Кто и как переделывает мир

КТО И КАК ПЕРЕДЕЛЫВАЕТ МИР



Английская разведка  действовала на территории России еще со времен Ивана Грозного. И всегда в сферу внимания  спецслужб и той, и другой страны, после экономических интересов, входил геополитический передел мира.




Английский шпион «боярин Бурла»

 
Из материалов, опубликованных С Лекаревым и В. Кодачиговым :
«Еще 550 лет назад английская разведка внедряла в России свою агентуру. В XVI веке исторические предшественники британской «Сикрет интеллиндженс сервис» (МИ-6) развернули в России, как выразились бы сотрудники современных спецслужб, активную разведывательно-подрывную деятельность под дипломатическим прикрытием. Очевидно, что конечной целью этой деятельности было выявление слабых мест и захват чужих территорий.
Английская королева Елизавета внимательно прислушивалась к рекомендациям «шефа» разведки Ее Величества лорда Берли, у которого она находилась практически «под колпаком». Именно по его рекомендации Елизавета в соответствии с тогдашней модой стала пользоваться услугами астролога Джона Ди, гороскопы которого проходили через руки Берли, вносившего в астрологические рекомендации нужные ему корректировки. Таким образом, небесные светила вращались по велению ловкого придворного.
Такого же агента влияния Берли решил приобрести и при дворе русского царя Ивана Грозного, избрав на эту роль афериста Бромли, успевшего побывать в тюрьме за мошенничество. Внедриться в окружение правителя Московии ему удалось, но зоркое «государево око» – Посольский приказ, частично выполнявший контрразведывательные функции, – посчитало, что таланты англичанина нужно направить на изготовление ядов.
Неудача ничуть не охладила пыл лорда Берли. Он и не думал отказываться от попыток контроля над русским двором. Историкам известно датированное 1568 годом письмо, направленное лордом в Москву послу Рендольфу, в котором он указывал требовать от русских властей увеличения привилегий для английских купцов – они хотели получить право на самостоятельную торговлю с Персией, а также уклоняться от переговоров о заключении каких-либо союзов между двумя странами на условиях взаимных обязательств. Мало того что англичане пытались выторговать для себя более выгодные позиции, они использовали их в разведывательных целях – британские купцы, постоянно совершавшие поездки по маршруту Архангельск – Москва – Персия, вели сбор информации обо всех событиях в России. На английскую разведку работали резидентуры и в соседних странах – Польше, Швеции и Турции.
Однако и в Москве не дремали. Иван Грозный в послании королеве Елизавете от 24 октября 1570 года без дипломатических эвфемизмов указал, что английским государством руководит не она, а ее окружение. Так русский царь пытался ударить по позициям своего противника, лорда Берли, и навлечь на сановника монаршую немилость. Примечательно, что в Посольском приказе были известны и ухищрения, применяемые для конспирации. В целях зашифровки объектов наблюдения в служебной переписке использовались псевдонимы. Например, лорд Берли проходил в документах русской контрразведки под именем боярина Бурлы».

