Кино Нашего детства. Часть вторая

Кино зарубежное

Что-то манящее было в иностранных картинах. А их было достаточно много.  Фильмы итальянские, французские, редко американские, и очень много фильмов из стран социалистического содружества.
Самые любимые, конечно те, где сверкали клинки.
Шпаги звон, как звон бокала
С детства мне ласкает слух.
В этом отношении французские фильмы были вне конкуренции. “Фанфан Тюльпан” - первый фильм в этом жанре, увиденный нами. Весёлая история о приключениях французского повесы блестяще владеющего шпагой, не лезущего в карман за словом, не горящего в огне и не тонущего в воде. Герой, которому хотелось подражать.
Помните замечательный фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»?  Пионеры 60-х, мои ровесники, в летнем лагере с восторгом следят за искромётными приключениями Фанфана. Ограждая нравственность, пышную грудь Джины Лолобриджиды укрывают от взоров неокрепших душ, с помощью какой-то картонки, вызывая рёв и свист маленьких зрителей.
Потом появились “Три мушкетёра”. К тому времени книгу я уже прочёл и с нетерпением ожидал увидеть её экранное воплощение. И вот в зале кинотеатра “Искра” - именно там я впервые увидел фильм - погас свет, и всё оказалось точно как в книге, ну, может с небольшими сокращениями и отступлениями. Д’Артаньян - дуэлянт, интриган, любовник, мушкетёр со смеющимися глазами, могучий Портос, благородный Атос, таинственный красавец Арамис, холодная и безжалостная Миледи, захватывающие погони, драки и поединки. В общем, сплошные эмоции и восторг. Потом уже в “Тридцатке” посмотрел снова, потом ещё раз. Потом все пацаны из окрестных дворов враз стали мушкетёрами и проводили время, фехтуя друг с другом самопальными шпагами. У нас в классе учился мальчик, Вова Быкадоров, обладающий большим художественным талантом, он прекрасно рисовал и лепил. Так он изваял из пластилина целую галерею персонажей фильма. Здесь были и мушкетёры, и гвардейцы, и Миледи и кардинал. Мы были в восхищении. Через какое - то время вышла вторая часть, - “Месть Миледи”, первая называлась – “Подвески королевы”. И всё пошло по второму кругу.
Потом появился фильм “Железная Маска” и мы подумали, что это продолжение “Трёх мушкетёров”. Однако к “Виконту де Бражелону” картина эта имела мало отношения. Из мушкетёров остался только Д’Артаньян в исполнении нашего тогдашнего кумира Жана Марэ, всё время восклицавшего, - “Видели бы вы меня 20 лет назад”, - да таинственный узник в Железной маске, судьба которого в фильме оказалась намного благополучней чем в книге. Но, тем не менее, фильм понравился. Недавно посмотрел его снова по каналу ТВЦ, и, знаете, получил огромное удовольствие. Правда сейчас, старые фильмы показывают, в основном, с закадровым переводом, тогда как мы смотрели дублированные и часть очарования пропадает. Ведь фильмы дублировали замечательные актёры, мастера дубляжа. Д’Артаньяна и многих-многих героев зарубежных фильмов дублировал, к примеру, Артём Карапетян, - какой голос был.
К фильмам жанра “плаща и шпаги” можно ещё добавить “Скарамуш” по книге Саббатини, где заглавного героя играл Жерар Барре, тот, что сыграл Д’Артаньяна и немецкий фильм “За мной, канальи”, похожий сюжетом на “Фанфана –тюльпана”
Ну, раз уж я вспомнил Жана Марэ, скажу, что все фильмы с его участием выходившие в советском прокате, неизменно сопровождались огромными очередями в билетные кассы. Наибольшим успехом пользовались три фильма, - “Граф Монте Кристо”, “Парижские тайны” и конечно трилогия о Фантомасе. “Фантомас”  пользовался просто бешеной популярностью.
Комедия, детектив, фантастика и уморительно смешной комиссар Жюв. А Кенигсон гениально продублировал Луи де Фюнеса, и если я потом смотрел какой-нибудь фильм с Фюнесом и его дублировал кто-то другой, уже было не то.
