Пьеса для Галочки
Действующие лица:
Евгения Павловна Берсеньева 35 лет
Владимир Берсеньев - её муж 39 лет
Лидия Ивановна - её мать
Галина Ильинична Графинечева – подруга юности 39 лет
Артём – ведущий актёр театра 28 лет
Лена – актриса 24 года
Лариса – молодая актриса
Роман Петрович – режиссёр
Саша – помощник режиссёра
Врач
Другие актёры, рабочие сцены, журналисты.
СЦЕНА 1
Больничный сквер, лавочка, сидит Евгения, мимо идёт Гала, у лавочки останавливается, вглядывается в лицо Евгении.
ГАЛА. Ева? Ты?
Гала подходит ближе.
ЕВГЕНИЯ (смотрит на Галу). Глазам своим не верю! Гала!
ГАЛА. Привет! Слушай, страшно рада тебя видеть! Я ведь тут на пару дней всего и не знаю, как найти тебя – ни телефона, ни адреса! Надо же – встретились! Хорошо, мимо не проскочила!
ЕВГЕНИЯ. А я и не смотрю! Ты из больницы? Кто-то болеет?
ГАЛА. Не поверишь! Дочка здесь на сохранении лежит.
ЕВГЕНИЯ. Дианка?
ГАЛА. У меня одна – вся в мамашу. Тоже выскочила замуж, едва 19 исполнилось, через год уже и ребёночек.
ЕВГЕНИЯ. Так ты скоро бабушка! Ну а мне ещё до внуков…
ГАЛА. Внуки! (Смеётся.) Я дочь-то не растила. Как с Борькой разошлись, так она на бабуле, а ты говоришь внуки. Я ведь кручусь, точно белка в колесе – руковожу театром. Ты слышала?
ЕВГЕНИЯ. Да. Галка, ты молодчина…
ГАЛА. Что за тоска в голосе? Сама-то как? Стихи не бросила сочинять?
ЕВГЕНИЯ. Какие стихи, это так… детство.
ГАЛА. Ты чего! Я храню наши с тобой вирши – перечитываю иногда.
ЕВГЕНИЯ. Всё это было… для внутреннего пользования.
ГАЛА. Выходит, забросила! Ева, дурёха! Ты ведь у нас в студии самая одарённая была! Василич всегда тебя хвалил – стихи в журналах печатали. Помнишь? А от прозы твоей вообще все в восторг приходили!
ЕВГЕНИЯ. Всё это – давно забытый сон. Брось! Расскажи лучше о себе.
ГАЛА. Ева, ты меня расстроила! Где сломалась–то, быт заел?
ЕВГЕНИЯ. Не знаю даже, юность прошла, а вместе с ней всё как-то испарилось – ни каких желаний не осталось. Василича похоронили, студийцы все разбрелись кто куда, ты вот уехала. Получилось, что моя графомания никому не интересна.
ГАЛА. Поколотить бы тебя! Сохранилось что-то раннее? Давай мне – я покажу знающим людям. Есть у меня кое-какие знакомства – авторитетные литераторы.
ЕВГЕНИЯ. Показывали… Володя на заре нашей супружеской жизни, когда Василича не стало, носил мои опусы одному знатоку. Хотели понять, стоит ли вообще этим заниматься.
ГАЛА. И что?
ЕВГЕНИЯ. Знаешь! Почувствовала себя полной дурой.
ГАЛА. Почему? Ругал твои рассказы или стихи?
ЕВГЕНИЯ. Про это вообще не говорил. Но долго и уверенно доказывал, что женщинам лучше не заниматься литературой – они не способны себя реально оценивать, как правило, считают свои работы гениальными. Недолго загордиться, вознестись, потом от разочарований и всеобщего непонимания – свихнуться.
ГАЛА. Паразит!
ЕВГЕНИЯ. Я с ним тогда согласилась – выкинула все свои бумаги.
ГАЛА. Так… Кухня, дети, церковь.
ЕВГЕНИЯ. Не худший вариант. Семья у меня дружная, на работе тоже всё нормально – ценят.
ГАЛА. Молчи! Ценят её. Ты же творческий человек! Я, как вспомню твоё лицо, когда ты стихи читаешь… А сейчас! Погасшая какая-то, будто в коконе – не узнать!
ЕВГЕНИЯ (отмахивается). Зато ты у нас - шикарная дама! Красота и успех в одном…
Звонит мобильный телефон Евгении.
Извини. (Отвечает на вызов.) Да. Всё поняла. Хорошо, мама, уже иду. (Убирает телефон.) Прости, Галочка, надо идти!
ГАЛА. Куда? Давай подброшу – я на машине.
ЕВГЕНИЯ. У меня мама здесь в дневном стационаре, сейчас зайду за ней и домой.
ГАЛА. Вот и отлично! Заберём твою мамочку и с ветерком доставим по адресу.
ЕВГЕНИЯ. Неудобно тебя задерживать – мама ходит медленно. Мы на такси доедем.
ГАЛА. Брось! Есть у меня кое-какие дела сегодня, (Уходят вместе.) но я успею вас довезти. А завтра вечерком забегу в гости, если ты не возражаешь.
ЕВГЕНИЯ. Здорово! Очень буду рада.
СЦЕНА 2
Квартира Евгении, за столом чаёвничают Гала и мама Евгении Лидия Ивановна.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Галочка, угощайся – пироги вкуснейшие – пробуй, пробуй. Варенье, мёд!
ГАЛА. Помилуйте, Лидия Ивановна – всё это очень вкусно, но мне совсем не полезно. Вечером особенно.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. На диете, что ли сидишь? Ну вот! И не покормишь тебя от души…
ГАЛА. Спасибо! Я знаю, всё бесподобно, однако ограничусь чайком.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА (наливая чай). Расскажи, как жизнь сложилась? Маму твою иногда встречаю и Диночку-красавицу.
ГАЛА. Нормально. Театром руковожу. Репертуар, актёры, зрители, декорации – забот невпроворот.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. А зарплата достойная? На жизнь хватает?
ГАЛА. И на жизнь хватает, и маме помогаю.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Ну и, Слава Богу! А доченьке?
ГАЛА. У Дианки теперь своя семья – пусть муж обеспечивает.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Ой! Такие молодые. Муж–то её, хорошо зарабатывает? Или родители участвуют?
ГАЛА. И зарабатывает, и участвуют. Пустое! Надо будет, скажут, и я подброшу. Вы–то как? Самочувствие?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Да уж, какое теперь самочувствие. То здесь колет, то там ломит. Женечке, конечно, тяжело – у неё самой бывают проблемы со здоровьем, о детях надо заботиться, а тут ещё мои болячки.
ГАЛА. Так. Лидия Ивановна! Надо бодреё! Веселее! Не унывать! Театры посещаете? На концертах бываете?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Что ты, Галюша, сил нет ни на что.
ГАЛА. Надо – надо жизнь разнообразить! Отвлекаться от забот и болезней. Ева с Вовкой бывают где?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. С детьми иногда выбираются, но в основном Володя. Он вообще молодец – много с мальчишками занимается, а Женя любит дома – отдохнуть, полежать в тишине – ей больше ничего не надо.
ГАЛА. Да… Как у вас всё запущено…
Входит Евгения – выглядит бодрой и весёлой.
О! Вот она! Явление второе.
ЕВГЕНИЯ. Привет! Мамочка, я фруктов купила, помоешь?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Так зачем фрукты – мальчишек нет. Кому есть – то?
Лидия Ивановна выходит с сумкой.
ЕВГЕНИЯ. Галка! Страшно рада тебя видеть! Сегодня даже и на работе, как будто, не устала! Просто встряска какая-то эмоциональная. Спасибо тебе.
ГАЛА. Что? Неужели мне удалось разбудить спящую царевну?
ЕВГЕНИЯ (стремительно обнимает Галу и усаживается за стол). Лет десять стряхнула.
ГАЛА. Что ж, это как-то оправдывает мой внезапный приезд, а то всё бросила, примчалась сюда …
ЕВГЕНИЯ. Так ты же к дочке, в больницу.
ГАЛА. К дочке. А она мне: «Ты зачем приехала, что тут обо мне позаботиться некому, у тебя, наверняка, куча важных дел». Представляешь? Не простит она меня кукушку никогда.
ЕВГЕНИЯ. Подожди, что значит «кукушку»! Это мама твоя настояла, чтоб ты ехала одна, без дочери. Я помню, сколько было переживаний, как ты не хотела уезжать …
ГАЛА. Да. Мамуля добилась, чего хотела - нас с Борисом развела и Дианку получила в полное своё распоряжение. И так всё дипломатично, спокойно: «Галочка, поезжай, тебе надо устраивать свою жизнь, такое выгодное предложение – нельзя упускать. Вот устроишься, как следует, и Диночку сможешь забрать». И вот, я устраивалась, рвалась, как ошалелая. Сначала в общежитии жила, потом удалось квартиру построить. А как? Какими усилиями! Отредактировала кучу макулатуры, переводы делала по ночам, руководила тремя студиями – литературной и двумя театральными. Это всё кроме постоянной работы в издательстве. Деньги даже крутила в каких-то сомнительных «пирамидах» - Слава Богу, не прогорела. И что? Вот она – отдельная квартира, работа супер, доход вполне приличный, а дочка … мамой свекровь свою зовёт.
ЕВГЕНИЯ. Туго тебе пришлось.
ГАЛА. А эти взгляды косые, перешептывания! «Как? Ваша дочка с бабушкой живёт? Почему Вы не хотите её к себе забрать?»
ЕВГЕНИЯ. Ты же пыталась!
ГАЛА. Пыталась … Моя любимая мамуля встала, как скала! «У ребёнка будет стресс, дай ей закончить школу …» Сейчас я бы смогла ей противостоять, но тогда … тогда я была беспомощна.
ЕВГЕНИЯ. Что ж, Дина выросла, сама скоро станет мамой.
ГАЛА. Всё! Проехали! Как говориться: не сыпь мне соль на шрамы – они уже того. Оставим прошлое в прошлом.
Заходит Лидия Ивановна с фруктами, ставит их на стол, некоторое время стоит. Все молчат.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Угощайтесь. (Помолчала.) Ну, вы уж тут сами. Я пойду – мой сериал начинается.
ЕВГЕНИЯ. Спасибо, мамочка!
Лидия Ивановна выходит.
ГАЛА. О! Какие вкусности!
ЕВГЕНИЯ. Гуляем!
ГАЛА. Послушай! У меня к тебе дело.
Евгения, наливая чай, весело и вопросительно взглянула на Галу.
