Голоса эпох

                Продолжение

  Самое смешное, что впервые в Назарет я попала, можно сказать, случайно.
  Спустя месяца два после репатриации нужно было ехать в соседний город Нацрат- Иллит, чтобы сдать в один из тамошних банков документы на получение денег для покупки предметов домашнего обихода.
  Почему для этого нужно было куда-то ехать, а не воспользоваться банком в Тверии, для меня так и осталось загадкой. Может, это был какой-то специализированный банк.
  Выяснила у соседей по ульпану, которые уже побывали в Нацрате, на каком автобусе ехать и долго ли ехать. И вообще, что это за город?
  -Ехать минут сорок, одна из остановок прямо у банка, шофер знает. А город? Город известный - Назарет.
  - Тот самый? - уточнила я.
  -Тот самый,-подтвердил собеседник.
  Оказалось, Федот да не тот, - просто собеседник, тоже недавно репатриировавшийся, так же мало был сведущ  в нюансах израильской жизни, как и я.
  Это сегодня я могу рассказать, что город Нацрат -Иллит ( в переводе с иврита - Назарет Верхний) никакого отношения к "тому самому" Назарету не имеет. Он построен в 1957 году для репатриантов из Европы, переживших Холокост, а сегодня в нем живет много выходцев из бывшего СССР.
  Это современный город, построенный на севере- восточной окраине арабского Назарета, а этот город, ставший по воле истории арабским, и есть тот самый Назарет, в котором жил Иисус Христос. Нацрат-Иллит стоит наверху, на горе, Назарет - внизу.
  Ничего этого я тогда, в первые месяцы своей жизни в Израиле, не знала. И когда через сорок минут водитель автобуса сделал остановку у нужного банка, обрадовалась:оказывается, добраться до него не представляет трудности.
  Но что началось после того, как довольно быстро оформив нужные документы, я вышла из банка:я не нашла "свою" остановку! Вот это номер! Хорошо помню, что остановка была прямо напротив банка, а ее нет!
  В городе много русскоязычных жителей, поэтому я не испугалась, зная, что всегда смогу у кого-нибудь спросить, как уехать назад в Тверию.
  В общем, началось. Мне действительно охотно подсказывали, куда пойти и где ближайшая остановка. Но там я не находила нужного мне номера автобуса.
  Теперь-то я понимаю, что вела себя глупо, зациклившись на одном номере автобуса, ведь их в Тверию ходит много. Могла уехать на любом из них.
  В общем, после многочасовых блужданий я настолько удалилась от Нацрат-Иллита, что оказалась совершенно в ином месте. Ну да,- в том самом Назарете, и явно не в самой парадной его части. То, что я увидела,- узкие улочки,  грязные дворы, + постройки, похожие на сараи, а не дома, - скорее, напоминало какую-то вымирающую деревню, чем современный город, в котором живет сорок тысяч населения.
  "Как будто ничего не изменилось с тех, Его времен",- мелькнула мысль.
  Куда идти, я не знала. И у кого здесь спросишь, ведь русскоязычных жителей здесь нет.
  Ни остановок не видно, ни каких-либо движущихся машин. Вдобавок пропала мобильная связь.
  В общем, влипла.
  Попыталась спросить насчет остановки у двух молоденьких девушек-арабок явно еще школьного возраста. Они мило и молча поулыбались и ушли.
  Наконец я увидела кафе и зашла туда. Молодой араб сказал, что в этом месте, где я сейчас нахожусь, пройдет автобус из Хайфы, и на нем я доеду до Тверии. Когда? Скоро.
  Это "скоро" вылилось еще часа в полтора, так что я успела еще раз сходить в кафе, чтобы убедиться, не обманывает ли меня продавец.
  Но нет, не обманул, часов в двенадцать дня я увидела пустой автобус, идущий из Хайфы, и так рванула в него, что водитель покачал головой.
  Мне до сих пор становится не по себе, когда я вспоминаю то пребывание в Назарете. И в то же время удивляюсь, как меня понял араб, а я -его:иврит он, конечно, знает, но я ведь не знала!
