Первый выход актёра на сцену

            

(На сцене режиссёр, молодой артист и метр)
Режиссёр – Юноша, как вас зовут?
Саша – Александром.
Режиссёр – Вам очень повезло, Саша. Второй день в театре и уже первая роль на большой сцене. Роль небольшая, но ответственная. Статист, который играл её до вас, заболел. Да чего уж там!.. Просто запил. Но, это не важно. Задача ваша такая. Когда Павел Андреевич, вот он перед вами, скажет: «пора бы и пообедать» вы поднесёте на подносе еду и скажете: «кушать подано, ваше сиятельство». Потом уйдёте. Задача вам ясна?
Саша – Я всё понял, Сергей Иванович. Спасибо за доверие! Не сомневайтесь, я всё сделаю, как надо. А играть я буду по системе Станиславского. Чтобы зритель мне поверил.
Режиссёр – Всё правильно, Саша. Идите, улучшайте роль. Вечером спектакль. (молодой уходит) Теперь о вашей роли Павел Андреевич. А что если вы в четвёртом акте…
(Он не успевает договорить, возвращается молодой актёр)
Режиссёр – Что вы хотели, юноша?
Саша – Спросить хочу. Как я понимаю, я должен не просто сказать свои слова, а как бы сделать внутренний посыл. Так?
Режиссёр – Ну, вот! Вы уже всё знаете. Не зря выходит вас учили. Идите!
(молодой актёр разворачивается, делает несколько шагов) Так вот Пал Андреевич…
Саша (подбегает к нему) – Сергей Иванович, а если я скажу так: «Ваше сиятельство, кушать подано» Я переставил слова местами и фраза зазвучала уже по другому. Получается, что я как бы увеличиваю сцену и делаю графа более значительным. Можно так?
Режиссёр – Ну, я не знаю… (махнул рукой) Ладно! Делайте.(актёр ушёл. Режиссёр метру) Забивают им головы в училищах всякой ерундой! Так вот Паша, в четвёртом акте, в сцене где вы с графиней объясняетесь, ты скажешь…
(Он опять не успевает договорить, прибегает молодой актёр)
Саша (запыхавшись) – Сергей Иванович, а можно я проход сделаю по другому? Выйду не из третьей, а из второй кулисы. Мне кажется, что тогда моё появление для зрителя будет более эффектным.
Режиссёр (теряя терпение) – Можно! Идите! (Саша убегает) (метру) Паша, если он ещё раз появится, я его убью. О, боже! Он уже идёт! Скажи ему, чтоб он отстал. Только поделикатнее.
(режиссёр спрятался за кулисы)
Саша – А где Сергей Иванович? Я хотел у него про костюм спросить.
Метр – У меня спросите.
Саша – Павел Андреевич, можно я  на ноги сапоги надену, а не тапочки? Как будто я только что с дороги. На моём лице будут капельки пота и мой крупный план будет естественным и выразительным. Нас так учили.
Метр (обнимая его за плечи) – Хорошо вас учили, юноша. Вы там сами доведите роль, как вам будет угодно.
Саша – А костюм?
Метр – Костюм любой возьмите. Идите дорогой. Вечером спектакль. А нам с режиссёром ещё кое что обсудить надо.
(Саша ушёл. Режиссёр вышел из-за кулис. Но видимо слишком рано. Молодой артист увидел его и подбежал)
Саша – Сергей Иванович, я ещё одно спросить хотел. А если я, сказав «Ваше сиятельство, кушать подано» сделаю поклон графу, потом посмотрю ему в глаза и сделаю паузу, для того чтобы зафиксировать сцену. И только потом уйду. А ещё я хочу…
Режиссёр (взвыл) – О, о, боги!.. Да делайте вы, что хотите! Только уйдите!
Метр – Уйдите юноша, от греха подальше. Или он вас…
Саша (испуганно пятится назад) – Так это… Я всё понял, Сергей Иванович. Я… я в костюмерную. (и быстро убегает)
Режиссёр – Задолбал! Неужели и мы такими были, Паша?
Метр (улыбаясь) – Были, Серёжа… были… Так что ты мне хотел сказать насчёт роли?
Режиссёр – Теперь уже и не помню… Играй как прежде! А я пошёл, пока этот фанатик театра в конец не убил мой мозг.
(Вечер. Идёт спектакль. Молодой артист ждёт своего выхода. На нём сапоги и красный длиннополый  плащ. Он ходит по коридору, постоянно повторяя свою единственную фразу. Он очень волнуется. Его выход. Он решительным шагом идёт прямо через декорацию. Метр крайне удивлён его таким появлением)
Метр – Батенька мой, зачем же через окно входить? Дверь рядом и она не заперта. (видит его нелепый наряд) И… кто вы вообще?
Саша (растерянно смотрит на притихший зал) – Я… я это… Я вот… принёс… (Он протягивает метру поднос. Поднос падает. Саша бросается на пол. Лихорадочно собирает еду. Собрал. Протягивает поднос графу) Кушать будете?
Метр – Уже нет… Перехотелось…
(Пауза)
Саша – Ну… так я пойду?
Метр – Идите. Чего уж там.
(Саша сделал поклон графу и стал пятиться назад, продолжая отбивать поклоны, наступил на плащ и упал. Вскочил, сделал безумное лицо и вышел опять через декорацию.
Метр(долго не знает, что сказать) – Через камин вышел… Да-а-а! Странные нынче слуги пошли. Не то, что в наши времена…
(И ушёл, оставив зал в полном недоумении)
            


Рецензии