В "Парижских тайнах", нас более всего привлекали сцены драк. Среди мальчишек ходила легенда, что Жан Марэ, дрался по настоящему и после фильма несколько месяцев пролежал в больнице залечивая раны, полученные при съёмках этого фильма.
Фильмы про Анжелику, которые в то время считались верхом эротики, у нас показали в каком-то странном порядке. Сначала показали третью часть, – “Анжелика и король”, мы её с ребятами смотрели в Панорамном, как раз в том возрасте, когда просыпается интерес к противоположному полу. Потом с небольшим промежутком первую часть, затем, опять же с промежутком вторую, а 4-ю 5-ю объединили под одним названием “Неукротимая Маркиза” и прошла она у нас уже в 80-е.
“Седьмое путешествие Синдбада”, - американский фильм – сказка по мотивам “1001-й ночи”- сейчас, рядом с современными компьютерными киноэффектами, кажется лубочной картинкой, но для нас, тогдашних пацанов, это был хит. Жуткий Циклоп, гигантская птица Рух, уволакивающая матросов на прокорм своим птенцам, скелет, лихо махающий саблей, гигантский дракон, и Синдбад, преодолевающий все опасности, чтобы спасти принцессу.
Просто дух захватывало.
Потом ещё был английский фильм “Миллион лет до нашей эры”. Там тоже были различные монстры, - динозавры, птеродактили, гигантские черепахи. Говорили там персонажи на какой-то тарабарщине, но всё было понятно. Фильм был, в общем-то, далёк от исторической правды, но нам нравилось, ведь там были и опасности и приключения, и любовь и мужество. Любили мы и  картины на исторические темы. К примеру на американский фильм “Спартак” с Кирком Дуглас, тоже бегали по несколько раз.
И тоже под впечатлением наделали мечи, щиты и устраивали гладиаторские бои. Так же как после польского фильма “Крестоносцы” снятого по роману Сенкевича.
Летом 1960 года я отдыхал в ведомственном отцовском лагере “Энергетик”, который находился на территории нынешнего Чиланзара, а точнее в посёлке  Чапаната. Тогда это было далеко за городом. Мои школьные каникулы, на протяжении нескольких лет чётко делились на три части. Один месяц я был в “Энергетике”, один месяц отдыхал где-то с родителями, а один дома или у бабушки с дедушкой в Шумиловском городке, а когда сестра вышла замуж, ездил к ней в Самарканд.
Так, вот, был то ли июль, то ли август, и приезжают меня навестить родители и сестра. Так называемый “родительский день” (опять вспоминается фильм Климова, там всё точно). И вот сестра мне рассказывает, что в городе идёт совершенно потрясающий фильм - “Великолепная семёрка” и пересказывает некоторые моменты.
Всё, до конца смены я думал только о том , как побыстрее оказаться дома и рвануть в кинотеатр на этот ковбойский фильм. Наконец смена закончилась, я в городе, но, о ужас, “Великолепная семёрка” уже нигде не идёт. Как я переживал, Боже мой. Практически все мои друзья фильм посмотрели, Вовка Быкадоров вылепил из пластилина всех семерых ковбоев, всех 42-х членов банды Кальвера, и даже с десяток крестьян, а я выражаясь сегодняшним языком – “лох”. К счастью через несколько месяцев фильм пошёл повторно и я, наконец, увидел этих великолепных парней.
Американских вестернов, нам больше не показывали до 72-го года, когда вышел фильм “Золото Маккены”, зато досыта накормили вестернами гэдэровскими с Гойко Митичем. “Виннету”, “Чингачгук большой Змей” и тому подобное.
Очень мощным в 60-е годы был польский кинематограф. “Первый день свободы” с красивейшей Беатой Тышкевич, “Пепел” и “Пепел и алмаз” со Збигневым Цыбульским, - легендой польского кино. “Фараон” с молодой Барбарой Брыльской. Сцена, где она появляется в храме совершенно обнажённая, бросала нас подростков в сладостную дрожь.
Очень хороший детектив, опять же с Цыбульским, - “Девушка из банка “
Детективные и шпионские фильмы, неизменно пользовались у нас большим успехом.
