Все мы вышли из Вия

               

Бедный Хома Брут пал жертвой злых сил. Самое интересное в гоголевском Вие – это недосказанности. Он, как артист, вертящийся на подмостках эстрады и желающий, чтобы выступление было эффектным. Но он ни в коем случае не хочет, чтобы мы догадались, как он делает свои фокусы. А в Вие всё фокусы – и Хома Брут, и панночка-ведьма. И позиция самого Гоголя – словно туман и сумрак, в котором заблудились бедолашные бурсаки. Но нам-то – читателям, зрителям экранизаций, - интересно узнать, из каких кирпичиков Гоголь строил своего Вия, какой у него был строительный материал. Быть может, то, что мы видим – это только вершина айсберга, а самое главное скрывается где-то в мрачных глубинах гоголевского кредо. В самом деле, зачем мы читаем Вия – для того ли, чтобы только пощикотать нервы, или мы хотим, чтобы Гоголь был для нас ещё и учителем жизни? А ведь Гоголь – несомненно пророк, и неспроста написал своего Вия. И мне кажется, он пророк, больший Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель влиял только на своё поколение. Для прочих он доступен через молитвенное общение, но это удел единиц. Гоголь же завещал свой художественный синтез векам. И мы учимся в школе Гоголя. Богословие и философию мы уже проходили и, вместе с Достоевским, жаждем «нового слова».
   Гоголевский Вий ставит нас лицом к лицу перед страшной реальностью зла. И независимо от того, как мы веруем – что зло есть самостоятельная субстанция, или оно рождается в человеческой воле и есть лишь её отклонение от добра, страшная реальность зла предстаёт перед нами не просто в абстрактном афоризме Иоанна Богослова «мир во зле лежит», а в реальном чувстве. Думаю, что позабавить публику, сделать, - как он сам выражался, - доброе дело и заработать денег – это всё-таки не было главной целью Гоголя. Творческое безумие диктует ему вполне пророческое произведение, в котором отражается и реальная жизнь, и сам Гоголь. «Поэты определяют действительность, - говорил Достоевский, - без них она прошла бы неразобранной». Реальная жизнь – это то, что исторически на Руси противопоставлялось мёртвым богословским формулам. Давайте рассмотрим основные догматы Вия, чтобы увидеть, что одни из них порождены  гениальной интуицией Гоголя, другие – его гениальной ограниченностью. Итак, первый догмат – все женщины ведьмы. «От них  всё зло произошло», - так писал Пушкин, но пройти мимо красоты не мог. Уж не считал ли Гоголь вместе с Артуром Конан-Дойлом, что женщины – несравненно низшие существа, чем мужчины? Мне кажется, что Гоголь навсегда застрял на уровне юношеских воззрений Иоанна Златоуста и вместе с ним считал, что с женщинами ни в коем случае связываться не стоит. Интересную притчу рассказывает об том Василий Ключевский. Один набожный вельможа воспитывал своего сына в строгом аскетизме, так что он даже не видел женщин. Однажды ему всё-таки попались на глаза молодые девушки, и отец предостерёг его: «Берегись их, сынок! Это – черти!» На что юноша ответил, что черти нравятся ему несравненно больше ангелов. Златоуст эволюционировал и его взгляды изменились, а Гоголь, мне кажется, судит о женщинах, как слепой рассуждает о цветах.
   Нечисть у апостола «верует и трепещет», а у Гоголя она распоряжается в храме, как у себя дома. Не есть ли это отзвук мысли Анатолия Некрасова о том, что церковь местами стала темнее самого мира? С другой стороны – откровения православных духовников, наших современников о том, что нечисть на самом деле совершенно не боится крестного знамения… Хома идёт против полчища сил тьмы, вооружённый Псалтирью. Он читает псалмы Давида – самое совершенное, по словам Киприана Керна, творение воцерковлённой поэзии, которое тем не мене трудно назвать христианским. Тогда и «Одиссея» Гомера – христианское творение, к слову сказать, Достовеский так прямо и говорил. И тем более удивительно, что христианская эпоха не дала миру ничего, что могло бы соперничать с Псалтирью царя Давида. Будь Гоголь нашим современником, его наверняка забросали бы письмами читатели, с требованием изменить участь Хомы, оставить его в живых, даровать ему победу, как забрасывали Януша Леона Вишневского после выхода в свет «Одиночества в сети». Но Гоголь сейчас, как говорил профессор Воланд, в местах столь отдалённых, что извлечь его оттуда не представляется никакой возможности.
    Мне неизвестно, предпринимались ли попытки церкви запретить Вия, как пытались запретить «Конька-Горбунка» Ершова. Ведь то, что сделали участники группы «Пусси Риот» в храме – ничто по сравнению с Вием. Да, но мне возразят, что Пусси Риот сделали это в реальности, а Вий – это всего лишь сказка. Я отвечу, что это сказка, на которой воспитываются поколения школьников, а Пусси Риот повлияли только на своё окружение в небольшой пространственно-временной области. Весь пафос Вия, весь его дух, независимо от отдельных эпизодов и отдельных мыслей – это бессилие официальной церкви против сил зла. Несчастный Хома Брут напрасно грыз гранит богословия, и нашёл свою смерть под каблуком у панночки в буквальном смысле – ведь она на нём ездила в позе всадника. Может быть, прав Василий Розанов, что никакого смысла в Гоголе быть не может, что это просто развлекательное чтиво, написанное с целью сделать доброе дело и заработать денег? Кто ещё, спрошу я вас, так издевался над бедным православием, как Гоголь в своей творческой лаборатории Вия? Для меня лично позитив Вия только в том, что каждый раз, когда я его перечитывал, чувствовал то, что называют – Божий страх, до тех пор, пока моя душа не огрубела в житейском вихре. Но это свойственно всем творениям, в которых художественно воспроизводится реальность мирового зла, и в особенности тем, которые не заботятся подсказывать людям какие-то пути реального исхода. Я имею ввиду то, что называют в православии спасением, хотя это слово безнадёжно опошлено и почти потеряло всякий смысл. Уж лучше говорить об освобождении, как Будда, хотя и это неточно. Что ещё хотел бы сказать напоследок... здОрово же отделал Хома старуху, ведь как-никак она от полученных травм скончалась. Некоторые антропологические типы, вроде старухи-процентщицы из Преступления и наказания, так сами и напрашиваюся. Но нехорошо обижать старших. Это ещё одна мораль в многогранном алмазе гоголевского Вия.

                3 марта 2014.

Всех пишущих людей поздравляю со ВСЕМИРНЫМ ДНЁМ ПИСАТЕЛЯ!)


Рецензии
Интересна Ваша точка зрения. Действительно, отношения Гоголя к женщине весьма странные. Раньше я думал, что он голубой, но потом, читая его переписку с мамой понял, что он боялся ослушаться её. Не она ли стала помехой Николаю Васильевичу на пути к женитьбе? Как и все юноши, молодой Гоголь был влюблён. В зрелом возрасте его высказывания в адрес женщин приятными не назовёшь.
Великий писатель не только в женщине видел ведьму. Его образ достаточно плотно оброс загадками, связанными с нечистой силой. Не на этой ли почве не дошла до читателя вторая часть "Мёртвых душ"?

Владимир Михайлов 2   12.03.2016 12:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.