Судьба русского разведчика при Иване Грозном


Трагически сложилась судьба главы Посольского приказа при дворе Ивана Грозного– первого дипломата-разведчика Ивана Висковатого.
Он был дьяком царя (с 1549-го, по другим данным - с 1553-го года), потом думным дьяком и управлял посольским приказом (1556) вместе с Алексеем Адашевым. В 1561 году Висковатый был назначен печатником, соединив таким образом хранение государственной печати с дипломатическим ведомством - обычай, удержавшийся и в XVII веке. По должности печатника Висковатый был членом боярской думы. Царь пользовался им как искусным дипломатом в важнейших делах как внутренней, так и внешней политики. Так, по вопросу о престолонаследии и по делу о присяге Димитрию Висковатов является доверенным лицом государя: во время опасной болезни Грозного в 1553 году Висковатый первый подал царю мысль о назначении наследника, а в поднявшейся дворцовой смуте одним из первых поддерживал кандидатуру малолетнего Дмитрия.
В 1553 году на церковном соборе, собранном по поводу ереси Матвея Башкина, Висковатый выступает против западных нововведений в иконописи (так называемое дело дьяка Ивана Висковатого о новонаписанных после московского пожара 1547 года иконах), в частности, против изображения Бога Отца, Софии и иных символических и аллегорических изображений. В результате дьяк был обвинён собором в возмущении народа и на три года отстранён от причастия, должен был каяться в своих «хульных помышлениях» и никогда более не рассуждать об иконном писании.
В 1554 году он был назначен членом следственной комиссии боярской думы по делу об измене князя Семёна Ростовского. В начале Ливонской войны он вместе с Адашевым ведёт переговоры с ливонскими послами; по тем же ливонским делам Висковатов был в посольстве в Дании (1563-64 годы), сносился с Крымом.
 На земском соборе 1566 года советовал заключить с Польшей перемирие и не требовать спорных ливонских городов, а лишь поставить в качестве условий для Польши вывод из этих городов её войск и нейтралитет Польши в русско-ливонской войне. Им была составлена опись посольского архива.
В 1570 году, после новгородского погрома, производились розыски, и в числе других взят под стражу и Висковатов. На площади в Китай-городе в присутствии самого царя Висковатову первому прочли обвинительные пункты, гласившие, будто бы он сносился с Сигизмундом, хотел предать ему Новгород, писал султану, чтобы он взял Казань и Астрахань, и звал крымского хана опустошать Россию. Висковатов начал речь к народу, в которой назвал эти обвинения наглыми клеветами, но ему не дали говорить, схватили и казнили. Жена его сослана была в монастырь, где и скончалась.


Английская разведка в России в Смутное время


Когда в начале XVII века в России наступило Смутное время, деятельность англичан приобрела особый размах. Посол Джон Флетчер писал в Лондон: « В России все должно окончиться не иначе, как всеобщим бунтом». В 1611 году Смоленск и Москва были заняты поляками, Новгород сдан шведам, с юга наступали крымские татары. Именно тогда английскому королю Якову был представлен долгосрочный план захвата русского Севера и даже Поволжья. Но на мощь своего оружия Англия не рассчитывала: захват власти было решено осуществить путем тайных операций. Агентура из числа британских купцов получила задание оказывать воздействие – подкупом и уговорами – на определенные группы влиятельных россиян, которые могли способствовать установлению английского протектората. Ставка была сделана на российских бояр и купцов, заинтересованных в получении личных выгод в ущерб национальным интересам. Но этим планам сбыться было не суждено.
В октябре 1612 года была освобождена Москва. В феврале 1613 года Земский собор посадил на трон нового царя – 16-летнего Михаила Романова. В 1617 году был заключен мир со Швецией, а в 1618 году – перемирие с Польшей.
Английские разведчики под руководством теперь уже сына лорда Берли, Роберта Сесиля, не желая терять свои позиции в России, решили внедрить свой источник в окружение нового русского царя. На этот раз на роль агента влияния был выбран лекарь Артур Ди, сын астролога-агента Джона Ди. Наследник шпионских традиций был представлен царю Михаилу Федоровичу в 1621 году и смог получить должность его личного врача.  При этом он не только получил доступ к тайнам русского двора, но и сумел наладить через русских купцов надежную курьерскую связь с Лондоном, которая действовала с завидным постоянством и позволяла английскому правительству получать информацию из первых рук.
Но в конце концов Ди лишился доверия и был отослан обратно в Англию. В Лондоне усилия Артура Ди были оценены, и он при прямом содействии куратора английской разведки Роберта Сесиля получил должность лекаря короля Карла I.
Позже, в XVIII веке, английская разведка сумела получить доступ и к российской императрице Екатерине. Британский посол Вильямс внедрил в ее окружение своего секретаря Станислава Понятовского – будущего польского короля. Кроме того, для оказания воздействия на императорский двор Вильямс использовал крупные займы, предоставляемые из английской казны. В 1766 году Россия пошла на заключение с Англией торгового договора. Согласие русского правительства было получено за счет уступок Англии в польском вопросе. В этот период Англию с Россией связывал их общий противник – Франция…

