1 курс. 3 глава. Начало

1 курс. 3 глава. КМБ начало.
Уже знакомый по абитуре шлагбаум Учебного центра, последние отцовские и материнские напутствия и вот я, радостный, поскакал в лагерь. Несколько смутила некоторая печаль в глазах папы, но, может быть, мне это только показалось?
Определили меня в славную 6 роту, третий взвод, 2 отделение, где я, с переменным успехом, и прослужил и проучился все 5 лет.
Особенность Тульского Училища заключалось в следующем: за несколько лет  до моего поступления, заведение было командным, учились там 4 года и структура существовала поротная, то есть как в боевых частях, потом в Тулу перевели два факультета Ленинградской артиллерийской академии (ещё несколько были отправлены в Пензу) и началась подготовка инженерных кадров для вооруженных сил. Подготовленные специалисты вливались в армейские службы ремонта и эксплуатации всей палитры ракетно-артиллерийского вооружения сухопутных войск СССР. С тех пор роты превратились в курсы, а взвода в учебные группы, но привычка то осталась! И в этом была абсолютно необходимая преемственность традиций. Полное наименование моего подразделения звучала следующим образом: 214-3 учебная группа, 2 – номер факультета, 1 – первый курс, 4 – номер специальности (служба ракетно-артиллерийского вооружения), 3 – соответственно номер взвода. Курс состоял из 5 групп службы РАВ и одной группы специалистов по артиллерийской оптике -  6 взвод. Но тогда я этих тонкостей естественно не знал, не досуг как-то было, так сказать некогда, свободным временем нас как-то не баловали!
Вот собрали нас в лагере, построили сформированными взводами и повели к небольшим хозяйственным постройкам, где суетились деловые прапорщики, короли вещевой службы.
Ура! Нам выдают форму! Вот теперь-то уже я стану настоящим военным! Хе-хе. Наивный Московский мальчик! Суровый полный мужик с погонами без просветов, всучил мне в руки заветный сверток и сильно пахнущие кирзой новенькие сапоги. «Следующий!», - прокричал «благодетель», как-то я не услышал от него поздравлений с тем, что теперь то я точно военный, делать нечего и я поспешил ретироваться, дабы рассмотреть сокровища повнимательнее. Обмундирование состояло из:
1. Ярчайше синие, как глаза оставшихся на гражданке красавиц,  армейские труселя до колен  и небесно-голубого цвета маечка-алкоголичка, в которую я мог завернуться пару раз.
2. Вполне приличные защитные шаровары с положенными заплатами на коленках, как оказалось в дальнейшем, абсолютно необходимых.
3. Китель на пуговицах, в котором и рукава вроде были в пору, но, в силу «мощности» моего хлипкого торса, плечики одежды заканчивались ближе к локтю! Пуговицы мне понравились сразу, золотого цвета, и большой звездой серпастой и молоткастой! Одного я тогда не сообразил, что пуговки имеют свойства отрываться и тускнеть, соответственно их надо чистить и пришивать.
4. Пилотка, кожаный ремень с пряжкой, а на пряжке той опять звезда!
5. Яловые сапоги (жесть какие «ароматные»), новые портянки.
К этому всему «богайству» прилагалось отдельно белый подворотничок, курсантские погоны (черные артиллерийские, с широкими жёлтыми полосками по бокам и гордой буквой «К»), черные параллепипеды петлиц, с металлическими скрещенными пушечками и красная звёздочка на пилотку. Всё красиво и достойно, но….это же нужно всё было пришить и приделать самому! А где же мамочка? А вот её  как раз к комплекте и не прилагалось.
Делать нечего и, вооружившись, тоже выданными, иголками и нитками, пришлось как-то самому пришивать. Ужас! Ничего не получалось, исколотые в кровь пальцы, основательно потрепанные нервы и нецензурные фразы, вот такой набор, сопровождающий труды по оборудованию одежды. Там мы прошли первые уроки взаимопомощи и взаимовыручки, кое-как всё было приделано, форма одета, но, к всеобщему удивлению, на военных мы походили очень слабо. Честно говоря, в основном какие-то уродцы. Ко всем прелестям нам объявили, что  к вечернему построению мы должны быть подстрижены очень коротко. Одна из очаровательных особенностей армейской жизни заключалась в том, что командир может поставить любую задачу, а как ты её будешь выполнять – твои проблемы, подробнее об этом будет дальше и много. Делать нечего,нашлось в роте и пара тупых машинок для стрижки, нет, не электрических, Боже упаси! Они были механические. Кто-то предпочел быть обритым наголо, так мы поближе узнали замечательного парня Федю Сенькива, его брил Серега Демчук, наш будущий товарищ, в результате Федечкина хохлятская голова была исполосована  кровавыми дорожками, под, ещё по юношески неловкими, движениями новоиспеченного цирюльника. А Федька в одночасье стал звездой вечера! Парень был родом со станции Попасная, Луганской области. У Ильфа и Петрова в «Двенадцати стульях» отец Фёдор с этой станции посылал одну из своих телеграмм своей благоверной, так что Сенькив на первых порах так и стал «отцом Фёдором». Я отказался стричься уж совсем наголо и мне оставили малюсенькие волосы по всему периметру маленькой неровной головы, никогда бы не подумал, что черепушка моя столь отвратительна в голом виде.
