве не мы, покорив Эверест блаженства, так громко кричали от восторга, что соседи уже подумывали — не вызвать ли им милицию?! У вас всё было по другому? То есть,  в этот самый момент вы решали задачу по созданию нового человека? Вы действительно об этом думали?!  О!! Так это Вы ?!!

   Я вижу Вас, сидящим день и ночь за сложными расчётами, в окружении математиков, биологов, и химиков. Состав Вашей научной бригады соответствует грандиозности поставленной цели. Наконец- то Вы создали волшебную живонесущую жидкость, в которой содержатся коды великого превращения. Время от времени Вы привлекаете к экспериментам свою супругу, и из вашей спальни доносятся крики творческого восторга.  Главное не забыть, что скорость движения живоносцев во время проведения опыта должна быть не менее семидесяти километров в час! Вашими усилиями живоносцы пройдут против течения, как идёт на нерест самка осетра, неся в себя восхитительный кусочек жизни. Именно он должен встретить свою половинку и воплотиться, чтобы из микроскопического комочка мутной жидкости начал расти человек.А впрочем, простите неуча за бесцеремонность поучений. К тому же, судя по звукам, доносящимся из вашей творческой лаборатории, - эксперимент ещё далеко не завершён.

   Самое простое — объявить себя атеистом и уверять других, что всё в этой жизни вы делаете самостоятельно. Не беда, что вам не объяснить, как вы планировали собственное зачатие, и не назвать дату ухода из вашей собственной (!?) жизни. Вы же не станете утверждать, что вам подвластен процесс старения, или, что вы научились манипулировать временем ? Вам не убедить меня, что жизнь — простая череда случайностей, умноженная на борьбу видов за своё существование. Вам придётся долго доказывать, почему наш зад и наша голова расположены на вертикальной оси именно так, как они расположены, а не наоборот, что вполне могло бы произойти при случайном развитии событий.

  Вы отрицаете наличие души — это ваше право. Тогда вам всерьёз надо говорить о том, что любовь,и долг, например, всего лишь следствие химических реакций протекающих у нас в мозгу. Впрочем, если ваша любовь именно такова — я не стану настаивать на своей трактовке. Если вы способны поддерживать в голове одну и ту же химическую реакцию на протяжении всей вашей жизни, и это позволяет вам любить родителей, родных, родину, друзей и дело, которому вы посвятите всю свою «череду случайностей», - ради Бога — я не стану вас ни в чём убеждать, и даже сниму перед вами кепку, прикрывающую мои собственные химические реакции.

  Ещё пару вопросов, и я перестану вас мучить своими дурацкими рассуждениями. Как вы относитесь к мыслям ? Вы полагаете их духовным началом, или же следствием биохимии ? Вы верите в то, что лампочку зажигают исключительно путём вкручивания? Вы думаете, что этот дурацкий квадратик на стене, который мы все называем выключателем, находится там для красоты ? Вы допускаете, что есть радиоволны, которые вы не можете пощупать, и электрический ток, который вы не можете увидеть ? Как быть с химерами,  с идеями и чувствами, которым мы-люди- привыкли уделять чрезмерное внимание ? Может вы владеете формулой совести ? Или вы знаете состав эликсира счастья? Нет, не того, о котором вы подумали, и который можно купить у продавцов преждевременной смерти. Я хотел бы узнать формулу той химической реакции, которая вызывает идею свободы — той, за которую погиб ваш дед, в ходе великой и ужасной гражданской войны, предварительно отправив на тот свет своего собственного брата ?