Баловали нас, в основном, кинематографической продукцией социалистических стран. Немецкими, румынскими, югославскими, польскими. Весьма увлекательным был польский фильм “Особняк на Зелёной”
В этом особняке якобы помогали людям, не желающим жить в коммунистической Польше, переправиться на Запад. На самом деле убивали и всё добро присваивали. Но ещё зачем-то убивали таксистов, которые привозили бедолаг в этот особняк. Жуть. Но доблестная польская милиция с помощью одного смелого таксиста разоблачает жестоких и коварных преступников. И почему-то всё время идёт дождь, очевидно для соответствующей атмосферы. В роли отважного таксиста снялся Станислав Микульский, будущий “Капитан Клосс”
Но иногда попадали на наши экраны действительно сильные вещи. Вот французский фильм “Кто вы, доктор Зорге”, открыл нам нашего замечательного разведчика.
Впрочем, не только нам. Выяснилось, что даже Хрущёв ничего о нём не знал и после просмотра велел присвоить звание героя. Большое впечатление произвели на меня два американских фильма снятых в жанре - “судебный детектив”, впоследствии наиболее любимого мной. Это “Свидетель обвинения” по пьесе Агаты Кристи, с Марлен Дитрих в главной роли и “12 разгневанных мужчин”
Замечательные фильмы. “Свидетель обвинения” снял Билли Уайлдер, сделавший впоследствии одну из самых моих любимых комедий - “В джазе только девушки”. А сравнительно недавно я помотрел его “Сансет бульвар” и окончательно утвердился в том, что Уайлдер гений.
Любили мы и итальянские фильмы, - такой сладкий запретный плод. На них, как правило, детей до 16-ти не допускали, но мы всевозможными хитростям умудрялись проникать. Картина “Рокко и его братья” привлекла нас исключительно сценами бокса и трагическим финалом.
Любовная часть, тогда нас как-то мало волновало. То, что Анни Жирардо величайшая актриса, я понял намного позже, когда посмотрел фильм Лелуша “Жить, чтобы жить” где она сыграла в паре с Ив Монтаном.
На фильм “Брак по-итальянски” мы, несколько одноклассников, пошли в сопровождении нашей классной руководительницы Ирины Евгеньевны. Как она была смущена после просмотра. Любимая наша “Ирина”, ей самой тогда было лет 25 - 26. А потом был фильм “Вчера, сегодня, завтра” опять с Мастрояни и Лорен. “Невеста Бубе”, c Клаудиа Кардинале.
Очень оригинально поступили наши цензоры-поборники нравственности с фильмом “Дамы и господа” итальянского режиссёра Пьетро Джерми. Всю нижнюю треть экрана занимала чёрная полоса, на которой появлялись титры. Сделано это было для того, чтобы прикрыть обнажёнку, ну как тут опять не вспомнить начальника пионерлагеря Дынина.
Совершенно уморительная криминальная комедия “Операция святой Януарий”, такое ограбление по-итальянски. Уморительная стория о неудавшемся ограблении одновременно была пародией на голливудские штампы. Как колоритно там противопоставлялись неаполитанские жулики приезжим, американским.
Комедия эта, просто была наполнена, насыщена национальным итальянским колоритом. А какой юмор, чем-то похожий на “одесский”
“Если бы ты был честным человеком — это был бы твой ребенок!”
“Мама готовит баклажаны и послала меня спросить, с чем ты будешь их есть?”
Ну вот я и добрался и до зарубежных комедий.
Кто-то сказал, - Мир уцелел, потому - что смеялся. Смеялись мы часто, поскольку  комедий было много. Английские, со своим своеобразным юмором. “Мистер Питкин в тылу врага” и “Приключения Питкина в больнице” - недотёпистый герой с практически русской фамилией вызывал в кинозалах приступы гомерического смеха.
Или “Бабетта идёт на войну”. Очаровательная француженка не только спасает своё отечество от фашистов, но и вводит в мировую моду причёску а-ля Бабетта.
Очень много было французских комедий. Луи де Фюнес и Бурвиль царили тогда на наших экранах. “Замороженный”, “Разиня”, “Человек-оркестр”, “Большая прогулка” и т.д и т.п.
