Живет, Галина...

                Живёт, Галина.

             Нет в жизни, наверное, такого подвига, который ради любви не совершила бы русская женщина.

      В электричках к полудню образовался двухчасовой перерыв. Домой идти не захотелось. Решил, перерыв проведу в зале ожидания, судоку буду разгадывать.
      Рядом на скамейке расположилась женщина с баяном, из тех, что музицированием и пением песен зарабатывают деньги, проходя по вагонам.
      Постепенно разговорились. Она рассказала свою, в общем-то, совсем непростую историю.
      Галина Ивановна, обычная женщина, возрастом около сорока или чуть за сорок. Среднего женского роста, вполне симпатичная. С чуть тонкими чертами лица, русыми волосами и ободряющим взглядом серых глаз из-под тёмных ресниц, выглядела она моложе своего возраста.
      - В молодости, - рассказывала она, - я очень даже красивой девушкой была. В нашем, немаленьком, посёлке, может быть, и не самая красивая, но уж точно в первом десятке. С восьмого класса ребята начали приставать  с ухаживаниями. Проходу не давали.
      Впрочем, воспитывали родители строго, потому и с ребятами отношения чётко выстраивала. Кроме провожаний ничего лишнего, даже не целовалась с ухажёрами.
      После одиннадцатого класса встал вопрос, куда дальше двигаться, как в жизни определяться. Выбор как бы сам собой сложился. Училась-то я, честно сказать, не на отлично. Потому в институт-университет на бесплатный факультет поступить шансов оставалось очень мало.
      Зато дар у меня от природы. Голос хороший. Сильный, насыщенный. С детских лет пела: и в садике, и в школе.
      Поэтому и решила поступать в Пушкинское музыкальное училище, по классу вокала. Всё за это решение сложилось. И на электричке из дома ездить меньше часа, и поступить не так сложно – конкурс на учителей пения не высок. В перспективе на какую-то работу всегда можно рассчитывать. Ну и что, что не высшее образование, зато можно заниматься любимым делом на работе.
      Музыкальный слух у меня хороший.  Когда занималась в училище, дополнительно, как теперь говорят – факультативно, училась ещё по классу баяна. Преподаватели про меня говорили – девочка очень одарённая, но нет начального музыкального образования (не было у нас в посёлке музыкальной школы), поэтому очень трудно учиться будет, практически с нуля начинать.
      Ничего, освоилась. Трудом и терпением взяла. Опять же, в разных хоровых и вокальных конкурсах участвовала, и даже успешно.
      Закончила я училище, и не хуже других.  Если бы в начальной музыкальной школе отучиться, можно бы пробовать в консерваторию по классу вокала поступать. Но с моим недостаточным музыкальным образованием очень трудно, почти невозможно. Это только в кино Фрося Бурлакова  приехала из деревни, и её почти сразу приняли. А в жизни-то, сами знаете, совсем не так. Удивляюсь, как в училище-то ещё попала.
      Вернулась домой в родной посёлок. Почти сразу устроилась в детский садик музыкальным работником.
      Что о личной жизни рассказать? Ещё в школе училась, когда с подругой в поселковый клуб на дискотеку стали ходить. Конечно же, там мало хорошего. Музыка быстрая, дёрганая – так себе. Но куда ещё в посёлке на танцы пойдёшь? В других посёлках и такого нет.
      Я бы и не ходила туда, да один парень приглянулся. Высокий, красивый, мощью от него так и веяло. От подруг узнала, что приезжает с товарищем сюда из воинской части, где срочную отслужил и на сверхсрочную остался. Прапорщиком.
      Похоже, и  я ему понравилась. Несколько раз приглашал на медленный танец, а недели через три проводить вызвался.
      Пока шли, немного о себе рассказывал, какой он весь из себя герой. В горячие точки на Кавказ ездил, в боях участвовал, товарищей выручал. Одно слово – настоящий краповый берет. Так у них какие-то особые войска назывались.
      Чуть в переулок потемней зашли, сразу обниматься и целоваться полез. За что сразу и схлопотал по физиономии. Получил, а всё равно свою линию гнёт, и даже больше. Уже за грудь схватил, давит.
      Я оттолкнула, вырвалась.
      -Что, прямо здесь насиловать будешь? – Говорю.
      -Ишь ты, - отвечает, - гордая какая. Сразу и насиловать!
      Но отступил.
