Впечатления одного дня для президента страны

к 190-летию К. Д. Ушинского   
 
     Известно изречение, что каждый день нужно жить так, словно он последний. Это значит – на пределе своих возможностей, всего лучшего, что есть в тебе от природы и достигнуто годами упорного труда и совершенствования – профессионального, душевного, интеллектуального, духовного. То есть жить по совести, с обнаженным чувством ответственности за происходящее в семье и на работе, в городе или деревне, в родной стране, да и вообще на планете. Поэтому человека и называют связующим звеном поколений или пульсирующим нервом истории.
     Почему я подумал об этом именно сегодня, 2 марта? С точки зрения космического устройства все дни равноценны, но в этот день родился основоположник отечественной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Так получилось, что его 190-летие совпало с прощенным воскресением – тотальным проявлением совестливости, когда все просят друг у друга прощения. Такое совпадение, выпавшее еще и на масленицу, символизирующую свет и обновление, неслучайно.
     Сам Ушинский считал воспитание человека высочайшим из искусств и видел основную задачу этого искусства в культивировании совести и душевных добродетелей во всей гармонии интеллектуального развития. Ведь если вовремя не развить в ребенке эстетическое начало, нравственные качества, то впоследствии сформировавшаяся взрослая личность не только не будет гармоничной, но скорее ущербной и даже опасной для общества и окружающей природы. И здесь нет никакого преувеличения. Экстремизм, насилие, терроризм, подлость, корыстолюбие и шкурные интересы любой ценой – все это следствия запущенности воспитания в самом нежном возрасте. Когда нет этой нравственно-эстетической платформы, облагораживающей душу, то никакое знание, привитое этой душе, не даст благих плодов.
     Личность Ушинского, его выдающиеся труды, составившие славу российской педагогики, продолжают оставаться духовным оплотом, сокровищницей мудрости и руководством к вдохновенному действию. Самый большой парадокс нашего существования в том, что мы еще и не осознали толком значение давно известных имен и людей как духовной цитадели нашего Отечества и государства. Потому что если бы осознали, то Россия не сдавала бы так позорно и унизительно свои позиции. Вот о чем я не могу молчать, говоря об Ушинском. Более того, здесь впору кричать и бить в набат!
     Поэтому так важно вспомнить сегодня Ушинского и его идеи воспитания и образования, являющиеся надежным гарантом независимости национального самосознания от всяких попыток подорвать его извне лукавыми и циничными поборниками так называемой демократии. Велеречивые разговоры «просвещенных деятелей» Евросоюза и США о демократии и правах человека давно стали ширмой, прикрывающей планы политического, экономического, географического ослабления России и исторически близких ей славянских стран с целью их раздробления, развала и усиления своего влияния, вплоть до экспансии и захвата наших исконных территорий. Земли собирались нашими предками столетиями, а разбазарить всё можно в считанные дни.
     Человек, воспитанный в духе педагогических принципов Ушинского, всегда отличит правду ото лжи, истину от заблуждения, добро от зла, и не допустит позора ни своему народу, ни своей стране.
       Заморские и европейские лукавые наставники от демократии успели причинить нам немалый вред – политический, экономический, идеологический, социальный. Но самый большой – в образовании и воспитании на всех уровнях, поскольку эти сферы составляют основу общества и государства. В нашей школе процветают очковтирательство и засилье чиновничьих предписаний учителям, в чьих руках и на чьей совести живое дело воспитания и преподавания. Творческая инициатива учителей скована возом циркуляров, продуцируемых чиновниками от образования. Вместо воспитания и образования – прямой своей миссии – учителя заняты непрестанными подготовками всевозможных отчетов о проделанной работе и улучшении показателей, исчисляемых процентами.
     Вред – большой, да. Но происки тех, кто его причинил, – ничтожны, смешны и видны насквозь. Если, конечно, смотреть на них с вершины Ломоносова, Державина, Пушкина, Суворова, Менделеева, Ушинского, и многих других славных сынов России. Но если быть беспринципным блюдолизом, утратившим национальное самосознание, гордость за свою историю и культуру, то ничего не останется, как быть марионеткой, живущей на подачки.
     Происходящее в Украине понять можно. Правительство проворовалось, гнев народа справедлив. Но экстремисты всех мастей – всегда впереди с высоко поднятым щитом-пугалом демократии, свободы и независимости. Этим щитом они прикрывают жажду власти, личной наживы и пресмыкательство перед иноземными «учителями счастливой жизни». Сегодня они кричат, оскорбляют Россию, ее историю, русский язык, требуют земель и богатств. Оставаться здесь в стороне невозможно и нельзя!
     Живя в России, я хочу ей гордиться, равно как и уважать ее правительство, отстаивающее государственные и национальные интересы, заботящееся о благоденствии общества. А если я вижу, что правительство проявляет робость, нерешительность, уступчивость, да еще с непременной оглядкой снизу вверх на США и Евросоюз, то мне делается стыдно, и естественным образом рождается мысль, а всё ли благополучно в нашем государственном доме? Какую миссию выполняет наше правительство во главе с президентом, и наше ли оно? Не могу допустить, что президент – не наш, ибо воспитан он на сказках Пушкина, на идеях Ушинского, на культурных отечественных традициях.
