Голоса эпох

                Продолжение

  К тому времени, когда Ирод Антипа стал тетрархом Галилеи и начал строить ее столицу Тивериаду, много минуло веков и произошло разных событий. И этого названия в те далекие времена еще не существовало (есть три версии его происхождения:оно означает округ; волну; рассеяние, удаление; и даже, близко к Ветхому Завету:земля, где проживает много разных народов).
  А была просто земля Ханаанская. И нынешним Израилем она не ограничивалась, а протянулась и через нынешний Ливан, где были знаменитые города-морские порты Сидон и Тир.
  Сидон был первенцем четвертого сына Хама - Ханаана. Кроме него, у Ханаана было еще десять сыновей. Все они создали свои племена и потом рассеялись по всей Ханаанской земле.
  Со многими из них мы встречаемся в Библии: Иевусеями, Аммореями, Гергесеями... Все они были очень воинственными, агрессивными и достаточно наглыми. Вспомним, как долго никто не мог выбить Иевусеев из Иерусалима. Удалось это лишь царю Давиду, над которым они посмеивались, да и потому лишь, что его военачальник узнал секретный вход в город.
  Но у потомков Хама,-а речь идет о них,- было немало и такого, чему стоило поучиться, в частности, у сидонян. Поэтому пришельцы (израильтяне) вполне нашли общий язык с местными жителями, в прямом(понимали речь друг друга) и переносном смысле.
  Я вообще считаю, что на ханаанян много грязи вылили несправедливо. В чем их упрекают? В том, что поклонялись языческим богам. А что, израильтяне  не поклонялись?
  Самый жуткий грех, в котором упрекают ханаанян,- приносили в жертву своих первенцев. К сожалению, этот дикий обычай был характерен для очень многих народов мира:почитайте внимательно историю.
  И израильтяне, увы, не всегда были на высоте в этом отношении. Даже в более позднюю эпоху - Судей.  Иеффай Галаадитянин, то ли из рода Гада, то ли Манассии, перед сражением с Аммонитянами(потомками Лота) дал зарок, прося помощи у Бога:"Что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение"(Книга Судей, 11:31).
  Он победил, а первой, кто его встретил, была его единственная дочь.
  Можно представить себе весь ужас случившегося. И никто бы не осудил Иеффая, сохрани он ей жизнь. Но единственное, что он ей позволил,- два месяца провести  с подругами в горах и оплакать свою девственность. А потом принес в жертву.
  Ужас! А разве не ужас, когда Авраам ведет своего сына Исаака на убой? И его еще за это восхваляют:вот насколько был предан Богу, что готов был пожертвовать своим сыном!
  Так, видимо, рассуждали когда-то и ханааняне:показываем преданность Богу.
  Не только о них, потомках Хама, обычно пишут негативно, но, разумеется, и о самом родоначальнике - Хаме, чье имя, как позже Ирода, стало нарицательным. Мол, совершил такой непростительный грех - увидел отца, Ноя, обнаженным и посмеялся над ним, пьяным.
  Но неужто этого было достаточно, чтобы навсегда проклясть сына и его потомков?  Что-то тут недоговорено или убрано специально, хотя кто поймет психологию древних предков?
  Но эта невнятность породила различные версии, вплоть до такой:Хам кастрировал папашу.
  Но тогда возникает вопрос: почему? Может, в ковчеге, во время потопа, там что-то такое произошло, за что Хам потом отомстил отцу?
  Нам не дано это узнать, а вынесенный создателями Библии приговор остается в силе:Ной-святой человек, ну а Хам и есть хам, даже с маленькой буквы.
  Между прочим, первенец Хама Хуш был не менее деятельным, чем Ханаан, а в чем-то и превосходил. В частности, произведя на свет пятерых сыновей, он "родил также Нимрода:сей начал быть силен на земле. Он был сильный зверолов пред Господом; потому и говорится:сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом.
  Царство его вначале составляли:Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар. Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию..."(Бытие, 10:8-11).
  Знакомые всё названия по дальнейшим историческим событиям, имеющих отношение к судьбе израильтян, не правда ли?
  Но сначала надо было поселиться в земле Ханаанской, что свершится еще не скоро, а когда свершилось, то та часть земли Ханаанской, которую потом назовут Галилеей, достанется  коленам Завулона, Асира, Неффалима.