      А я ему в ответ – да, мол, так воспитана, а не нравится, так и разойдёмся сейчас.
      Надулся парень, обиделся. Но до дому проводил. Больше на танцах не приглашал меня. С другими хороводился. Но и я гордая. Держала марку. Изредка лишь глазами встретимся, улыбнёмся друг другу, и всё. А через некоторое время пропал он. Совсем.
      Понравился мне Андрей. Это парня так звали. Глубоко в душу запал. Но жизнь вроде, как и развела дальше.
      Я училище закончила, в садике работала, когда случайно в посёлке товарища Андрея встретила.
      Подошла, спросила, мол, как Андрей поживает?
      Потупился парень, отвернулся. Ответил, поперхнувшись голосом:
      -Погиб на Кавказе Андрюха! Прямо на моих глазах подорвался на растяжке. Обе ноги оторвало, и живот в осколках. Говорили, что не довезли парня до госпиталя. А где похоронен, не знаю.
      Сказал всё это, повернулся и пошёл. А меня словно головой, да в прорубь, в холодную воду. Всё тело ожгло, и сердце захолонуло.
      Потом уже, позднее, сходила в нашу церковь, свечку за раба Божьего Андрея поставила. Сколько горевала? Да с год, наверное. Сильно девичье сердце растревожил. Очень жалко Андрея было.
      Что теперь говорить? Одно лишь время такие раны лечит. Прошло года два. Замуж я вышла. За парня нашего местного – Сашу. Наверное, не по любви даже. Парень очень хороший. Домовитый, хозяйственный, непьющий. На железной дороге помощником машиниста работал.
      Очень он моим родителям понравился, когда за мной ухаживал. Мать с отцом в две дуды пели – давай, выходи за него Галя. Нельзя такими женихами разбрасываться. А ещё младшая сестра заявила, мол, не морочь парню голову, а иначе я за него выйду.
      Уговорили. Поддалась и вышла за Сашу. Хоть на душе и кошки скребли из-за того, что не по чувству, не по любви выхожу. И жениха вроде обманываю.
      Зажили. Счастливо, можно сказать. Через полтора года дочка родилась, Настя. Муж хороший, заботливый. Все подруги обзавидовались.
      Нам участок выделили в поселковом совете. За три года вместе с мужем дом двухэтажный построили. И это в непростые девяностые годы. Когда, то чёрный четверг, то неудачный вторник.
      Дом большой, удобный. Внутри всё по-современному – водопровод, газ, отопление и канализация. Только живи и радуйся.
      Вместе строили, вместе успехами гордились. Мне казаться стало, что и любовь есть между мной и мужем.  Очень муж старался соответствовать. До машиниста электровоза дослужился. Экзамены сдал и допуск получил.
      Из рейса возвращался, обязательно цветы привозил, словно продолжал за мной ухаживать, как за незамужней.

      Так бы с ним  до старости и могли дожить в счастливом браке, но только Богу пришлось распорядиться иначе.
      Возвращалась я ранней сентябрьской осенью из Москвы на электричке. На курсах училась.
      В Мытищах в вагон инвалид на коляске вкатился. Ног ниже колена нет, гимнастёрка замызгана, на голове грязный вишнёвый берет. На гимнастёрке орден и медаль поблёскивают. Пьяный инвалид, милостыню собирал.
      Лицо в шрамах, усы как-то грустно обвисли. Глянула на него, и сердце разом провалилось. Точно, Андрей. Жив оказался.
      Проехал он по вагону, а я за ним следом. До сего времени не знаю, что мною двинуло? Наверное, жалость. Так и шла за ним на отдалении по вагонам.
      В Ашукино вышли. Он у ларьков покрутился, купил пива в большой пластиковой бутылке, хлеба и консервы. Покатил неспешно в сторону воинской части, а я за ним иду, на отдалении.
      Проследила, в каком он доме живёт. Офицерское общежитие оказалось. Переждала минут десять, зашла и у дежурной обо всём расспросила.
      Оказалось, Андрей здесь уже лет пятнадцать проживает. После тяжелейшего ранения около года по госпиталям мыкался. А когда вышел, снова к общежитию прибился.
      Сами знаете. Инвалиды у нас мало кому нужны, в том числе и военные. Пенсию небольшую назначили. Подаяние собирал по электричкам. На том и жил.
