Долгая дорога домой

В шестидесятые годы прошлого столетия на экранах советских кинотеатров, а значит и на судах советского торгового флота, крутили фильм Рижской киностудии "Тобаго меняет курс". Конечно, сюжет фильма соответствовал идеологическим установкам коммунистической партии: проклятые капиталисты - владельцы парохода, имеющие наглость бороться за свою собственность, любовь, отважный коммунист-подпольщик. Сказать, что фильм смотрели с "открытым ртом", значит наврать: равнодушно смотрели, только подсмеивались над образами моряков. Таких не было, ненастоящие были моряки. Но никто тогда не задумывался, что события в основу фильма были положены реальные.
Перед Великой отечественной войной балтийские страны имели довольно современный и многочисленный торговый флот, на этих судах работали квалифицированные моряки, которые получили воспитание в демократических странах. По крайней мере, они понятия не имели о визировании, правилах увольнения в загранпортах и стахановских методах работы, не говоря уже о сероглазых ребятах из соответствующих органов.
В 1939 году началась большая война. Европа вздрогнула: Польша, Дания, Норвегия, Франция, Бельгия, Голландия, Греция - немецкие войска победно вступали в их столицы. Советские войска понесли идеи социализма в страны бывшей Российской империи: "нам чужой земли не надо, но свою не отдадим!" Вернули практически все, что потеряли после Октябрьской революции. Начали с Польши, Румынии и Финляндии, в 1940 году пришла очередь Литвы, Латвии и Эстонии.
Моряки торгового флота этих стран, в отличии от своих сограждан, могли сделать выбор: сойти, например, на берег в любой стране и продолжить свою жизнь вдали от родного дома. Моряки киношного "Тобаго" сделали свой выбор - подняли советский флаг. Именно также поступили в реальной жизни моряки латвийского судна "Hercogs Jekabs" ("Герцог Екабс"). Мы нашли в советской печати описание этого события.
 "Известие об установлении в Латвии народной власти застало судно в Тихом океане на пути в порт Кальяо, и было с энтузиазмом встречено командой. Но откликнуться на призыв нового правительства и немедленно взять курс на родину не было возможности — слишком мал был запас топлива, пресной воды и продовольствия.
В порту Кальяо и начались злоключения латвийских моряков. Полицейские власти попытались наложить арест на судно, экипажу запретили сходить на берег, морякам предлагали американское подданство, сулили всяческие блага. Когда все эти провокации оказались безуспешными, морякам пригрозили тюремным заключением за «коммунистическую агитацию». В этих нелегких условиях команда приняла единственно правильное решение. Под покровом ночи вооруженную охрану высадили в шлюпку, и «Герцог Екабс» с погашенными огнями покинул порт. Побег удался. Через несколько недель плавания теплоход прибыл во Владивосток, где отважных моряков встретили как героев."
Продолжили ли эти герои работу на судах загранплавания СССР, нам доподлинно неизвестно, но из истории известно, как "перетряхивали" экипажи, на судах бывших буржуазных республик.
Нас заинтересовала история с другим латвийским пароходом - "Klints", который во время провозглашения Советской власти в Латвии оказался в Португалии.
Португалия долгие годы ассоциировалась  в сознании советских людей, как профашистская страна, где кровавый диктатор Антониу Салазар гнобил коммунистов. В реальности  Португалия активно участвовала и помогала своими добровольцами генералу Франко во времена Гражданской войны в Испании, но после его победы над республиканцами-коммунистами-анархистами, Салазар видимо сказал себе "стоп". Португалия объявила себя нейтральной страной, португальцы не участвовали в боевых действиях ни на стороне Гитлера, ни на стороне антигитлеровской коалиции. "Добрый католик" и антикоммунист Салазар наладил торговлю дефицитнейшим стратегическим сырьем - вольфрамом, причем сразу двум сторонам, и Гитлеру, и его противникам -  Англии и США. Эта торговля во время войны несла в казну Португалии золотые потоки. Политика "и нашим и вашим" не распространялась на СССР. С 1917 года по 1974 год у СССР и Португалии  не было дипломатических отношений.
Пароход нейтральной Латвии зашел по своим нейтральным делам в Лиссабонский порт. Было это в июне 1940 года. При выходе из порта судно село на мель, повредили гребной винт, получили пробоины в корпусе. С этими повреждениями судно встало на ремонт, тут и застали моряков вести с Родины: Латвия стала советской, социалистической.
Ничейный пароход привлек внимание португальских властей, начались трудности с продолжением ремонта. Буржуазные хозяева исчезли, советские еще не проявились, денег на ремонт не было. Португальцы, подлатав обшивку, поставили судно в сухой док, сняли поврежденный винт и вывели судно на рейд. Портовые власти забрали судовые и личные документы у семнадцати членов экипажа и выставили полицейскую охрану. Поскольку в Португалии не было советских представителей, получить надежную информацию и указания что делать было не от кого. Морякам пришлось решать самим.
Активным сторонником новой советской власти стал механик Роберт Мисник. Команда приняла решение поднять флаг СССР, и в канун Дня Октябрьской революции 6 ноября над судном заалел серпастый-молоткастый красный стяг. И это в стране Салазара, диктатора без кавычек, антикоммуниста до костей мозга! К тому же только что отгремели бои в Испании, где советские добровольцы боролись в рядах республиканских войск, против Франко и его фашистских союзников.
Власти требовали снять флаг, в адрес моряков сыпались угрозы, судно окружили полицейские силы. Но дальше угроз власти действовать не решились, кроме того в эти месяцы Советский Союз и немцы дружили в соответствии с договором подписанным в 1939 году.
