Чебурашка и русский эсхатологический фольклор

Анонимный соавтор и В.Т.Поляковский (rtd-studia@yandex.ru)

Чебурашка в свете русского эсхатологического фольклора, или что могло послужить для Эдуарда Николаевича Успенского источником этого образа.

Версия для ресурса proza.ru. Более иллюстрированная версия на Яндекс-Дзен: zen.yandex.ru/id/5dd499640d13017d4ff728ca

(примечание. В первоначальной версии фамилия соавтора фигурировала, но затем им было выражено желание остаться incognito. Было даже выражено запрещение писать ему посвящение. По взаимному согласованию сторон, эта статья возымела полное право быть выставленной в Интернете именно в таком указании имен авторов, как они здесь и фигурируют).

Кратко о цели статьи: в этой статье автор этих строк попытается разобраться с одной простой вещью: может быть, популярность вышеупомянутых персонажей имеет некие глубокие корни (опять извинения за избитое выражение, но другого автор этих строк не подобрал) в фольклоре?

(Начинается пространное вступление, которого нетерпеливые читатели вообще могут не читать, и ближайшие несколько абзацев могут просто проглотить - ВП). Чебурашка - это анимационный образ, который всем без исключения обитателям русскоязычного языкового пространства известен с детства. Один из немногих образов мультипликации-анимации, который без каких-либо дополнительных промоционных мер "входил в сердце и душу" (автор приносит извинение перед читателями за выражение мысли в излишне избитых формах) и оставлял приятное воспоминание у многих детей. В отличие от Волка и Зайца (персонажей "Ну погоди"), а также персонажей мультсериала "Тридцать восемь попугаев" и многих других творений, которые написаны в жанре "литературная сказка" (экранизации народных сказок, в этой , наверное, рассматривать не надо по причине дидактичности этих экранизаций), Крокодил Гена и Чебурашка становятся героями неких анекдотов - наивысшая оценка популярности (наряду с Винни Пухом и Пятачком, но об истоках бешеной популярности этих образов, на первый взгляд, чисто английского происхождения авторства А.Милна, автор этих строк напишет в отдельной статье, которую также выставит в Интернете). Вот они - две пары самых популярных анимационных образов, популярность которых вряд ли удастся кому-то побить. Их вычеркнуть их русскоязычного духовного пространства мультипликации (анимации, автор этой статьи будет оперировать как первым, так и другим термином), подобно тому, как Иванушку-Дурачка не вычеркнуть из русских народных сказок, а Илью Муромца не вычеркнуть из русских народных былин. Этому, кстати, легкий политизированный имидж этих персонажей (желание стать пионерами и прием их в пионеры) вряд ли окажется помехой - образы Гены и Чебурашки имеют свойство схватываться и запечатлеваться в сознании, а вместе с ним и в памяти с первого раза.

Популярность к Чебурашке пришла сразу после выхода мультфильма "Крокодил Гена и его друзья", где соавтором сценария, помимо самого Успенского, оказался А.Качанов. У автора, когда он был еще ребенком дошкольного возраста, осталось на редкость приятное воспоминание от ясности и органичности образов этих мультфильмов, и от емкости затронутых там тем. Казалось бы: одинокий крокодил всего лишь искал друга, а нашел их (этих самых друзей) не очень мало... К тому же, и дом вместе с этими друзьями построил, и металлолома пособирал не очень мало, и с пионерами подружился, и детскую площадку соорудил (это уже содержание второго по счету мультфильма сериала, "День рождения"), и песенку спел такую, что стала воистину популярной. В третьем мультфильме он даже спас реку от загрязнения, но увы... с третьим мультфильмом автор этих строк стал знаком уже не в разгар сказочно-романтического детства.

Бросалось в глаза (и запечатлевалось детским впечатлением), то, что отношения между крокодилом Геной и Чебурашкой - это отношения типа взрослый - ребенок, тем не менее это не отношения типа отец-сын. По вполне понятным причинам: все-таки видна, мягко говоря, их разная видовая принадлежность. К тому же это не просто взаимоотношения типа взрослый-ребенок, а немного отношения типа шеф-подшефный... В сказках бывает всякое, те мне менее....

Когда автор этих строк просмотрел этот мультфильм уже в зрелом возрасте (так случилось, что такой просмотр имел место после первой редакции статьи), то ему, помимо хорошего заряда общей сентиментальности, и, хоть это не будет звучать очень научно, доброты, бросилось в глаза еще многое что. В частности, некое удивительное отношение Крокодила ко всякого рода технократике (очень ярко это видно в "Дне рождения"). Он не просто соорудил детскую площадку, а при этом украл компрессор и имел после этого неприятный разговор с милиционером. Он не просто охотно откликнулся на призыв сбора металлолома, а притащил якорь корабля, из-за чего имел разговор с капитаном.

Бросилось в глаза также то, что он буквально взлетел за одним ребенком вверх по пожарной лестнице, когда тот туда полез, что он за этим же ребенком нырнул в канализационный люк, вытащив его из темного подземелья (внимание! Автор этой статьи начинает понемногу переходить на сказочный лексикон, или, как принято выражаться у литературоведов, дискурс). То есть и плавать умеем и летать умеем.... Ну прямо... пока выразимся мягко: как-то уж слишком широко для крокодила...

