Девочка и скрипка

В маленьком живописном городке на фьордах, где возвышаются древние скалы, бушует океан, и резвятся в волнах огромные киты, жила норвежская белокурая девочка Нора. Родителей своих она не помнила (жители поговаривали, что они отправились в кругосветное путешествие и не вернулись), а жила она с дедушкой. Он был музыкантом и играл на скрипке в маленьком ансамбле. И когда девочке исполнилось 7 лет, стал учить её музыкальному мастерству. Девочка любила сидеть на обрыве фьорда, глядеть вдаль и наигрывать мелодии, которые никогда не запоминала. Как-то в их городок приехал знаменитый оркестр, где музыканты из разных стран играли традиционные мелодии далёких народов, манящие в новые края. Девочка любила свой городок, но, услышав оркестр,  уже не могла здесь оставаться. Ей захотелось во что бы то ни стало познакомиться с людьми из разных уголков света, для которых чудесные мелодии, привезённые оркестром, были родными и понятными. К тому же у неё была скрипка. Когда девочке исполнилось 14, она поступила в музыкальную академию в город побольше и уехала из родного дома. Дедушка завещал ей на прощание:
- Пока не пришло твоё время, играй классику и народные песни, которые любят слушатели, но всегда ищи свою мелодию. Ты можешь где-то услышать её отрывки, в шуме ветра или пении птиц. Или тебе подскажет ноты твоё сердце. Ищи свою мелодию, и она станет тебе путеводной нитью, где бы ты ни оказалась. Поможет встретить друзей, обрести свой дом.
- Дедушка, но как же я пойму, что именно это моя мелодия? – удивилась девочка.
- Ты сыграешь её однажды невзначай. Потом повторишь снова. Это мелодия будет вспоминаться тебе вновь и вновь и всегда приносить радость и лёгкость на душе. Тебе не нужно её сочинять и записывать. Просто слушай. И пробуй сыграть на скрипке. Это скрипка, на которой играл ещё мой дедушка. Храни её, и она везде поможет тебе, – он вручил внучке самое дорогое, что у него было, крепко обнял девочку и потом долго смотрел ей вслед. – Этой девочке предстоит очень непростое, долгое, но увлекательное путешествие. Моё путешествие привело меня в своё время издалека в наш городок на фьордах. Одному Богу известно, куда приведёт оно мою Нору.
Норе очень понравился большой город и музыкальная академия. Взрослые талантливые музыканты взяли её в оркестр, помогали разучивать партии, устраивали большие концерты и праздники, на которых собиралось полгорода. В оркестре Норе приглянулся трубач с взбаламученными чёрными кудрями, задорной улыбкой и хитрыми огоньками в глазах. Он всегда опаздывал на репетиции, но его прощали, так как признавали в нём необычайный талант. Он был старше Норы, был всегда с ней приветлив и добр. Они часами плавали в лодке по широкой реке, пронизавшей их город, бродили по старым улочкам, а иногда вместе наигрывали мелодии и, взявшись за руки, пели разные звуки на выдуманном языке. С ним Нора узнала трепет первых объятий и вкус первого поцелуя. Однажды трубач не пришёл на репетицию оркестра, а на следующий день появился на пороге дома Норы. Они, как обычно, отправились на реку, уселись в лодку, и течение устремило их вперёд.
- Мне предложили играть в оркестре «Ла Отра», где выступают музыканты со всего мира. Месяц мы будем репетировать в Бустландии, а потом отправимся в мировое турне, – смущённо сказал трубач.
- Неужели?! Это ведь тот самый чудесный оркестр, который выступал в моём городке. Его музыка и привела меня сюда, где мы с тобой встретились, – восхитилась Нора.
- Я всегда мечтал  играть в этом оркестре. Многие об этом мечтают. Но мало кто знает, что с ним ты заключаешь бессрочный контракт и уже не владеешь собой. То есть не знаешь наперёд, куда и когда придётся отправиться. Но зато тебя ждёт мировая слава.
- А я… я смогу поехать с тобой? Я очень хочу отправиться с тобой, я поеду, куда угодно.   