      Не жил, конечно. Больше пьянствовал, разрушая окончательно и без того не сильно хорошее здоровье.
      С этого момента жизнь моя изменилась. Стала я в Ашукино ездить иногда, встречать Андрея с электричек. Даже не встречать, а так, издали посмотреть. Понятно было, что подойти просто так к нему не получится.
      Вот, скажете, дура-баба. Чего не жилось в семье нормально? Ведь очевидная глупость вроде и блажь! А я так скажу, что не смогла по-старому жить. Эта встреча всё внутри перевернула. Получается, я в достатке, в счастье пребываю, а  любимый мой бывший – в нищете и ограниченности.
      Сколько бы такая жизнь продолжалась, не знаю. Уже и муж стал замечать неладное. Да, вот, случай помог.
      В ноябре и снег выпал, и морозы первые ударили. Андрей с электрички возвращался в сильном подпитии. Не справился с инвалидной коляской и в канаву свалился. А кругом никого. Никто не спешит на помощь. Вот и пришлось мне его из ямы вытаскивать.
      Пьяный, пьяный, а узнал меня. Пока в общежитие катили, таких матюков наслушалась в свой адрес. Обидно сначала показалось – матюки не заслуженные. Только потом, позднее, поняла – не от злобы они были, от беспомощности. От стыда за эту самую беспомощность.
      До общежития добрались, и тут особенно матом разразился, прогонял меня. Не хотел, чтобы я видела, как он на руках и на култышках к двери подползать будет. Очень это для него унизительно показалось. Но и я тогда характер проявила, и до квартиры помогла добраться, и домой, в комнату, к нему попала.
      Да, а дальше подробности опущу. Скажу только, что больше года с ним ругались, что по самым ничтожным крупицам постепенно его доверие отвоёвывала.
      Этот год и в моей жизни настолько сложным выдался, что если просто объяснять, так ничего и не получится. Сразу же многие обстоятельства против меня обернулись.
      Честно обо всём рассказала мужу. Не поверил. Как тут поверишь, когда тебя, молодого, здорового, успешного пытаются разменять на пьяницу и калеку. Долго муж не верил. Два года надеялся, что одумаюсь, вернусь в семью и заживём по-прежнему, счастливой жизнью.
      А ещё ведь и дочка, которой к тому времени тринадцать исполнилось. Ей тоже ситуацию честно обрисовала. Объяснила, что не можем с папой жить, как раньше, что всю оставшуюся жизнь себя буду предательницей и по отношению к Андрею, и по отношению к мужу, Саше, чувствовать. Честно дочке сказала, если со мной останется, трудностей в её жизни прибавится огромное количество.
      Дочка и взрослая уже, а умишко детский. Вроде бы и поняла меня, но жить, конечно же, с отцом осталась. Там комфорт, телевизор, компьютер. А у нас – что? Нет, сейчас не сержусь на неё. Ушла обида. Понимаю, что так и лучше. Могла бы и ей жизнь поломать.
      С родителями тоже сложно получилось. И они поверить не могли в случившееся. Родители – ладно. Младшая сестра меня возненавидела. С детства в Сашу влюблена была. В чём только можно и нельзя, обвинять меня принялась. Такого от неё наслушалась, не пересказать.
      Впрочем, сестричка теряться не стала. При первом удобном случае жизнь разменяла и за моего бывшего мужа выскочила. И ничего – живут.
      И с общественным мнением непросто было. Когда узнали, почему ухожу с работы, не поняли. Осуждать стали, как главную разрушительницу благополучной семьи.
      Честно сказать, общественное мнение меня в последнюю очередь волновало. Дочку было жаль, мужа Сашу и родителей.
      Ушла жить к Андрею. Но и тут проблем множество. Работы нет. С Андреем отношения очень сложные. Душа за дочь изболелась, вина перед ней и мужем грызёт.
      С Андреем жить втройне сложно. Раньше-то он – уважаемый человек, орденоносец, красавец, любимец женщин. И вдруг всё разом ушло. Ни здоровья, ни любви, ни уважения.
      Запил. А чему тут удивляться? Когда нет рядом человека, на плечо которого в сложившейся ситуации опереться можно, жить совсем трудно.
      Запил – одно. В разнос пошёл. Чуть, что – в кулаки. Потому как амбиции остались, а вот подтвердить их нечем. Первое время ещё терпимо жил, но потом и собутыльников достал. Били его при всяком удобном случае. А у него от собственного бессилия всё больше и больше злости накапливалось. Вот в таком состоянии, можно сказать, и встретила я его.