     Напомню всем, в том числе и нашему правительству, что национальная идея России, цементирующая страну как общество и государство, – это единство языка, пространства и народной инициативы. Как здесь не вспомнить книгу «Родное слово» Ушинского, его любовь к русскому языку и умение прививать эту любовь своим воспитанникам! Мы должны изгнать из нашей школы казенщину, показуху, ложь и притворство, чтобы вновь зазвенел живительный источник проверенных временем отечественных ценностей и традиций.
     Мы не можем и не имеем права уступать, отдавать пространства, собранные воедино нашими героическими предками. Большая часть народа в Украине и в Крыму говорит по-русски, считая русский язык родным, – значит, это наши братья, и эти земли – стратегические форпосты России. Какое отношение к событиям в Украине и Крыму имеют США и Евросоюз? Только одно: раздробить, ослабить, прибрать к рукам с целью обогащения. Поэтому я верю, что президент моей страны проявит такую волю, что все чуждые нам голоса вмиг умолкнут ввиду справедливого нашего негодования и перспективы неотвратимого возмездия. Если грабитель вламывается в дом, мы ведь не станем улыбаться ему и кланяться, боясь показаться недемократичными!
     Киевская Русь – прародительница России, а Киев – мать городов русских. Этого достаточно, чтоб оперативно – по-суворовски – ввести туда нашу армию и быстро уничтожить всех доморощенных фашистов, экстремистов и бандитов, рвущихся к власти под лозунгом «просвещенной демократии». О Крыме и говорить нечего, – сплошь политая кровью российских воинов земля. Этот полуостров надо забрать без рассуждений и возвратить его в состав России как историческую землю, отвоеванную нашими предками.
     Вот как много значит дошкольное воспитание, прививающее любовь к родному русскому языку и отечественной истории. И в этих вопросах гений Ушинского остаётся ярким светочем для всех нас. Замечательный человек и вдохновенный учитель оставил нам в наследство сокровищницу педагогических знаний, которые никогда не утратят своей актуальности и значимости. Семья, школа, общество, государство – вот вехи становления, развития и служения человека. На каждом из этих этапов статьи и книги Ушинского в полной мере применимы и сегодня.
     Написать в день рождения Ушинского только о его жизни и трудах будет недостаточно ввиду остроты и драматизма происходящих событий. Просматривая в Сети разную информацию, я наткнулся на положения о литературных конкурсах, которые меня заинтересовали и сами по себе, и в связи с именем Ушинского. Один конкурс даже приурочен к юбилею знаменитого педагога, что вдохновляет на новое прочтение его трудов, новые исследования и трактовки.
     Другой конкурс проводит Кроноцкий заповедник на Камчатке и третий – Одесская киностудия. Написать просветительскую статью воспитательного и образовательного характера о природе Камчатки, о необходимости беречь и хранить ее – задача полезная, нужная и истинно творческая. Не менее актуальным будет и конкурсный сценарий для Одесской киностудии, тем более что в этом городе умер Ушинский, чье имя носит находящийся в Одессе Южно-украинский государственный педагогический университет.
     Еще я увидел объявление о проходящей в Петербурге выставке «Цифра и миф», что сразу привлекло мое внимание. Речь здесь идет о цифровой фотографии, цифровом искусстве и соответствующей эстетике. Но цифра есть частный случай числа, поэтому разговор о числе и мифе в связи с юбилеем Ушинского, его любовью к слову обретает новое звучание. Воспитание в детях любви к числу столь же важно, как и воспитание любви к родному слову.
     Сегодня в массе учеников наблюдается негативное отношение к точным наукам, в основе которых лежат число, величина, измерение. А ведь математика, выросшая из числа, не просто учит познанию, но воспитывает волю, формирует характер, делает настойчивым и упорным в достижении цели, открывает красоту окружающего мира. И удивительно то, что эстетическое восприятие числа, понимание его природы возможно только через слово – проникновенное и художественное. Конечно, и для решения этой задачи творческое наследие Ушинского остается незаменимым и полезным.
     Разумеется, отправился на выставку. Был изумлен и даже ошеломлен примером того, насколько практика искусства опережает сегодня его теорию. Увидел большие перспективы в развитии эстетики числа, причем не только из потребностей самого искусствознания, но и применительно к нуждам школьного воспитания и образования. А какие возможности открываются в применении компьютера к художественному творчеству! И это тоже богатейшее направление и поле деятельности школьного учителя в плане развития познавательных способностей учеников, их научного и художественного дерзания.
     После выставки шел пешком по давно знакомому и всякий раз удивляющему своей красотой городу. На набережной лейтенанта Шмидта увидел пришвартованный парусник «Седов», летом прошлого года вернувшийся из кругосветного путешествия и перезимовавший в Петербурге. Конечно, я обрадовался ему как давнему другу! Тотчас вспомнил свои материалы о морской славе России, об отважных российских флотоводцах и первооткрывателях.