- Это невозможно, дорогая Нора. Я должен уехать и сегодня хотел проститься, - смутился трубач. – Такова жизнь, и у каждого свой путь. Ты ещё молода. И тебя тоже ждёт большое будущее… Хочу подарить тебе одну мелодию… Я впервые наиграл её, пока ехал в поезде в этот город, где мы с тобой встретились, и с тех пор она не выходит у меня из головы. - Трубач стал насвистывать очень лиричный печальный мотив. А потом крепко обнял Нору.
С тех пор, как уехал трубач, Нора приходила на берег реки одна и наигрывала печальную мелодию, подаренную Трубачом. Она пыталась расслышать свою мелодию, о которой говорил ей дедушка, но слышала только шум ветра и пение птиц, походившие лишь на разрозненные звуки. Занятия в оркестре продолжались, музыканты играли свой старый репертуар, кто-то время от времени уходил в оркестры других городов или становился сольным артистом. Норе нравилась скрипка, хотя она не стремилась попасть в более известный оркестр или стать знаменитой. Она часто бродила одна по городу и однажды увидела афишу заезжего цирка. Норе очень хотелось попасть на представление, она даже пропустила из-за него репетицию оркестра. Воздушные гимнасты, смелые наездники, акробаты, клоун. После представления Нора села около шатра цирка и стала мечтать о далёких краях, как вскоре услышала весёлый хохот и звон бокалов – цирковая труппа праздновала заключительное представление. Вдруг Нору заметил клоун и жестом позвал её присоединиться к празднику. Артисты разговаривали на незнакомом языке, но клоун сумел объясниться с Норой на её родном, хотя с забавным акцентом. Он рассказывал, что они путешествуют по странам и городам на фургонах со своим шапито, это очень непростая, но весёлая жизнь, которую он ни на что бы не променял. Когда пиршество подходило к концу, Нора неожиданно для всех попросила: «Возьмите меня в свою труппу!» Все в ответ рассмеялись. А клоун спросил:
- Что ты умеешь делать?
- У меня есть скрипка. Я играю в оркестре.
- Но у нас в цирке нет оркестра, и нам не подходит классическая музыка.
- Подождите, послушайте одну мелодию, - спохватилась Нора.
И она наиграла печальную мелодию Трубача. Она играла её отчаянно, повторяя в разных тональностях и вариациях, пока вся труппа не взорвалась аплодисментами. Нору приняли в труппу вместе со скрипкой, и на следующий день она уже ехала с новыми знакомыми в фургоне, глядя на проплывающие за окном леса и деревни. В цирке придумали специальный номер, где Нора играла  лирическую мелодию Трубача, под которую акробаты и клоун сменяли друг друга на арене. Артисты очень полюбили Нору, хотя иногда над ней подшучивали, очень уж необычно выглядела норвежская девочка со скрипкой в разудалой артистической шайке, проехавшей тысячи километров. Нора старалась всем помогать, латала костюмы акробатам, приносила обеды на репетицию, ухаживала за лошадьми. Само представление, где она играла на скрипке, казалось ей отдыхом от хлопот. Однажды во время долгого переезда Нора сильно заболела. Труппа была вынуждена остановиться у побережья южного моря. Среди местных рыбаков нашёлся знахарь, который помог вылечить Нору. Но она была ещё слишком слаба, а труппе было необходимо продолжать путь. Клоун, который успел стать Норе добрым другом, позвал её пройтись вдоль берега. Они брели по скользким камушкам мимо пенистых волн:
- Ты очень устала от бродячей жизни, - прервал молчание клоун, - я это вижу. Тебе необходимо отдохнуть. А потом, с новыми силами, ты сможешь продолжить путь, или вернуться в оркестр, а, может, и найти свой новый ансамбль.
- Но мне хорошо с вами. Вы мои друзья. Благодаря вам я увидела столько городов, столько разных людей. Поняла, что значит жить большой дружной семьёй. А теперь… я даже не знаю, куда мне идти.
- А ты не спеши. Оглядись. Морской воздух пойдёт тебе на пользу. Так будет лучше, поверь. Иначе ты просто выбьешься из сил, я тебе говорю это как твой верный друг.
