Россия и газовый дележ Каспия

Углубление создаваемого Анкарой и Баку «Каспийского газового альянса» не только повышает их значимость на мировой арене, но и способно в будущем создать новый вызов России и в экономике, и в геополитике.

По итогам 2013-го года Азербайджан добыл 29.5 млрд кубометров природного газа, тогда как годом ранее эти показатели составили 26.9 млрд кубометров. В результате увеличение газодобычи за счет интенсивного освоения газовых месторождений на Каспии составило 9,7%. Подобное положение дел позволяет Азербайджану позиционировать себя полноправной энергетической державой, обладающей не только месторождениями «черного», но и «голубого» золота.

При этом азербайджанский лидер Ильхам Алиев заявляет, что его страна параллельно решает вопросы и транспортировки этого сырья. По его словам, к энергетическим проектам Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум в ближайшие годы должны добавиться Трансанатолийский (TANAP) и Трансадриатический трубопроводы. В этой связи он указывает, что «Стремительное экономическое развитие Азербайджана способствует осуществлению грандиозных проектов в регионе, которые изменят энергетическую карту Европы, и вложению крупномасштабных инвестиций».

Это не пустые слова. Азербайджанское руководство с помощью иностранных (в том числе турецких) инвестиций намерено в ближайшие годы довести поставки «голубого золота», предназначенные в первую очередь для снабжения рынков ЕС и Турции до 50 млрд кубометров газа.

Благодаря освоению месторождения «Шах Дениз» Баку рассчитывает заполнять газопровод TANAP, строительство которого азербайджанское руководство намечало на 2014 год. Его эксплуатация должна позволить Азербайджану поставлять каждый год на зарубежный рынок порядка 16 млрд кубометров газа.

Получение дополнительных ресурсов заметно изменит роль Азербайджана, выделяя его из общего списка не блещущих крупными достижениями постсоветских республик. Более того – до недавнего времени в западных СМИ упоминание Азербайджана нередко произносилось в тесной привязке к одному из «замороженных» конфликтов современности, что явно не добавляло ему популярности.

В свою очередь, увеличение газовых ресурсов Баку, являющегося главным союзником Анкары в регионе, также усиливает позиции последней в мире. Если Азербайджан увеличивает свою значимость как производитель «голубого золота», то Турция не только в результате получает возможность ослабить свою зависимость от поставок российского газа, но и выступить надежным гарантом-транзитером бесперебойных поставок этого стратегически важного сырья для Евросоюза. А это заметно усиливает позиции обеих стран в политическом аспекте.

Несмотря на то что Россия как основной поставщик Турции голубого топлива не давала серьезного повода усомниться в своей способности гарантировать бесперебойные поставки газа, Эрдоган, имеющий свои интересы на Кавказе, пересекающиеся с российскими, не желает ставить свою энергобезопасность от подобного поставщика стратегически важного сырья. Важно, что для неё диверсификация источников своего газоснабжения позволяет в меньшей степени, чем раньше, учитывать интересы Москвы на Кавказе и на Каспии.

По сути, подобный расклад стал ясен уже на 3-м декабрьском Каспийском форуме 2013 года. Примечательно, что он прошел на этот раз в Стамбуле. Это лишний раз подчеркивает энергетические и политические амбиции Турции в регионе.

Несмотря на прозвучавшее на форуме заявление турецкой делегации, согласно которому Турция намерена разрабатывать газовые месторождения Восточного Средиземноморья, она пока не готова к серьезному столкновению по этому вопросу с Израилем и явно собирается замещать российский газ каспийским сырьем.

Все это неизбежно отразится на интересах того же «Газпрома». Учитывая взятый Брюсселем курс на диверсификацию газовых поставок, в ближайшие годы европейские страны будут стремиться к сбалансированному потреблению газового сырья из разных источников. Тем самым Евросоюз намерен «исправлять» ситуацию, при которой одна из стран-поставщиков находилась, по его мнению, в привилегированных условиях и имела возможность поставлять на европейский рынок больше газа, чем его конкуренты.

Примечательно, что в данном случае Турция обыгрывает не только Россию, но и ЕС, который предполагал использовать азербайджанский газ для запланированного ранее газопровода Nabucco, с помощью которого Брюссель рассчитывал ослабить энергетическую зависимость от Москвы. В результате перспективы его создания становятся еще более неопределенными, а Евросоюз попадает в определенную зависимость от Анкары, которая неизбежно использует этот фактор как рычаг для оказания на него давления, в том числе при обсуждении вопросов о вступлении в эту организацию.

При этом Азербайджан и Турция делают Западу предложение, от которого просто нельзя отказаться. В пользу этого говорит продолжающаяся нестабильность поставок газа из Египта и Ливии, проблемы в диалоге по ценам на это сырье с Алжиром и Россией, а также падение добычи алжирского голубого золота в целом.

Между тем, замыслы Баку и Анкары с «Южным газовым коридором» простираются гораздо дальше сугубо энергетического вопроса. Достаточно указать на их совместный проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс. В результате реализации этих планов Турция и Азербайджан намерены стать ключевым энергетическим и коммуникационным центром в регионе.