Большая игра


«Большая игра» - этот термин означал геополитическое соперничество между Британской и Российской империями за господство в Центральной Азии  в 1813-1907 годах. Авторство термина приписывают Артуру Конноли - офицеру британской секретной службы. Он был казнен в Бухаре 17 июня 1842 года.
Российская империя мотивировала своё расширение на юг стремлением прекратить набеги местных народов на её владения, получить доступ к среднеазиатским товарам, в особенности к хлопку.  Однако  русские дипломаты трактовали  эти намерения иначе: « Не честолюбивые замыслы и никакие другие своекорыстные расчёты руководят Россией в её поступательном движении в Среднюю Азию, но исключительно только желание умиротворить тот край, дать толчок её производительным силам и открыть кратчайший путь для сбыта произведений Туркестана в европейскую часть России».
Но Британию не могли обмануть эти дипломатические изыски. Она, сама крупнейший колонизатор, опасалась возможной потери Индии и усиления Российской империи на мировой арене в связи с вероятным её выходом к Индийскому океану через Персию и Афганистан путём захвата новых территорий - многовековая территориально-политическая экспансия России была тому реальным подтверждением.
Начиная с катастрофического похода Бековича-Черкасского (1717 год), Российской империей в Среднюю Азию снаряжались экспедиции и направлялись дипломаты для установления дипломатических связей с тамошними ханствами. В 1819 году в Хиву для переговоров Петербург отправил Николая Муравьёва, едва там не погибшего, о чём он написал отчет «Путешествие в Туркмению и Хиву»  в 1822 году.
С расширением военно-политического присутствия Российской империи в Средней Азии и на Кавказе в начале XIX века («бросок на юг»), российские интересы в регионе столкнулись с британскими. Британия в первую очередь была нацелена на удержание и расширение территории Британской Индии. Англичане появились в Индии в начале XVII века, когда была основана Ост-Индская компания, переродившаяся в середине XVIII века из торгового предприятия в инструмент английской завоевательной политики. К концу века вся Индия фактически превратилась в английскую колонию.
В 1801 году император Павел Первый поддержал идею Наполеона Бонапарта о совместном походе русско-французской армии против англичан в Индию. В январе 1801 в Среднюю Азию направились 20 тыс. казаков, но после убийства императора Павла и воцарения Александра они получили приказ о возвращении обратно.
А начиная с 1813 года, после победы России над Наполеоном, британская дипломатия вновь  с беспокойством наблюдала за военными успехами русских войск против Персии, завершившимися подписанием Гюлистанского и Туркманчайского договоров.  К России была присоединена территория современных Армении и Азербайджана.
Британские военные всеми силами ставили преграды на пути этих российских завоеваний. Они занимались обучением и перевооружением персидской армии, снабжали оружием черкесских повстанцев. В это же время в Тегеране был растерзан разъярённой толпой русский посол Александр Сергеевич Грибоедов.
В декабре 1838 года британское правительство решило перейти к активным действиям. Около 30 тысяч солдат вторглись в пределы Афганистана и посадили на кабульский престол ставленника британской короны — шаха Шуджа. Британская оккупация продлилась три года. В ноябре 1841 шах Шуджа был свергнут, теперь уже британский агент Александр Бёрнс зверски растерзан толпой, а другие англичане изгнаны из страны. Так закончилась Первая англо-афганская война.

Продолжение большой игры русской и английской разведок

Новый всплеск англо-русского соперничества был связан с русским завоеванием Средней Азии (1854-1880). Премьер-министр Великобритании Бенджамин Дизраэли писал в письме к королеве Виктории: «Нашими войсками московиты должны быть выдавлены из Средней Азии и сброшены в Каспийское море». В подтверждение серьёзности своих намерений Дизраэли убедил королеву принять титул «императрицы Индии», причём в пределы Индийской империи включался и Афганистан.
Ввиду враждебной по отношению к России позиции, занятой Великобританией перед Берлинским конгрессом, Александр II летом 1878  года повелел сосредоточить расквартированные в Туркестане войска численностью 20 тысяч человек для движения в Афганистан на Балх, Бамиан и Кабул. К эмиру Афганистана Шир-Али в Кабул для заключения союза отправилась миссия, которую возглавлял генерал Николай Столетов. Рассматривались планы вторжения в Кашмир и Читрал. Однако затем в связи с достигнутым на Берлинском конгрессе соглашением поход был отменен.
В связи с пророссийскими симпатиями афганского эмира Дизраэли дал распоряжение о начале Второй англо-афганской войны. Вянваре 1879 года 39 тысяч англичан вошли в Кандагар. Эмир пошёл на уступки и подписал с британцами неравный Гандамакский договор. Тем не менее, партизанская война продолжалась, и вскоре англичане оказались осаждены в Кабуле почти 100-тысячными силами повстанцев. Военные неудачи получили резонанс в Лондоне, вследствие чего Дизраэли проиграл парламентские выборы 1880 года. Его преемник Гладстон вывел английские войска из Афганистана, подписав договор с эмиром, согласно которому тот обязывался координировать свою внешнюю политику с Лондоном.