Нора и вправду устала от постоянных разъездов и согласилась с клоуном, хотя ещё не знала, что ей делать в прибрежной деревушке. В честь Норы труппа устроила грандиозное представление и пиршество, а на следующий день всё в округе стихло – цирк уехал, а Нора осталась. Она поселилась в доме знахаря, где его жена и дочь ухаживали за Норой, пока та полностью не окрепла. Как-то сидя на берегу и наигрывая на скрипке разные мелодии, Нора вдруг увидела вынырнувших со дна морского коренастых юношей. Они подплыли к берегу и растянулись на камнях погреться на солнце. Это были ныряльщики за жемчугом. Они очень удивились, как здесь оказалась белокурая девушка, наперебой рассказывая ей увлекательные истории о морских глубинах и жемчужинах. Нора попросила юношей научить её нырять, и они с энтузиазмом принялись за дело. Через месяц Нора могла уже сама погружаться на глубину, задерживая дыхание, и находить на дне разные диковинки, оставшиеся после штормов, потрепавших проходящие суда. Стройный загорелый Поль, младший из ныряльщиков, очень полюбил Нору, каждый день он приносил ей невиданные подарки, найденные на морском дне.  Они любили нырять вместе и резвиться в воде, как дельфины. Целые ночи они просиживали в хижине Поля, рассказывая друг другу захватывающие истории, воображая себя инопланетянами или героями из прошлого. Увлекая друг друга лаской, исследуя глубины радости и удовольствия, скрытые в таинстве тел. День за днём Нора и Поль ныряли среди пёстрых рыб, добывали жемчуг, дарили друг другу нежность под бесконечным полотном звёзд у берега моря. Иногда Нора доставала скрипку и мучила смычок, подбирая ноты своей мелодии, которая не давала ей покоя, пока однажды скрипка не дала сбой. Лопнули струны, и покосился гриф - нужно было ехать в город, чтобы привести инструмент в порядок. Нора выехала на рассвете, рассчитывая вернуться до темноты. В скрипичной мастерской маэстро починил инструмент за пару часов. Ожидая автобус, Нора решила выпить холодного сока в кафе на углу мастерской. Напротив сидел мужчина в тёмных очках и шляпе и настороженно рассматривал Нору. Это смутило её, и она широко улыбнулась.
 - Ты играешь на скрипке? – спросил он. Нора кивнула. - Мы набираем артистов для нового шоу в Сентредоле, это в двухстах километрах отсюда, небольшой город в горах, – продолжил он, протягивая Норе афишу, с которой красовались музыканты в разноцветных костюмах. – До конца следующей недели идёт отбор. Адрес на афише, так что милости просим. После этих слов он молча вышел из кафе, сел в серый автомобиль и исчез.
- Это хороший шанс – окликнул Нору скрипичный мастер, который всё это время наблюдал за их разговором. – Каждый год они ставят новое шоу, потом гастролируют. Я у них часто бывал. И город – чудо, свежий воздух, простор, добродушные жители. Моя дочь живёт там, преподаёт в академии танца, иногда ставит номера для шоу. А где живёшь ты?
-  В деревне на побережье – Нора кивнула на остановку, с которой через час должен отойти её автобус.
Мастер приподнял брови.
- Там разве есть скрипичный ансамбль? Где ты там выступаешь?
- Никакого ансамбля нет. Я ныряю вместе с ловцами, собираю со дна сокровища, отнятые морем у моряков.
- Но… - мастер замолчал в задумчивости. - Почему ты не уедешь в город играть в оркестре?
- Я уже играла в оркестре… - и Нора поведала ему историю о Трубаче и о цирке, о знахаре и о Поле. –
- Но у тебя ведь есть какая-то цель? – растерянно глядел на незнакомку мастер, посвятивший всю жизнь скрипичному делу.
- Цель… - задумалась Нора. У меня нет цели. Я не знаю своей цели. Я любила, я путешествовала с труппой и видела много городов, слышала много песен, я погружалась ко дну моря. И всё это время я пыталась услышать свою мелодию, которая приведёт меня к моему дому. Мелодию, о которой говорил мой дедушка, славный скрипач из норвежского городка, окружённого древними фьордами.  Но я не слышу эту мелодию. Никогда её не слышала. И я не знаю, куда идти.