Это будет иметь важное отражение и в геополитическом отношении в целом, поскольку Баку и Анкара намерены вести борьбу за перераспределение газа из Туркмении и в перспективе из Узбекистана, тем самым дополнительно ослабляя влияние России в регионе Центральной Азии.

Очевидно, что Турция намерена играть роль главного арбитра в решении серьезных региональных споров. Как известно, на протяжении постсоветского периода отношения между крупнейшими каспийскими энергетическими странами – Азербайджаном и Туркменией были достаточно сильно натянуты из-за конкуренции при освоении месторождений на Каспии.

Тем самым стороны готовы несколько «нивелировать» и соответствующие претензии Ирана на роль альтернативного «моста» между Европой и Азией.

Между тем, усиление Азербайджана как газовой державы заставляет Россию реагировать на этот вызов. В первую очередь речь идет о том, что Москва намерена и далее добиваться перераспределения азербайджанского газа в «свою» трубу. И у России всё же есть варианты, чтобы хотя бы частично изменить газовые потоки Баку в свою сторону. В этом случае нельзя не учитывать масштабы её политических и экономических ресурсов, а также не реализованный в полной мере потенциал развития с Азербайджаном военно-технического сотрудничества.

То, что Москва лишилась Габалинской РЛС, как это ни покажется странным на первый взгляд, в данном случае только усиливает ее позиции, поскольку Баку в результате утратил один из важнейших рычагов оказания давления на Москву. Кроме того, предметом торга здесь может послужить объем и характер военно-технического сотрудничества с той же Арменией. Нынешние реалии, в которых оказалась Россия, подсказывают ей в рамках Real Politic определенный пересмотр параметров прежнего взаимодействия с бывшими советскими республиками и отказ от преимущественной ставки на отдельные государства в пользу сбалансированного подхода ко всем странам региона.

Впрочем, здесь существует и ряд определенных проблем. Бурный рост газового экспорта открывает перед Баку совершенно новые возможности, хотя Азербайджану еще необходимо грамотно воспользоваться этой ситуацией, чтобы использовать свои ресурсы для решения насущных проблем. Можно, конечно, понять стремление Ильхама Алиева превратить Баку в одну из самых красивых и привлекательных во всех отношениях столиц региона и даже мира, но главное тут не «перестараться» и не во всем следовать дурному примеру, подаваемому Москвой в плане расходования ресурсов, полученных от эксплуатации нефтегазовых богатств.

С другой стороны, хотя пока решение проблемы «по алжирскому варианту», подразумевающему подталкивание недовольных действиями властей к переезду на постоянное или временное местожительство в соседние, преимущественно северные страны, пока работает, не факт, что так будет продолжаться и дальше, учитывая меняющуюся политико-экономическую ситуацию в той же России. И в том случае, если по каким-то причинам уехавшие туда азербайджанцы начнут возвращаться на Родину, это может привести к дестабилизации правящего режима.

Нельзя не затронуть в данном случае и другой важный момент. Так, азербайджанское руководство избрало во многом не только расточительный, но и довольно опасный путь силового давления на Армению в попытке возвращения утраченных территорий. Но далеко не факт, что столь серьезная программа милитаризации страны оправдает себя в практическом плане. Ведь перенаправление протестного потенциала азербайджанской нации в русло национализма не является выходом из положения при решении давно накопившихся социальных проблем. Подобные меры могут действовать на ограниченном отрезке времени и рано или поздно потребуют действий против внешнего врага.

В этом случае Азербайджан, оказавшись неспособным преодолеть и перебороть ущемленное чувство национального достоинства, может лишь еще больше усугубить ситуацию и, сам того не желая, сыграть на руку силам, заинтересованным в размораживании конфликта на Южном Кавказе и пойти на прямой военный конфликт с Арменией. А это, в свою очередь, может если не поставить крест на дальнейшем прогрессе страны, имеющей столь серьезные перспективы, то заметно его замедлить.

Учитывая то, что военная удача изменчива, а турецкий союзник может быть связан противоречиями с прочими соседями, включая Сирию, Иран и Израиль, азербайджанские власти ведут опасную игру, чреватую для их возможной устойчивости в будущем. Тем более, что Армения, а также армянские силы Нагорного Карабаха и на этот раз могут оказаться не таким легким орешком даже хорошо для подготовленной и великолепно вооруженной азербайджанской армии (в том числе и российским оружием).

Баку, несмотря на привлекательность «быстрого» варианта решения проблемы утраченных территорий, гораздо продуктивнее было бы настраиваться на долгосрочную стратегию, вкратце суть которой состоит в том, что сама экономика решит их принадлежность в пользу Азербайджана.

В этой ситуации гораздо более приемлемым путем видится достижение экономических и социальных побед через перераспределение вырученных от реализации на внешнем рынке ресурсов в модернизацию экономики и социальных проблем, учитывая накопившийся проблем среди значительной части азербайджанцев, которые пока еще в полной мере не ощутили на себе увеличение экспорта ресурсов страны.
Статья размещена по адресу: http://argumentiru.com/society/2014/01/310694


Рецензии