Ю. Башмет у Страдивари было много скрипок и детей

В один из дней, когда в Сочи проходила олимпиада и Зимний международный фестиваль искусств, его арт-директор, Народный артист СССР, альтист и дирижер Юрий Башмет ответил на многочисленные вопросы представителей СМИ со всей страны.
- Что для Вас Зимний международный фестиваль искусств в Сочи?
- Для меня это возможность донести культуру нашей страны, лучшее, что в ней есть, не только до россиян, но и до иностранцев. Фестиваль искусств в Сочи уже входит в десятку лучших в мире. Мне кажется, он стал для города аналогом Зальцбургского фестиваля, когда люди заранее планируют поездку в Сочи и посещение концертов любимых исполнителей или предпочитаемой тематики. Он проводится на нескольких площадках, и это замечательно. И мы не останавливаемся на достигнутом… В следующий раз постараемся, чтобы участники давали больше мастер-классов.
- Для музыкантов, особенно для тех, кто играет на струнных, имя Антонио Страдивари почти священно. Но мастер работал так давно, хоть и сделал много инструментов. Есть ли сейчас среди наших современников скрипичные мастера, чьи инструменты соизмеримы с творениями величайших гениев прошлого?
- У Страдивари было много скрипок и много детей. Он сделал сотни инструментов. Был у него гениальный период и просто периоды, когда он делал отличные инструменты. Не все секреты мастеров прошлого известны нашим современникам. Но были и есть замечательные мастера. Одни из лучших живут и работают в Италии. На закрытии нашего фестиваля будет играть скрипач Сергей Крылов. Его отец был выдающимся скрипичным мастером, одну из лучших своих скрипок он сделал для сына. Недавно мы открывали концертом перекрестный год Великобритании в России. Повезли туда из Госколлекции тринадцать инструментов, и у них восемь. Было потрясающе. Еще важен психологический фактор. Иногда оркестр не отличит, на чьем инструменте играет солист,  – на старинном или на том, что сделал кто-то из современников. Но, повторюсь, были секреты, которые не разгаданы. И… Страдивари есть Страдивари. Лично у меня альт мастера Паоло Тестори.
- Удается ли вам посещать олимпийские соревнования, что для вас спорт?
- Мне дали пропуск, который позволяет ходить на все. Но я не хожу. Занят репетициями, концертами. Очень болею за наших спортсменов, смотрю соревнования по телевизору по ночам. Из зимних видов спорта мне ближе всего хоккей и фигурное катание. Вообще-то, я болею за всех, кто приехал: за наших и не наших. Самое важное – сам факт того, что у нас в России, в Сочи проходят олимпийские игры. Для всех это важный жизненный этап, чтобы все начатое получилось максимально. Фестиваль мы начали проводить еще до решения об олимпиаде. Тогда 90% концертов проходило за границей, а 10% в России. Нужно было динамику менять. Мы решили начать с Сочи. И у нас ответственность повысилась.
- Ваша дочь – музыкант. Вы выступаете вместе?
- Очень редко родителям-музыкантам не бывает стыдно за своих детей-музыкантов. Мне очень повезло, потому что мне не стыдно. Мне нравится с ней выступать. Недавно она играла в Органном зале, а камерная музыка – это большая ответственность, такие выступления требуют опыта и мастерства. А так – она самостоятельный человек, мама двух детей. Недавно дочку родила, и ее назвали, не сказав мне, именем моей мамы. Я уже дважды дедушка. Она гастролирует. Иногда мне звонят знакомые, поздравляют, говорят, как хорошо Ксения там-то выступила. А я-то и не знал. Старший внук Грантик уже играет на скрипочке, учится у Галины Турчаниновой, педагога Максима Венгерова. Он обожает сцену, мы уже играли вместе в Московской консерватории. Есть три случая, в которых я испытываю максимальное удовольствие: когда дирижирует Валерий Гергиев, а я играю; когда я дирижирую, играет Виктор Третьяков; когда я дирижирую, играет Ксения Башмет.
- В молодости вы хорошо играли на гитаре. А сейчас играете?
- Я жил во Львове. Вильнюс и Львов в советское время считались «продвинутыми» городами, там было сильнее, чем в других городах, влияние Европы. Тогда я славился грамотностью игры на гитаре. В отличие от многих я знал грамоту. Занимался тогда скрипкой, поэтому пальчики «бегали». На одном из гитарных состязаний на джем-сейшне меня обошел гитарист группы «Левоны», впоследствии – «Песняры». И я играл медиатором. А нравится, когда играют пальцами.
- Вы создали Всероссийский юношеский оркестр, собрали лучших исполнителей со всей страны. На ваш взгляд, как в Сочи обстоят дела с уровнем музыкальной игры?
- Мне кажется, в каждом городе преобладает какой-то инструмент, и это зависит от ярких талантливых педагогов, директоров музыкальных школ. Вот в Екатеринбурге много прекрасных флейтистов и скрипачей, и это опять же заслуга директора музыкальной школы. В Сочи, мне кажется, преобладает виолончель. А в массе своей евреи лучше всех играют на скрипке, что уж тут поделать. В Китае, например, по статистике, каждый десятый хочет стать пианистом. Представьте – сто тысяч пианистов! И все потому, что есть знаменитый китайский пианист Лан Лан.
-   Что для вас благотворительность?
- Бессмысленно жить, если ты за все хочешь деньги получить. Благодаря Чулпан Хаматовой однажды мы поехали в Дом ребенка в Сочи. Там мальчик читал стихи. Нас показали по многим каналам. В итоге, семья из Подмосковья увидела его, они его усыновили, ему сделали необходимую операцию. Счастливых людей стало больше. 
- Говорят, нельзя любить вождей. А кого любить? Ленин. Путин…
- Почему их нельзя любить? Все проходит. Ленин помог мне в жизни. Путин сейчас помогает. Скрипкой я занимался, потому что мама так хотела. А сам думал, чем бы заняться, мне нравились джаз, рок. И тут конкурс к 100-летию Ленина во Львове. Я победил на нем. После него началась моя карьера.
- Какой вам слышится музыка олимпиады?
- Интересный вопрос. Мне надо подумать. Наверное, это что-то не очень пафосное, а больше человечное.


Рецензии