Дети в чёрном - ft. Александр Ляхов

(Авторы: Антон Кольцов и Александр Ляхов (http://vk.com/id6307593))      

Итак, вы впервые решили окунуться в такой манящий и притягательный, чарующе интимный и откровенно сексуальный, жёсткий и агрессивный – одним словом, противоречивый – мир рок-музыки. Пришли вы туда не от хорошей жизни – диктат социума, заставляющего верить в какие-то отжившие идеалы, нежелание быть как все и жить по строго выверенному ранжиру, откровенное стремление повернуть этот мир вспять. Отсюда понятная надежда перейти в новый мир, где не будет вечных косых взглядов на твой прикид, откровенных крестных знамений, а то и советов подлечиться у хорошего психиатра или «перестать маяться фигнёй и идти в армию». Одним словом, рай земной для всех изгоев. Вот только выходит всё наоборот и порой рамки такой свободной по духу рок-культуры становятся потяжелее самых тяжёлых и громоздких общественных оков…

Как известно, любая социальная группа стремится жить не только по установкам социума, но и по своим, внутренним правилам и обычаям, законам и канонам. И музыкальные субкультуры не исключение. Сразу хочется подчеркнуть - речь в этой статье пойдёт отнюдь не о "поколении Хэ", старательно разрушающем образ неформала в обывательской среде (о них подробнее здесь: http://proza.ru/2009/07/23/622). На сей раз мы поговорим, скорее, о самих обывателях, изо всех сил - и на беду и на потеху - пытавшихся стать неформалами... Но обо всём по порядку. 

Итак, какие же стереотипы существуют в современной рок-среде и нужно ли с ними бороться? Вопрос не праздный, ведь, приходя в сообщество тех же волосатиков, сталкиваешься с очень чёткими и прямолинейными указаниями на то, как должен вести себя юный пионер движения… И очень часто несоответствие поведения пришлого человека установленным правилам может достаточно жёстко караться, вплоть до изгнания парии из субкультуры.

         Думаете, все наши слова и утверждения высосаны из пальца? Отнюдь. Один из авторов, проведя в культуре без малого 10 лет, должен заявить, что та же культура металлистов, как ни странно, достаточно закрыта и попасть туда вот так с наскока очень сложно. Так, например, в последнее время пионер ОБЯЗАТЕЛЬНО должен слушать некие священные для культуры группы – вроде Children of Bodom и Dimmu Borgir – и почитать их творчество, даже если ты считаешь того же мистера Лайхо откровенным выскочкой. Что характерно, эти правила устанавливают те же вчерашние зелёные юнцы, таким образом самоутверждаясь среди себе подобных.

Более того, такие правила должен знать КАЖДЫЙ пришедший в культуру, даже если он открыл для себя мир тяжёлой музыки только вчера. Священный канон из нескольких ключевых групп определённого стиля почти не меняется – ребята как будто бы не замечают, что их любимая музыка развивается, а их любимые группы за редким исключением ушли далеко вперёд и уже не повторяют свои прошлые достижения. Именно поэтому, приходя в культуру, замечаешь, что и одеты-то ребята однотипно и очень мало кто из любителей метала заявляется на «сходку» в простой футболке или костюме с галстуком. Отсюда и разговоры о опопсении какого-либо коллектива, если он ХОТЬ НА ЙОТУ отошёл от канонов стиля или же своих прежних идеалов.

Другим распространённым стереотипом является отношение к определённым членам как противоположных, так и родственных субкультур как к носителям только им свойственных уникальных черт и, следовательно, являющихся либо врагами, либо друзьями. Скажете, что это характерно для подростков, не знающих азов родимой культуры и поэтому готовых облить грязью любого? Что это уже давно изжило себя? Тогда скажите, пожалуйста, почему до сих пор кое-где панки ругают готов, а готы ненавидят парней с ирокезами? Почему кое-где на форумах мы видим яростные холивары о примате каких-либо субкультур ? Почему несчастные юные девочки с готичным прикидом встречают такой шквал агрессии?  Если вы, господа, - старожилы, так умудрены опытом, так просветите тех же херок, чтобы они с интересом слушали любимую готику во всей красе, а не блевали в пепельницы. Просветите панков и готов об их родственности – ведь не везде в провинции есть соответствующие источники. Наконец, повзрослейте сами и не смотрите свысока на  пионеров движения.

Кстати о т. н. «херках». Именно они стали притчей во языцех нашей многострадальной рок-культуры как пример несчастной юности, не могущей найти умных и добрых наставников и ушедшей во все тяжкие . Именно они стали примером того, как дилетантское отношение и обывательские лекала способны бросить тень, а кое-где и  погубить целую субкультуру. Давайте же смахнём ностальгическую слезу и посмотрим на историю их появления.

Шёл, кажется, 2003-й год. Неформальная часть страны, значительно подуставшая от гранжа, попсы и рейва, правивших бал в 90-е, ждала чего-то революционно нового, того, что могло бы перевернуть сознание и наполнить жизнь неким новым смыслом. Звучавшая отовсюду американская альтернатива, ставшая очень популярной благодаря набиравшему тогда обороты радио Ultra, душу особо не грела - да, были пронзительные треки и у Linkin Park, и у Limp Bizkit, но той, нужной глубины они не имели. О том, что ни широкополосного интернета, ни тем паче "контакта", ни даже хорошего мобильника ни у кого ещё не было, можно даже и не упоминать. И вот, в один прекрасный день, теле- и радио-динамики неожиданно содрогнулись от чего-то совершенно незнакомого - это был жгучий и одновременно освежающий микс из оперного метала, романтичных мачо и электронных виолончелей... Внезапно наступила недолгая, но очень яркая эра финского популярного рока, воспитавшая целое поколение юных меломанов. 

