Старые сказки на новый лад главы 9-10

9. О самопожертвовании во имя  любви
Не существует настоящей Любви без чувства
сострадания и самопожертвования ради любимых тебе людей.
(Автор)
Женщина не только способна понять самопожертвование,
она и сама умеет пожертвовать собою.
(Автор)
  Начну эту небольшую главу с рассказов не только о современных женщинах, но и женщинах всех времен.
  Хочу рассказать один эпизод. Как-то летом я отдыхала несколько дней в Набрани. День выдался особенно жарким и мы сидели в беседке прямо над протекающей речкой, пили чай и т.п., женщины ели кабаб, вели разговоры. Большинство из них сходилось во мнении, что муж должен, просто обязан все для них делать и содержать их должным образом. Мотивировка у всех была одна – « Пусть хоть испустит дух, но сделает». Никому и в голову не пришло поволноваться о муже и других членах семьи, которые в такую жару остались в городе и выразить им сочувствие.
  На это я заметила, что если с ними - мужьями что-нибудь случиться, вряд ли они будут сидеть здесь в прохладе и кушать кябаб. Им придется дополнительно к обязанностям матери,  взять на себя роль кормильца и работать, чтобы добывать на пропитание.
Говоря о верности глубокому чувству, о супружеской верности, не могу коснуться жён декабристов.  До восстания женаты были только 24 декабриста.
  Жены декабристов... Нам известны имена одиннадцати спутниц первых русских революционеров-дворян. Их имена вписаны в историю политической ссылки.
Они отказались от всех доступных им благ, не побоялись лишиться привилегий своего класса и разделить с мужьями их участь, тяжесть тернистого пути. Они смело последовали в край каторги и ссылки. Это можно расценить только как подвиг любви и супружеской верности. Создавая всевозможные препятствия к отъезду жен декабристов, Николай I ставил условием такого отъезда оставление детей в европейской России. Из всех препятствий это было самое жестокое. Шести женам пришлось пережить муки расставания с детьми.
«Его величество не одобряло следования молодых жен за мужьями, - писала княгиня М.Н.Волконская в своих «Записках», - этим возбуждалось слишком много участия к бедным сосланным. И все же разрешение дамам в их благородном стремлении затянулось, но «величайшее позволение» было получено.
  Безмерно тягостным был переезд в забайкальские «каторжные норы». Только героические усилия и неиссякаемая энергия этих женщин-декабристок дали им силу преодолеть расстояние в 7 тысяч верст, и притом в зимние вьюги, стужу. Они мчались туда, в край отверженных, почти без остановок, обгоняя партии арестантов и каторжников.
Мария Волконская описывает, что она ехала, не останавливаясь ни днем, ни ночью, не вылезая из кибитки, ей давали «кусок хлеба или что попало, или же стакан молока....»
27 декабря 1826 года в Москве на прощальном вечере в честь Марии Николаевны Волконской, дочери прославленного генерала Раевского, А.С.Пушкин читал свое знаменитое стихотворение «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд...»).
Волнующими были их первые встречи с мужьями. Когда Трубецкая увидела впервые мужа в кандалах, в оборванном и грязном тулупчике, подпоясанном веревкой, обросшего, она упала в обморок. А Волконская, увидев своего Сергея в цепях, бросилась перед ним на колени и сначала поцеловала кандалы, а затем его самого. Недаром у Некрасова в его вдохновенной поэме «Русские женщины» есть такие строки:
«И раньше, чем мужа обнять, оковы к губам приложила».
В Благодатном и началась общественная работа Волконской и Трубецкой, поселившихся в тесной холодной избушке. Обе женщины первый раз в жизни готовили и отправляли в тюрьму супы и каши. Только здесь молодые аристократки научились готовить и понимать всю ценность жизни.
  Осенью 1827 года  приехала в Читу Елизавета Нарышкина, дочь известного героя Отечественной войны 1812 года генерала Коновницына.
  Шестой женщиной, последовавшей  в Сибирь к мужу, была Прасковья Анненкова, урожденная Гебль, парижанка. Считаясь невестой И.А.Анненкова, добилась разрешения ехать за женихом в Сибирь и в Чите с ним обвенчалась. Позже других присоединялись к героическим женщинам Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Анна Розен и Мария Юшневская.
