Дети в чёрном
Шёл, кажется, 2003-й год. Неформальная часть страны, значительно подуставшая от гранжа, попсы и рейва, правивших бал в 90-е, ждала чего-то революционно нового, того, что могло бы перевернуть сознание и наполнить жизнь неким новым смыслом. Звучавшая отовсюду американская альтернатива, ставшая очень популярной благодаря набиравшему тогда обороты радио Ultra, душу особо не грела - да, были пронзительные треки и у Linkin Park, и у Limp Bizkit, но той, нужной глубины они не имели. О том, что ни широкополосного интернета, ни тем паче "контакта", ни даже хорошего мобильника ни у кого ещё не было, можно даже и не упоминать. И вот, в один прекрасный день, теле- и радио-динамики неожиданно содрогнулись от чего-то совершенно незнакомого - это был жгучий и одновременно освежающий микс из оперного металла, романтичных мачо и электронных виолончелей... Внезапно наступила недолгая, но очень яркая эра финского популярного рока, воспитавшая целое поколение юных меломанов.
Для российского мейнстримового масс-медиа сей прорыв звучал поистине нетривиально. Что и говорить - ранее музыка с мощностью уровня Nightwish с музканалов не играла (не имеющие подобной красоты железобетонные Rammstein не в счёт), а тёмно-романтических героев вроде Вилле Вало и Лаури из The Rasmus наши девочки встречали разве что в кино. Интерес к теме заметно подогревали метал-виолончелисты Apocalyptica и американцы Evanescence, делавшие упор на удачное сочетание доступности и мрачной тяжести. Тогда же выходит один из ранних выпусков русского издания журнала Bravo с новационной статьёй "Готы - дети в чёрном", затем - несколько материалов в других подростковых печатных медиа, и всё это вместе порождает небывалый интерес к "мрачной и невыразимо прекрасной" субкультуре под названием "Готика".
Простому человеку, не знакомому с тяжёлой музыкой, даже в нашей стране тогда бояться было нечего - подростковые самоубийства с субкультурами связывать ещё не догадались, до "дела о мясе с картошкой" (см. "Век сомнительных идей" в DC N75 и здесь: http://www.proza.ru/2013/09/26/1137) было далеко, да и эмо ещё не прибрали к своим сопливым (без обид!) рукам отечественную молодёжь. Так что новое финское увлечение своих чад большинство родителей приняли спокойно (тем более что это было куда приятнее "противного" Мэрилина Мэнсона, пугавшего как раз в те годы бабушек с постеров в коридорах). Потому среда для развития новой субкультуры в русских краях была более чем благодатной. И схватились наши дети за эту возможность как следует.
Не имея доступа к информации о самых основах готической культуры, о её основных представителях и обычаях, подростки стали хватать крупинки знаний абсолютно отовсюду, откуда могли. И, как это всегда бывает (особенно у нас), через очень короткий промежуток времени в данной среде сложились готовые, крепкие стереотипы. Уже упомянутые HIM, The Rasmus и Nightwish были смело провозглашены "готическими богами"; особенно "продвинутые" знали ещё и Lacrimosa. Oбязательным атрибутом внешнего вида стала выцветшая торба с этими самыми группами либо же с волками, ангелами или ведьмами (в большинстве своём весьма дурно нарисованными), лицо щедро украшалось чёрным макияжем, на пальцы надевались "таинственные" перстни, а на шею вешался либо вездесущий Анкх, либо же хартаграмма - символ всё тех же незабвенных HIM. (Кстати, о HIM: как уже писал DarkCity в N74, группе пришлось выпустить в США один из альбомов под вывеской HER, поскольку права на название HIM там принадлежали местной группе. Именно от этого нового имени и пошло слово "херка", моментально въевшееся в рок-обиход и ставшее идеальным наименованием наших сегодняшних героев). Можно бы, конечно, махнуть рукой - мол, любой неопытный любитель тяжеляка в раннем возрасте так выглядел... Однако, представители рассматриваемого течения имели какое-то особенное юное очарование, которое, правда, не перевесило огромной дозы насмешек, обрушившейся на них со стороны "истинных готов".
А те отвечали размашисто: от постоянных оскорблений на улицах и в клубах до недоумённых статей во вполне компетентных андеграундных изданиях вроде Gothland, почившего, увы, в бозе в самом конце нулевых. "Херки", как отмечалось там, растлевают и замусоривают прекрасную готическую культуру, смешивают её с грязью, с попсой и мейнстримом. (Там же, кстати, родился ещё один пренебрежительный термин - baby goth, а "херки" назывались аж "позорным отростком готической субкультуры"). По большому счёту так оно и было - каждый второй ходил по улицам в чёрном, гулял на кладбищах или рисовал хартаграмму с анкхом на любом удобном заборе, а фраза из рецензии на альбом Evanescence 'Fallen' из тогдашнего выпуска нашего журнала - "Ждите, скоро полмира будет готику в Макдональдсах слушать!" - сбылась, похоже, в полной мере. Что там "истинные" издания - в том же самом Bravo ваш покорный своими глазами видел вполне неплохой материал о различении "настоящей" готики, киберготики и "псевдоготики" (той самой, которую продвигали "херки" и им подобные); причём речь там среди прочего шла ни много ни мало о London after Midnight и других артистах подобного уровня. А в еще более одиозном журнале "Молоток" в одном из номеров (как сейчас помню) было написано не просто прописными буквами, а ещё и жирно и огромным шрифтом: "ЗАПОМНИТЕ РАЗ И НАВСЕГДА: HIM - ЭТО НЕ ГОТИКА!!!" Но нашей молодёжи, видимо, даже на свои любимые СМИ было наплевать - так хотелось выделиться и прикоснуться к чему-нибудь "непостижимо-прекрасному"...
Всё это, конечно, относительно. С одной стороны, такие споры имеют вполне объяснимые обоснования - никому не хочется, чтобы его увлечения понимали превратно и переделывали на свой лад. Но с другой, сам по себе финский лав-метал и готик-рок породил кучу эстетов, романтиков и поэтов - как среди фанатов, так и тех, кто сам решил продолжить эту стезю. Повторюсь - о "поколении Хэ" речь не идёт, так что все недопонимания тут можно свести к извечным тёркам "тру - не тру" и тому подобной песочнице, характерной для любого тяжелого направления. Те, кто просто был собой, внимания на это не обращали. Так что жертвами стереотипов были даже не столько сами "херки", сколько те, кто делил неформалов на них и на всех остальных. В заключение упомяну, что я и сам произрос из описанной среды и ничуть об этом не жалею - наоборот, вспоминаю те годы с огромным наслаждением и ностальгией. Поэтому всем, кто ещё не устал от этих споров, хочу пожелать быть терпимее и сосредоточиться на себе и своих интересах. Так спокойнее. Будет что вспомнить.
Свидетельство о публикации №214030400272