Отнесись серьёзно, пожалуйста. Мне нужна пьеса. Не представляешь, сколько перерыла материала. Если попадается нечто приличное, то уже где-то поставили и с успехом идёт. А я хочу яркое, свежее. Чтобы ни с кем не соревноваться, а так, от души поставить. Даже сама пыталась сочинять, но ерунда какая-то получается, да и времени совершенно нет для творческого процесса!
ЕВГЕНИЯ. Неужели?
ГАЛА. Ева! Напиши пьесу для меня, то есть, для моего театра.
ЕВГЕНИЯ. Я? Ты чего придумала – в жизни пьес не писала. Да и вообще, я в театральной области – ноль.
ГАЛА. А на сценарный пробовала поступать. Отправляла, ведь, что-то на творческий конкурс.
ЕВГЕНИЯ. Это когда было! Потом, ты же меня и заставила.
ГАЛА. Василич тебя убеждал, не помнишь? Говорил, твои рассказы очень сценичные. Жалко, ты их не сохранила. Этот, «Рябинка», кажется, очень мне нравился.
ЕВГЕНИЯ. Прекрати! Фантазёрка!
ГАЛА. Я прошу! Помоги, попробуй хотя бы. Набросаешь вариант – обсудим, поправим. А? Выручай!
ЕВГЕНИЯ. Гала, это не по адресу.
Заходит Владимир.
ВЛАДИМИР. Какие люди! Евграф!
ГАЛА. Помнишь, чертяка! Привет!
ВЛАДИМИР. Здравствуй, здравствуй! А мне Женюра (Подходит к жене, целует подставленную щёку.) сказала, что Галу встретила, я даже не поверил – каким ветром?
ЕВГЕНИЯ (Владимиру). Ужинать будешь?
ВЛАДИМИР. Вот, чаю с пирогами (Гале.) Если позволите.
ЕВГЕНИЯ. Подогрею чайник.
Берёт чайник и выходит.
ВЛАДИМИР. Секретничаете?
ГАЛА. Обязательно!
ВЛАДИМИР. Ты, смотрю бодрячком!
ГАЛА. Что нам сделается. А вот Еву совсем заездили, паразиты.
ВЛАДИМИР. Кого?
ГАЛА. Жену твою.
ВЛАДИМИР. А… я и забыл, что ты её Евой зовёшь.
ГАЛА. Евграфа не забыл…
ВЛАДИМИР. Да-да, неразлучные подружки с общим псевдонимом. Как давно это было! Столько всего…
ГАЛА. Вы сговорились что ли! Давно! Давно! Что изменилось? Вот скажи, ты тоже не веришь, что Ева - талантливый человек?
ВЛАДИМИР. Что, значит, не верю – я её такой и люблю.
ГАЛА. Почему она бросила писать?
ВЛАДИМИР. Что значит, бросила, она детям песенки сочиняла, сказки, потешки всякие. Знаешь, как они любили?
ГАЛА. Не сомневаюсь.
ВЛАДИМИР. Тебя можно поздравить?
Галина смотрит озадаченно.
Как же! Дочь замуж вышла, прими поздравления. На свадьбе то была?
ГАЛА. Ты же знаешь, что не была.
ВЛАДИМИР. А Борис надеялся тебя повидать, расстроился, когда ты не приехала.
ГАЛА. Что ж, передай ему привет. Скажи - помню и люблю. Так и не нашла ему замену, в отличие от него.
ВЛАДИМИР. Мужчине трудно без семьи.
ГАЛА. По-разному бывает.
ВЛАДИМИР. Ну, я по себе сужу.
ГАЛА. Борька молодец! Отстоял всё-таки своё право с дочерью общаться. Помню, у них с мамулей битва шла за каждый час.
ВЛАДИМИР. Да. Но потом, она все-таки осознала, что без мужской руки трудно ребёнка вырастить.
ГАЛА. Меня-то она вырастила.
ВЛАДИМИР. Вот ты и не умеешь с мужиками ладить.
ГАЛА. Сейчас в лоб получишь! Вот гад, как разговор перевёл. Я ему про жену, а он мне про бывшего мужа!
ВЛАДИМИР. А что про жену?
ГАЛА. Ты говоришь, она что-то детское сочиняла?
ВЛАДИМИР. Да. Очень весёлые, добрые вещички.
ГАЛА. Хорошо, а издать нельзя? Сейчас столько возможностей.
ВЛАДИМИР. Я предлагал, она отмахивается.
Заходит Евгения с чайником и бутербродами.
ЕВГЕНИЯ. Ябедничаешь?
ВЛАДИМИР. Женюрочка, дорогая, когда я на тебя ябедничал? Слушайте, девчонки, вы не обидитесь, если я к себе пойду – надо почту проверить и вообще…
Евгения наливает мужу чай, Владимир откладывает на тарелку несколько бутербродов и пирогов, берёт чашку и уходит.
Пока-пока! (Жене.) Спасибо.
ЕВГЕНИЯ (Гале). Подлить тебе?
ГАЛА. Спасибо, не надо. Я вот, винограду поклюю.
ЕВГЕНИЯ. Мандарины вкусные – бери.
ГАЛА. Да-да. Ну, так что? Договорились мы с тобой?
ЕВГЕНИЯ. О чём?
ГАЛА. Не юли! Делаешь наброски. Сцена – здесь, сцена – там, основные диалоги. Присылаешь мне по e-mail – Вот, держи визитку, тут и почта и телефоны…
ЕВГЕНИЯ (берёт визитку). О! Да ты большой человек!
ГАЛА. Не отвлекайся!
ЕВГЕНИЯ. Ну-ну, сцены, диалоги…
ГАЛА. Да! Основная канва. Я посмотрю, посоветуюсь с режиссёром. Выдвинем тебе свои встречные предложения. Что-то изменить, что-то добавить.
ЕВГЕНИЯ. Что-то выкинуть…
ГАЛА. Да! Пойми, мне с тобой проще договориться и об изменениях и вообще. Так сказать, будем работать на общий результат.
ЕВГЕНИЯ. Гала, дорогая, я даже не представляю, о чём может быть пьеса.
ГАЛА. Современная жизнь. Хорошая семья. Он – красавец, успешный бизнесмен. Она – совершенно обыкновенная и неприметная, скажем, учительница, но хорошая, увлечённая своим делом. Они любят друг друга, хотя многим кажется, что они не пара. Но вот, возникает некое недоразумение, и мы видим, как близкие, любящие люди могут не понимать друг друга, как недосказанность искажает действительность. Зритель должен переживать за них, нам очень хочется, чтобы они не потеряли своё счастье. Ведь должно же существовать это счастье, хотя бы где-то, и те, у кого оно есть, обязаны дорожить им.
ЕВГЕНИЯ. Это очень общё. Что ты понимаешь под недоразумением?
ГАЛА. Придумай. Пусть так: Появилась некая хищница, она рассталась со своим богатеем и пока не нашла замену. И вот, решила отточить свои коготки на нашем герое. А он – не в теме, не поддается на её уловки совершенно. Хищница входит в азарт, начинает действовать грубо и решительно, пытаясь рассорить их с женой. Учительнице подбрасывает сфабрикованный компромат, супругу, действуя через его товарища, устраивает крупные неприятности в бизнесе.
ЕВГЕНИЯ. А в чём недосказанность и недопонимание, неужели любящие, как ты говоришь, люди не могут всё обсудить.
ГАЛА. Конечно, могут. Но! Не готовы. Их эта ситуация застала врасплох. Он не может поверить в предательство друга и надеется разрулить ситуацию без особых потерь. Поэтому не рассказывает жене, чтобы не волновать её. А она, чувствуя его тревожное состояние, ошибочно принимает это за следствие мнимой измены.
ЕВГЕНИЯ. И не спрашивает его впрямую?
ГАЛА. В глубине души она уверена, что он любит только её и не изменяет, поэтому боится оскорбить его своими вопросами. Мы, зрители очень хотим, чтобы они поговорили, выяснили всё. Но! Персонажи всё больше запутываются. Появляется директор школы, который давно увлечён нашей учительницей и мечтает утешить её…
ЕВГЕНИЯ. Ну, ты закрутила!
ГАЛА. Что? Интересно?
ЕВГЕНИЯ. Знаешь, мысли заворочались, всплыли забытые ощущения. Захотелось взять в руки перо…
ГАЛА. Ага! Процесс запущен! Ева! Пиши, я умоляю.
ЕВГЕНИЯ. Попробую, но в результате сомневаюсь.
ГАЛА. А я уверена, твой стиль всё украсит. Философию подпустишь.
Ева с сомнением качает головой.
Считаю, что договорились.
ЕВГЕНИЯ (задумчиво). Запущен процесс… Директор, говоришь.
ГАЛА. Ну, директор, это я так… не настаиваю. Придумай что-нибудь сама.
ЕВГЕНИЯ. Они не пара.
ГАЛА. Кто?
ЕВГЕНИЯ. Муж и жена. По обычному, стереотипному мнению, их брак не может быть прочным, поэтому окружающие и пытаются его разрушить. А у них внутренняя, скрытая от всех гармония.
ГАЛА. Супер! Всё! Кое-кто сделал своё дело и может удалиться. Очень удачно я тебя встретила.
ЕВГЕНИЯ. Спасибо тебе, подруга!
ГАЛА. Что такое?
ЕВГЕНИЯ. Ты, правда, меня разбудила как будто. Всё было таким тусклым, пресным. И вдруг, раздвинули дымчатый занавес.
ГАЛА. Ура! Наш Евграфушка ожил! Рада, что удалось тебя взбодрить, а ты мне поможешь справиться с моими проблемами, я уверена.
ЕВГЕНИЯ. Есть проблемы?
ГАЛА. Знаешь, какая у меня ситуация. Приходят ребята после института – способные, хорошие, активные. Работы у нас хватает. Они приобретут опыт, встанут так, по-актёрски, на ноги и тю-тю.
ЕВГЕНИЯ. Уходят? Куда?
ГАЛА. Да. … Или в более престижные театры, в столицу, в сериалы, мало ли. В общем, чувствую себя кузницей кадров.
ЕВГЕНИЯ. Что, так все и уходят?
ГАЛА. Те, кто способней, обычно ищут, где лучше. Но есть у нас ведущий актёр – Артём, держится. Он по натуре – домосед, обычно сразу после спектакля – домой. Тусовки всевозможные ему вообще не интересны. Посиделки наши частенько игнорирует. Короче, не тянет человека на подвиги. Вот, за счёт своего характера и не улизнул пока.
ЕВГЕНИЯ. Ты опасаешься, что рано или поздно уйдёт?
ГАЛА: Как-то в последнее время заскучал. … Перерос он нас. Роли однообразные. Нужен новый материал – неожиданный, свежий.
ЕВГЕНИЯ. Ну и задачки ты ставишь!
ГАЛА. Вместе мы одолеем! Ведь и Артём сможет поучаствовать в разработке своей роли – соавторство.