  С приездом в Читу жен наладилась постоянная связь декабристов с родными. Так как самим заключенным было запрещено писать письма, то это делали за них женщины и посылали по назначению. На имя жен декабристов приходили газеты и журналы, в том числе и иностранные.
  В Сибири Александра Муравьева прожила недолго. В 1932 году, когда декабристы томились в казематах Петровского Завода, она, бегая в сильные морозы из камеры мужа на квартиру к маленьким детям, сильно простудилась и вскоре умерла. Её нравственная чистота, беспредельная преданность мужу, сознательное сочувствие политическим идеалам свободолюбцев, бескорыстное стремление облегчить участь товарищей по несчастью вызывали чувства уважения и восхищения у всех декабристов, близко её знавших. К ней и к другим мужественным русским женщинам относятся проникновенные строки поэмы Некрасова:
Пленительные образы!
Едва ли
В истории какой-нибудь
Страны
Вы что-нибудь прекраснее
Встречали.
Их имена забыться не должны.
   
Дамы стали для декабристов «ангелами-спасителями». Они соединили их с тем миром, который был навсегда потерян после политической смерти.. Дамы заботятся о доставлении «материальных средств к существованию» и «моральной пищи для духовной жизни». Они дают в каземате охоту жить, чтобы не убивать любящих нас и любимых нами», - вспоминал М.А.Бестужев. При этом дамы не замыкаются в своем кругу, «теплота их сердец» разливается на всех окружающих их людей, память о них среди сибиряков носит благоговейно-религиозный характер. «Слава и красота вашего пола! Слава стране, вас произрастившей! Слава мужьям, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудесных идеальных жен! Да будут незабвенны имена ваши!», - писал декабрист А.П.Беляев. Одиннадцать героических женщин последовали за осужденными в Сибирь. Светские дамы, потеряв «чины и богатства», сумели сохранить честь и достоинство, и, научившись понимать «всю ценность жизни», воспитать прекрасных детей.
Тем не менее, после смерти А.Муравьевой, на поселении умерли еще две жены декабристов (Ивашева и Трубецкая). Три овдовели в Сибири; им было разрешено вернуться в европейскую Россию лишь после общего помилования в 1856 году. Две жены последовали за мужьями из Сибири на Кавказ (Розен и Нарышкина) и три вернулись с мужьями после амнистии 1856 года (Фонвизина, Волконская и Анненкова).
И все-таки, мне представляется, - главное, что побудило их совершить можно сказать, это геройство – это подвиг  настоящей, большой Любви и супружеской верности! Вряд ли их в тот момент интересовало какой общественный резонанс получит их поступок.
  Верность – это проявление силы человеческой Любви, присуще только истинно, искренне любящим людям.
  Вот чувства, вот Любовь, вот Верность! Любовь всегда есть, была и будет, и несчастны те, которые не любили, не испытали любви, которые жили без любви.
  Ещё пример верности. Когда умерла моя мама, папа был в таком потрясении, что десять дней молчал и ни с кем не разговаривал. Он молча сидел на поминках, четвергах. Только на одиннадцатый день он встал утром и сказал: «Сегодня 11 дней, как умерла Масума-ханум». Он пережил её всего на пол года.
А одна моя хорошая знакомая, на смерть мужа написала стихи, смысл которых в том, «что ты ушел и не объяснил мне – как жить без тебя». 

                10.Есть такое понятие – толерантность

«Толерантность» (новое значение - «терпимость к особенностям других людей»; раньше слово «толерантность» означало «терпимость к чужим  мнениям и вероисповеданиям»; снисходительное отношение).
Азербайджан вошел в пятерку толерантных стран мира согласно рейтингу, подготовленному сайтом Venividi к международному дню терпимости.
«Примером религиозной толерантности может считаться Азербайджан, к оторый опередил по уровню терпимости не только азиатские, но и большинство европейских государств. Страна, 95 процентов населения которой составляют мусульмане, смогла обеспечить мирное и комфортное проживание людей других конфессий и национальностей и заслужить похвалу от вице-президента Европарламента», говорится в сообщении.
Модель толерантности Азербайджана сегодня считается образцом для мусульманского мира и активно обсуждается на множестве международных конференций и форумов, отмечается на сайте, передает Тренд.