  Иногда мне кажется, что я понимаю ход ваших мыслей. Я тоже любил крутить в детстве калейдоскоп, удивляясь затейливости и неповторимости узоров, которые рождались, благодаря простому повороту волшебной трубки. Но кажется даже дети уже понимают, что весь фокус в зеркале, который придаёт случайным сочетаниям цветных стёклышек видимость гармоничных рисунков. Кто-то всегда владеет умением поставит зеркало в нужное место. Вы ведь не претендуете на эту роль ? Ах, это вы тот самый технолог, который следит за качеством производства калейдоскопов ! Тогда вы не сможете отрицать творческое начало в мироздании. Вы же знаете, что в человеческой цивилизации всё создано гением человека. Вы - творцы - исследуете жизнь в различных её аспектах, создаёте законы и системы, вы - творите, и при этом, признавая творчество в частностях, вы отрицаете его наличие в том великом и удивительном доме, которое называется нашей вселенной. Вы готовы признать за Эйнштейном возможность объяснить природу главных законов нашего мира. Но ведь это, почти божественная миссия! Признавая за человеком возможность творить — вы не можете отказать в этом свойстве Творцу.  Вы отказываете? На каком основании? Скорее всего на том, что ваш физик - человек и находится в той привычной системе координат, в которой, по вашему мнению, нет места никакой метафизике и никаким чудесам.

   Внутри меня есть свет. Иногда свет заполняет всё моё внутреннее пространство и мне начинает казаться, что я могу светить другим людям. Свет уходит так же быстро как и появляется. В кромешной тьме остаётся только тоненькая узкая полоска. Она проходит через всего меня и соединяет меня с прошлым. Я лежу в кровати, в своей спальне, в полной темноте и полоска света, начинаясь на стене за моей спиной, сбегает по моему плечу, устремляясь к приоткрытой двери в комнату родителей. Там, по-прежнему горит лампа, поскрипывают стулья, тихо журчит разговор. Там продолжается светлая жизнь, из которой меня изъяли и переместили во тьму. Мне немного страшно и очень одиноко...С внешней темнотой легче бороться — включил свет в комнате, или пошёл в кафе. Сложнее с темнотой внутренней. Ещё час назад светил свет, а теперь уже сумерки, и я с лёгким ужасом понимаю, что ещё через полчаса внутри меня будет полная темнота. Я бегу к книгам, к компьютеру, звоню товарищу, которому не звонил уже много лет, в лихорадочном поиске источника света. Всё бесполезно. Я ложусь на диван и готовлюсь встретить тьму с белым флагом напускного безразличия. На самом деле мне страшно, гораздо страшнее, чем в детстве, когда внешняя темнота казалась самым страшным явлением. Но, слава Богу, свет не уходит насовсем. Остаётся тоненькая полоска, та самая — из комнаты родителей. Она пробегает из приоткрытой двери в прошлое, касается моего плеча и пересекает душу. Она походит на тоненькую полоску рассвета над тёмной массой облаков. Именно из неё свет опять начинает расти, заполняя всё моё внутреннее пространство, и мне опять начинает казаться, что я могу светить другим людям. - Кому нужен ваш свет? - спрашиваете вы? Я хотел бы ответить вам грубостью, но я понимаю, что в вас сейчас говорит темнота, и скорее всего вам не очень то повезло в детстве, потому-что ваши родители плотно закрывали дверь в вашу спальню. Что? У вас вообще не было своей спальни? Ну, я не знаю, что вам на это сказать...

