Голоса эпох

                Продолжение

  Галилейское море имеет еще и другие названия:озеро Киннерет и Тивериадское озеро.
  Евреи с древности были музыкальным народом, любили играть на различных музыкальных инструментах, и неудивительно, что озеро своими очертаниями кому-то показалось похожим на ... арфу, а кому-то на скрипку.
  "Победила" скрипка, хотя, возможно, в древнем иврите оба инструмента назывались одинаково или похоже. В современном иврите скрипка называется "кинор".
  Кстати, в уделе Неффалима был город Хиннереф, что очень близко ей по звучанию.
  Тивериада была построена на западном берегу Киннерета, ну а поскольку она была столицей Галилеи, то наряду с выражением "Галилейское море" стали употреблять и -  Тивериадское озеро".
  По Брокгауху и Ефрону,  Галилейское море - это название озера, "служащего бассейном для реки Иордан, на ее пути к Мертвому морю".
  Его протяженность - 21 километр, ширина - 12 километров, и здесь во времена Христа, отмечается в Энциклопедии, шла оживленная жизнь:"по берегам озера почти непрерывной линией тянулись города, а по водам его двигалось множество судов всякого рода - военные корабли римлян, лодки вифсаидских рыбаков, золоченные галеры из дворца Иродова. Озеро славилось обилием рыбы".
  Откровенно говоря, эта картинка стала для меня открытием. По Евангелиям мы такой оживленной жизни не чувствуем.
  Оно и понятно, ведь у их авторов была совершенно иная цель, но, согласитесь, более широкой и разносторонней картинки условий, в которых жил и действовал Христос, нам все-таки не достает.
  У меня вообще сложилось впечатление, что Христос большей частью ходил чуть ли не по пустынным местам, пока добирался в запланированное место, поскольку красавица Галилея в ландшафтном отношении весьма трудна для путешествий:много гор, дороги песчаные, зелень прорастает не всюду, особенно в отдаленных от  водоемов местах.
  А каково передвигаться было, когда шли дожди? Бр-рр! Я даже сочувствовала Христу, что Ему приходилось брести по таким дорогам и в такое время.
  Впрочем, это мое субъективное восприятие, и, может, Он все-таки чаще всего добирался, куда было возможно, на лодке по озеру. Ведь сказано:"И переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую (кстати, озеро Киннерет называли еще и Геннисаретским; видимо, каждому хотелось приблизить его к себе, сделать своим).
  Но в то же время  и сказано:"И вышед оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские"(Мтф.,14:34; 15:21). Так что явно не всегда доводилось Ему ездить.
  Добирался в места неблизкие, а бывал ли Он в Тивериаде? Многие богословы, ссылаясь на Евангелия, утверждают "нет", и раздачу пяти хлебов и двух рыбок никак не связывают с ней.
  И как будто по уговору игнорируют написанное Иоанном:"После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. За ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными"(6:1-2).
  Могут возразить:пришел в окрестности, а не в город! Но если вы пойдете в окрестности своего города, вы все равно в нем пребываете, не так ли?
  Продолжим, однако, рассказ Иоанна. Когда выяснятся, что народ устал и голоден, а в наличии есть всего пять хлебов ячменных и две рыбки, "Иисус сказал:велите им возлечь. Было же  на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.(6:10).
  Что было дальше, и так все знают, можно не цитировать. Но стоит обратить внимание на одну деталь:люди, увидевшие свершенное Христом чудо, хотели "нечаянно взять Его и сделать царем". Узнав об этом, Иисус "опять удалился на гору один".
  Там, судя по дальнейшим событиям, его отыскать не смогли, поэтому на другой день "пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословению Господнем". А Он еще ночью по морю аки по суху дошел до лодки учеников и переправился с ними в Капернаум.
  Гор в Тверии много, особенно в прежней, древней части города, и идя пешком в Хамей- Тверию(кстати, напомню, что "хам" в переводе с иврита означает "горячий"), я всматривалась в них, гадая про себя, а не мог бы Он пребывать на одной из них?
  Еще несколько лет назад недалеко от них велись археологические раскопки:якобы откопали дворец Ирода Антипы. Я несколько раз сходила туда, но ничего интересного не увидела:дворца как такового не было, а просто руины.
  В конце концов все опять закопали и построили площадку для развлечений и стоянки для автомобилей.
  Значительная часть Тивериады была построена на местности, где были древние гробницы. Кто там был похоронен,- то ли ханаанеяне или евреи, неизвестно, но евреи долгое время не хотели селиться в Тивериаде, считая город нечистым.
  Потом они провели религиозный обряд очищения, Ирод Антипа построил для них большую синагогу, и город постепенно стал еврейским.
  Конечно, чтобы войти Христу в эту синагогу и проповедовать, не могло быть и речи, если вспомнить, чем закончилось Его выступление в Назаретской синагоге. Важнее был Иерусалимский Храм, но к пребыванию в нем Он тщательно готовился.
  С Иродом ему, однако, встретиться доведется, перед тем, как Его отправят на казнь. Пилат, воспользовавшийся тем, что Ирод Антипа приехал в Иерусалим, отправил к нему Иисуса "для беседы".
  Оказывается, Галилейский правитель слышал об этом проповеднике и с любопытством смотрел на Него. Но разговора не получилось, Иисус просто не отвечал на его вопросы, и правитель потерял к Нему всякий интерес. Что не помешало ему насмехаться и унижать Христа, а потом "одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату. И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом"(Лука, 23:11-12).
  Кто на чем сходится... Для сегодняшнего дня это тоже актуально.
  Пилат, вскоре отозванный в Рим, как будто покончил жизнь самоубийством. Ирода же Антипу оклеветал его племянник Ирод Агриппа, и дяде пришлось пришлось остаток жизни провести в изгнании.
  Его владения были присоединены к территориям, которыми уже владел Агриппа, и для которого Тивериада и в целом Галилея мало что значили, поскольку сам он жил в Иерусалиме.
  Между тем, учение Христа после Его распятия привлекало всё больше последователей. Умилительная подробность:поскольку первых христиан жестоко преследовали, они изобрели, каким образом передавать знак:"я свой".
  Таким знаком стало изображение рыбы. По-гречески "рыба" - ихтус. А если расшифровать это слово, то получается:Иисус Христос Сын Божий Спаситель.  Здорово, правда?
  Тверия - один из четырех святых еврейских городов, кроме Иерусалима, Цфата и Хеврона. Имело ли христианство какое-либо влияние на этот город? Вопросом этим никто раньше, похоже, не задавался. Но в 2005 году во время археологических раскопок в Тверии была найдена  редкая печать, на обратной стороне которой было написано "Христос". В связи с чем руководитель раскопок, профессор Ицхар Хиршфельд из Иерусалимского университета, заявил, что находка показывает:"христианство в Тверии занимало более сильные позиции, чем считалось до сих пор".
  Печать датировали шестым веком нашей эры. Полагают, что она принадлежала высокопоставленному церковному служащему.
                продолжение следует               
 
 


Рецензии