  Обычно в Библии пишут попроще, называя лишь имена родоначальников колен,- и так понятно, что имеется в виду его род, а не отдельная личность.
  Долгое время меня особенно интересовал Завулон, настолько, что как-то днем, когда я лежала на диване и пребывала в полудреме, мне то ли приснилось, то ли явилось видение, но я увидела приблизившегося к себе коренастого, черноволосого и бородатого человека средних лет. "Ты Завулон?" - ничуть не удивившись, мысленно спросила я. И получила нечто вроде кивка головы. На том наше общение и закончилось.
  Завулон - последний, шестой сын Леи, первой жены Иакова. Странно, но в первой книге Паралипоменон есть родословные всех колен, кроме Завулона.
  В Книге же Судей, Девора, восхваляя победу израильтян над Ханаанским царем Иавиным, произносит загадочную фразу:"Завулон - народ, обрекший душу свою на смерть".
  Естественно, что я ударилась о нее, как о край стола. Что кроется за ней? Почему именно о Завулоне она сказана, а не о ком-то другом?
  Прочла где-то толкование специалиста по иудаизму:мол, племя Завулона не исполняло  иудейские заветы, а кто их не исполняет, тот исключается из еврейского народа, а, значит, теряет душу.
  По-моему, это объяснение притянуто за уши. Поскольку другие колена были в отношении выполнения заветов ничуть не лучше, иначе Бог не ругал бы их постоянно.
  Надел Завулона доходил до Сидона, и на одном туристском сайте из Ливана я даже нашла сведения об одном Завулоне, который был здесь уважаемым раввином(чуть ли не святым), и на его могилу ходили поклоняться.
  Кстати, в песне судьи и воительницы Деворы, есть и такой пассаж, когда она перечисляет. кто пришел сражаться с Иавиным:"... и от Завулона владеющие тростию писца". Хотя Завулоняне вместе с Неффалимлянами составили основное войско, сражавшееся с Иавиным в городе Кедес (напомню,  город с таким именем появился и в Испании).
  Может быть, "владеющие тростию писца" и записали ход этого сражения и песню Деворы?
  В общем, колено Завулона мне до сих пор представляется самым загадочным. И самое обидное, что ничего уже не узнаешь. Никто никогда не интересовался 12 коленами как отдельными, со своими отличиями, родами. Всегда о них писали и пишут общо:12 колен сынов Израильских, или 10 пропавших колен. Я всегда и удивлялась, и возмущалась этим. Тем, что никого не нашлось заинтересоваться каждым коленом отдельно, когда еще наверняка сохранялись какие-то сведения о них.
  Но потом пришла к выводу, что это и не могло случиться:об отрезанном ломте не плачут и не сожалеют - его выбрасывают. И хотя на словах о "пропавших" коленах сожалеют и  признают их частью народа, на самом деле о них сожалеют больше на словах.
  Но как же, возразят мне, их ищут до сих пор, в Израиле даже создана организация по их поиску. Их даже две:во главе одной стоит раввин, второй, отпочковавшейся от нее,- бывший сотрудник канцелярии премьера.
  Результат поиска:в Индии нашли племя, которое считает себя потомками колена Манассии (Менаше). Еще где-то кого-то нашли в Африке.
  Теперь бывший советник премьера решил помогать... субботникам в России, готовить их к репатриации в Израиль.
  Но они какое отношение имеют к коленам Израильским?
  Наверное, сочинят на этот счет какую-нибудь сказку.
  Реальная же история куда интереснее. В 732 году до новой эры ассирийский царь  захватит северную часть Израильского царства, превратив ее в ассирийскую провинцию Мегидо. Но в плен угнал лишь часть населения.
  Так что вполне обоснованно можно говорить, что первые Апостолы Христа были как раз из этого рода-племени - Завулона, Асира, Неффалима. Хотя пророк Исайя упоминает лишь "землю Завулонову и землю Неффалимову", которая будет возвеличена.
  Новая Тивериада (Тивериада звучит красивее, чем Тверия ныне, не правда ли?) находилась как бы посреди этих бывших наделов - Завулона и Неффалима. Назарет, где взрастал Иисус, а по-еврейски - Иегощуа-, был тогда всего лишь маленькой деревушкой.
                Продолжение следует
   


Рецензии