   Мне часто кажется, что жизнь похожа на экскурсию. Кто-то невидимый берёт нас за руку и ведёт по залам великолепного дворца, где крыши и стены подвижны и проницаемы, и гдеь уместились все сокровища мира. Работа великого Зодчего дополняется творениями человеческих рук, хотя возможность творчества,  опять таки, обеспечил человеку Творец. Мы идём по залам, с трудом понимая ценность того, что успевают увидеть наши  глаза. Пахнут свежестью океаны, колышутся пальмы и шелестят дубы, работают и любят люди. Храмы, едва появившись на горизонте, уже распахивают  для нас свои двери. Небоскрёбы прячутся в сизых облаках. Проносятся над головой самолёты и рисуют свои мерцающие картины звёзды… Маршрут мы выбираем сами. Часто мы блудим, не в силах отыскать правильное направление, ходим по кругу и возвращаемся в те залы, в которых уже побывали. Мы понимаем, что обойти дворец целиком невозможно, поэтому мы о чём-то догадываемся, что-то — предчувствуем, что-то слышим от тех, с кем встречаемся в пути. Постепенно в каждом из нас складывается образ мира, в котором мы живём. Нам так хочется увидеть всё, и хоть кое-что понять. Мы бредём по истёртому паркету, всё время ощущая руку, которая легко и терпеливо поддерживает нашу кисть. Экскурсия скоро закончится, а мы так и не смогли выяснить зачем нас сюда привели, зачем удивили и заставили полюбить этот мир. Завтра сюда приведут других и среди них будут наши дети. Может быть им повезёт во всём разобраться. Если нет- сюда прийдут наши внуки и правнуки, и мне радостно уже от того, что и они смогут увидеть эту божественную красоту.

  -Почему божественную?- спрашиваете вы. А мне так не хочется объяснять, что всё великолепие жизни, в  соединении с неживой материей, пронизанное глубинными связями, сбалансированное, и пропитанное энергией космоса, поражает не только продуманностью и многообразием форм, но ещё и красиво до такой степени, что отказать ему в авторе - видится мне явной нелепостью. Творец создал нас по своему образу и подобию, и будучи божественным Зодчим, предоставил и нам возможность творить. Он вложил в нас тягу и любовь к созиданию, и тем самым обеспечил непрерывность развития. Я понимаю, что лично вам Творец не дал ничего, а свой талант всё осмеивать и отрицать — вы получили в наследство исключительно от родителей, вместе с двухкомнатной квартирой и аллергией на цветение берёзы. Но я не стану вас этим попрекать, в отличии от вас, чьи бесконечные упрёки и настойчивые попытки мнимых разоблачений давно перешли из разряда полемики в область скучной интеллигентской истерии.

    Да, да, вы часто упрекали меня верой в Бога, а я пытался вам объяснить роль Творца, и указать на наше общее место под солнцем, которое мы с вами так бескорыстно любим. При этом, вы постоянно говорили о Боге, имея ввиду некоего мрачного старика — пенсионера, который, за неимением других занятий - следил за всем подъездом, вёл досье на каждого жильца, и потрясал компроматом при каждом удобном случае. В вашей интерпретации Бог представал то в виде жёлчного работника органов, то в роли некоего сборщика налогов, увы не похожего на мытаря Левия, но до безобразия очеловеченного, и до абсурда одушевлённого. А мне очень хотелось, чтобы вы наконец сумели разглядеть Творца в каждом закате и рассвете, в снегирях на зимних ветках, в тумане Млечного Пути, и даже в улыбке вашего собственного сына. Я хотел, чтобы вы полюбили красоту, которую Он подарил миру, и которая каждый миг является нам в бесконечности своих волшебных проявлений.

  Любовь к красоте — это тот язык, на котором мы разговариваем с ушедшими поколениями. На этом же языке мы можем говорить с теми, кто прийдёт в наш мир после нас. Я стою у картины Эль-Греко и чувствую её притяжение. Вот она — гравитация божественной красоты. Картина восхищает меня своей необычной пластикой и колоритом, гипнотизирует и никак не хочет отпускать. Формально — она о Сыне Божьем, но фактически - она о людях, в которых понятие Бога неразрывно связано с красотой. От картины исходит свет. Он струится в меня, и мне кажется, что это тот же свет, который когда-то рассёк темноту в спальной комнате моего детства. А может это вовсе не я стою у холста великого грека ? Может это брат Ортенсьо Парависино ? Когда-то и в него струило свой свет это могучее полотно. Мне кажется, мы теперь стоим рядом, наслаждаясь силой искусства, как-будто нет между нами этих четырёх с  небольшим сотен лет, и услужливое пространство, изгибаясь, как угодливый слуга, оставляет нас вдвоём и даёт нам возможность безмолвного общения. Вы тоже хотите пообщаться таким образом? Картина находится в Прадо, билет до Мадрида теперь можно приобрести через интернет, а по вопросам изогнутого пространства вам следует обращаться непосредственно к Альберту Эйнштейну.