ЕВГЕНИЯ. Хорошо! Завтра же приступаю. Ну и как пойдёт.
ГАЛА. Ффух! Пора и честь знать! Пойду, пожалуй. Отдыхай, а завтра за работу, вперёд. Жду твоего письма. Очень на тебя надеюсь. (Идёт к выходу, прощаясь.) Лидия Ивановна, Вова! Я ухожу, до свиданья!
Заходит Лидия Ивановна.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Что, Галочка, уже пошла? Ну вот, а мальчики наши в спортивном лагере, не повидала ты их. Такие уже большущие!
ГАЛА. В другой раз.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Да-да заходи! Привет передавай мамуле своей и дочурке.
ГАЛА. Спасибо, передам. Будьте здоровы!
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Всего хорошего!
Гала и Евгения выходят в прихожую, Лидия Ивановна подходит к столу, некоторое время смотрит, потом уносит чашки на кухню.
СЦЕНА 3
Театр, часть сцены, часть закулисного пространства. Сбоку на кушетке сидит Евгения с блокнотом в руках, наблюдая за ходом репетиции, делает пометки. На сцене режиссёр Роман Петрович, Лена и Лариса.
РЕЖИССЁР. Надеюсь, все помнят, о чём мы говорили, Леночка, соберись! Лариса, у тебя всё хорошо, Только не пережимай, аккуратней. Начали!
Лариса выходит за кулисы, Лена чем-то занята.
Ну, что там? Где звонок?
Пробегает помощник режиссёра, раздаётся звонок.
Неужели трудно запомнить! Здесь звонок!
Лена идёт «открывать дверь», в комнату решительно проходит Лариса, за ней Лена.
ЛЕНА. Девушка, Вы к кому?… Вы к Игорю? Он на работе…. Девушка! Вы меня слышите?
ЛАРИСА (прохаживается по комнате, всё осматривает). Я к тебе. Хотела на тебя посмотреть. (Разглядывает Лену.) Не впечатляешь. И квартирка так себе. Всё очень банально. Ну, если нет у тебя чувства стиля, пригласи специалистов. (Рассматривает фотографии на стенах, какие-то мелочи.) Я бы всё поменяла. Больше скажу, и квартиру поменяла бы. Даже не представляю, как он себя здесь ощущает.
ЛЕНА. Вы дизайнер?
ЛАРИСА (удивлённо оглядывается на Лену, ухмыляется). Мило!
ЛЕНА. Девушка, объясните, пожалуйста, что Вам здесь надо?
ЛАРИСА (нараспев). Надо ... надо-надо… надо. Мужа твоего надо – Игорёчка.
ЛЕНА. Он на работе.
ЛАРИСА. Дорогуша, я порой, лучше тебя знаю, где он. Мне его надо насовсем! Так-то.
ЛЕНА. Не понимаю. О чём Вы?
ЛАРИСА. Не понимает она! Увожу я твоего мужика. Что тут непонятного!
ЛЕНА. Мне, в конце концов, надоело это Шоу. Идите-ка Вы подобру-поздорову!
ЛАРИСА. О! Стихи! Как это у тебя получается? От волнения?
ЛЕНА. Перестаньте хамить! Уходите!
ЛАРИСА. Уйду-уйду. Мне здесь не нравится, я же говорила.
ЛЕНА. Помню! Пожалуйте, дверь там!
ЛАРИСА. Ну, чему ты удивляешься? Подумай сама, Игорь – эффектный, успешный мужчина. Вращается среди достойных людей, понимающих толк в хороших домах, дорогих автомобилях и красивых, ухоженных женщинах. Приходит сюда, смотрит на тебя, и кем он себя ощущает? Случайно попавшим в бизнес человеком, который удерживается там каким-то чудом, только потому, что его до сих пор не раздавили?
ЛЕНА. Не желаю Вас слушать. Мне не интересны эти рассуждения.
ЛАРИСА. Что? Как маленькая девочка? Закрыла глазки – спряталась. Ку-ку.
ЛЕНА. Сеанс окончен, здесь Вам не рады.
ЛАРИСА. Прикольно, надо запомнить. Воспользуюсь при случае.
ЛЕНА. Авторские права защищены.
ЛАРИСА. Не думаю. Сколько лет он тебя терпит? Ладно. Скоро сам всё расскажет. Мы тут на днях отдыхать уедем. Надеюсь, Игорёчек не опустится до вранья про командировку.
ЛЕНА. Он мне уже сообщил про командировку, и я не сомневаюсь, что всё именно так, как он говорит.
ЛАРИСА. Ну, ты клуша! На вот, глянь на досуге.
Лариса бросает на стол большой конверт и направляется к выходу.
ЛЕНА. Заберите! Не надо разбрасывать здесь свои вещи!
ЛАРИСА (на ходу). Изучай, там интересные фотодокументы.
Лариса уходит за кулисы, Лена растерянно вертит в руках конверт, поворачивается к режиссёру.
ЛЕНА. Мне его открывать?
РЕЖИССЁР. Не сейчас. (Обращается к Евгении.) Уточним у автора. Евгения Павловна, когда будем изучать фотографии.
ЕВГЕНИЯ. Там, по-моему, написано: «выбрасывает конверт в мусорную корзину». А достаёт и смотрит в следующей сцене.
РЕЖИССЁР. Не взглянув, выбрасывает?
ЕВГЕНИЯ. Я думаю, что не глядя. Но, Вы можете иначе это всё решить.
РЕЖИССЁР. Девочки молодцы! Леночка, ты что-то слишком нервничаешь. Вспомни, ты – учительница. Наверняка в старших классах напарывалась на наглых, развязанных девиц – у тебя есть опыт выходить из подобных ситуаций достойно. Относись к Ларисе, как к распоясавшемуся подростку.
ЕВГЕНИЯ. А мне понравилось, как Леночка играет.
РЕЖИССЁР. Я и говорю – Молодцы. Пойдёмте-ка Евгения Павловна в буфет, выпьем кофе. (Всем.) Перерыв 20 минут. (Направляется к Евгении и с ней к выходу.) Надо кое-что обговорить.
ЕВГЕНИЯ. Хорошо, с удовольствием.
Режиссёр и Евгения уходят.
ЛАРИСА. Не поняла, ещё будем работать? Какую сцену?
ЛЕНА. Ты план на сегодня не видела? (Перебирает бумаги на столе.) Сейчас Артём подойдет – мы с ним. (Водит пальцем по строчкам.) Потом вы с Тарасом.
ЛАРИСА (заглядывает в бумаги). Хотела тебя спросить.
ЛЕНА. Что?
ЛАРИСА. Как тебе Берсеньева?
ЛЕНА. Нормально.
ЛАРИСА. Она замужем?
ЛЕНА. Да, двое детей. Почему ты…
ЛАРИСА. Так. Мне показалось, она к Артёму не равнодушна. Так мило они вчера общались, …с эффектом отсутствия, будто в другом измерении находились.
ЛЕНА. Неудивительно. Артём – талантливый актёр, очень хорошо работает. Кто останется равнодушным?
ЛАРИСА. Да… заело что-то. Дают о себе знать старые неудачи.
ЛЕНА. А!
ЛАРИСА. Ты смотри, Пусику не скажи, он ревни-и-вый.
ЛЕНА. Пусик твой в тебе души не чает, а ты всё не успокоишься.
ЛАРИСА. Забудь! Ну, а ты? Не оставила ещё надежду Тёмку заарканить? Удобный случай – играете любящих супругов! А? давай-давай! Взгляды там всякие, вздохи, может, заметит, наконец, верно - влюблённую девчонку.
ЛЕНА. Тихо!
Входит Артём.
ЛАРИСА. Артёмчик! Лёгок на помине!
Лариса подходит к Артёму, целует его в щёку.
ЛЕНА. Привет!
АРТЁМ. Привет, девчонки! А где Роман-ыч?
ЛЕНА. Они с Берсеньевой в буфете, скоро подойдут.
ЛАРИСА. Ленок, пойдём и мы хлебнём кофейку, ещё есть время.
Лариса направляется к выходу.
АРТЁМ. Алёна, Сейчас наша сцена.
ЛЕНА. Да… я…
ЛАРИСА. Мы очень быстро!
Лариса тянет Лену за руку, они уходят. Артём прохаживается по сцене, изучая текст, проигрывая куски из сцены
Заходит Евгения, усаживается на своё «рабочее место», кивает Артёму. Следом идёт режиссёр Роман Петрович.
РЕЖИССЁР. Так! Где все? Перерыв окончен, начинаем работать! (Смотрит на часы.) А! Ещё 5 минут. Артём, что у тебя?
АРТЁМ (изучая текст). Швах.
РЕЖИССЁР. Не преувеличивай! Ещё пару раз повторим сцену, и пойдёт, я уверен.
АРТЁМ. О-очень сомневаюсь.
РЕЖИССЁР. Чего паникуешь? Всё практически готово, идёт, как по маслу – на одной сцене только и споткнулись.
АРТЁМ. Споткнулись! Я вообще не представляю, что тут делать. Текст говорю, как по кругу хожу.
РЕЖИССЁР (тоже смотрит текст). И не сократишь, здесь важные моменты для понимания остальных событий.
АРТЁМ. Да дело не в словах. Мне не понятна суть конфликта. Они спорят, но о чём? Вот. Она говорит: «Поступай, как считаешь нужным…» Ну так и поступай! Чего привязался к жене! Убеждает, объясняет всё 20 раз!
РЕЖИССЁР. Хочет, чтобы она с ним согласилась.
АРТЁМ. Зачем?
РЕЖИССЁР. Чтобы… было единомыслие в семье.
АРТЁМ. А она? Если ты не очень понимаешь в этих делах и аргументов-то против особо нет, одна интуиция. Ну, так согласись! Всё правильно, дорогой, вы с твоим другом всё очень хорошо придумали.
РЕЖИССЁР. Она не доверяет его другу.
АРТЁМ. Не доверяет! Ну, так и скажи – не доверяю твоему другу, не смей идти у него на поводу. Это конфликт – понятно, что играть.
РЕЖИССЁР (задумчиво). Можно попросить Евгению Павловну внести изменения…
Артём и режиссёр смотрят на Евгению.
ЕВГЕНИЯ (поднимается и направляется к ним). Что изменить? Я попробую…
За кулисами грохот и женский вскрик.
РЕЖИССЁР. Что там такое?
Сильно прихрамывая, выходит Лена, за ней выбегает помощник режиссёра.
ЛЕНА. Я, кажется, ногу повредила.
Артём пододвигает ей стул, помощник осматривает ногу.
АРТЁМ. Не мудрено. Там темно и бандура эта стоит на ходу.
РЕЖИССЁР. Смотреть надо. Носится вечно, как на пожар. Ну, чего?
