Романтизм души и чувство долга... Интервью

Романтизм души и чувство долга — его компас!

- Интервью -

— Александр Иванович! Поскольку это детско–подростковый журнал, то большая часть читателей попросту не знает Вас. Представьтесь, пожалуйста: где, когда Вы родились, кто Ваши родители? Где учились, начинали свой трудовой путь?

— Родился я в Житомирской области, на Украине, в тридцать девятом году. Родители были активными комсомольцами. Мой дед по отцу — сельский священник, дед по материнской линии — лесничий. Жили всегда большой, дружной семьей. Война многое нарушила. До апреля 1944 года были в оккупации, все воспоминания тех лет, естественно, связаны с болью. Лиха хватили через край... Победу, освобождение восприняли как счастье. В сорок шестом вернулся с фронта отец (служил он в авиации), а через год его снова призвали в армию, и начались наши семейные переезды — в Борисполь, Миргород. Здесь я закончил среднюю школу — в пятьдесят шестом, получил золотую медаль и тем же летом поступил в Киевский инженерно-строительный институт на  факультет промышленного и гражданского строительства. Через пять лет закончил его, и так стал строителем.

В политику я никогда не ввязывался. Всю жизнь занимался любимым делом.

— В Протвино Вы приехали уже большим начальником. А до тех пор?..

— В наш институт приезжали кадровики из Министерства  среднего машиностроения СССР (ныне это Минатом), подбирали кадры для разных союзных строек. Хотя в моем роду были и другие инженеры-строители, которые предлагали  варианты трудоустройства поближе к дому, мне хотелось уехать в Сибирь, на большую стройку.

Я дал согласие, и так попал в Ангарск в сентябре 61–го, в Иркутскую область. Начинал мастером. Затем работал  инженером, начальником участка в Красноярске–45, Байкальске. В шестьдесят седьмом в составе "первого десанта" попал  в Краснокаменск Читинской области, где отработал девятнадцать лет, и  уезжал оттуда уже будучи главным инженером управления строительства. По назначению Министерства в 1986–м году прибыл в Протвино, в должности начальника управления строительства "УС–620".

— Сколько же Вам довелось построить в этом городе! И не только в этом…

— До 2000 года наш город был завершен, построен таким, каким является сейчас. За четырнадцать лет, с 86,  фактически вчетверо увеличился объем строительства жилья в Кременках. Нашим управлением возведен поселок Оболенск, институт ВНИИПМ. Кроме того, выстроены двенадцать сельхозпредприятий, с созданием технических и социальных баз в Московской и Калужской областях. Строили в поселке Большевик, Троицком, Чаусове, Высокиничах…

Мощности нашего предприятия позволяли строить много. Так, в 1991г., например, у нас работало 8200 специалистов, в том числе около четырех тысяч солдат…

— Александр Иванович, мы знаем, что Вы имеете немало правительственных наград. Ваш опыт, вклад был оценен по достоинству. Интересно воспринимать из Вашего рассказа вот это переплетение в Вашей жизни и судьбе душевной романтики и долга. В прежнее время все это было необходимо и проявлялось в людях. Затем — всеобщий перестроечный развал, жертвами которого фактически стали все мы. Но вот, кажется, сумятица перемен позади, люди хотят спокойной, нормальной жизни. Хотят видеть счастливыми, здоровыми, образованными своих детей. А все никак не получается. Общество все больше разделяется на элиту и нищенство.

Молодежь должна видеть перспективы, а у большинства этой перспективности как будто и нет. Разве это нормально? Отсюда — наркотики и многое другое, пагубное.

Когда мы выбираем Главу города, — нам представляется, что мы выбираем, по меньшей мере, своего сторонника: во взглядах на проблемы, пути развития, цели, наконец. А заканчивается все банально: приходят новые люди и начинают постепенно только отнимать: у подростков — подвалы (даже!), у энтузиастов — их  кровное дело (как Выставочный зал и салон–магазин, например, у Людмилы Петровой); у бизнесменов — арендуемые площади и т.д. Такое впечатление, что мы сами приводим к власти своих разорителей. Парадокс какой–то, но он есть. Причины, видимо, в том, что мы не требуем от кандидатов в мэры предъявления своих программ  развития города, отчетов о выполнении их же, не выносим оценку их работе. Парадокс и в том, что имея Совет депутатов — мы фактически не имеем органа контроля! О чем говорить, если самым деятельным «советником» депутатов «с решающим правом голоса» является… секретарша!!!

Честное слово, это так! Сама убедилась, когда два года назад обращалась в этот Совет за финансовой поддержкой для журнала, а вскоре удалось понять реальное положение дел! Когда рассказала о своих пустых хождениях к депутатам  молодым руководителям самостоятельных предприятий, они просто смеялись над моей наивностью, что я К ДЕПУТАТАМ ОБРАТИЛАСЬ ЗА ПОМОЩЬЮ!!! Вот в какой потешной обстановке мы живем!