  А смерть, спросите вы ? Как быть со смертью? Неужели вы правда верите в бессмертие души и в её возможные возвращения на грешную землю ? Ну во - первых, вопросы здесь задаю я! Во - вторых, это абсолютно не важно. Тем, кем вы были здесь — вы всё равно уже не будете никогда. Если вас устраивает реинкарнация — ради Творца — забронируйте её за собой. Если вы по-прежнему представляете Бога в виде председателя небесной канцелярии, чем-то похожего на Карла Маркса и одновременно на старика Хоттабыча, а его помощников — в виде чиновников, отслеживающих поведение человека в период его земной жизни, это ваше право. И вера в Бога и неверие в него — суть две стороны одной и той же медали, имеющей в своей основе всё ту же веру. Вы говорите: - Не верю! - Но поскольку доказательств отсутствия Творца никто ещё не представил, я позволю себе считать, что вы тоже верите, но только в то, что никакого Бога вовсе нет. Значит, мы опять возвращаемся к пресловутой химии в вашей голове, и к вопросу о том, как эта химия превращается в мысли, за некоторые из которых- вы, как ни странно, готовы умереть, так и не дождавшись, отпущенного вам срока.

  Итак, поскольку теперь мы оба с вами люди верующие, я могу беседовать с вами вполне откровенно. Вы спрашивали о смерти, о том конце света, что приводит в трепет даже наши бессмертные души. Боюсь ли я собственного конца? Конечно, боюсь. Боюсь, трепещу, и робко надеюсь на продолжение в любом приемлемом виде. Меня слегка утешает то, что Смотрящий за нашим миром, кумир всех человеческих грехов и пороков, всегда охотится лишь за нашей душой. Вам не кажется это ключом к разгадке? Зачем ещё ему нужна наша душа, как не затем, чтобы в нужный момент не дать ей воспарить, навсегда оставив её  в одном из пропахших кокаином подвалов. Творец предусмотрел для жизни возможность самоочищения. Возможно смерть, это один из инструментов жизни, с помощью которого она регулирует качество и постоянство развития. Могила исправляет горбатого, забирает богатства у алчного, и затыкает рот дураку. Вы готовы спорить ? Вы не алчны? Не обременены горбом? Вы не дурак? Тогда вы должны согласиться, что жизнь должна обладать способностью охранять саму себя, и потому владеет секретом избавления от нас убогих. Поэтому нет смысла бегать по утрам, пить Боржоми, разлитое в подмосковье, и смотреть телепередачи о здоровье. Всему свой срок. Но есть смысл чаще смотреть в небо, в тайной надежде на чудо, которое никогда не помешает даже самому закоренелому безбожнику.

    Ведь человек не может жить без неба. Но и небо не может без человека. Ему — такому большому,  нужен я - такой маленький. Ему нужно моё крохотное, но очень горячее сердце, моя душа, которая способна вместить его целиком и придать ему смысл. Мы — звенья одной и той же цепи, творения одного и того же автора.  Мы - братья, вылепленные из одного и того же теста, замешанного Творцом. Мы, в принципе, можем поменяться местами, и я могу стать небом, а небо — мною, но суть мироздания, основанного Им не изменится до тех пор, пока Он сам не изменит его. Вы меня благодарите ? За что ? За то, что вам уже не так страшно летать на самолёте?! Ну, я всегда рад вам помочь.

