Код или матрица Екклесиаста. Часть 1

    «…Ведь мы можем назвать многих не особенно ученых людей, бывших великими государственными деятелями, и ученейших людей, неискусных в делах государства; что же касается человека, выдающегося в обоих отношениях, который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто может сравняться с Деметрием Фалерским?»
(Цицерон, О законах, III, 6, 14).
               


Книга ЕККЛЕСИАСТА - входит в Ветхий Завет. Эта Книга Проповедника кроме подлинника сохранилась во многих переводах, что свидетельствует о её популярности. Пользуется исключительным вниманием у широкой аудитории она и в наши дни, так как представляет собой философский труд умудрённого жизненным опытом человека. В своё время богословы Талмуда вели долгие споры по-поводу включения её в состав Библии, т.к. считали содержание этой Книги еретическим.

Традиционно авторство Книги Екклесиаста (Кохелета) приписывают известному мудрецу Соломону, по другой версии - царю Озии (он же Азария). Согласно исследованиям Игоря Вегери, автором Книги Проповедника является грек по национальности оратор, философ, последователь Платона и Аристотеля, правитель Афин, содержатель Александрийской библиотеки и советник Египетского царя Деметрий Фалерский. Написана Книга Екклесиаста примерно на рубеже 4-3 вв до Р.Х.

Эта удивительная Книга выделяется среди Священных Писаний. Она не только необычна по своему содержанию, но до сих пор считается самой загадочной частью Библии. Чтобы открыть её тайну, необходимо прежде всего понять образ мыслей её автора. Этот мудрый человек познал всё, и положительные и отрицательные стороны круговорота жизни. "Нет ничего нового под Солнцем", "Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, - всё суета" и "томление духа". Сознание Проповедника пытается хоть за что-то ухватиться, и в своей противоречивой проповеди он даёт такой совет: просто и праведно живи, не задумывайся, созидай, ешь, пей, наслаждайся, радуйся сегодняшнему дню, во всём усматривай божественное начало. Но ведь пока человек так живёт, его всё устраивает, и вопросов о смысле жизни он не задаёт.

Проповедник, который наставлял на путь истинный людей, сам попал в смысловой тупик. Он пишет, что, пройдя через все 7 видов возможной "суеты" (что символически можно назвать этапами его жизненного цикла), он вошёл в "лабиринт" мучительных поисков ответа на вопрос: "Что дальше?" В конце Книги даётся вариант спасения, но он выглядит неубедительно. Согласно мнению большинства исследователей Библии, заключительные строки Книги Екклесиаста о том, что надо бояться Бога, Его Суда и соблюдать Заповеди, принадлежат переписчикам или редакторам, а не автору основного текста.

Проповедник оказался в состоянии полной безысходности: он разочаровался в Ветхозаветной религии, не видел высшего смысла ни в чём мирском, и не верил в возможность познания скрытой от человека божественной тайны. Апофеозом его мучительных изысканий становится мысль о спасительной смерти. Если бы не одно "но" ...

В том месте Книги, где говорится об уходе человека в мир иной, присутствует поэтический образ "цветущего миндаля". Я заинтересовалась этим символом. Вы когда-нибудь видели цветущий миндаль? Это необыкновенно красивое зрелище! При созерцании такой божественной красоты человека должно охватывать чувство любви к миру, состояние радости, желание жить! Я проанализировала стихи современных поэтов на портале "Стихи.ру", в которых присутствует образ "миндаля" и фраза "когда цветёт миндаль". Это очень конкретный и часто встречающийся поэтический образ.
К сожалению, во всех рассматриваемых случаях он указывал на щемящее чувство неизбежного ухода из жизни, когда оценивается по существу то, что человек теряет навсегда, т.е. значение образа связывается исключительно со смертью.

Особенно меня поразили строки из произведения одного поэта (Михаила Р.) умершего в марте 2012 года. В его стихотворении повествуется о том, что он (автор), живя на Севере, услышал как диктор по радио сказал, что в Душанбе (читай "в душе") в горах (читай "не в нашей обыденности, а в горней чистоте") зацвёл миндаль, и далее следуют такие строки: "... и тут сломалась ось в моей душе", "... скорей приобрести билет на юг: ведь всё что видим мы в последний раз, таким родным становится для нас!" В своём стихотворении поэт фразу "В ГОРАХ ЗАЦВЁЛ МИНДАЛЬ" (у автора выделено заглавными буквами) повторил 7 раз. В данном случае число 7 можно рассматривать как семь этапов жизненного цикла. Михаил прошёл полностью свой цикл жизни ( "ось души или судьбы"). У Екклесиаста аналогично можно выделить жизненный цикл состоящий из познания 7-ми видов суеты. Пройдя эти этапы познания, Екклесиаст не умер. Опустошённый и выжженный изнутри он всё-таки продолжал жить. Из Книги Проповедника можно догадаться, что он отошёл от дел (в отличии от Соломона, который царствовал до конца жизни) и посвятил остаток своих дней поискам ответа на вопрос: "Как и чем накормить душу?", что эквивалентно переходу к новому уровню сознания, новому качеству жизни, а главное, её продолжению. Это был большой труд его души.

Время чистой веры проходит. Для перехода к новому уровню, который Нострадамус и другие пророки называют "Золотым веком", "Новой Эрой", необходимо Знание. Этот будущий период в истории человечества Ванга назвала временем "Империи Духа", из других источников - временем "Огненной Библии". В Книге Екклесиаста в скрытой форме дан код перехода к новому Знанию. Всё лежит на поверхности, но Бог до поры до времени спрятал эту мудрость, положив её на самое видное место... "Всему своё время, и время всякой вещи под небом!" (Еккл.3-1). А может быть открытие этой тайны для осуществления перехода к новой жизни - пришло?! Более конкретно об этом расскажу в следующий раз.

P.S.
Могу предложить вашему вниманию своё стихотворение "МИНДАЛЬ", в котором ломается стереотип связи образа "цветущего миндаля" со смертью и согласовывается с идеей возрождения и продолжения жизни.
Оно было написано до прочтения Книги Екклесиаста. 
В "МИНДАЛЕ" символ "цветущий миндаль как венец Творения" приобрёл добавочный  смысл:
"цветущий миндаль как жизнеутверждение".
http://www.stihi.ru/2012/05/16/6094


 


Рецензии