На озёрах

На экране телевизора транслировался фильм «А зори здесь тихие». Увидев сцену, в которой одна из героинь тонет в болоте, Юра вспомнил то, что произошло однажды с ним.
Стояла осенняя пора, когда природа окончательно смирилась с потерей тепла. Когда деревья  не сопротивлялись ветрам и не старались удержать свои уборы. И только отдельные листы трепетали на ветвях.
 По ночам подмораживало. Настало время охотничьего сезона.
Охотничья база находилась на берегу большого озера. Здесь брали напрокат большие деревянные лодки или маленькие сборные из дюральалюминиевых конструкций  и брезента. А также чучела уток для приманки.
Юра взял большую лодку, отплыл подальше от базы.
Сутки бесполезно просидел на озере, утки не садились, пролетали мимо. Юра заметил, что снижались они недалеко, на многочисленных маленьких озерцах, которые, как он узнал, разбросаны вокруг большого озера.
Он поменял на базе большую лодку на  маленькую и отправился  с ней к озеру. Отплыл на значительное расстояние и направился к ближайшему озерку. Пробирался по буераку метров двести и вышел в тихое укромное место. 
Увидел небольшое озерко, со всех сторон окружённое зарослями. Берег пружинил под ногами. Вода казалась коричневой из-за  тёмного дна, а на самом деле была абсолютно прозрачной. Озерко казалось не глубоким, воды всего с полметра. На поверхности неподвижно застыли большие круглые листья кувшинок.
Юра заметил протоптанную тропинку, ведущую от большого озера. Пожалел, что не знал о ней раньше, тратил силы, распугал уток треском валежника под ногами. Но вскоре целая стайка опустилась на воду.
Он открыл охоту прямо с  берега, подстрелил утку – чирка, которая упала на противоположный берег, 
Сел в лодку, спустил на воду чучела, подобрал утку. Вернулся, сделал  из веток примитивный скрад. Ждать долго не пришлось. Прилетали то пара, то одна, то три утки.
 Одна из них с перебитым  крылом перевернулась боком. Ветер трепал перебитое крыло то в одну, то в другую сторону, отпугивая птиц. Кроме того, одно из чучел было пробито дробью,  наклонилось и выглядело неестественно.
Юра сел в лодку, подобрал убитых уток и подплыл к чучелу, чтобы вылить из него воду и поставить как надо. Но не рассчитал расстояния от лодки до чучела. Он  погрузил весло    под большой лист кувшинки с противоположной от чучела стороны, упёрся в его основание и наклонился чтобы достать чучело. Острое алюминиевое весло срезало лист, лодка резко качнулась, сантиметров на двадцать борт ушёл под воду, и Юра вывалился из неё, чтобы не набрать воды полностью. Всё, что было в лодке, ушло под воду. А сама она откачнулась в противоположную сторону.
Юра  поднялся,  ноги тут же погрузились в ил. Твёрдого дна не было.         
- Неужели трясина?
Он замер, не двигаясь. Вода доходила, чуть ли не до груди.
- Главное, не суетиться, - подумал он.
Попробовал  найти какую-нибудь опору, потому что когда вывалился, то показалось, что задел что-то ногой. Погрузился ещё немного. Подумал:
- Главное -  спокойствие. Понятно, что глубина здесь не мерянная, Засосёт, если запаникуешь.
Пока был неподвижным, вода очистилась, снова став прозрачной. И он увидел выпавшее весло. Потихоньку наклонился вбок, достал его. Подтащил веслом лодку. Держась за борт,  осторожно попытался вылить воду. Заметил, как заколыхались огромные листья за несколько метров от неё. Значит, должны быть какие-то стебли поблизости.
Всё это время неуклонно потихоньку продолжал погружаться.
Двинул ногой и почувствовал, что прикасается коленом к чему-то. Попробовал опереться, вторая нога ушла вниз. Но он уже ощутил опору, она прогнулась, но держала. Сумел вылить часть воды из лодки. Перевёл её веслом на другую сторону, потыкал веслом. Нащупал ружьё и поднял, а также второе весло и патронташ с патронами.
Оставалось самое сложное – забраться в лодку.  Три попытки заканчивались неудачей. Каждый раз вода снова заливалась. Он снова её вычерпывал и всё-таки сумел, став на стебель обеими ногами, рывком оттолкнуться, подтянуться и оказаться внутри. Подобрал чучела и уток, плавающих на поверхности,  поплыл к берегу.
Его бил озноб, нужно было торопиться, но Юра всё-таки толкнул рукой сухостой – ствол высотой метров пяти, свалил его. И, стоя на берегу, попробовал нашарить дно. Шест весь ушёл в глубину, не достигнув дна.
- Ничего себе! И это у берега! Повезло, что не погиб.
Юра был в тине, сполоснуть одежду невозможно было, со дна поднималась муть.
Взвалив всё на себя, он поспешил уже по тропе к большому озеру. До базы было не близко. Достигнув берега,  снял и пополоскал одежду, развесил её по кустам. Собрал сухих веток, сложил всё для костра. Но сырые спички не воспламенялись.
 Стал бегать голышом туда-сюда, поглядывая на озеро. Думал:
- Открытие сезона, должны проплывать охотники.
Чутко вслушивался и, наконец, услышал разговор людей. Звуки над озером разносились далеко. И, действительно, увидел проплывающую лодку и сидящих в ней мужчин. Покричал:
- Эй, помогите, замерзаю!
На вёслах сидел парень, он поднял вёсла, сказал:
- Надо причалить, что-то случилось с мужиком, не зря голышом бегает.
Второй возразил:
- Не теряй времени, обойдётся.
Но парень не послушал его и повернул к берегу. Сошёл, подал спички.
 Юра, зажигая костёр, вкратце поведал ему о том, то произошло.
- Тебе повезло, на этих озерцах глубина большая, топь. Как ты только выбрался!?
Потом они отчалили, а Юра сушил над костром одежду. Он совсем продрог,
По мере того, как подсыхала одежда, то одно, то другое надевал на себя. Потом поспешил на базу.
   После окончания фильма думал:
- Если бы не запаниковала девушка, может быть, и спаслась бы.
 Она стала барахтаться, поэтому сразу ушла в глубь. А если бы спокойно погрузилась с головой и распласталась,  то дотянулась бы до сухого места  и выползла. Юра поделился этим соображением с женой и рассказал ей всю эту историю.


Рецензии