   Но о чём это я ? Нужна ли Творцу такая Теодицея? Скорее всего, это нужно мне -   крохотному homo sapiens, который лихорадочно ищет оправдание собственного существования, а главное желает продлить таковое, используя любые средства, для усиления химических реакций, происходящих в его мозгу. А вдруг, что-нибудь и надумается: что-нибудь такое, что наконец визуализирует невидимые процессы, происходящие в таинственных лабиринтах вашего мозга. Бедное, запуганное существо! А вы представьте муравья — разумного, продолжающего жить, как и прежде, смеша лес своими размерами, и претензиями на заглавную роль. Лес, в котором полно лосей и медведей — лес, который ломают буйные ветры и заливают проливные дожди. Способность строить муравейники, превышающие собственный рост в сотни раз, еще ни о чём не говорит. Полёт на гусином пёрышке над лесом, с глазами полными умильных слёз, ещё  ничего никому не доказывает. Даже возможность изгадить вес лес, отстаивая право диктовать остальным муравейникам свою волю, говорит не о силе, а об отсутствии воспитания, и о наличии в вашей душе большой чёрной дыры, по банальной причине отсутствия в ней Творца.

  Я уже собираюсь заканчивать, и вы зря хватаете меня за рукав и пытаетесь заглянуть мне в глаза.Думаете,  у меня на всё готовы ответы? Я знаю только, что Бога и смысл жизни надо искать в себе. Если ты искал Бога, а нашёл злющего и занудливого неверу — бросай его поскорей и продолжай поиски. Смысл жизни надо создавать самому. То-есть, весь смысл жизни состоит в том, чтобы создать для себя смысл жизни. Подумай, кто ещё сделает это за тебя.?! Найди этот смысл, и уже не упускай ни при каких обстоятельствах. Те, у кого этого смысла нет, будут наседать на тебя со всех сторон, пытаясь убедить тебя, что твой смысл никудышный, самый что ни есть паршивый, и годится только на то, чтобы избавиться от него немедленно, едва ты поймешь, что он у тебя есть. Не верь! Храни его, как зеницу ока и никому не отдавай!

  Вчера пластмассовая пуговица оторвалась с моего пиджака и упала на землю. В отличии от меня ей не грозит унизительный распад. Ей предстоит пролежать в земле тысячи лет. По меркам человеческой жизни- это практически бессмертие. Я не стал её поднимать. Я горжусь тем, что находился с ней рядом какое-то время, пока она беспечно болталась на моём бренном матерчатом пиджаке.

 Какой ужас?! !


Рецензии
Это Ода. Ода Творцу и Человеку!
Творцу — с благодарностью, Человеку — с надеждой.
Ну, право же, отвергающим Творца остаётся незавидный удел давимого роком
« маленького» человека. Или, даже,— «героя», но также, гибнущего под действием
непреодолимых роковых обстоятельств. Весь смысл их существования в бунте. Бунте, как таковом, бунте для себя.
Напротив, Ваш Человек — творение, достойное своего Отца. Человек, принявший Свет, несущий его и готовый передать его своим Наследникам.
И, да! Человек, несомненно, творение! Невозможно представить, чтобы две маленькие клетки, слившись, стали строить сложный организм, исходя из собственных представлений! Чем им представлять-то?! И даже если они сами — отдельный космос, творению необходим взгляд на него со стороны.

Образ Света, струящегося из-под приоткрытой родительской двери необыкновенно трогательный.
Георгий, Вы пишете великолепно! Слова легко и беспрепятственно проникают в душу...
потоком этого самого Света.
Спасибо!
...
Георгий, позвольте один вопрос, как к опытнейшему специалисту из авиационной сферы. Не даёт покоя одна мысль, касающаяся Малазийских самолётов. Изложил в «МН-17». Если у Вас случится свободная минутка, было бы интересно узнать Ваше мнение. Что «всё возможно», понятно. Интересно, ближе к правде или бреду.)
Спасибо!)

Япет Сатурнов   06.01.2019 16:54     Заявить о нарушении
Спасибо большое за Ваш замечательный отзыв! Мне очень близки Ваши представления о мироустройстве и месте в нём человека.

Георгий Цвикевич   03.12.2018 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.