- Знаешь что, - подумал мастер, - поезжай-ка ты в Сентредоль, сходи на прослушивание для шоу, посмотри город.
- А как же Поль? Он очень любит меня, он такой славный.
- Сентредоль всего в двухстах километрах отсюда. Ты всегда сможешь вернуться. Если захочешь. Не раздумывай. Поезжай прямо сейчас.
В этот момент к остановке подошёл автобус, направляющийся к деревушке ловцов. Нора замешкалась. Из кафе вышла очаровательная молодая женщина с маленьким сыном. Мальчик не слушался и никак не хотел садиться в машину.
- Дорогой, но ведь в Сентредоле твоё любимое мороженое. А к вечеру там будут папа с сестрёнкой. Поехали, ну же, – уговаривала она сорванца.
- Извините, а можно с вами поехать в Сентредоль, - вдруг произнесла Нора, не поняв, откуда вырвался её уверенный голос. – Мне очень нужно попасть на прослушивание к шоу.
- Шоу-шоу! – завопил малыш. – Хочу шоу! Хочу барабаны! Хочу танцы! Мама, возьми тётю с нами! Тётя, ты сыграешь нам песню? Ты будешь танцевать?
Через минуту Нора уже ехала в неизвестный таинственный город. Мальчик так просил шоу, что она достала скрипку и объявила
- Ну, хорошо – шоу! – сама ещё не зная, что сыграет на этот раз.
И она заиграла. Что-то очень знакомое, согревающее, радостное. Смычок будто сам подсказывал Норе. Малыш аплодировал и смеялся. Его мама сияла радостью всё дорогу, счастливая тем, что удалось угомонить малыша. Когда тот заснул, Нора задумчиво стала разглядывать луга, проносившиеся за окном, и снова напевать мелодию. По приезду женщина пригласила Нору на ужин и предложила ей заночевать в их доме, чему малыш был несказанно рад.
Нора впервые за долгое время ощутила себя наполненной радостной энергией и желанием танцевать. Она вприпрыжку побежала ко дворцу, где проводилось прослушивание для шоу. Появившись на сцене, тут же заиграла новую мелодию, собрав шумные аплодисменты.
Поужинав в доме новых знакомых, Нора спала так сладко, как в детстве, и смотрела чудесные сны, где она летает над городом Сентредоль и разбрасывает на головы прохожих шляпы радости. Как только человек получает шляпу, его походка, жесты, осанка преображаются, и он словно парит в пространстве навстречу своему счастью, совершая уверенные звонкие отстукивающие шаги, будто исполняя свой танец. Проснувшись на утро, Нора удивилась своему сну, выбежала в сад встретить солнце, подняла руки к небу и рассмеялась. В сад вышла мама малыша, напевая мелодию, вчера сыгранную Норой. Обе они запели её. Из окна выглянул отец мальчика:
- Собирайтесь. Сейчас заедут наши друзья, и все вместе отправимся на пикник на вершину горы!
- Вооон тооой! – завопил малыш. – И тётя сыграет нам свою песню на нашей горе! Да? Сыграешь?
Нора не пыталась представить, что за пикник и что за люди там её ждут, музыка переполняла её тело, её сознание. Мелодия Норы звучала внутри и вокруг, мир был ей эхом. Она ощущала каждый шаг – прикосновение к земле, каждый шелест ветерка. И во всём слышала свою мелодию. Звуки настолько поглотили Нору, что она не вспоминала ни Поля с ловцами жемчуга, ни цирк с акробатами, ни Трубача со своим первым оркестром. Поднявшись на гору, она увидела среди облаков доброе лицо дедушки – он будто насвистывал что-то. Нора так и не научилась насвистывать. Но это было ей и не нужно. Она услышала свою мелодию, которую теперь не сможет забыть.
Собравшиеся друзья развернули скатерть, полную угощений, прямо на вершине горы. Нора заиграла на скрипке свою мелодию, малыш затанцевал, взрослые стали напевать и простёрли руки к небу, благодаря своего духа горы за то, что привёл в их края чудесную незнакомку, озарившую своей песней этот красивейший далёкий край. Край, где есть место для каждого, кто однажды услышал свою мелодию. И захотел поделиться ей с окружающими.

ноябрь 2013


Рецензии