ПОМОЩНИК. Холод нужен и покой.
РЕЖИССЁР. Какой покой! У нас сцена не идёт!
ЛЕНА (пытается подняться). Сейчас - сейчас, я… ой! не могу наступить.
АРТЁМ. Нет! Надо полежать день-два.
РЕЖИССЁР. Прекрасно! Послезавтра прогон! Все можете лежать!
ЛЕНА. Роман Петрович! Я не нарочно.
РЕЖИССЁР. Уведите её, чтоб глаза мои не видели эту… самострельщицу. (Помощник режиссёра помогает Лене уйти со сцены.) На прогоне, чтобы была здорова!
ЛЕНА. Я постараюсь, Роман Петрович.
АРТЁМ. На прогон такую сырую сцену…
РЕЖИССЁР. Сейчас, доведем до ума – не дрейфь! (Направляется к столу, приставляет к нему стул, садится.) Главное, чтобы у тебя пошло. Ленка подстроится. Давай концовку.
АРТЁМ. Вы будете реплики подавать?
РЕЖИССЁР. А что? Есть варианты? (Смотрит на Евгению.) Женечка Павловна! Будьте, душа, любезны. (Встаёт и указывает Евгении на стул.) присядьте. Будете реплики подавать. Вот текст. Мне со стороны сподручнее.
ЕВГЕНИЯ (идёт к столу). Читать без изменений?
РЕЖИССЁР. Да, пока попробуем без изменений. Итак, вы… проверяете тетради – вы же учительница. (Евгения усаживается, берёт текст.) Заодно и в текст будете подглядывать. (Артёму.) Давай с этого места, где ты добиваешься её внимания. Говоришь важные вещи, а она, видите ли, тетрадки проверяет и, как будто, дела до тебя ей нет – чем не конфликт?
Артём начинает прохаживаться по сцене, словно собираясь с мыслями.
АРТЁМ. Дорогая, я всё-таки хочу понять, почему ты не согласна. Что тебя смущает? (Смотрит на Евгению, она уткнулась в текст, водит там карандашом.) Тарас отлично придумал. Всё вполне законно, и выигрыш очевиден. (Евгения молчит.) Пойми, есть некий риск – небольшой, я не могу принимать такое ответственное решение без твоей поддержки, ведь это касается нашей семьи, доходов. Они могут либо резко увеличиться, либо, если что-то не так пойдёт – несколько уменьшиться. Отзовись, милая!
ЕВГЕНИЯ (не поднимая головы). Что ты хочешь от меня услышать?
АРТЁМ. Мне нужно знать твоё мнение.
ЕВГЕНИЯ (проверяя карандашом текст). Я, конечно, могу повторять до бесконечности, в силу профессиональных навыков, но только, если меня, хоть кто-нибудь воспринимает.
АРТЁМ. Я воспринимаю! Тебе идея Тараса не нравиться, но ты никак это не объясняешь. Хочу услышать твои аргументы. Я готов отказаться, но должен знать, почему. Чем мне руководствоваться? Не могу же я, в конце концов, сказать Тарасу: «Интуиция моей жены подсказывает, что с тобой лучше не связываться!»
ЕВГЕНИЯ (глядя в текст). Нет у меня никаких аргументов. Поступай, как знаешь.
АРТЁМ (резко пододвигает к столу второй стул, садится, выхватывает у Евгении текст, кладёт поверх него руки, сцепленные замком). Ты говоришь формально. Так нельзя. Постарайся вникнуть, обдумать. Что тебя беспокоит?
Пауза, Евгения некоторое время смотрит на текст, закрытый руками Артёма, потом робко поднимает глаза на его лицо. Артём от её взгляда как-то теплеет, словно спадает сковывающее его напряжение. Евгения медленно кладёт свою руку поверх его рук, нежно поглаживает, успокаивающе улыбаясь, потихоньку вытаскивает свободной рукой текст.
ЕВГЕНИЯ (заглянув в текст и забыв свою руку на его руках). Пожалуйста, не переживай. Я приму любое твоё решение.
АРТЁМ. Любушка, я очень доверяю твоей интуиции. (Перехватывает руку Евгении в свои, нежно перебирая пальцы.) Меня смущает, что ты настороженно отнеслась ко всей этой истории. (Целует её руку.) Вдруг, права окажешься ты?
ЕВГЕНИЯ (бережно отбирает руку, ерошит его волосы, глядя в лицо). Всё будет, как будет. Даже, если что-то пойдёт не так – приобретешь опыт. Я не стану тебя корить. (Возвращаясь к «проверке тетрадей».) Ведь ты же не упрекаешь меня, если мои ученики плохо усваивают материал.
АРТЁМ. Но, если мы потеряем деньги, сама знаешь, кредит надо будет возвращать – это коснётся не только сотрудников моей фирмы, но и семьи…
ЕВГЕНИЯ. Это всего лишь деньги. (Глядит в лицо Артёма и вновь касается его.) Главное, чтобы мы не потеряли друг друга. Давай-ка, принимай решения сам, без опоры на хрупкие женские плечи. Тебе пора. Иди.
АРТЁМ. Да… иду (Целует её в щеку.) Спасибо.
ЕВГЕНИЯ (шутливо). Не за что, любимый. Будь осторожен – дорога скользкая.
АРТЁМ (поднимается со стула, прощаясь, обнимает её плечи). Постараюсь сегодня пораньше вернуться.
ЕВГЕНИЯ. Было бы здорово – приготовлю что-нибудь вкусненькое.
Артём проходит за кулисами, там помощник режиссёра помогает ему надеть плащ и даёт портфель. Артём проходит по краю сцены. Вид у него счастливо-задумчивый. У другой кулисы его перехватывает режиссёр, радостно трясёт руку.
РЕЖИССЁР. Гениально! (Поворачиваясь к Евгении.) Вы видели, Евгения Павловна! Это же совсем другое прочтение отрывка. Как Вам такой поворот? Артем, молодец. Я знал, что ты всё-таки выудишь что-нибудь от сюда! А? Чего молчишь?
АРТЁМ (не отрываясь, смотрит на Евгению, что-то напряженно обдумывает). Да! Кажется пошло. Может, ещё разок прогоним?
РЕЖИССЁР. Нет, пусть отлежится. Завтра, если Ленка сможет, хотя бы посидеть здесь у нас – пройдём вчерне всю сцену. Ты, главное, сохрани состояние, ну и так, прокрути всё, продумай. Что я тебя учу, сам знаешь. Сегодня, пожалуй, займусь дружком и подружкой. Ты свободен – отдыхай. (Помощнику.) Тараса и Ларису на сцену.
ПОМОЩНИК. Хорошо, Роман Петрович, одну минуту!
Помощник убегает.
РЕЖИССЁР. Евгения Павловна, вы утомились? Если желаете остаться – пожалуйста, а если устали – не задерживаю. С Тарасом и Ларисой всё, кажется, путём – немного темпо-ритм подтянем.
ЕВГЕНИЯ. Пожалуй, пойду. Я, похоже, перенервничала. Как вы всё это пропускаете через себя?
РЕЖИССЁР. Ну, это, голубушка – профессия. Навыки, наработки. Вы, наверное, испугались, что сцену придётся переписывать?
Режиссёр смеётся.
ЕВГЕНИЯ. Да сцену я хоть 10 раз перепишу – так не устану. (Направляется к выходу.) Всё на сегодня, я ушла. До свидания!
АРТЁМ (догоняя её). Евгения Павловна! Я Вас провожу до гостиницы, если позволите. Всего доброго, Роман Петрович!
Артём спешно снимает плащ, отдаёт его и портфель подбежавшему помощнику режиссера.
РЕЖИССЁР. Ну-ну. Счастливо!
Режиссёр подходит к столу, берёт текст, оставленный Евгенией. Появляется Гала.
ГАЛА. Привет, Ромчик!
РЕЖИССЁР. Здравствуй, шалунья!
ГАЛА. Вы здесь ещё долго?
РЕЖИССЁР. Пару сцен. Практически всё готово.
ГАЛА. Где Ева?
РЕЖИССЁР. Отправил её отдыхать. Она у тебя, оказывается не только хороший драматург, но и недурная актриса.
ГАЛА. Да? Она никогда и нигде не играла, в «капустниках» студийных только, да и то, в основном, тексты сочиняла. Блистала я!
РЕЖИССЁР. Не сомневаюсь.
ГАЛА. Что с Леной, как их сцена, на которой застряли?
РЕЖИССЁР. Всё отлично! Лена подвернула ногу и отправилась лежать в покое. Сцену проходили без неё. Представь, я посадил Евгению (Показывает на стол.) давать реплики.
ГАЛА. Еву? Представляю…
РЕЖИССЁР. Сцена по-другому пошла. Артём с Ленкой бегали тут, руками размахивали, кричали, а чего кричат, вообще, не понятно было. Ссора буквально на пустом месте. Казалось, люди просто достали друг драга и вдруг – милое семейное прощание. Воспринималось, как фальшь и издёвка.
ГАЛА. Да, я видела.
РЕЖИССЁР. А Ева… так тихо, спокойно, не знаю, каким волшебством она его окутала, но стало вдруг видно, как сильно он её любит, как они дорожат друг другом, и что в основе их отношений доверие и уважение. Артёма, словно ангел поцеловал, такая в нём внутренняя сила появилась. Я всю пьесу увидел в другом ракурсе.
ГАЛА. Надеюсь, декорации не придётся менять? Билеты на премьеру распространяем – уже сейчас 70% заполнения. Так что, времени нет на творческие искания.
РЕЖИССЁР. Я имею в виду исключительно эмоциональные акценты. Евгения их подкорректировала. Видимо, они были заложены у неё в пьесе, но мы как-то не разглядели.
ГАЛА. Хорошо! Видишь, я была права, когда уговорила её взять отпуск и побывать на репетициях.
РЕЖИССЁР. Безумно тебе благодарен. (Шутливо кланяется.) А уж Артем как благодарен. Побежал её провожать.
ГАЛА. Наш Артюша? Дела…
РЕЖИССЁР. Ты посмотришь? Сейчас наших «злодеев-проказников» погоняем.
ГАЛА. Нет. Опять начну вмешиваться. Пойду. Увижу всё на прогоне. Пока!
Гала уходит.
РЕЖИССЁР (вслед Гале). Я после репетиции зайду. (За кулисы.) Где, наконец, актёры? Будем сегодня работать?
СЦЕНА 4
Декорации те же, но несколько повёрнуты, так что видна меньшая часть сцены, происходящее на которой, в основном, скрыто. Мы наблюдаем за тем, что творится за кулисами и в смежном подсобном помещении. Здесь Евгения и Гала.