«Руководство страны считает: люди, независимо от того, к какой религии они относятся, обязаны проявить уважение ко всем другим культурам, религиям, нравственным ценностям и быть терпимыми к любым традициям, неважно, приемлемы они для них или нет», говорится в сообщении.
В пятерку толерантных стран мира также вошли Швеция, Канада, Аргентина и Австралия.
 К слову.  В Советское время численность других национальностей в Азербайджане
Было больше и мы действительножили как одна семья!
В стране русские школы были в преобладающем количестве и мы все говорили на русском языке, Все вывески, объявления – всё на русском.  Помню, когда я в детсве жила напротив школы №160, она считалась одной мз лучших городских школ. Директором был Курбюмов.  Так вот мнан соседка – простая русская женщинабыла домохозяйкой и подрабатывала шитьем, а му был машинист. Их старший сын окончив эту школу с лёгкостью прошёл в ГИМО в Москве, а на стажировку поехал во Францию. Такое было событие . Радовались всем двором. А когда умерла русская старушка, жившая одна ов однокомнатной квартире, во дворе поставили длинный стол, на котором положили лист бумаги и камень под который каждый сосед любой национальности считал долгом положить деньги. Потом как поёт В.Варум: «Провожали всем двором» и сделали на собранные деньги и поминки. А у нас с соседями была в коридоре перегородка , не доходящая до потолка. Так вот жила русская семья, а тетя Клава, как мы её звали пела (надо сказать очень хорошо) русские народные песни. Я до сих пор помню и когда слышу по ТВ, приятно вспоминаю детство. 
В Баку сейчас есть Славянский Университет, Филиал МГУ им. В.Ломоносова, центральные  городская школа №23, 160 и другие, где преподавание ведётся на русском языке, и там же есть – азербайджанский сектор, а в школах, где обучение проводит на азербайджанском языке, обязательно – русский сектор обучения и т.п.
Функционируют две православные церкви и одна – католическа. А несколько лет тому назад приезжал Римский папа Иоанн Павел II.
В Баку в детском доме №3 состоялось официальное открытие двух вновь оборудованных классов – русского языка и изобразительного искусства с целью начала обучения воспитанников русскому языку и изобразительному искусству.
Как передает Vesti.Az cо ссылкой на Российский Информационно-культурный центр (РИКЦ) в Баку, с начала нового учебного года сотрудниками представительства Россотрудничества и Российского информационно-культурного центра здесь уже проводятся благотворительные занятия по русскому языку и изобразительному искусству лучшими преподавателями РИКЦ Судабой Аббасовой и Минаввар Мухтаровой.
Как отметил выступивший на презентации новых классов руководитель представительства Россотрудничества в Азербайджане Валентин Денисов, было учтено, что в детском доме отсутствуют специальные классы и наше представительство постаралось предоставить всё необходимое для их оборудования и комплектования. Он также поблагодарил добровольно подключившегося к благотворительной деятельности  директора бакинского магазина «Дом твоей книги» Заура Нифтиева и напомнил, что с коллективом этого детского дома центр объединяет давняя дружба. Так, в начале года они представляли культуру народов Российской Федерации на крупном международном фестивале, проходившем в Баку. Наши юные друзья достойно заняли тогда первое место. И теперь изучать русский язык они берутся с большим интересом", — с гордостью подчеркнул глава РИКЦ.
Затем гости осмотрели новые классы, а присутствовавшие специалисты отметили, что новые учебные классы современны и будут способствовать лучшему усвоению детьми  предметов русского языка и рисования.
Выступившая на азербайджанском языке директор Детского дома №3 Махбуба Гусейнова  сообщила, что они давно мечтали организовать обучение детей русскому языку и изобразительному искусству и, наконец, наша мечта осуществилась, сказала она. Спасибо Послу России в Азербайджане Владимиру Дорохину и представительству Россотрудничества за внимание к нашему коллективу, — подчеркнула Гусейнова.
Затем состоялся праздничный концерт, в котором принимали участие воспитанники детского дома и их гости – учащиеся бакинской школы № 145. Дети исполнили литературную композицию на тему «Великие люди о великом русском языке», русские и азербайджанские народные танцы и танцы других народов мира.