      Очень тяжело первый год с ним жили. Любое моё предложение, любую мельчайшую заботу – всё в штыки. А следом – отборный мат и унижения.
      Я в церковь почти ежедневно ходила, у Бога вымаливала помощи. Смилостивился Бог, внял мольбам.
      Сначала Андрей кушать стал. То, что для него приготовлю. Первое-то время он тарелками с едой в меня бросал. Потом разрешил себя помыть. Он ведь, наверное, несколько лет не мылся толком. От него такой ужасный кисло-сладкий запах исходил, что далеко не все бомжи так пахнут.
      Отмыла его в душе, постригла, переодела в чистое. Подобрело его ко мне отношение. Понял  - с чистой душой ему помогаю, с любовью. Что не отстану теперь от него, и лучше уж не сопротивляться.
      Наконец и на работу меня приняли, в местную школу. Правда, не учительницей – техничкой. Попросту говоря – полы мыть.
      Я остатки гордости засунула, сами знаете куда. У меня же цель – человека к жизни возродить. А ради такой цели, чем не поступишься? Характер у меня лёгкий, с людьми быстро схожусь. Поэтому и жить постепенно стало легче.
      Одно только совсем плохо. Болезнь у Андрея трудно излечимая  – алкоголизм. Кто с этой проблемой сталкивался, знает, как тяжело человека от такой болезни избавить. Тут многое против тебя. И денег недостаточное количество, и наличие поводов у больного, но, самое главное, его собственное нежелание лечиться. В этом случае у человека сто пятьдесят отговорок найдётся, чтобы что-то не делать.
      Но и тут, полагаю, Бог помог. Батюшка в церкви историю мою выслушал. Отвёл в сторонку, объяснил, мол, всё дело в том, что нет у моего Андрея самого главного теперь в жизни. Смысла нет. Нет понимания, ради чего стоит  жить. Дело  ему нужно найти, такое дело, чтобы и по силам, и интересное, и увлекательное. Чтобы затянуло, возродило интерес к жизни.
      Но и это не сразу получилось. С десяток разных ремёсел перепробовали и всё не по нраву. Случайно на нужное наткнулись. Дочка перед новогодними праздниками приехала навестить. Привезла в подарок раскрашенного деревянного деда Мороза.
      Смотрю, дня через два, после праздников, сидит Андрей у окна, из осинового полена деда Мороза выстругивает. Получилось не очень. Да легка беда – начало. Привезла ему специальные ножики и резаки, заготовок (чурбанчиков) липовых. И пошло дело.
      За месяц уже очень неплохо научился. А через полгода нашли в Посаде продавца, который и нашими поделками торговать согласился.
      Если честно, то и я немного схитрила. Уговорила продавца к нам приехать и дополнительно заинтересовать Андрея в работе.
      Воспрял Андрей. Великое это дело, когда собственным трудом живёшь, а не людскими подаяниями. И пить стал меньше. С утра работает, режет. В обед принимает «лекарство», а дальше уже и по-разному. Когда и в умать.
      И снова мне повезло. Как-то, при серьёзном подпитии, запорол поделку, над которой больше недели трудился. Распсиховался.
      На следующий день я его давай уговаривать, чтобы закодировался. Понятное дело, уговорить пьяницу закодироваться – дело неблагодарное и малореальное. Но и я несильно нажимала. Сказала, что лишь попробуем. А не сможет терпеть, так сразу и раскодируем. Помогло – уговорила.
      И в награду за это к Андрею настоящее мастерство пришло. На выставке народных поделок его фигурки медведей призовое место заняли. Очень его это вдохновило, а вопрос о пьянках совсем куда-то вдаль отодвинулся.
      Денег чуть больше стало появляться, и сразу желания образовались. Желания дорогостоящие, но вполне реальные. Очень захотелось квартиру отдельную купить, пусть небольшую, однокомнатную, обязательно с удобствами и свою. И, самое основное, протезы мы для Андрея присмотрели. Очень дорогие, но удобные. Они  для Андрея – огромнейший стимул. Не в инвалидной коляске на улицу выехать, а на ногах выйти, пусть и протезированных, пусть и с палочками.