ГАЛА (смотрела, что происходит на сцене из-за кулис, вернулась к Евгении в смежное помещение). Слава Богу! Всё хорошо идёт, зрители реагируют, где надо. Зря ты не стала из зала смотреть.
ЕВГЕНИЯ. Не могу. Очень волнуюсь. Потом, я видела прогон.
ГАЛА. Сравнила! Прогон и премьера. Зал почти полный – зрители смеются, аплодируют. Неужели тебе не интересно ощутить это, так сказать, в комплексе.
ЕВГЕНИЯ. Интересно, конечно, но страшно.
ГАЛА. А кому не страшно? Думаешь, актёрам или режиссёру не страшно первый раз выносить своё детище на суд зрителей?
ЕВГЕНИЯ. Все дико волнуются, но они профессионалы, могут сладить со своими эмоциями.
ГАЛА (смотрит на часы). Ещё немного, ещё чуть-чуть… и можно будет поздравлять тебя с дебютом.
ЕВГЕНИЯ. Если кого и поздравлять, так это Романа Петровича. Как он это всё сделал, для меня просто удивительно!
ГАЛА. Да! Люблю, когда он у нас ставит. Никакого диктата – вволю все фантазируют, самовыражаются, а потом он аккуратненько причёсывает и приводит к нужному результату.
ЕВГЕНИЯ. И ты - гигант. До сих пор не пойму, как ты меня подвигла на эту авантюру.
ГАЛА. Согласись, стоило того?
Евгения делает неопределённый жест.
Ладно. Володю видела? Он обещал приехать на премьеру?
ЕВГЕНИЯ. Хотел приехать.
ГАЛА. Что-то не заметила его в зале.
ЕВГЕНИЯ. У него поезд как-то неудобно прибывает. Сказал, что немного опоздает к началу.
ГАЛА. Значит, усадили на другие места.
ЕВГЕНИЯ. Как там мама с мальчишками – ей тяжело с ними одной. Надо было мне поехать домой.
ГАЛА. Привет! В кои веки – автор на премьере. Позволь уж тебя зрителям показать.
ЕВГЕНИЯ. Ты что! Ни за какие коврижки!
ГАЛА. Выйдешь с актёрами на поклон – улыбнёшься. Я представлю.
ЕВГЕНИЯ. Гала! Пощади!
ГАЛА. Погоди.
Гала убегает посмотреть на сцену. Евгения нервно ходит по комнате. Гала возвращается.
Обнимаются. Ленка – паразитка, ржёт.
ЕВГЕНИЯ. Что делает?
ГАЛА. Раскололи её – смеётся. Не бойся, из зала не видно – она отвернулась, вернее Артём её обнял и отвернул.
ЕВГЕНИЯ. А он?
ГАЛА. Чего?
ЕВГЕНИЯ. Он не смеётся?
ГАЛА. Нет, конечно. Артём – кремень. Его не расколешь. Ленка вообще – хохотушка. Лишу премии.
ЕВГЕНИЯ. Не надо.
Гала обнимает её.
Мне кажется, им так трудно.
ГАЛА. Трудно! Знаешь, какие тексты бывают – такой бред приходится запоминать. Твоя пьеса, считай, просто подарок для актёров.
ЕВГЕНИЯ. Ой, не знаю.
ГАЛА. Ева, ты, что это бледная такая? (Прислушивается.) Финал!
Гала бросается к кулисам, Евгения идет за ней, со сцены навстречу им идут актёры. Среди них Артём.
ЕВГЕНИЯ. Всё?
Евгения качнулась, кажется, сейчас упадёт. Её поддерживает Атрём.
АРТЁМ. Что с Вами, Женечка?
ГАЛА (бросается к ним). Артём, на сцену – поклон. Ева, что с тобой. Помогите кто-нибудь!
Подбегает помощник режиссёра.
ПОМОЩНИК (помогая отвести Евгению к кушетке). Там, в зале есть врач – терапевт с нашего участка. Сейчас я позову!
Помощник убегает.
ЕВГЕНИЯ. Не беспокойтесь, уже лучше.
ГАЛА: Ты перепугалась, что силком тебя на сцену потащу?
ЕВГЕНИЯ: Потемнело в глазах. Ничего страшного, просто перенервничала.
Быстрым шагом подходит Артём с цветами, кладёт цветы, тревожно заглядывает Евгении в лицо.
Уже лучше.
ГАЛА. Артём! Иди отсюда! Без тебя разберёмся. (Выталкивает Артёма в сторону сцены.) Поклон! Ты главный герой! Там! На сцене твоё место! (В сторону.) Где там кто? Принесите пустырник, или валерьянку что ли!
Помощник режиссёра приводит врача, тот занимается с Евгенией. Гала вместе с актёрами выходит на поклон, возвращаются с букетами - оживленное движение за кулисами и на видимой части сцены.
ВРАЧ (осматривая Евгению). Мне сказали, Вы автор?
ЕВГЕНИЯ. Это моя первая пьеса. Вот видите, как даются премьеры дебютантам.
ВРАЧ. И что Вы так волновались? Очень хорошая пьеса.
ЕВГЕНИЯ. Вам понравилось?
ВРАЧ. Очень! Очень понравилось. Особенно, знаете, что?
ЕВГЕНИЯ. Что?
ВРАЧ. Никаких пациентов и диагнозов. (Смеётся.) Сейчас везде и всюду: амнезия, травмы, суицид, бесплодие… и как начнут нашего брата-эскулапа изображать…
ЕВГЕНИЯ. И тут, как видите, без пациента не обошлось.
ВРАЧ. Шутите – хороший признак. (Выписывает рецепт.) Вот, это – два раза в день по две капсулы. Это под язык – до пяти раз в день. Врачу по месту жительства обязательно покажитесь.
ЕВГЕНИЯ. Спасибо, доктор. Всё поняла.
ВРАЧ. А сейчас – домой и полежать!
ГАЛА (подходит). Очень Вам признательны, как хорошо, что Вы оказались в зале!
ВРАЧ. Вам всем спасибо за спектакль!
Врач уходит, подходят Артём и Лена.
АРТЁМ. Я отвезу Женю в гостиницу!
ЕВГЕНИЯ. Нет-нет, я на такси доберусь.
ГАЛА. Какое ещё такси! Сейчас, что-нибудь организуем. (Артёму.) У тебя интервью – я договорилась. Мне тоже тут ещё надо решить пару вопросов.
АРТЁМ. Какое ещё интервью…
ГАЛА. Молчи – это не обсуждается…
ЛЕНА. Я могу отвезти Евгению Павловну. У меня и машина здесь.
ГАЛА. Ты на машине? Отмечать премьеру не собиралась? Да, ты ж у нас непьющая! Тебе тоже надо бы присутствовать на мероприятии.
ЛЕНА. Поеду лучше, а то ещё начну смеяться не к месту. (Гала с сомнением качает головой.) Роль у меня скорей второстепенная, Правда, Евгения Павловна? Никто и не заметит.
ГАЛА. Ладно! Езжайте. (Помощнику режиссёра.) Помогите им до машины дойти. (Артёму.) А твой рабочий день ещё не закончен. Пойдём, дорогой.
Гала уводит Артёма в сторону сцены.
ЛЕНА (помощнику режиссёра). Я сейчас быстренько переоденусь и спущусь к машине.
Лена убегает.
ПОМОЩНИК. Как Вы, Евгения Павловна?
Евгения пожимает плечами, заходит Режиссёр.
РЕЖИССЁР. Евгения Павловна! Примите мои поздравления! Это успех.
ЕВГЕНИЯ. Спасибо, Роман Петрович, хотя, успех скорее Ваш.
РЕЖИССЁР. Ну, поздравляю Вас с нашим – вашим успехом!
ЕВГЕНИЯ. Спасибо. Спасибо Вам за бережное отношение к моей пьесе. Честно говоря, думала во время постановки камня на камне не останется.
РЕЖИССЁР. Когда материал хороший, зачем его коверкать, да к тому же мы первопроходцы. Это те, кто за нами пойдет, будут переосмысливать, выискивать новые ракурсы. Бережно. Вас и не уберегли. Давайте-ка на воздух, там фонтан, лавочки. Подождёте Леночку в более здоровой атмосфере. Давайте, я Вас провожу.
ПОМОЩНИК. Я провожу, Роман Петрович.
ЕВГЕНИЯ. Хорошо. До свидания.
РЕЖИССЁР. Всего наилучшего.
Евгения и помощник режиссёра уходят, режиссёр задумчиво смотрит им вслед, затем направляется в сторону сцены, но ему навстречу торопится Артём.
АРТЁМ. Где она?
РЕЖИССЁР. Мельпомена?
АРТЁМ (недовольно). Роман Петрович …
РЕЖИССЁР. Ну, что, что?
АРТЁМ. Ничего.
Артём садится, опускает голову.
РЕЖИССЁР (прохаживается). Та-а-к! «Любовь нечаянно нагрянет…» Рассказывай.
АРТЁМ. Нечего рассказывать.
РЕЖИССЁР. Как же! А прогулки после репетиций? По городу водил нашего автора?
АРТЁМ. Водил.
РЕЖИССЁР. Достопримечательности показывал?
АРТЁМ. Показывал.
РЕЖИССЁР. До гостиницы провожал?
АРТЁМ. Провожал.
РЕЖИССЁР. И?
АРТЁМ. Без и.
РЕЖИССЁР. Как она?
АРТЁМ. Что?
РЕЖИССЁР. Оценила достопримечательности?
АРТЁМ. Прекратите, Роман Петрович, Вы же знаете …
РЕЖИССЁР. Не знаю - не знаю, что?
АРТЁМ. Известную русскую пословицу: Хороша Маша…
РЕЖИССЁР (весело). Как прекрасна Женя, но ждёт нас пораженье.
Артём вскакивает, пытается уйти, Режиссёр его останавливает.
Брось, Тёмыч. Я тебя не узнаю. Столько девчонок вокруг тебя вьётся …
АРТЁМ. Причём тут это!
РЕЖИССЁР. Как причём, оглянись. Ленка, сколько уж сохнет – с тех пор, как в театр пришла. Отличная жена будет, поверь мне.
АРТЁМ. Лена мне, конечно, нравится, только два актёра в семье, это перебор.
РЕЖИССЁР. Ну, мой опыт подсказывает, что от каких граблей зарекаешься, на те, обычно и наступаешь. Подумай, жена – библиотекарь, к примеру, тебе спокойней. А ей? Ей, каково иметь мужа актёра? Разве дело в профессии? Понимают люди друг друга или нет, решается на другом поле. В конце концов, актриса она для зрителей, а для мужа она жена и мать его детей
АРТЁМ. Не о том, не о том Вы говорите. Рядом с Евгенией я … так себя ощущаю, … это полёт, горные вершины, ослепительное солнце.