Афганский кризис. Еще в 1885 году


Обострение англо-русских отношений, едва не вылившееся в вооружённый конфликт, пришлось на 1885 год и вошло в историю как Афганский кризис. Русская армия под предводительством генерала Комарова овладела Мервским оазисом и двинулась в сторону Пенджде. Британское правительство потребовало у эмира дать отпор русскому продвижению на юг. После боя на Кушке 18 марта 1885 года начались переговоры, в результате которых была частично определена граница между Российской империей и Афганистаном.
В 1890-1894 годах происходило соперничество российской и британской империй за контроль над Памиром. В 1891 году английские военные вторглись в окрестности Гилгита и покорили самый север современного Пакистана. После встречных экспедиций российских войск под командованием М. Ионова  было заключено российско-британское соглашение, по которому часть Памира отошла к Афганистану, часть — к России, а часть — к Бухарскому эмирату, подконтрольному России.
В течение последующих двух десятилетий Большая игра заключалась главным образом в разведывательно-шпионской деятельности (ключевая фигура — генерал-майор Макгрегор). Русская дипломатия предприняла несколько попыток наладить прямые отношения с Кабулом. Продолжалась борьба за влияние в Иране, где шах назначил казачьего полковника Владимира Ляхова военным губернатором Тегерана с диктаторскими полномочиями.

Большая игра в 20 веке


В XX веке новой ареной геополитического соперничества стали Тибет и Кашгария, где российский консул Н. Ф. Петровский противостоял британскому консулу Дж. Макартни. Узнав об экспедициях Пржевальского и Козлова и опасаясь пророссийского влияния со стороны министра финансов двора Далай-ламы Агвана Доржиева, британское правительство в 1904 году санкционировало  вторжение в пределы Тибета и взятие Лхасы. Далай-лама бежал в Монголию, где обсуждал с Козловым планы эмиграции в Бурятию. Далай-лама получил отказ из Петербурга после поражения России от союзника Великобритании, Японии, в Русско-японской войне, которое заставило Россию значительно свернуть активность в регионе.
На данном этапе противостояние закончилось подписанием Англо-русской конвенции 1907 года, завершившей формирование Антанты. Подготовивший документ министр Извольский пошёл на ряд существенных уступок, которые вызвали резкое недовольство среди части царского командования. Россия признавала Афганистан британской сферой влияния. В отношении Тибета обе империи договорились поддерживать его независимость и нейтральность, вступая в отношения с Далай-ламой исключительно при посредничестве китайского правительства. Персия была разделена на три сферы влияния: северную - российскую, южную - британскую и промежуточную - нейтральную.
Некоторые историки считают уместным говорить о продолжении «Большой игры» в англо-советских отношениях (например, в связи с британским вторжением в Афганистан в 1919 году). Тем не менее, после 1907 года борьба за влияние в Средней Азии перестала быть заботой исключительно британской и российской дипломатий. Обеим сторонам приходилось считаться с  германскими планами по строительству Багдадской железной дороги и её ответвления на Тегеран. На востоке Азии серьёзным игроком стала Япония, против которой в конечном счёте была направлена разведывательная экспедиция Маннергейма.
Меняются исторические условия, но в принципах противостояния спецслужб ничего не меняется.


Рецензии
интересно было читать, спасибо...

Юсуф Айбазов   13.07.2014 16:28     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашли. Удачи.

Татьяна Щербакова   13.07.2014 17:01   Заявить о нарушении