Теперь давайте порассуждаем о Чебурашке. Если порассуждать о нем в общем случае, то будет не менее интересно.

- Неизвестный науке зверек. Соответственно, без папы и без мамы. Выглядел бы как сирота, но как-то его сиротливость не видна, не лезет наружу: она как бы находится на заднем плане, она полностью гасится образом крокодила Гены и вытесняется чем-то иным.

Чем же? Вот тут-то и хочется обратить внимание на ключевую для понимания этого образа встречу с крысой Лариской. В момент ее появления все (!) участники строительства дома друзей ее испугались, кроме Чебурашки, который просто стоял как вкопанный на месте. Такое вызвало восхищение даже у ее владелицы старухи Шапокляк (образ, кстати, тоже очень интересный - просто списана с ведьмы)

Да, такой эпизод ключевой и он дает тот самый штрих, через который детвора на уровне своей детской чистоты и непосредственности этот образ и восприняла. Ибо, как ясно этим эпизодом подчеркнуто, Чебурашка, помимо прочего, это и есть восплощение бесстрашия! Он маленький, но он бесстрашный. Всеобщая страшилка для него не страшна!

После, вот втором ("День рождения"), третьем ("Шапокляк"), четвертом, с точки зрения автора, не вполне вписывающийся в сериал ("Чебурашка идет в школу") это видно не ахти как. Но вот в первом.... Маленький зверек, не боящийся крыс... Что-то в этом эпизоде отражено типа вечного противостояния Вечной чистоты и Вечной пакости...

Одним словом, автор этих строк понемногу переходит на вполне сказочный лексикон.

- большие уши - все слышит - знак высокой восприимчивости и смышлености. Маленький рост и пребывание в роли "изготовленного из отходов" - отголоски роли не вполне понятно рожденных в истории. Хорошее соответствие со "зверем невиданным" из русской народной мифологии (при всем его сентиментализме). Слеплен из непонятно чего, но в конце концов приобрел имидж вылился в огромные уши, которые слышат не очень мало.


- найден в коробке (замкнутом пространстве) с апельсинами - маленьким солнцем. Производит впечатление родившегося из-под солнца, спрятанного внутри Земли.

- под охраной змия небесного - крокодила Гены (вот он - один из основных источников образа играющего на гармошке крокодила), который трансформировался из дракона (вот оно, бессознательное содержание образа шефа Чебурашки! Вот поэтому он и компрессор любит, и корабли с якоря снимает в мирных целях, и птичкам скворешники пытается соорудить, и подземелье за детьми прыгает, и с пожарных лестниц их снимает. И при этом полностью лишен всех отрицательных качеств змия небесного: он абсолютно безопасен). Крокодил Гена от дракона перенял его трубку, которую постоянно курит. Он успешно работает в сфере дела показывания (у автора этих строк вертится "шоу-бизнеса") - в зоопарке крокодилом, то есть самим собой. Не дает свои внешние данные использовать в корыстных целях: дает жесткой "нет" старухе Шапокляк в использовании своих внешних данных: то, что он зеленый и плоский.

- маленький удаленький зверек - "мальчик с пальчик", столь необходимый персонаж каждого без исключения народного фольклора. Без такого образа матерям очень трудно рассказывать сказки маленьким детям.

- Чебурашка не женится. И вообще до поры до времени производит образ бесполого существа (кстати, его бесполость некими критиками уже отмечалась)

Хочется прибавить, что по ходу сюжета "Дня рождения" вырисовывается образ трансформаторной будки, от которой пытается "подзарядиться" один мальчуган, что ему мешает сделать его "небесный охранник" - крокодил Гена. Итак, помимо прочего, он вырисовывается в одного из самых сильных в российской и советской детской анимации образов благородных героев-охранников. Имя Гена - Genius - Гений красоты и силы.

Наверное, на этом можно из закончить об этих образах, хотя, наверное, сделать это не столь легко. Ведь удивительных моментов еще хватает....

Ну что же, источники основных персонажей видны. Еще раз хочется излить шквал аплодисментов в адрес Эдуарда Николаевича Успенского - источники образов видны, но образы получились незабвенными... Что-то из сказки что-то из быта, может быть, будет ничто не забыто (стихотворный каламбур автор этих строк).

Наши рассуждения можно обобщить и распространить, путем чего их успешно провести, и для многих других известных мультипликационных героев. К примеру, один Том и Джерри всего стоят... (и их советские аналоги Волк и Заяц). Юркая мышка все время оставляет в дураках большого глупого, нерешительного и неповоротливого кота. Случайны ли их имени? Джерри (Jeremy) - такое имя носил один из основателей мировой хронологии, который известен как св.Иероним. Он считается переводчиком и распространителем Евсевия Кесарийского (Eusebius Pamphilius)(При желании здесь можно вспомнить и пророка Иеремию). А что касается Тома, или Фомы - тут Вам и Фома неверующий, и Фома Аквинский...

Или чего стоит хотя бы бешеная популярность Винни Пуха и пятачка (вот тут можно было бы порассуждать о Медведе - тотеме России и кабане - тотеме Украины... впрочем, автор этих строк об этом напишет отдельную статью).


Начато 25.11.02. Конец 24.11.03 (хитрый момент: от окончания первой до окончания второй редакции прошел ровно год)


Рецензии