РЕЖИССЁР (обнимает Артема). Поэт! Будем считать, Что Евгения Павловна, как Великий Гудвин железному дровосеку, подарила тебе сердце, которое у тебя было, просто ты об этом не знал.
АРТЁМ. Великий и ужасный…
РЕЖИССЁР. У тебя сейчас возраст такой – переоценка ценностей, то сё, сделай выводы, и двигай дальше.
АРТЁМ. Ей плохо стало во время спектакля.
РЕЖИССЁР. Ничего страшного, реакция организма на стресс. Я говорил с врачом, который её смотрел. Молода она ещё для настоящих болячек. Вернётся домой, в привычную обстановку, к родным и близким – всё будет в порядке.
Со стороны сцены выглядывает кто-нибудь и зовёт Артёма и режиссёра.
КТО-НИБУДЬ. Роман Петрович! Артём Андреевич! Идите сюда, здесь общее фото.
РЕЖИССЁР. Ну, пойдём, пойдём, дорогой.
Режиссёр и Артём уходят на сцену – там происходит активное движение. Через некоторое время появляется Владимир.
ВЛАДИМИР (заглядывая всюду). Где же они? (Вглядывается в сторону сцены.) Там, что ли все?
Мимо Владимира проскальзывают какие-то люди, он пытается их спросить о чём-то, но никто не реагирует.
Суета–сует, Разве можно существовать в такой обстановке! … Есть тут хоть один нормальный человек?
Входит помощник режиссёра.
ПОМОЩНИК. Вы кого-то ищите?
ВЛАДИМИР. Да, здравствуйте. Евгению и Галу.
ПОМОЩНИК. Добрый вечер. Евгения Павловна уехала, а Галина Ильинична будет ещё некоторое время занята. Вы, по какому вопросу?
ВЛАДИМИР. Я… супруг Евгении Павловны, куда она уехала?
ПОМОЩНИК. А! Владимир?
ВЛАДИМИР. Он самый.
ПОМОЩНИК (подаёт руку). Очень приятно. Саша.
ВЛАДИМИР. Взаимно. Давно она уехала?
ПОМОЩНИК. Нет, только что. В гостиницу.
ВЛАДИМИР. Почему уехала? Все, я так понимаю, здесь. Что-то не так? Она расстроена?
ПОМОЩНИК. Переволновалась немного. Ничего страшного, её Лена провожает – не беспокойтесь.
ВЛАДИМИР. Как называется гостиница? Это далеко отсюда?
ПОМОЩНИК. Честно говоря, не знаю. Евгению Павловну сама Галина Ильинична устраивала. Вы подождите, она освободится и подойдёт.
ВЛАДИМИР. Пожалуйста, попросите её выйти, хотя бы на минуту.
ПОМОЩНИК. Хорошо, попробую.
Помощник уходит в сторону сцены, Владимир меряет шагами пространство, к нему подходит Артём.
АРТЁМ. Здравствуйте, Вы супруг Жени?
ВЛАДИМИР (оглядывается). О! Игорь?
АРТЁМ. Артём.
ВЛАДИМИР. Да, конечно, Игорь по пьесе. Рад, так сказать, увидеть живьём. А я – Владимир.
АРТЁМ. Мне тоже хотелось на Вас посмотреть.
Пауза.
ВЛАДИМИР. А где Гала?
АРТЁМ. Она говорит с одним важным человеком. Освободится – подойдёт.
ВЛАДИМИР. Понял. Как Вам роль… далась?
АРТЁМ. Хорошо. А Вам пьеса нравится?
ВЛАДИМИР. Ну, я человек заинтересованный…
АРТЁМ. В каком смысле?
ВЛАДИМИР. В смысле, моя жена – автор. Не могу быть объективным.
АРТЁМ. А субъективно нравится?
ВЛАДИМИР. М-м-м-м… В общем, смотрел с интересом, только не понял, кого она имела ввиду. Так, насторожило меня кое-что.
АРТЁМ. Что именно?
ВЛАДИМИР. Ну, этот человек, который вился вокруг неё.
АРТЁМ. Вокруг кого?
ВЛАДИМИР (смотрит на Артёма). Так, ерунда.
АРТЁМ. Я – этот человек.
ВЛАДИМИР. Какой?
АРТЁМ. Тот, что вьётся вокруг Жени.
ВЛАДИМИР. Как это? Вы не были знакомы.
АРТЁМ. Познакомились.
ВЛАДИМИР. Брось, хорош меня пугать. Она же раньше всё это сочинила.
АРТЁМ. То, что она сочинила, не имеет отношения к реальности, а реальность такова: Я люблю Женю. Безумно.
ВЛАДИМИР. Слушай, прекрати. Таких вещей мужьям не говорят. Любишь, люби себе. Мы уедем и, как говориться, с глаз долой – из сердца вон.
АРТЁМ. Отпусти её.
ВЛАДИМИР. К тебе, что ли?
АРТЁМ. Отпусти её, она будет со мной счастлива.
ВЛАДИМИР. Что ты нарываешься, в самом деле? Физиономию тебе начистить?
АРТЁМ. Начистить! Очень просто решаешь вопросы! Лишь бы всё осталось по-прежнему. С ней хорошо, привычно, удобно. Какое тебе дело до её чувств, до её мыслей.
ВЛАДИМИР. Стоп. Давай разберёмся. Мы с ней живём скоро пятнадцать лет, я не знаю её мыслей и чувств, а ты за неделю всё насквозь разглядел.
АРТЁМ. Я люблю её.
ВЛАДИМИР. Нет, это я люблю её. Будь уверен. Мы счастливы. Дети обожают и маму и папу. С тёщей у меня прекрасные отношения. У нас отличная крепкая семья, с чего ты взял, что имеешь право лезть сюда?
АРТЁМ. Она любит меня.
ВЛАДИМИР. Привет! Что за выдумки? Она говорила тебе?
АРТЁМ (качает головой). Я чувствую.
ВЛАДИМИР. А я вот чувствую, братец, что ты перебрал и несёшь невесть что.
АРТЁМ. Крепкая семья. Владеешь сокровищем, и знать не желаешь, счастлива она с тобой или нет?
ВЛАДИМИР. Ты думаешь, первый такой выискался? Разглядел сокровище? Бывали уже «герои» - вздыхали, да только Женя и бровью в сторону не ведёт. Я в ней уверен, как в себе самом.
АРТЁМ. Да, она будет жить с тобой. Будет верна – не сомневаюсь, только в сердце у неё останется заноза – память о несостоявшемся счастье.
ВЛАДИМИР. Арти-и-ст! Красиво говоришь. Одного не пойму, кто тебя уполномочил? Откуда такая уверенность? Скорее даже самоуверенность, а? Я тебе вот что скажу, если бы Женька сказала, что любит другого и уходит, мне бы, конечно, было очень больно, но силой я бы удерживать не стал. Но… она свой выбор сделала. Удачно или не очень – другой вопрос. Так что, дорогой товарищ, не вовремя ты её встретил. Поздно!
АРТЁМ. Я должен был попытаться…
ВЛАДИМИР. Ну-ну. (Помолчал.) Что там Графинечева застряла! Сколько можно болтать.
АРТЁМ. Гала тебе зачем?
ВЛАДИМИР. Узнать, в какой гостинице Женя.
АРТЁМ. Пойдём, я отвезу.
Артём направляется к выходу.
ВЛАДИМИР (оглядывается на сцену, затем идёт за Артёмом). Надеюсь, не до первого столба…
АРТЁМ. И даже не до второго.
ВЛАДИМИР. Что ж, спасибо. (Уходя, оглядывается в сторону сцены.) Ну, Графиня, организовала спектакль, поговорю ещё с тобой!
СЦЕНА 5
Номер в гостинице. Евгения лежит на диване, укрывшись пледом. Заходит Лена с пакетом лекарств.
ЛЕНА. Вот, Евгения Павловна, всё купила. Здесь, внизу аптечный киоск есть. Так. Сдача, чек. Я заказала ужин в номер, сейчас принесут. Эти капсулы надо с едой.
ЕВГЕНИЯ. Спасибо, Леночка, не беспокойся.
ЛЕНА (садится). Я побуду тут, пока кто-нибудь подъедет.
ЕВГЕНИЯ. Иди, Лена, всё уже хорошо. Чего со мной возиться, ты сама устала.
ЛЕНА. Нет-нет, я дождусь. Муж Ваш или Галина Ильинична сменят меня, я не тороплюсь.
Стучат, принесли заказанный ужин и чай.
Поднимайтесь, лекарство надо принять.
ЕВГЕНИЯ. Ты, я надеюсь, тоже поужинаешь – проголодалась наверняка.
ЛЕНА. Как волк. (Накрывает столик около дивана, разливает чай.) И мы тут немного попразднуем.
ЕВГЕНИЯ. Неудобно, Леночка, возишься тут со мной.
ЛЕНА. Очень, даже удобно.
ЕВГЕНИЯ. Приятного аппетита.
ЛЕНА. Спасибо, и Вам.
Лена и Евгения едят.
ЕВГЕНИЯ. Называй меня Евой, и ты, пожалуйста, а то я чувствую себя учительницей.
ЛЕНА: Хорошо. Хотя, автор – это ого-го!
ЕВГЕНИЯ. Брось!
ЛЕНА. Я у Вас хотела… у тебя, Ева, хотела спросить. Не знаю, правда, стоит ли?
ЕВГЕНИЯ. Спроси.
ЛЕНА. Про Артёма.
ЕВГЕНИЯ. Я поняла.
ЛЕНА. Что по … поняла?
ЕВГЕНИЯ. Что ты влюблена в него по уши.
ЛЕНА. В него многие влюблены.
ЕВГЕНИЯ. Это не удивительно.
ЛЕНА. Удивительно другое. За ним кто только не бегал. Я, честно говоря, немало усилий потратила, чтоб… А у него только шуточки - прибауточки…
ЕВГЕНИЯ. Не поддавался?
ЛЕНА. Я, уж думала, может он вообще... Ну… Но в Вас… в тебя–то он влюбился! Ты же ничего не делала для этого, а он влюбился. Почему, скажи, ведь это несправедливо… тебе он даром не нужен, а вот, пожалуйста... Может это талант?
ЕВГЕНИЯ. Что?
ЛЕНА. Твой талант его так завёл? Прочитал пьесу, и готово – люблю автора.
ЕВГЕНИЯ. Преувеличиваешь.
ЛЕНА. Что?
ЕВГЕНИЯ. Всё.
ЛЕНА. Хотите сказать, не влюбился? Ха! Я Артёма не первый год знаю. Вижу, как он меняется в тоём присутствии. Он смотрит на тебя, как, как шампанское пьёт!
ЕВГЕНИЯ. Леночка, я скоро уеду. Всё это останется несбывшейся мечтой.
