Георгий Бонза

    Хочу рассказать об одном  необыкновенном человеке. Искала сведения о нем в интернете и оказалось, что не только я его запомнила. Он был городской достопримечательностью Кишинева, владельцем частного дома-музея, что при социализме было практически нереально.
 
    Впервые я услыхала о нем в изостудии, которая была при Дворце Профсоюзов в 1979 году. Мне рассказали о чудаке, который живет на Телецентре, в частном доме и превратил его в музей, что он  художник-любитель и всех принимает посмотреть его работы. На следующий день мы с подругой отправились по указанному адресу.
 
    Впечатление было потрясающее! Забор был сделан из скульптурных фигурок детей, держащихся за руки. А дальше настоящий двор чудес! Во дворе было множество скульптур людей и животных. Там лежала скульптурная собака, очень натурально сделанная . У входа стояла фигура молдаванина с фонарем в руке, другая рука приложена ко лбу - скульптура смотрела на входящего, фонарь вечером освещал двор.  Часть скульптур была раскрашена, часть были белого или серого цвета. На крыше было сделано гнездо аистов и в нем сделанные с предельной реалистичностью пара этих птиц. По крыше полз трубочист.

 Тут были и полуфигуры и бюсты вождей - Ленин, Хрущев,Сталин,  а также Гагарин и некоторые скульптуры были с открытыми ртами, как бы хохотали.
 
    Почтовый ящик был сделан в виде гигантской лягушки. Дверной звонок был встроен в голову свиньи , в самый пятачок. Мы позвонили. Вышел хозяин Георгий Бонза. Это был пожилой мужчина, среднего роста, с черными с проседью, аккуратными усами. Одет он был в калошах на босу ногу и синем халате, как у уборщицы, из под которого видны были голые ноги . Он вежливо нас поприветствовал и пригласил в дом. В тесной прихожей всюду висели картины и стояли скульптуры . В комнате было тесно от множества произведений. Бонза был художником и скульптором самоучкой.
Несомненно это был очень талантливый и плодовитый мастер . Но становилось жутко и неприятно от сюжетов некоторых его картин. Тут были и пейзажи и портреты, с несомненным сходством. Были и карикатурные рисунки с подписями, довольно забавные.

    Одна из картин изображала автора в костюме при галстуке, а рядом была смерть в подвенечном наряде с фатой, обнимавшая художника.
    - Это моя невеста - объяснил художник,- скоро она за мной придет.
 
    В углу стоял настоящий гроб, а в нем скульптура автора, одетая в пиджак и прикрытая по пояс тюлем. Рядом лежали цветы из бумаги. Он сам себя похоронил. Мне тогда было 20 лет. Жуть и любопытство охватили меня. Но не все картины были страшными. Были  пейзажи и вполне нормальные портреты. Были изображены и Гагарин , и Брежнев, и портрет матери художника. Были даже иконы.

    Во второй комнате на столе стояла тарелка, в которую посетители клали деньги, кто сколько захочет.
 
    Позднее мне рассказали о нем, что Бонза полу цыган. Он говорил на русском и молдавском языках, был приветлив, рад гостям. Все показывал и охотно рассказывал о себе. Позднее мне один художник рассказал, что приходил он к Бонзе с другом. Принесли бутылку вина и закуску. Хозяин выпил с ними и дал им настоящий концерт. Он играл на чем-то, уже не помню точно и пел им песни и даже сплясал!
 
    Бонза жил один. Нам он рассказал, что раньше жил с матерью, которая умерла и показывал ее портрет. Жена по-слухам от него ушла. Детей не было. И как он живет в таком доме, среди своих, таких жутких произведений, подумала я тогда.
 
    Позже, на протяжении двух-трех лет я водила к нему знакомых на экскурсию. Он всегда был гостеприимным и вежливым. Говорил, что к нему приходят туристы из Румынии и других стран. Хочу заметить, что он производил впечатление вполне адекватного человека.
 
    Для меня он был ЧУДАКОМ. Но спустя годы, когда он уже умер, мне показали книгу о нем. Книгу написал, кажется врач психиатр и называлась она типа "Частный случай паранойи". Только тогда я узнала что Бонза был психически больным человеком, шизофреником, стоявшим на учете в психбольнице. 
 
    Кстати, я видела после рисунки шизофреников - они совершенно другие по энергетике. От полотен великого Сальвадора Дали  вполне веет безумием. Только об этом молчат. Разве можно считать здоровым и светлым его внутренний мир? Да и многих, раздутых искусствоведами мастеров живописи тоже?
 
    А еще мне рассказали, что когда он умер, то его дом стоял некоторое время заброшенным - наследников не нашлось. Потом, так как земля в том месте города дорогая, кто-то снес дом и на его месте вырос коттедж. Картины и скульптуры выкинули на мусорку и местные жители взяли кто что хотел себе на память.
 
    Я не берусь судить кем он был. Что-то притягивало к нему людей. Это был фанатик от искусства, несомненно талантливый, но несчастный и очень одинокий человек. Возможно творчество спасало его от полного безумия и агрессии. 
 
    В 80-е годы я встретила его картину на выставке в Крыму в Ливадийском дворце. Там были собраны выдающиеся  картины  художников - любителей со всего Советского Союза и он среди них.
 
    Его дом был городской достопримечательностью. Никому вреда он не приносил. Еще я слышала что он повесился. Возможно, если бы его судьба сложилась по-другому, и его творчество было бы другим и более светлым. В интернете нашла просьбу рассказать о нем кто что знает. Во всяком случае у меня осталось в душе сожаление, о загубленном по неизвестной мне причине таланте. А еще, мне жаль, что больше нет этого чуда, этого уникального музея в нашем городе. И обидно, что городские власти не сохранили для новых поколений этот памятник бескорыстного служения искусству.
 
    Думаю, что он не был ни параноиком ни шизофреником. Скорее можно говорить о некрофилии - интерес к смерти. Есть их небольшой процент, этих людей. В книге Эриха Фрома "Гитлер, как частный случай некрофилии" описано подробно  это явление. Таких людей имеется около 5 процентов. Они обычно работают патологоанатомами, работниками ритуальных услуг и т. п. В каждом селе найдется старуха, которая подрабатывает обмыванием и одеванием покойников . Такие люди тоже нужны и полезны. Кто-то должен
этим заниматься. Но тут сошлись в одном лице талант художника и некрофильные наклонности, увы. Кстати, он делал на заказ памятники для кладбища. Возможно, ему даже было удобно, чтобы его считали душевнобольным и оставили в покое. Ведь в те времена, свободного художника вполне могли обвинить в тунеядстве или "пришить" политику.

    Некрофилия не является болезнью. Просто у этих людей своя миссия в этом мире. Вот что несет миру такой художник своим творчеством? Может быть просто напоминание о том, что тела наши смертны ?
 
   


Рецензии
Интересный рассказ о необычном художнике и скульпторе. Интересное и фото к рассказу. Понравилось. Спасибо!

Мила Стояновская   21.11.2022 14:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.