Интерес к теме заметно подогревали метал-виолончелисты Apocalyptica и американцы Evanescence, делавшие упор на удачное сочетание доступности и мрачной тяжести. Тогда же выходит один из ранних выпусков русского издания журнала Bravo с новационной статьёй "Готы - дети в чёрном", затем - несколько материалов в других подростковых печатных медиа, и всё это вместе порождает небывалый интерес к "мрачной и невыразимо прекрасной" субкультуре под названием "Готика". 

Простому человеку, не знакомому с тяжёлой музыкой, даже в нашей стране тогда бояться было нечего - подростковые самоубийства с субкультурами связывать ещё не догадались, до "дела о мясе с картошкой" (см. "Век сомнительных идей" в DC N75 и здесь: http://www.proza.ru/2013/09/26/1137) было далеко, да и эмо ещё не прибрали к своим сопливым (без обид) рукам отечественную молодёжь. Потому среда для развития новой субкультуры в русских краях была более чем благодатной. И схватились наши дети за эту возможность как следует. 

Не имея доступа к информации о самых основах готической культуры, о её основных представителях и обычаях, подростки стали хватать крупинки знаний абсолютно отовсюду, откуда могли. И, как это всегда бывает (особенно у нас), через очень короткий промежуток времени в данной среде сложились готовые, крепкие стереотипы. HIM, The Rasmus и Nightwish были смело провозглашены "готическими богами"; особенно "продвинутые" знали ещё и Lacrimosa. Oбязательным атрибутом внешнего вида стала выцветшая торба с этими самыми группами либо же с волками, ангелами или ведьмами (в большинстве своём весьма дурно нарисованными), лицо щедро украшалось чёрным макияжем, на пальцы надевались "таинственные" перстни, а на шею вешался либо вездесущий Анкх, либо же хартаграмма - символ всё тех же незабвенных HIM(одно время называвшихся HER; именно от этого нового имени и пошло слово "херка", моментально въевшееся в рок-обиход и ставшее идеальным наименованием наших сегодняшних героев). Можно бы, конечно, махнуть рукой - мол, любой неопытный любитель тяжеляка в раннем возрасте так выглядел... Однако, представители рассматриваемого течения имели какое-то особенное юное очарование, которое, правда, не перевесило огромной дозы насмешек, обрушившейся на них со стороны "истинных готов". 

А те отвечали размашисто: от постоянных оскорблений на улицах и в клубах до недоумённых статей во вполне компетентных андеграундных изданиях вроде Gothland, почившего, увы, в бозе в самом конце нулевых. "Херки", как отмечалось там, растлевают и замусоривают прекрасную готическую культуру, смешивают её с грязью, с попсой и мейнстримом. (Там же, кстати, родился ещё один пренебрежительный термин - baby goth, а "херки" назывались аж "позорным отростком готической субкультуры"). По большому счёту так оно и было - каждый второй ходил по улицам в чёрном, гулял на кладбищах или рисовал хартаграмму с анкхом на любом удобном заборе, а фраза из рецензии на альбом Evanescence 'Fallen' из тогдашнего выпуска нашего журнала - "Ждите, скоро полмира будет готику в Макдональдсах слушать!" - сбылась, похоже, в полной мере. Что там "истинные" издания - в том же самом Bravo ваш покорный своими глазами видел вполне неплохой материал о различении "настоящей" готики, киберготики и "псевдоготики"...

Всё это, конечно, относительно. С одной стороны, такие споры имеют вполне объяснимые обоснования - никому не хочется, чтобы его увлечения понимали превратно и переделывали на свой лад. Но с другой, сам по себе финский лав-метал и готик-рок породил кучу эстетов, романтиков и поэтов - как среди фанатов, так и тех, кто сам решил продолжить эту стезю. Повторимся - о "поколении Хэ" речь не идёт, так что все недопонимания тут можно свести к извечным тёркам "тру - не тру" и тому подобной песочнице, характерной для любого тяжелого направления. Те, кто просто был собой, внимания на это не обращали. Так что жертвами стереотипов были даже не столько сами "херки", сколько те, кто делил неформалов на них и на всех остальных.

Отчего же подобные стереотипы возникают? Ответ прост – обывательский взгляд на мир и желание каким-либо образом подогнать всех и вся под одну гребёнку. Каждый, как бы он это яростно ни отрицал, хочет быть похожим хоть на кого-то, прибиться к хоть чему-то, дабы успешно социализоваться в нашем обществе. Другое дело, КАК это всё делается: одни приходят в культуру, а другие, вчерашние зелёные юнцы, стараются дать им основные каноны и знания да ещё и самоутвердиться за их счёт в случае мало-мальской ошибки. Именно отсюда растут корни и многих холиваров, и бесконечных споров  о сущности субкультур, и пьяных посиделок на лавочке. Именно поэтому и возникает гордыня и нежелание дать юным душам хотя бы основы той культуры, к коей они тянутся изо всех сил. И поэтому, когда в культуру приходит юный человек, не стоит ни отталкивать его, ни давать обветшалые «каноны», ни поить его дешёвым пивом, ни изгонять из культуры. Давайте лучше будем учиться друг у друга и вместе вкладывать каждый кирпичик в основание нашей любимой культуры.

© Антон Кольцов и Александр Ляхов


Рецензии