ЛЕНА. Так. Минуточку. Давай уточним, чьей мечтой? Моей? Или его?
ЕВГЕНИЯ. Моей.
ЛЕНА (помолчав немного). Вкусно!
ЕВГЕНИЯ. Да.
ЛЕНА. Капсулы.
Лена передаёт лекарство Евгении.
ЕВГЕНИЯ. Спасибо.
ЛЕНА. И ты, значит, не устояла.
ЕВГЕНИЯ. Куда там!
ЛЕНА. И что теперь?
ЕВГЕНИЯ. Ничего.
ЛЕНА. Уедешь и постараешься забыть?
ЕВГЕНИЯ. Уеду.
ЛЕНА. Заморочила мужику голову, и до свидания! Помахала ручкой – аста ла виста!
ЕВГЕНИЯ. Какой ответ тебя устроит?
ЛЕНА. Прости. Обидно как-то. Ты – женщина несвободная, старше его, извини. Почему ты?
ЕВГЕНИЯ. Не знаю.
ЛЕНА. Да… Конечно, я ревную, но… жалко вас как-то. И его и тебя.
ЕВГЕНИЯ. Мы справимся.
ЛЕНА. А мужа своего ты любишь?
ЕВГЕНИЯ. Не будем об этом.
ЛЕНА. Поняла, меня не касается.
ЕВГЕНИЯ. Никого не касается.
ЛЕНА. Будешь влачить привычное существование, и страдать о несбывшемся?
ЕВГЕНИЯ. Буду жить точно так же, как жила долгие годы, но в сердце останется заноза – ощущение огромного и невозможного счастья.
ЛЕНА. А он? Артём?
ЕВГЕНИЯ. Он будет свободен для главного в своей жизни чувства.
ЛЕНА. Да. Как бы мне научиться, так себя ощущать. С одной стороны – несвобода, условности и правила, а с другой – достоинство и власть. Просто королева.
ЕВГЕНИЯ. Ты пока ещё принцесса, Леночка. Не спеши. Он тебя разглядит, я уверена.
Звонит телефон, Лена подходит к аппарату, берёт трубку.
ЛЕНА. Да. Да… Минуточку. (Протягивает трубку Евгении.) Это администратор гостиницы. Там муж подъехал, хочет подняться сюда.
ЕВГЕНИЯ (подходит к телефону). Слушаю. Совершенно верно. Берсеньев. Да, конечно.
Евгения кладёт трубку.
ЛЕНА. Ну, вот и всё. Я пойду. (Евгения кивает.) Очень рада, что мы это обсудили.
Евгения пожимает плечами.
Спасибо.
ЕВГЕНИЯ. За что?
ЛЕНА. За пьесу, за науку. Пишите ещё, пожалуйста, но только не приезжайте
Лена смеётся.
ЕВГЕНИЯ (с улыбкой). Я постараюсь.
ЛЕНА (берёт свою сумочку, подходит к двери). Ева!
ЕВГЕНИЯ. Да?
ЛЕНА. Будь счастлива.
Лена выходит.
ЕВГЕНИЯ: Хорошо.
Оставшись одна, Евгения подходит к окну, смотрит на улицу. Лёгкий стук, открывается дверь, заходит Владимир, Евгения резко отходит от окна.
ВЛАДИМИР. Здравствуй, дорогая, как ты?
Владимир подходит к Евгении, обнимает её.
ЕВГЕНИЯ. Нормально. (Отстраняется.) Устала. И вообще, чувствую себя неважно. Я полежу. (Ложится.)
ВЛАДИМИР. Ну, что ж, посмотрел я твою пьесу, не с самого начала, правда. Надо было почитать заранее. Кое к чему оказался не готов.
Евгения молчит. Владимир походит к ней, усаживается рядом.
Давай-ка, лучше сказки детские пиши – для ТЮЗов
ЕВГЕНИЯ. Не понравилось?
ВЛАДИМИР. Трудно сказать. Знаешь, жалко мне тебя, как ты всё это вымучиваешь. Откуда взяла? А уж эротические сцены! Извини, не ожидал.
ЕВГЕНИЯ. У меня нет этих сцен. Режиссёр по-своему видит.
ВЛАДИМИР. А! Ну, ладно.
ЕВГЕНИЯ. Как мальчишки?
ВЛАДИМИР. Соскучились. Замучили вопросами, что делает мама, да когда она приедет. Приветами нагрузили, еле довёз. Лидия Ивановна волнуется, как бы тебя Графиня-Гала не заморочила.
ЕВГЕНИЯ. Мама всегда меня к ней ревновала.
ВЛАДИМИР. И я тоже. (Целует жену в щёку.) Ужасно соскучился.
ЕВГЕНИЯ. Ты устроился?
ВЛАДИМИР. Да, этажом выше. Двухместный номер – без соседа. Надеюсь, никого за эту ночь не подселят.
ЕВГЕНИЯ. Ну, ты иди – отдыхай. В ресторан спустись - поужинай.
ВЛАДИМИР. А я рассчитывал здесь остаться (Оглядывается.) Хотя бы на диванчике, а? Или ко мне пойдём? Женюра?
ЕВГЕНИЯ. Вова, пожалуйста, иди. Меня успокоительными напоили. Я подремлю.
ВЛАДИМИР. Хорошо. (Поднимается, идёт к двери.) Женя!
ЕВГЕНИЯ (после паузы, не глядя на него). Что?
ВЛАДИМИР (подумав). Завтра уезжаем?
ЕВГЕНИЯ. Конечно.
ВЛАДИМИР. Спокойной ночи!
Владимир выходит.
ЕВГЕНИЯ (приподнявшись, смотрит на закрытую дверь). Спокойной ночи, Вова.
Евгения встаёт, подходит к окну, смотрит, раздаётся звонок телефона, Евгения берёт трубку.
ЕВГЕНИЯ. Слушаю. Кто прошёл? Да, это ко мне. Не беспокойтесь, он ненадолго. Да. Спасибо.
Евгения ходит по комнате, обхватив себя руками, раздаётся стук, она останавливается, смотрит на дверь, снова стучат. Евгения подходит, распахивает дверь.
АРТЁМ. Женя!
Евгения резко отошла на середину комнаты, остановилась в напряжённой позе.
Женечка!
Евгения оглянулась, и они бросились друг другу в объятья.
ЕВГЕНИЯ. Тёмушка, милый.
АРТЁМ. Любимая, неужели ты уедешь?
ЕВГЕНИЯ. Да. Я уеду, а ты останешься, и мы никогда не увидимся.
АРТЁМ. Останусь, без тебя. Это невозможно, это жестоко. (Целует её лицо.) Скажи ему, он отпустит тебя.
ЕВГЕНИЯ. Кто?
АРТЁМ. Владимир.
ЕВГЕНИЯ. Причём тут Владимир? (Отстраняется, подходит к окну.) Я увидела твою машину. Просто увидела машину и сердце, чуть не выскочило из груди.
АРТЁМ. Не уезжай!
ЕВГЕНИЯ. Такие сильные чувства! Я была уверена, что не способна на сильные чувства. Жила, как в анабиозе. И вот, они во мне! Во мне! Бушуют, рвутся, овладевают всем моим существом! Я так счастлива! Тёмушка, спасибо, ты подарил мне меня, выковырнул из этого ужасного кокона. Прости, не смогу сделать тебя счастливым, не имею права, но знай, всю оставшуюся жизнь, я буду благодарна тебе.
АРТЁМ. Почему мы не можем быть вместе? Из-за детей?
ЕВГЕНИЯ. Как ты не понимаешь, дети не причём, и муж не причём.
АРТЁМ. Любимая, как всё сложно. Я вообще не соображаю. Если муж и дети не причём, то кто? Из-за кого мы не можем просто быть счастливы?
ЕВГЕНИЯ. Из-за нас. Мы с тобой не должны делать это. Нельзя. Я чужая жена.
АРТЁМ. Не желай жены ближнего своего?
ЕВГЕНИЯ. Я чужая жена.
АРТЁМ. Разведись. Дети будут с нами, я их полюблю, уверен.
ЕВГЕНИЯ. Это всё уловки. (Отворачивается, украдкой вытирает слёзы.) Знаешь, когда дети были маленькие, они всё время спрашивали разрешения: Можно это, можно то? И однажды я заметила, что почти всегда запрещаю. Можно погулять – нельзя, уже поздно; можно молока – нельзя, оно холодное. Тут я подумала, они, пожалуй, скоро перестанут спрашивать – зачем, если не разрешат – лучше сделать потихоньку. Но ведь невозможно всё позволять, … а решение надо принять мгновенно – малыш не будет ждать, пока мама полчаса раскидывает мозгами. Я не говорю об очевидном, когда опасность или капризы. И вот, я нашла для себя ориентир – если не грех, то можно. Хочешь погулять перед сном – хорошо, только недолго и я пойду с тобой; хочешь молока – сейчас немного подогреем. Но уж если нельзя, то нельзя: обижать брата или обманывать родителей. Понимаешь, все продумано до нас, надо только научиться чувствовать, что грех, а что нет.
АРТЁМ. Понимаю, … не перестали спрашивать разрешения?
ЕВГЕНИЯ. Дело не только в этом. Они очень хорошо усвоили мои критерии. Частенько у детей бывает путаница в голове: что такое плохо – перемазать одежду, заигравшись в разведчиков или ущипнуть брата, если родители при этом возмущаются совершенно одинаково?
АРТЁМ. Всё плохо.
ЕВГЕНИЯ. Трудно жить, когда всё, что ты делаешь – плохо. Наступает переходный возраст, и родительские нравоучения и запреты трещат по швам. Ведь, частенько, они основаны на банальной лени, и нежелании вникнуть в проблемы ребёнка.
АРТЁМ. А когда с детства усвоены критерии, которые не подвергаются сомнению…проще находиться на одном поле с родителями и …
ЕВГЕНИЯ. И самому разбираться со своими протестными настроениями.
АРТЁМ. Ты хочешь сказать, что этот твой приём помог в воспитании детей?
ЕВГЕНИЯ. Не только. В своём собственном взрослении.
АРТЁМ. Приносишь нашу любовь в жертву праведной жизни?
ЕВГЕНИЯ. Не так. Не буду приносить в жертву внезапно возникшим чувствам наши бессмертные души.
АРТЁМ. Почему, почему мы не встретились раньше, почему ты не свободна!
ЕВГЕНИЯ. Что сделано, то сделано. Три раза я оказывалась от предложения Володи – была безнадёжно влюблена в руководителя нашей литературной студии. Это, конечно, были детские, наивные чувства, но когда он внезапно умер, во мне что-то оборвалось. Володя меня очень поддержал тогда. Был всё время рядом, как-то приучил меня к мысли, что мы должны быть вместе. Я чувствовала уважение, доверие и решила, что мне просто не дано большего. Видишь ли, принимая предложение, я твёрдо знала, что делаю это навсегда, и Володя никогда не давал мне повода усомниться в нём, в его любви.