Значительно реже попадали на наши экраны американские комедии, но зато какие. “Большие гонки” вновь с парочкой так повеселившей нас в “Джазе только девушки” Джеком Леммоном и Тони Кертисом. Там же Питер Фальк, будущий комиссар Коломбо. Захватывающая комедия “Как украсть миллион” с великолепным Питером О’Тулом и обаятельнейшей Одри Хепбёрн. И наконец - Четырежды Безумный мир Стэнли Крамера.
У нас в школе учился Женька Атаманов, на класс старше меня. Он серьёзно занимался фехтованием, был, кажется, кандидат в мастера и всё время куда-то ездил по стране, то на сборы, то на соревнования. И вот однажды, он приехал откуда-то и на перемене пересказал нам совершенно потрясающую комедию, которую он там посмотрел, а до нас она ещё не дошла. Но где-то через месяц, добралась она и до нас, и мы в первый же день дружно поскакали в Панорамку, поскольку фильм был широкоформатный. Очередь была огромной, но мы как-то проскочили. Перед фильмом по радио шёл текст, предваряющий фильм который читала Галина Мельникова, диктор нашего телевидения. Что-то сатирическое, о буржуазном обществе, и рефреном шло, - “Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир”
Потом начался фильм. Сказать что было смешно, значит ничего не сказать. Было безумно, безумно, безумно, безумно смешно. Крамер собрал на съёмочной площадке всех самых известных комиков, всех поколений. Даже легендарный Бастер Китон сыграл там в эпизоде. В одном интервью, Крамер назвал период работы над этим фильмом счастливейшим временем в своей профессиональной жизни.
Эльдар Рязанов снимая про приключения итальянцев в России, думаю, находился под очень сильным впечатлением от этого киношедевра.
Наконец, самая моя любимая комедия, - “В джазе только девушки”
С моим очень близким другом и одноклассником Юрой Бондарем, к горькому сожалению, погибшему в очень молодом возрасте, в 24 года, посмотрели этот фильм раз 15, знали наизусть и всё время цитировали. Юмор там высочайшей пробы, а финальный диалог вызывал у зрителей взрыв смеха мощностью в несколько килотонн.
— Послушай, я не могу выйти за тебя замуж!
— Почему?
— Эээ… ну, во-первых, я не блондинка!
— Это не страшно.
— Я много курю!
— Это не проблема.
— У меня не может быть детей!
— Ничего, усыновим.
— Я восемь лет прожила с саксофонистом!
— Я тебя прощаю.
— Господи, я МУЖЧИНА!
— У каждого свои недостатки.
И конечно музыка, джазовая музыка. Мы с Юркой очень любили джаз и ещё один фильм никогда не пропускали, если вдруг он шёл вновь (“Тридцатка” - кинотеатр повторного фильма), - это “Серенада Солнечной долины”
Смотрели его, конечно, в основном из-за оркестра Гленна Миллера.
Фильмы Федеративной Республики Германии, редко, но попадали на наш экран. Вот “Привидения в замке Шпессарт” мистика, комедия, сатира (чего мы тогда не очень поняли), да ещё музыкальная.
Как они там играли в футбол, головой вместо мяча. А продолжение, - “Прекрасные времена в Шпессарте” вышел у нас намного позже, я этот фильм посмотрел в Москве уже в 70-х годах. И очень смешной был фильм “Агент поневоле”
Чешский кинематограф выстрелил в 60-х тремя блестящими пародиями на голливудскую кинопродукцию. Вестерн – “Лимонадный Джо”, готический детектив, - “Призрак замка Моррисвиль” и шпионский фильм-бондиану, - “Конец агента”
В “Лимонадном Джо”, заглавный герой меткий стрелок и борец с несправедливостью наводит порядок в маленьком городке на “Диком Западе”. Секрет его меткости и обаяния прост – напиток кола-лока.
Чтобы метко в муху бить
Нужно кола-локу пить.
“Призрак замка Моррисвиль” с бесподобным Вольдемаром Матушкой в роли злодея и прекрасной песней “Алиллуя” в его же исполнении.