     Еще несколько шагов – и я оказываюсь рядом со зданием Морского кадетского корпуса. Невозможно пройти мимо, чтоб не остановиться с чувством радости и гордости. Ведь это правопреемник Московской навигацкой школы, в которой преподавал Л. Ф. Магницкий (1669-1739) – автор первого в России учебника арифметики, не утратившего своего значения и пользы по сей день! Напомню, что «Арифметика» Магницкого была любимой книгой Ломоносова, которую он называл вратами учености наряду с «Грамматикой» М. Г. Смотрицкого (1577?-1633?). Поразительно, что в этих двух давно написанных книгах такая крепость русского духа, что и сегодня они являются надежной прививкой от глупости, чванства, бестолковости и пресмыкательства перед всем иноземным. 
     Читаю на памятных досках имена выдающихся учеников Морского кадетского корпуса – адмиралов и вице-адмиралов, флотоводцев и путешественников-исследователей, ученых и государственных деятелей. Сколько их, прославивших Россию на все времена:  Н. Ф. Головин (1695-1745), Д. Н. Сенявин (1763-1831), Ф. Ф. Ушаков (1744-1817), П. С. Нахимов (1802-1855), А. В. Колчак (1874-1920), Ф. Ф. Беллинсгаузен (1778-1852), И. Ф. Крузенштерн (1770-1846), Ю. Ф. Лисянский (1773-1837), В. И. Даль (1801-1872), А. Н. Крылов (1863-1945), и многие, многие другие. Перед величием и памятью этих имен разве можно проявлять нерешительность и слабость в отстаивании государственных интересов России? Они окрыляют и укрепляют национальный дух так, что никакие препятствия и злопыхательство недругов России не смогут устрашить, затуманить головы, ввести в обман чувства. И снова в один ряд с этими именами встает имя Ушинского, потому что он дал ключ к воспитанию таких героев.
     Рядом со зданием морского кадетского корпуса, по другую сторону 10-й линии Васильевского острова расположено здание 27-й средней школы им. И. А. Бунина (1870-1953). Снова воспоминания нахлынули на меня, потому что я работал в этой школе и целый год жил при ней. Здание замечательно тем, что в нем была квартира Леонарда Эйлера (1707-1783), жившего с семьей в этом доме с 1766 года вплоть до своей смерти.
     Этот величайший из математиков, швейцарец по происхождению, нашел в России вторую Родину, дал высокую оценку новаторским трудам Ломоносова, чем защитил его от нападок академических карьеристов и рутинеров. Замечу, что могилы Ломоносова и Эйлера находятся недалеко одна от другой. Не знаю, чем это объяснить, – наверное, уважением к личностям и глубоким интересом к их творчеству, – но у меня посещение могил этих величайших ученых вызывает прилив сил и жажду совершить нечто выдающееся, будь то в науке, искусстве или в поступке.
     Хочу отметить два любопытных момента. Швейцарская академия наук уже более сотни лет издает полное собрание научных трудов Эйлера, и этому делу еще не видно конца, – так обширно творческое наследие ученого-энциклопедиста. А характерной чертой исследований Ломоносова является описание их качественной сути, в большинстве случаев без использования математического аппарата, что свидетельствует о глубине и силе логического и образного умозрения. Уверен, что ребенку, воспитанному в гармонии разума и чувства в духе педагогических принципов Ушинского, впоследствии, когда он повзрослеет, будет интересно и полезно обратиться к изучению трудов Эйлера и Ломоносова. Зачем? – Хотя бы только для того, чтоб ощутить духовную мощь и непоколебимость созданного ими, а также гордость за Отечество, в чьей земле покоится прах таких редчайших людей.
     Когда проходил мимо здания Академии художеств, снова чувство гордости за Отечество приятно согрело душу. Возле Кунсткамеры и здания Академии наук вспомнил о недавнем праздновании 285-летия Императорской Академии художеств и наук. Именно тогда у меня возникла идея создания не имеющей прецедента Академии наук, художеств и словесности М. В. Ломоносова, в которой бы сила художественного слова смогла объединить красоту науки с истиной искусства, то есть научное знание с художественным воображением. В этом мне видится перспектива познавательных дальнейших усилий человека и новые горизонты исследований.
     Уже к вечеру, подводя итог размышлениям, вспомнил, что завтра – Всемирный день писателя. Не есть ли это обнадеживающий знак, что предпринятое мной в течение дня найдет свое нетривиальное выражение в художественном слове? Умение Ушинского доводить задуманное до завершения, равно как и жизненные подвиги названных мной замечательных людей, дают мне основание считать, что день сегодня прошел для меня с пользой. Более того, этот день убедил меня в том, что президент моей страны, имея за своей спиной такое духовное воинство, проявит мудрость и волю, расставит правильные и нужные России стратегические акценты.

               
    


Рецензии