О ситуации на борту парохода узнали в Москве. Посол СССР в Германии Деканозов попросил помощи от немецкой миссии в Лиссабоне. Немцы просьбу выполнили, стали посещать пароход, наше посольство передало морякам 600 долларов для судовых нужд, немцы их передали. В декабре 1940 года  на судно пришла радиограмма из нового латвийского пароходства: "держитесь, товарищи!" , а чуть позже - информация о том, что готовятся документы и ведутся переговоры о репатриации экипажа. Но капитану Тетерису и механику Миснику было предложено остаться на судне.
Война уже бушевала в Европе, поэтому документы готовились долго, и только 9 июня 1941 года все было готово, и экипаж был репатриирован. Путь на Родину лежал через фашистский Мадрид и далее перекладными через оккупированные немцами страны в Ригу. Оставленным на судне морякам не разрешили выйти на берег проводить товарищей. Далее следы пятнадцати членов экипажа пропали. Удалось ли им добраться до Латвии или они сгинули по дороге, уже как граждане СССР, сведений нет. На судне остались два человека - капитан и механик. С этого дня началась их многолетняя бессменная вахта.
Все эти годы механик Роберт Мисник вел дневник. 22 июня 1941 года в его родной город - он был  родом из Лиепаи - пришла война. «22 июня. Германия вероломно напала на СССР. Бомбят Лиепаю, Киев, Севастополь. Мне страшно подумать, что случится с моими друзьями. Смогли они проскочить через Германию или же фашисты арестовали их?» Каждый день он вслушивался в эфир, с фронта приходили плохие вести. Немцы перли на Москву, Ленинград.
Советские дипломаты держали ситуацию в Лиссабоне на контроле. По их просьбе вместо немцев делами моряков стали заниматься британские дипломаты. Уже в сентябре 1941 года на судно были доставлены деньги, закуплены продукты и передан пакет с документами, появилась возможность при помощи англичан покинуть судно. Но моряки приняли неожиданное решение остаться на судне, сохранить его и на нем вернуться на Родину. Это вызвало изумление у португальских полицейских, которые охраняли судно.
Из дневника Мисника, который он ведет на латвийском, английском и русском языках: «1942 г. По радио транслировали симфонию, написанную одним русским композитором из блокадного Ленинграда. Я не расслышал его фамилию из-за помех. Если люди пишут такую музыку, фашистам их никогда не сломить». После Сталинграда Мисник записал:  «2 февраля 1943 года. Паулюс капитулировал под  Сталинградом. Дорога на Ригу открыта».
Изменилось и отношение португальцев. Моряки не могли выходить свободно на берег, несколько раз их арестовывали за требования начать ремонт судна, но аресты длились недолго, что называется для острастки.
Все эти годы два моряка несли свою службу, поддерживая судно в надлежащем порядке. Пароход жил усилиями этих мужественных людей. И так до мая 1945 года. 9 мая они достали хранимую несколько лет бутылку шампанского - это была и их Победа тоже!
28 июля 1945 года механика арестовали последний раз за то, он протестовал и требовал ремонта судна. В ответ Роберт Мисник объявил голодовку, которая продолжалась 68 часов. Власти Португалии поняли, что уже имеют дело с гражданами страны , которая победила в страшной войне , больше не было никаких причин задерживать пароход. Судно было снова поставлено в сухой док, начался долгожданный ремонт, который закончился в сентябре.
17 октября 1945 года капитан Тетерис взял курс на Одессу.
Мы надеемся через наших латвийских коллег узнать, как сложилась судьба моряков, которые так мужественно выполнили свой служебный долг.
С приходом в СССР "Klints", что по-русски значит "Скала",  утратил свое латышское имя  - его переименовали в честь маленького украинского городка Скадовск. Судно под новым именем работало до 1960 года. А в 1992 году появился "Klints 1", судно из серии "Ленанефть" болгарской постройки, на котором был поднят флаг Латвии. Судно работает до сих пор, правда сменила название на "Нейму", а флаг - на российский...
В Государственном архиве Приморского края есть такая запись:
"В 1940 году, как рассказывают ветераны флота Дальстроя, в перуанском порту Кальяо стоял теплоход “Герцог Якобс” , принадлежавший буржуазной Латвии и задержанный по распоряжению ее правительства, эмигрировавшего в Лондон после захвата Латвии Советским Союзом. Капитан теплохода по фамилии Осис, поддержанный экипажем, сумел в густой туман вывести судно из порта Кальяо, привел его во Владивосток и передал советским властям. Приказом № 92 по НКМФ от 18 февраля 1941 года теплоход “Герцог Якобс” переименован в “Советскую Латвию”, приказом № 93 от того же числа судно было передано с баланса Латвийского государственного морского пароходства на баланс Дальстроя НКВД СССР. Построенное в 1926 году в Швеции, оно находилось в достаточно хорошем состоянии".
Данные парохода
Т/х "Klints", 1250 брт. Построен в 1904 г. на верфях в Ньюкасле. Получил название "Gosforth", в 1911 г. переименован в  "Finn Lund", в 1915 - в "Canto", в 1926 - "Virginia Munzone". В 1930 году назван "Klints", флаг Латвии.
Фото относится к тому времени, когда судно называлось "Canto"


Рецензии
Большое спасибо за интересную информацию.
Что тут скажешь - настоящие моряки, для которых их судно - почти живое существо,да и чувство долга со счетов не скинешь.

Вот только читала и думала, как бы они себя вели, если бы знали, что в это время
их семьи путешествуют не по своей воле в восточном направлении? Дед мой встретил такую семью в Красноярском крае.
С уважением - Ольга

Ольга Антохина   07.03.2014 15:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.