К тому моменту нас познакомили с командирами. Начальника курса Архипова Юрия Михайловича мы уже немного знали. Курсовых офицеров у нас на первом курсе было шестеро, на каждый взвод по одному командиру. Вот всех не припомню, но с некоторыми  познакомлю.
Первый взвод (считался элитно-спортивным) лейтенант Киселев Александр, выпускник нашего училища того же года, совсем зеленый румяный красавец. Четвертый взвод лейтенант Козлов, тоже выпускник 1985 года, очень строгий лейтенант, редко улыбающийся, но не подлый. Шестой взвод лейтенант Напримеров, однокурсник Киселева и Козлова, то есть тоже выпускник 6 роты и майора Архипова. Напримерова за глаза иначе как «свисток» курсанты не называли или «Витёк». Человек небольшого роста, который ходил по курсу и все время свистел. На наш взгляд его основной заботой было сделать так, чтобы ничего не делать и чтобы всё было в порядке (на курсантском языке это называлось «шкериться»). Не поверите, у него это успешно в получалось! Правда, вздрючить он мог не хуже остальных. Командиры второго и пятого взводов особо не запомнились, но они были точно капитанами. Третий взвод, наш капитан Максимчук! Добрый малый, нам он нравился, то ли от природы беззлобный, то ли потому что был слегка тормозом, то ли по обеим причинам. Офицер, послуживший в войсках, выпускник Сумского артиллерийского училища. Мы даже придумали легенду, что когда-то на голову ему упал люк самоходного орудия и с тех пор он такой, погонялово: «правое плечо вперед марш», оттого, что фигура его была несколько скособочена влево. Вообще меткость и язвительность курсантских кличек, тема отдельного разговора, к которому я, быть может, ещё вернусь. Кроме командиров взводов были ещё и заместители командиров взводов, ребята с 3 курса, жили в казарме с нами, а учились со своими. Вот эти «звери» и были основными нашими воспитателями, в целом сержантский состав – основа любой армии мира. Ещё был старшина, парень с четвертого курса, но он присоединился к нам уже осенью, Старшина Крахмальный….к нему я ещё вернусь.
Итак «замок» (так на нашем языке величались зам.ком.взводами) первой группы сержант Василенко…одно слово – «волчара». Взгляд убийственный, голос заставлял втягивать голову в плечи, но, тем не менее, был справедлив и старался решить вопросы сам, чем заслужил наше уважение. Второй «замок» -  сержант Солдатов, добрейший малый, воспитывал, конечно, но его впоследствии перестали сильно бояться, при этом уважения он не терял и второй взвод не превратился в «банду».
Четвертый взвод – сержант Макаров. Лютый командир, драл своих так, что стоял его визг и стоны ребят, вообще 4 взводу «повезло», у них были самые злые командиры, до мурашек по коже. Впоследствии с Сашей Макаровым я сталкивался уже в офицерских чинах, оказался нормальным парнем, на которого можно рассчитывать.
Пятая группа: сержант Литвиненко, кривоногий, носатый и гнусавый, соответствующая кличка «насос». В целом не парился по поводу службы, да ещё и оказался знатным выпивохой, поэтому пятый взвод и был «растрепайским», веселый были ребята, отчего хуже не стали, своеобразная секта свободы в шестой роте. В дальнейшем «замком» стал у них наш однокурсник и мой земляк Серега Сизов, из которого получился жесткий командир, но даже он не сделал из коллектива сильно послушных исполнителей, нелегко выветрить сложившийся дух. Зато Сизов поставил потом жизнерадостность подчиненных на пользу службе, вот что значит талант управленца. Но в то время Серега был одним из нас, запуганным, неопытным «духом».
Шестая группа, вот фамилию не припомню, в целом сержант был достаточно незаметный, тем лучше для нас, меньше желающих на наши несчастные головы и прочие части тела, потому как поймать и вздрючить мог любой из вышеперечисленных.
И, наконец, 3 взвод – сержант Сибирёв, курносый стройный блондин. Прошло уже более 20 лет, а споры, по поводу данного персонажа, до сих пор не утихают. Я и некоторые мои товарищи, утверждают, что Женя был садистом. Ему нравилось не воспитывать, а унижать людей, издеваться над ними. К несчастью он сопровождал нас до 3 курса. Другие утверждают, что он нам желал добра. Да сволочь он порядочная, вот и весь сказ! Моя книга, имею право так говорить! И Константин Иванович Приходченко в этом со мной до сих пор полностью согласен, в отличии от Александра Анатольевича Игнатова.
Структурно взвода делились на отделения, примерно по восемь-десять человек. Мне выпала честь (без малейшего сарказма) служить во втором отделении, с отличными ребятами, по мере повествования, я буду вас с ними знакомить. Командирами отделений назначили приглянувшихся ребят из вновь испеченных курсантов. Особенно запомнился командир 1 отделения Серега Рыков. Родом из города Ефремов Тульской губернии, по одной из версий ходил в «Школу юных артиллеристов» при училище, это такие своеобразные подготовительные курсы для старшеклассников, по другой понабрался внешнего воинского лоска у Ефремовских десантников, но первая мне нравится больше, и считал себя дюже опытным. Любимая его фраза, которую напоминают ему до сих пор: стоит строй, он ходит туда-сюда, длинные руки за спиной, и грозным голосом (который у него реально был) говорит: «Я из Вас людей сделаю!», уже тогда это выглядело достаточно смешно и нелепо. Ну, вот  вкратце я доложил о командном составе, а затем потекли трудные дни первого месяца службы…


Рецензии