И наконец – “Конец агента” - пародия на фильмы о Джеймсе Бонде, фильмы которые мы увидели значительно позже. Запомнился девайс суперагента, будильник, который представлял собой сложное устройство, включающее в себя, - отмычку, кинжал, газовый баллончик, гранату, магнитофон, пистолет, счётчик гейзера и даже атомную бомбу. Фильм уже с самого начала вызывал смех. На фоне титров, “В одном неназванном западном городе" - на экране появлялась Эйфелева башня.
Но если говорить о пародиях, то самым большим успехом в этом жанре пользовалась датская комедия “Бей первым, Фредди”. В тогдашний КВН играла команда города Фрязино, славившаяся своими любительскими кинофильмами, и у них был уморительный фильм-пародия под названием “Пей первым, Федя“
Были нами любимы и спортивные фильмы. Наиболее яркие, - это английский “Такова спортивная жизнь”, после которого мы на время забыли про любимый футбол и стали играть в какое-то подобие рэгби. Бегали с мячом в рукух и усердно толкали друг - друга, правил толком не знал никто. А второй фильм, французский, про автогонщиков - “Большой приз” с Ив Монтаном и Тосиро Мифуне.
Ну и наконец, пришла пора, когда нас очень сильно заинтересовала любовная тема, отношения между мужчинами и женщинами. Пора первых влюблённостей, когда наши серьёзные одноклассницы вдруг неожиданно расцвели, когда аромат сирени и роз на Гоголя, вызывал в наших подростковых душах непонятное томление. И тут опять французские фильмы были, в какой-то степени, нашими учителями. Очень вовремя появился фильм Клода Лелуша “Мужчина и женщина”
А фильм “Гром небесный” с потрясающим Жаном Габеном, я смотрел с той самой девочкой в которую был влюблён, и весь фильм продержал её руку в своей. Замечательный фильм, смотрел его повторно, лет семь назад и не разочаровался. Габен, по прежнему великолепен, Мишель Мерсье очаровательна, а Робер Оссейн, её партнёр по Анжелике, очень убедительно сыграл мерзавца-сутенёра. Очень мудрый, и человечный фильм.
Ещё один фильм хочется вспомнить. Биографическая картина о художнике Модильяни, - “Монпарнас,19” Жерар Филипп в роли художника и Анук Эме, в роли его возлюбленной. Фильм о 3-х последних годах жизни великого художника. Правда, великим он стал только после смерти. Горькая судьба.
“Шербурские зонтики” я смотрел в Самарканде, гостя у сестры и был очарован музыкой Мишеля Леграна и красотой Катрин Денёв.
А фильм Лелуша “Жить, чтобы жить” настолько меня тогда потряс, что я посмотрел его три раза. Любовный треугольник в исполнении великих Ив Монтана, Анни Жирардо и изумительной Кэтнис Берген. Там была сцена, когда муж и жена которых играют Монтан и Жирардо, в поезде возвращаются в Париж, из Цюриха, и он признаётся что у него другая женщина, которую он любит. Во время признания, крупным планом лицо Жирардо, она ничего не говорит, но там такое страдание, что у меня бегали мурашки по телу во время каждого просмотра.
Именно тогда я понял, какой величайшей актрисой является Анни Жирардо. Много позже я посмотрел фильм “У каждого свой ад”, где у героини Жирардо похищают, а затем убивают маленькую дочку. Там игра актрисы просто запредельна. Вернее игрой это и не назовёшь. Она просто прожила эту историю.
Ну, вот и всё, что мне удалось вспомнить о том, нашем кино. Не сочтите меня старым брюзгой, но, мне кажется те фильмы, о которых я вспомнил, были добрее, человечнее, искренней современных картин, очень дорогих, несомненно, интересных, увлекательных, с потрясающими спецэффектами.
Из кино ушла душа. Впрочем, это только моё мнение.
Я очень люблю кино, и мне всегда хотелось заглянуть в этот мир не снаружи, а внутрь. Увидеть как создаётся это чудо. И несколько раз в жизни мне посчастливилось с этим столкнуться.
Но об этом в следующем очерке.


Рецензии