АРТЁМ. Велика заслуга! Пойми, тебя не возможно не любить!
ЕВГЕНИЯ. Нельзя, нельзя перечеркнуть эти 15 лет, объявить ошибкой наших двух замечательных мальчишек, только потому, что я не сумела полюбить его.
АРТЁМ. Милая, милая моя! Несбывшаяся.
ЕВГЕНИЯ. Прости и прощай!
АРТЁМ. Прощай! … Это странно, но тебе удалось меня утешить. Я понимаю и принимаю всё, что ты говоришь, как-то на уровне ощущений.
ЕВГЕНИЯ. Мы с тобой родственные души, и всегда, всегда будем родственными душами, даже если никогда больше не увидимся. (Обнимает его, потом отталкивает.) Иди, пожалуйста, иди.
АРТЁМ (идёт к двери, оглядывается). Я не сумею забыть тебя.
Артём выходит.
ЕВГЕНИЯ. И я тебя.
Евгения идёт к окну, смотрит, через некоторое время делает прощальный жест.
СЦЕНА 6
Эпилог
Прошло около двух лет после премьеры. Комната в квартире Берсеньевых звонит телефон, к нему спешит Лидия Ивановна и берёт трубку.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Алло. Да… Женю? А кто её спрашивает? Здравствуй, Галочка. Она здесь, только не может подойти. Дочку укладывает спать. Ты около нашего дома? Хорошо, поднимайся, только не трезвонь, я открою дверь.
Лидия Ивановна собирает со стульев детские вещички, поднимает с пола игрушки, выходит из комнаты. Через некоторое время они заходят с Галой.
Проходи, садись, я посмотрю, как они там. (Заглядывает в смежную комнату, делает знаки, кивает головой, осторожно прикрывает дверь.) Кажется, уснула. Сейчас Женечка выйдет.
ГАЛА. Итак, те же, там же - спустя три года.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Тебе чайку?
ГАЛА. Нет-нет. Спасибо, я только что от дочери. Меня накормили и напоили.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Как там Диночка, как сыночек её?
ГАЛА. Не побоюсь этого слова, внук! Внук замечательный! Стихи рассказывает, песенки поёт, рисует как! Дедушка с бабушкой занимаются с ним наперебой. Я заикнулась, было, что в детский сад его пора оформлять, так заклевали совсем. Пусть, говорят, Дианка учится спокойно, мы с Серёжкой посидим – никаких садов.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. А где она учится?
ГАЛА. Не помню, что-то с экологией связано. Вы как тут поживаете?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Всё, Слава Богу, хорошо.
ГАЛА. Хорошо говорите. Хочу опять Вашу Еву озадачить – нужна пьеса. Как думаете, найдёт она время?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Что ты, Галочка, она в прошлый-то раз вернулась сама не своя! Оставь её в покое. Что настоящих драматургов, что ли нет!
ГАЛА. Не волнуйтесь так, Лидия Ивановна, не съем я Вашу дочку.
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Сама посуди, вернулись они тогда с Вовой после премьеры, я их не узнавала просто. Она всё в каких-то мыслях, думах – норовит из дома куда-нибудь выбраться, он за ней ходит, как на привязи.
ГАЛА. Однако внучку-то Вам организовали, а? Вспомнили молодость! Я смотрю, Вам малышка на пользу пошла, выглядите прекрасно!
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Ой! Галочка, это такое чудо! Я, конечно, внуков очень люблю, но мне с ними было не просто. С девочкой, совсем другое дело, я ведь сама дочек растила. Чувствую себя моложе, честное слово.
ГАЛА. Хороша?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Красавица, а смышлёная какая – ведь года ещё нет, а всё, кажется, понимает, глазёнки такие умненькие. Братиков любит, так им всегда радуется, а уж они в ней души не чают.
ГАЛА. А где старшие?
ЛИДИЯ ИВАНОВНА. Мальчишки? На тренировке. Ой, не горят ли у меня пироги? С тренировки придут голодные! Решила пирогов напечь. Ты посидишь, не заскучаешь?
ГАЛА. Что с Вами делать, идите к своим пирогам.
Лидия Иванова выходит, Гала подкрадывается к двери в соседнюю комнату, оттуда выходит Евгения.
ЕВГЕНИЯ (громким шепотом). Привет! (Обнимает Галу.) Привет, Гала, дорогая, как рада тебя видеть!
ГАЛА. Привет-привет! Можно глянуть?
ЕВГЕНИЯ. Погоди немного, сейчас, покрепче заснёт.
Евгения прикрывает дверь плотнее.
ГАЛА. Сидишь, значит, дома?
ЕВГЕНИЯ. А как же? Ещё два года с хвостиком.
ГАЛА. Не скучно?
ЕВГЕНИЯ. Разве тут заскучаешь!
Евгения берётся за какое-то дело – либо проглаживает детские вещи, либо вяжет.
ГАЛА. А я к тебе с просьбой. Нижайше умоляю!
ЕВГЕНИЯ. Что такое?
ГАЛА. Пьеса нужна.
ЕВГЕНИЯ. Отстань! Какая ещё пьеса. У меня тут и так цирк с театром – шоу каждый день!
ГАЛА. Ева, выручай! Спектакль твой уже 2 сезона с успехом идёт. Меня замучили – почему другие пьесы этого автора не ставите? Что мне говорить? Автор в декрете – сидит с дитём, слышать ничего не хочет?
ЕВГЕНИЯ. По-моему, хорошая версия.
ГАЛА. Ну ладно, не жаль тебе зрителей, подумай об артистах. Знаешь, как народу нравиться играть твою пьесу? Обкатали, втянулись – конфетка, а не спектакль! С таким удовольствием работают!
ЕВГЕНИЯ. Как там все?
ГАЛА. А… Ну да, ты ж не в курсе. Нормально… Роман в ТЮЗе сейчас ставит «Остров сокровищ» Сказал, что за твою пьесу обязательно возьмётся. Ленка родила – мальчика. Ты знаешь, как назвали?
ЕВГЕНИЯ. Откуда.
ГАЛА. Женькой! Евгений Артемьевич. Вот ведь… Они поженились, месяца через два после премьеры.
ЕВГЕНИЯ. Лена и Артём?
ГАЛА. Да.
ЕВГЕНИЯ. Молодцы.
ГАЛА. Молодцы! Ты-то какова? Красавица!
ЕВГЕНИЯ. Что ещё?
ГАЛА. Нет! Я вообще не в курсе была твоих подвигов! Чуть нашего ведущего актёра не вывела из строя! И мне, главное, ни гу-гу!
ЕВГЕНИЯ. Не преувеличивай.
ГАЛА. Хороша! Ты представь! Я на свадьбе встаю, говорю тост, что-то там поздравляю, желаю, ну и шучу: так нашим дорогим Артёмчику и Леночке понравилась играть супругов на сцене, что они решили перенести эти отношения в жизнь, благословила их на это автор пьесы, Евгения Павловна Берсеньева.
ЕВГЕНИЯ. Это ты зря.
ГАЛА. Зря! Все, конечно, мимо ушей как бы пропустили, потом уж мне Ромчик объяснил, какую непростую роль ты сыграла в судьбе этой пары.
ЕВГЕНИЯ. Дело прошлое.
ГАЛА. Прошлое… (Задумалась.) Ладно. Есть у меня поручение. … Не знаю, стоит ли…
ЕВГЕНИЯ. Говори, уж.
ГАЛА. Просил он, передать тебе.
ЕВГЕНИЯ (замерла). Артём? Что передать?
ГАЛА. Письмо.
ЕВГЕНИЯ. Письмо?
ГАЛА. Давать?
ЕВГЕНИЯ. Могла и не отдать?
ГАЛА. Я ж не знаю, что там! (Достаёт из сумки письмо, протягивает Евгении.) Ты читай, а я посмотрю, все же на дочурку, страшно любопытно!
ЕВГЕНИЯ (берёт письмо). Только тихо!
Гала выходит, Евгения вскрывает и читает письмо.
ГАЛА (возвращается, вид обескураженный). Хорошенькая!… Ева, у меня галлюцинации или…
ЕВГЕНИЯ (продолжает читать). Что такое?
ГАЛА. Мне показалось, она на Артёма похожа.
ЕВГЕНИЯ. Похожа.
ГАЛА. Ты заметила?
ЕВГЕНИЯ. Володя заметил.
ГАЛА. Ну и чего? Это ж Вовкина девчонка?
ЕВГЕНИЯ. Конечно.
ГАЛА. Я вообще-то слышала, что такое бывает, если женщина думает о ком-то. … Но не верила. Гены как же…
ЕВГЕНИЯ. Как видишь, бывает.
Евгения складывает письмо, убирает в конверт.
ГАЛА. Порвёшь?
Евгения отрицательно качает головой, прячет письмо в шкатулку.
А если муж найдёт?
ЕВГЕНИЯ. Он не читает чужие письма.
ГАЛА. Дела… Ответ напишешь?
ЕВГЕНИЯ. Да.
ГАЛА. Сейчас?
ЕВГЕНИЯ. В ближайшее время. … Знаешь, что?
ГАЛА. Не знаю пока.
ЕВГЕНИЯ. Ответом моим будет пьеса.
ГАЛА. Что я слышу! Ты согласна? А я не хотела письмо отдавать - глупая. Отлично! Как будет называться твоя пьеса? Говори! Сразу в планы поставлю.
ЕВГЕНИЯ. А пьеса - то будет твоя. Так и назовём «Пьеса для Галочки».
ГАЛА. Почему моя?
ЕВГЕНИЯ. А кто это всё затеял? А? Помнишь?
Евгения хватает Галу, кружит её.
ГАЛА. Ещё бы не помню!
ЕВГЕНИЯ. Слушай!
Евгения и Гала останавливаются, обнявшись, на авансцене, Евгения обводит пространство зрительного зала рукой.
Больничный сквер, лавочка. Сидит дама – тихо, спокойно – никого не трогает. И вдруг! Налетает эта невозможная, энергичная, великая и ужасная Графиня!
Смеются.
ГАЛА. И наш любимый Евграфушка начинает творить! Ура!
Заходит Лидия Ивановна с пирогами, ставит их на стол, С других сторон появляются остальные персонажи: Помощник режиссёра ведёт прихрамывающую Лену, Лариса рассматривает детские рисунки на стенах, Владимир заглядывает в комнату спящей дочки, Роман Петрович и Артём изучают текст, врач начинает аплодировать, затем все выходят на поклон.
(Занавес)
2011 г.
Свидетельство о публикации №214030200505