  Его доброжелательное отношение я не забываю, у меня всегда теплеет на душе, когда я вспоминаю о нем. Вполне возможно, что он араб-христианин, а отношения между арабами-христианами и евреями более дружеские, чем между арабами-мусульманами и евреями. Так уж сложилось, и когда в году 2009 мусульмане Назарета хотели построить новую мечеть, которая чуть ли не упиралась фасадом в одну из христианских церквей, правительство Израиля приняло сторону христиан и запретило строительство мечети в этом месте.
  Церквей в Назарете аж двадцать пять, представителей разных христианских конфессий, есть и монастыри, но я  ни разу их не посетила. Вроде и надо бы поехать, но чувствую - не хочу. И это "не хочу" в конце концов победило.
  Я знаю, почему - не хочу. Потому что все это внешнее, раззолоченное великолепие в сущности никакого отношения к Христу не имеет. Все настаивают, что именно здесь бывал Христос, что-то происходило, связанное с Ним, а на самом деле никто этого не знает, потому что даже археологические раскопки не внесли ясности в эти утверждения.
  Вот типичный пример. Все знают, что в Кане Галилейской Христос обратил воду в вино. И этой самой Каной считали то селение, которое было на пути из Акры(нынешнее Акко)  в Назарет.
  Но в Галилее была еще одна Кана - на пути из Назарета в Тивериаду. И в 17 веке католики стали утверждать, что именно она и есть та Кана, где чудодействовал Христос, и утверждают до сих пор.
  Каждой церкви нужен свой "кусочек Христа", чтобы Его именем утвердить себя.
  Нет ясности и о самом Назарете. Что он представлял собой на самом деле, кто в нем жил? Известно, что он был в уделе Завулона. Однако в книге Иисуса Навина, где перечисляются города и селения, выделенные его колену, Назарет не упоминается.
  Наверно, он появился столетия спустя. Вполне возможно, что в период царствования царя Давида. На эту мысль наводит статья в Еврейской электронной энциклопедии. В ней рассказывается, в частности, что в Кесарии был найден список священнических чередов Галилеи. И согласно его, в Назарете проживал жреческий род Гапицецу, известный также из Библии.
  Открываем указанную сноску и читаем в 24-й главе Первой книги Паралипоменон:"Распределение сынов Аарона, Елеазара и Ифамара; 20 относительно служения других сынов Левия бросали жребий пред лицом Давида", пункт 15-й... -18-й Гапицецу".
  Из чего можно сделать вывод, что Назарет вовсе не был изначально местом, о котором во времена Христа отзывались весьма пренебрежительно. В нем явно было сильно священничество, и какие-то традиции сохранились даже и во времена Христа. Мы видим, с одной стороны, что он прекрасно знает Священное писание и пророков, а, с другой, местная синагога очень неодобрительно относится к тому, что он, на ее взгляд, выходит за рамки сути божьего учения, как сами они его понимали, и изгоняют из синагоги, после чего Иисус с горечью и говорит:"Нет пророка в своем Отечестве!".
  Что вообще означает слово "Назарет"? Какого-то однозначного ответа нет. У Архимандрита Никифора, издавшего в 1891 году Библейскую энциклопедию, Назарет - "отрасль или огражденное место".
  Некоторые полагают, что оно связано со словом "назорей" или "назир" - монах, отшельник. Но, скорее всего, это слово само образовано от Назарета, может быть, там жила какая-то секта вроде ессеев или сами ессеи. Например, христианин на иврите - ноцри. А где первые ноцри появились? По сути там, где жил Христос, хотя сами они там не жили.
  Всё в общем началось в земле Галилейской, в уделе колена Завулона, который был расположен между Галилейским и Средиземным морями.
                Продолжение следует 


Рецензии