   

                ******
                Искренность и правдивость – основа
                всех добродетелей (Конфуций)
Одной из ярких представительниц Азербайджанской интеллектуальной, интеллигентной женщины – Человека  Науки и Культуры является доктор филологических  наук, профессор, художественный руководитель театра «UNS», ныне ректор МГУ им. В.М. Ломоносова в Баку является Госпожа Наргиз  ханум Пашаева. Весь духовный облик её – это утонченная грациозность, и трудно назвать иначе.
  Касаясь вопросов воспитания, госпожа Пашаева Наргиз ханум придерживается мнения, что «наше сегодня  определяет новые законы воспитания, в которых важное значение имеет самостоятельность. 
  Считает, что  в деле воспитания сыновей мать должна занимать особое место. А главное - не только завоевать авторитет у ребёнка, но и удержать его. Перед детьми  в настоящее время открываются широкие перспективы и часто во имя блага ребёнка приходится преодолевать материнский эгоизм».
  «У современной молодёжи особый характер, определяющими качествами которого  являются большая решительность и смелость. В этом можно усмотреть влияние времени и более раскованной западной культуры.
  Человек должен стараться решать свои проблемы по возможности самостоятельно, стараясь не нагружать ими никого».
 Она очень проста и непосредственна в общении с людьми.
  Вот такой примечательный факт. Когда реставрировался и достраивался очередной подарок меломанам города и посещающей театры части населения, - театр UNS, как-то по TV транслировался ход работ по его восстановлению то рабочие, участвующие в этом, рассказывали, что когда Наргиз ханум приезжает ознакомится с протеканием ремонтных  работ, она помимо вопросов, касательно технической стороны работ, интересуется также самочувствием и бытом строителей. Она благодарила всех участвующих в строительстве и выражала это очень искренне и доброжелательно.
А после каждого представления в театре UNS лично поднимается на сцену и удостаивает каждого участника рукопожатием и словами благодарности.
  Мне приятно, что относительно того, что каждый должен решать свои проблемы самостоятельно, наши взгляды совпадают. Каждый человек на своём жизненном пути должен проходить сугубо свои уроки жизни, испытания, преграды. Пытаться преодолевать – бремя, чаши горечи или радости самим. Подключая и привлекая к решению этих проблем и уроков жизни других, которые решат всё за них, не означает, что  эти же - проблемы не возникнут вновь. Я не выступаю за категоричность в отношении руки помощи, к ним надо прибегать в крайних случаях и не перекладывать своё бремя на плечи других. Это исключит  повторение испытания и ваши стенания по поводу долгосрочной неразрешимости ситуации.
  «Меня постоянно преследуют неудачи. Сколько времени не могу решить проблему». Возможно это ваши слова и если вы так подумали и сказали – вот вам наглядное подтверждение вышесказанного.
    Кроме того, как следует из Писаний, Бог возлагает человеку на плечи только тот груз, который он в силах выражаясь образно «поднять» т.е. только то, что ему под силу. При этом поддержка, подсказка и защита мира ему обеспечена. Я уже писала, что всегда слушайте своё сердце, свою интуицию. А отдавая решение своих проблем другим понятно, что они чаще всего останутся нерешёнными, а повторяться будут до тех пор, пока вы сами не подключитесь к их разрешению.
  «Если он (человек) уверовал в Истину и устремлён в Духовному, то пройдя уже здесь на земле, через  испытания, через жернова вещественности, он предстанет чистым перед ликом своего Творца, независимо от того, как он согрешил когда-то… И здесь глупо говорить об ударах или испытаниях судьбы. Всякая борьба, всякое страдание есть прогресс. Ими людям представляется возможность стереть следы былых прегрешений, ибо не единого гроша не отпустится никому просто так, - в этом нерушимый закон справедливости Творца, так как в творении Его действует Вечный Закон – «Закон Дел». (Валерия Порохова). 
  Никогда ни при каких обстоятельствах испытаниях, бедах нельзя опускать руки. Испытание должно быть пройдено решительными и обдуманными действиями с осознанием, что произошедшее неизбежно, мобилизоваться и постараться выйти из создавшегося положения. А отчаяние, уныние, роптания на судьбу – не лучшие советчики и помощники в этом.
               


Рецензии