      Конечно же, для всего этого нереальные деньги нужны. А на мои заработки, да Андрея, все эти мечты вряд ли осуществишь. Вот и пришлось в очередной раз собственной гордостью поступиться.
      От знакомых узнала, что артистам, выступающим в электричках, очень даже неплохо дают денег. Выпросила у отца старенький баян – пошло дело…  Стыдно первое время было. Опасалась со знакомыми встретиться, потому и пела на других направлениях. А теперь вот не стыдно.  А что? Работа, как работа…

      В это время объявили о прибытии электрички. Галина Ивановна свернула рассказ и начала собираться.
      Минут через двадцать, когда я уже ехал в электричке, в вагон зашла Галина Ивановна.
      Вздохнул баян первыми аккордами. Полилась песня.
   Ходил по свету, колесил я много лет, Но счастья так и не нашёл.
   Детишков нет, жены, вот, тоже, в общем, нет. И на душе – не хорошо.
   Видал я много разных стран и городов. Ногами шар крутил, что было сил.
   Да только в сердце свою первую любовь всегда носил, всегда носил.
      Задорный голос её постепенно набирал обороты. Становился сильнее и выраженней.
   Растёт, растёт возле дома калина.
   Растёт, цветёт на мою, на беду.
   Живёт, живёт в этом доме Галина.
   Да я никак всё туда не дойду.
      Припев многих заставил прислушаться. Разговоры невольно приутихли, а некоторые пассажиры с интересом повернули головы к исполнительнице.
   А помнишь, Галя, как я в армию пошёл? И от тебя всё ждал письма?
   А друг соврал, что я другую там нашёл, и ты поверила словам.
   Я столько лет тебя пытался позабыть, бежал по свету, как чумной, не чуя ног.
   Но разлюбить тебя, родная, разлюбить так и не смог, так и не смог.
      Слёзы навернулись на глаза от переживания. От души пела Галина Ивановна. И эта песня сразу напомнила только что пересказанную ею жизнь.
   На  голове полным-полно волос седых. Да кружит злое вороньё.
   Встречал я женщин умных, сильных, молодых. Да не похожих на неё.
   Промчались годы молодые, ну и пусть. И наше счастье ещё будет впереди.
   А я вернусь, я обязательно вернусь, ты только жди, Ты только жди!
      Снова пошёл припев, а на его окончании Галина Ивановна ещё трижды повторила две последние его строки. Притихший, было, вагон ожил. Многие слушатели благодарили её. Опускали в пакет заслуженные деньги. Надо думать, и их души глубоко затронула песня.
      Когда Галина Ивановна проходила мимо, я опустил в пакет сотенку. Она благодарно кивнула и улыбнулась, как старому знакомому.
      Может быть, и не во всём совпадала песня с её судьбой. Но как она пела?! Пела так, будто каждое слово было выстрадано её жизнью.
      Перешла она в соседний вагон, а я мысленно пожелал: «Счастья тебе, Галина Ивановна, и исполнения мечты»! А ещё, спасибо этой женщине. За её сложную судьбу, за подвижничество. Ради нас – мужчин.


Рецензии
Александр, день добрый. Прочитал вашу Галину...прочитал и отзывы от Галин, они как бы примеряли свою судьбу к вашей Гале.
Сильная личность... и Андрей ей запал в душу. Сама смелая, настойчивая и рядом хотела иметь такого человека по жизни. Война никому здоровья не прибавляла, и Андрей один из тех что попал в её жернова, слава богу жив остался.
Вспомнил отрывок из стиха Ирины Булановой:
«А боги смеялись все утро и вечер -
Смешила их фраза: "Случайная встреча"...
Они от души, аж до слёз хохотали:
Наивные люди! Вам шанс просто дали!»
Путь к счастью легким не бывает и есть уверенность, что у них будет все хорошо, ЭТО ИХ ШАНС ПОДАРЕННЫЙ СУДЬБОЙ.
Такие сильные женщины как Галина, могут стать ангелами хранителями для наших воинов СВО.
Александр, Вам удалось читателю донести душевные переживания героини, показать, как эта женщина пытается возвратить к жизни, полноценной жизни, человека которого полюбила.
Спасибо, желаю успехов в творчестве.
С уважением

Виктор Девицын   30.01.2024 15:51     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и развёрнутый отзыв. Особенно понравилось четверостишие Ирины Булановой.
С уважением и признательностью.

Александр Исупов   30.01.2024 19:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 83 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.