Когда нацисты пришли за коммунистами

«Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».

Мартин Нимёллер — протестантский богослов, пастор протестантской евангелической церкви, один из самых известных в Германии противников нацизма, президент Всемирного совета церквей, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1967).

 27 июня 1937 в Берлине при огромном стечении прихожан состоялась последняя проповедь Нимёллера в Третьем рейхе: "Больше мы не можем хранить молчание, повеленное человеком, когда Господь велит нам говорить. Мы должны повиноваться Господу, а не человеку!". Гитлер пришел в ярость, когда ему сообщили о проповеди Нимёллера. Он многие годы ненавидел пастора, воспринимая его проповеди как политическую агитацию, в то время как верующие, и католики, и протестанты, считали Нимёллера национальным героем. 1 июля 1937 Нимёллер был арестован и заточен в Моабитскую тюрьму в Берлине.

Чтобы разделаться с Нимёллером, Гитлер решил использовать вместо гестапо обычную юридическую систему. Суд (т. н. зондергерихт - чрезвычайный суд, ведающий делами о преступлениях против государства) начался после неоднократных отсрочек 3 марта 1938. Обвиняя Нимёллера в "скрытых нападках" на государство, суд приговорил его к 7 месяцам крепости (привилегированная тюрьма для должностных лиц) и штрафу в 2 тыс. марок за "злоупотребление проповеднической деятельностью и сбор прихожан в церкви".

Взбешенный мягкостью приговора, Гитлер заявил, что Нимёллеру "следует сидеть до тех пор, пока он не посинеет", а всему составу суда пригрозил наказанием. Отсидев 8 месяцев, т. е. на месяц больше срока, Нимёллер был отпущен, чтобы вновь быть арестованным, на этот раз уже гестапо, "в превентивном порядке". До конца 2-й мировой войны Нимёллер содержался в концентрационных лагерях, сначала в Заксенхаузене, а затем в Дахау, где он находился вместе с бывшим австрийским канцлером Шушнигом, банкирами Тиссеном и Шахтом, а также с членами королевских домов Филиппом Гессенским и Фридрихом Прусским. В 1945 Нимёллер был освобожден союзными войсками.

 14 января 1892, Липпштадт, Германская империя — 6 марта 1984, Висбаден, Западная Германия


Рецензии