300-летие воссоединения Украины и России

ПРЕДЛАГАЮ ОТРЫВОК ИЗ РОМАНА "АЛЬМА-МАТЕР" О МГУ.

22.5.54. Суб. 10 утра. Москва готовится к 300-летию воссоединения Украины и России как к большому празднику. На Манежной площади строят большой помост для концертов. На стенах домов кумач и «бархат».*
* Воссоединение Украины и России произошло 8 января 1654 г. Но юбилей перенесли на июнь, чтобы в тёплое время года в нём приняло участие больше людей. «Что хотят, то и воротят!» - ворчали некоторые.

Сдал зачёт по русской эстетике. Сейчас еду на Стромынку, пойдём с Юлей и её подругами в Сокольники. (Пробыли в парке до часу ночи).
23.5.54. Воскр. Утром уехали с Риком (Ричард Иванович Косолапов) в Переделкино. Прошли оттуда лесом до Востряково. Как однажды весной с ним и с Леной Ойцевой и её подругой Ритой. В этот раз я приглашал Юлю, но она не смогла.
Вечером поехали с Юлей и Ляной со Стромынки в центр. Прошли от Манежной, по Герцена к Тверскому бульвару, улице Горького до Красной площади. Оттуда уехали на Ленгоры, бродили у Москвы-реки до 11 вечера. На Стромынку вернулись полвторого ночи. Взял у Фрица Кумпфа будильник, чтобы утром не опоздать к поезду, на котором приезжают папа с Розой. Год назад моя сестра упала с брусьев и травмировала почки. Дело кончилось тяжёлой болезнью - пур-пура или гламерулопиелонефрит. Она пережила даже клиниче-скую смерть, и папа привёз её на обследование.
27.5.54. Четв. Гостиница «Северная». Сижу в вестибюле, жду отца и Розу. 24 мая встал в 5 утра, пошёл пешком на Ярославский вокзал, трамваи еще не ходили. Встретил отца и Розу. В гостинице «Москва» устроиться не смогли, повёз в "Северную", т.к. год назад здесь легко устроились Хундановы.

31.5.54. Пнд. Отец побывал на факультете и в нашей комнате на Стромынке. Он понравился ребятам. Рик сказал, что он гораздо красивее меня, с чём я и не думаю спорить. Юля, Роза Черткова, Тамара Бекаревич увидели его у ворот во двор МГУ, где стоит памятник Ломоносову. Было яркое утро. Мы спускались сверху. Девчонки уступили нам дорогу, я представил их отцу.
Он пожал всем руки, они очень мило улыбались. Он не очень-то выделил Юлю. Позже спросил о ней, он кивнул головой, мол, красивая, как и все.
28-го ходили с отцом по магазинам, купили кое-что Розе. Пообедали на Моховой, в столовой под ректоратом. Потом он пошёл по делам Минздрава, а я отвёз в больницу на Пироговской передачу Розе. Поговорил с ней.

Приехав на Стромынку, стал клеить фотомонтаж об уральском турпоходе в январе. Сидел до часу ночи и утром с 7 до 9. Отвёз на факультет, прикрепил на обычном месте - на стенде рядом с "Трибуной спортсмена". Вернулся в общежитие, поспал 2,5 часа и поехал на Всесоюзные заочные соревнования по лёгкой атлетике.
Толкнул ядро на 11.07. Личный рекорд. А если бы потренировался хоть немного, мог бы дальше. Вечером пошли в кино на «Школу мужества». Сидел между Юлей и Розой, а Рик с Тамарой – за нами.

2.6.54. Среда. Философский ф-т, аудитория 57. Тем же составом 30 мая поехали на речном трамвае на Ленгоры. Играли в мяч, бегали, пели, пили воду, сосали леденцы. Тамара пожаловались, что комары кусают их, а нас почему-то не трогают.
- Знают, гады, кого есть надо, - пошутил я.
- Я бы сказала, - усмехнулась Тамара, - но боюсь, обидитесь.
- Мол, они нами брезгуют? – спросил я.
- Нет, чуть мягче: вас даже комары не любят.

К вечеру вошли в высотное здание, поужинали в столовой. Там Роза и Тамара стали говорить, какой у меня хороший отец. А Юля улыбалась и молчала. Мне показалось, что ей, как и мне, было неловко.
После этого стали спорить, откуда лучше смотреть салют в честь 300-летия присоединения, с Ленинских гор или в центре, и решили поехать на 111-м автобусе к «Ударнику».
На правой стороне Каменного моста, откуда лучше виден Кремль, встретил Никиту Алексеева, Нину, Шурильника, моих друзей по турпоходу. Фотомонтаж о походе на Яман-тау им понравился: «Его можно представить на конкурс».

Во время салюта встречали каждый залп криками.
После салюта я запел «Ты ж меня пiдманула, ты ж меня пiдвела». К нам подбежали совершенно незнакомые люди. Получился прекрасный хор. Потом мы прошли по Манежной, улице Горького. На Маяковской сели в метро и - на Стромынку. Устали – ужас, особенно девчонки на своих каблучках.

В понедельник 31 мая читал Ленина в беседке во дворе, рядом были неразлучные Матбуа и Шура Милосердова. Возвращаясь, услышал, как Тамара Бекаревич из окна зовёт меня к ним. Поднялся в 472-ю, а они пригласили на обед часа через два. Девчонки купили на рынке мяса, щавеля и другой зелени. После прекрасного обеда и разговоров разъехались. Юля и Роза на Волхонку, к бывшей хозяйке, на её день рождения. Я к отцу.
1 июня в аудитории 57 читал статью Козодоева в «Вестнике МГУ» о дифференциальной ренте в колхозном производстве, потом пообедали с Риком в столовой, посидели у памятника Герцену. Затем я с отцом поехал к его другу С.М. Иванову по ПВЗ на улицу Левитана, за Соколом...

300-летие воссоединения прошло пышно. В свете моей дружбы с Юлей Свириденко оно стало для меня чуть ли не личным праздником. Город Проскуров, где провозглашалось воссоединение, переименовали в Хмельницкий. Во время декады демонстрировался кинофильм «Богдан Хмельницкий. Исполнитель главной роли Н.Мордвинов понравился мне не меньше, чем в фильме «Котовский».

Тогда же Хрущёв подарил Крым Украине. Мы, студенты, отнеслись к этому как к формальности, мол, какая разница, кому принадлежит Крым. Всё равно будем свободно ездить и отдыхать. Страна-то одна. Но "подарок" оказался миной замедленного действия...
(Роман "Альма-матер" можно прочесть на сайте "Проза.ру.В.Бараев")


Рецензии