Общеизвестно, что, на самом деле, глава и депутаты на своих заседаниях всего–навсего "пасуют"  друг другу! Уверена, что если бы к власти пришел такой человек, как Вы, то есть лидер, уважаемый прежде всего профессионалами (а не подхалимами), наверное, можно было бы очень многое изменить в Протвино… 

В связи с этим хочу спросить Вас: в Вашей предвыборной программе, наверное, фигурируют вопросы перспективы развития города? В том числе — строительства нового жилья? Чисто молодежные вопросы: создание новых рабочих мест, организация досуга, обеспечение жильем молодых семей?

— Конечно. Все эти вопросы в моей программе есть. Основная ее идея — вернуть Протвино достойную жизнь.

У нас очень красивый современный город, который считается одним из лучших малых городов Подмосковья. А за последние десять лет люди вынуждены мириться с огромными трудностями, и не понимают, как вернуть былое благополучие. Мне кажется, нужен поиск других, новых способов развития города.

Дмитровский — выходец из института (ИФВЭ), став главой города, имел все основания, чтобы сделать его наукоградом. Тогда последовала бы помощь из области, целевое финансирование из Федерального бюджета. Инертность администрации дала в этом плане нулевой результат. В настоящее время налоги в большей части уходят в область, а при наукограде — было бы наоборот.

Вторая насущная задача — вернуть в город квалифицированные кадры, инженеров, строителей, рабочих, которые в настоящее время мотаются в Москву, теряя при этом семьи и самих себя. Для этого необходимо недостроенные объекты перепрофилировать на выпуск другой продукции, создавать новые акционерные общества, то есть открывать новые рабочие места, дать людям возможность зарабатывать.

Когда–то у нас любили повторять, что наш город — молод, и строить его молодым. Конечно, хочется передать свой опыт молодежи. Сформировать новую молодежную команду управления, с ее участием разработать программу развития города. Привлечь все активные силы, желающие заинтересовать молодежь нужным, полезным делом. Но я знаю пример, когда начинающий бизнесмен отдает личные деньги, чтобы развить свою идею, с привлечением молодежи  к интересному занятию, а от администрации города не имеет никакой поддержки.

Второй пример — Ваш журнал. Молодежь потянулась "к огоньку", заинтересовалась творческим делом, а средств на его развитие найти не хотят. Таких примеров немало…

— Александр Иванович, хочу задать один, скажем, некорректный вопрос. Иногда о Вас слышишь, что, вот, де, мол, распродали стройку, развалили все. Многие готовы повторять это. Хотя, конечно, понятно, что когда рушилось все, система, социальный строй, никому не возможно было устоять — ни колхозам, ни институтам, ни заводам. Тем более, крупным структурам…

— Да, мы оказались в очень сложной ситуации, когда все крупные госзаказы перестали поступать, а строители и их семьи должны были что–то есть, выживать… Следовательно, мы искали возможные выходы из положения. На базе освободившихся площадей в течение семи лет были созданы и отпущены "на волю" (т.е. стали самостоятельными юридическими лицами) 32 разнопрофильных предприятия. Наверное, немало? Среди них — ООО "Янтарь", "ИРЭН" и другие, по выпуску пластмассовых и деревоизделий, и т.д. Большинство из них стало устойчивыми налогоплательщиками, пополняющими горбюджет.

В настоящее время по реестру в городе насчитывается  более сорока мелких строительных предприятий, каждое из которых сейчас существует само по себе, как умеет, ищет заказы в Москве. Выход для выживания таков: необходимо сюда из Москвы "притащить" инвестиции, деньги то есть, чтобы пустить их в дело. Необходимо как-то заинтересовать инвесторов вкладывать деньги в Подмосковное строительство.

И второе. На добровольных началах необходимо объединить имеющиеся строительные предприятия в Холдинг или Консорциум, не отбирая прав, с целью увеличения возможностей использования привлеченных инвестиций.

К сожалению, две предыдущие команды администрации не занимались этими вопросами, молча наблюдали, как разваливается стройка, не зная даже, с какой стороны к ней подойти. Хотя могу заверить, что  мы били во все набаты, постоянно напоминали о наших трудностях. И как могли — тащили не только свой груз, но и чужой. Например, до 98 года наша котельная отапливала город Кременки, накопив 86 миллионов рублей долгов, которые так никто и не погасил. Наши строители зарабатывали на объектах Тульской, Калужской областей, чтобы покрыть эти затраты, тогда как администрации никак не могли разобраться между собой. И это тоже усугубило положение управления строительства.

А с 2000 года "УС–620" руководит другой управляющий, и каковы дальнейшие планы нового управления - я не посвящен в это. А вот глава города как раз должен знать это, и давать свое "да–нет" на ту деятельность, которую собираются разворачивать в городе бизнесмены.

Повторю: как опытный хозяйственник — надеюсь принести большую пользу городу. А перемены к лучшему сейчас нужны как никогда!

— Вашему оптимизму хочется завидовать. Беседа с Вами, Александр Иванович, подтвердила слышанное о Вас неоднократно: Святоцкий — прирожденный лидер! Желаю Вам победы на выборах 14 марта!

— Без оптимизма и энтузиазма далеко не уйти. А в победу я  верю!

 Беседовала В. Лефтерова

Ноябрь-2003 г.

(журнал  "Эксперимент", №1(9) /2004, с.4)


Рецензии