Апрельский кавардак

Разбудил меня криком петух. Который из тех, глиняных, что на плетне сидят. «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку! Хватит на печи лежать! Весну скорей беги встречать! Ку-ка-ре-ку!» - заливается.



Высунул нос я из-под бараньей шубы. Кака-така весна? Где весна? Что ты мелешь, глупая птица! Вчерась, зима была, метель мела… А сегодня что же, весна? На ходики глянул – час. А что за час, какой час, чего час - не пойму! Ежели петух пропел, значит-ца ,  ночь. Петухам  и положено в первую стражу петь. А, ежели час дня уже - так то  либо ходики  мои сломались, либо петух с ума сошёл! Оно и немудрено: поди разбери, чего в природе нынче делается. Да и кукушка часовая молчит отчего-то. Проспала, верно! Проспала, негодница!!! Или яйца свои полетела в часы соседские  подкидывать! Эдак, всю службу часовую завалит, караульщица!



А петух глиняный не унимается: «Ку-ка-ре-ку! Царствуй, лёжа  на боку! Весна, весна!». Запустил я в него колотушкой,  для порядку. «Чего орёшь, посреди ночи, глупая птица! Такой сон мне восхитительный снился… Будто, весна и не весна вовсе, а девчонка рыжая, косички в разные стороны торчат, глаза голубые-голубые, а  нос у ней веснушками посыпан. И пришла она ко мне в коротенькой юбчонке и говорит, игриво  так: «Ну, здравствуй, милёнок..!».  Такой сон! Прелесть, что за сон! Эх, не дал досмотреть, чучела ты глиняная! Ужо докричишься, прямиком в суп у меня попадёшь!». Слез я с печи, в окошко глянул: а там …. и вправду, чудеса чудные!



Выскочил я на двор, в чём был! Мама, моя родная! Так и Царство Небесное проспать можно! Теплынь такая стоит, что градусники полопались, солнце рыжее светит, усмехается, цветочки малые из-под земли повылазили, птички на все голоса  тенькают! Весна! Ждал я её ждал, приближал даже… Приближал,да... А она раз - и тута! Даже в калитку не постучалась! «Где ж ты была, весна?!» - спрашиваю. «Надо где! – мне весна отвечает - Радуйся, что вообще, в ваших краях появилась!». А я что? Я-то радуюсь!



Походил я по двору, глазом хозяйским поприглядывал, где какой непорядок имеется. Смотрю, что за диво такое? У колодца, где третьего дня снеговики совещалися, остались от них одни лужи, да метёлки,  в землю черенками воткнутые. Но, ладно бы просто метёлки. А тут такое… Расцвели метёлки. Пустили побеги молодые, почки выгнали  и …зацвели. Рясно цветут! Рассказать кому - не поверят. Я и сам стою, глаза кулаком протираю, в изумлении: веники прошлогодние цветут, что за диво!




Побежал  я в хату, из сундука тетрадочку вытащил, карандаш химический за ухо заткнул и назад  скорей. «Надобно, - думаю -  дело такое задокументировать, оприходовать прибыток! Чтобы во всём порядок соблюдался!». Хожу от метёлки к метёлке, считаю. В тетрадочку свою всё подробно записываю. Карандаш послюнявлю и пишу: «…слив - тридцать штук, яблонь – сорок, груш – не менее, вишни да черешни с полста будет… Персиков – дюжина!». Подсчёт произвёл, тетрадочку обратно в сундук припрятал, а сам, про меж себя, рассуждаю: «Энто дело хорошее! Пускай цветут! Буду метёлки компотом сливовым поливать, окапывать; вымахают  дерева, соберу урожай небывалый! На другую  зиму вареньев хозяйка моя накатает, да компотов накрутит! А кое-что и на ярманке продам!».



Покуда по двору ходил, насобирал вёдер ржавых, что у снеговиков заместо шапок были. Отнёс вёдра в кузню. Наказал кузнецу, что бы он из тех вёдер  цепи да ошейники повыковал. По размеру гусиной шеи. Гуси-то, гуси  мои разморозились! Те самые, каких  я из-под снега в марте наковырял! «Вот и, -мыслю я ,- будут оне у меня, вместо собак, службу сторожевую нести. Хозяйство  моё караулить!».  Кузнец мне цепки и ошейники выковал. Посадил я гусей заместо собак! Каждому гусю будку просторную поставил, рядом с будкой кормушки. У нас завсегда так, коли гуси мороженые по весне оттаивают, их на цепь. Гуси энти злющие, шеями вертят, шипят, так и норовят за тебя штанину ухватить. Вот и неповадно будет воришкам  в огород ко мне лазить!



«Что же?- думаю. - А надо бы поглядеть, чего в мире делается! Просидел всю зиму в деревне, бирюк-бирюком, носа из хаты не казал. А в мире, может, без меня обновления  какие вышли, важные! Можно, конечно, и в телевизоре любую событию узнать, и радио покрутить, да охота всё ж своим глазом пощупать!»




Пошёл я на огород - вижу есть! Стоят ещё три сугроба нестаявших! «Ага! –думаю,- Сейчас я вас, родименьких, на свет Божий и вытащу!». Лопатой пошурудил, пошурудил;  потыркал, там и сям, точно - есть! Впоймал трёх  раков здоровенных. Раки, что надо: знатные раки, задиристые, один другого краше.  Клешнями колючими  щёлкают, на ножках хрустящих качаются, хвосты у них красные панцирные. Водят раки своими усищами двухметровыми, глаза выпучили! «Отпусти, ты нас, добрый  человек! - просят меня раки - Зиму мы всю тута, в огороде,  зимовали - так весна ноне!  Нам бы в речку пора, детушки у нас малые!».




«Отпущу, отпущу... Ишь, заволновалися,  насекомые!- смеюсь я над раками - Да только службу – службишку мне сослужите!  Опосля, пожалуйте – в речку!На здоровье!». Надел я на раков хомуты да уздечки, один здоровенный рачище у меня коренным, два помельче - пристяжные. Запряг раков в печь и…



Вы-то, небось,  думаете:  что же за печь у меня, совсем видно негодная, древняя, раз я раков в неё запрягаю? Ну, подумали же?! А я вам так отвечу. Это в только сказках Иван-дурак на печи самоходной едет, молоко из крынки попивает да калачами  с баранками закусывает! У нас не то.  Мы-то в реальном мире живём. Всё в деревне нашей,  как у людей!



Сел я на печку, едем. Раки ножками своими хрустящими перебирают, хвостами по земле бьют, ажно  пыль  на дороге подымается! Я на раков прикрикиваю, чтоб сильно не гнали, плёткой помахиваю. Дым из трубы дымит. А я на печи сижу, ножки свесил, думу думаю… «Это ж…  с какого году я техосмотр на транспортное средство не проходил…». Не успел я и подсчитать, откуда ни возьмись, на тебе: стоит на обочине сотрудник ГИБДД. Фуражечка на затылке, брючки с лампасами,  палочкой полосатой машет. Сделайте, мол, товарищ водитель, остановку. Ну, как знал! Откуда только принесла его нелёгкая!




Тот к печи моей подходит, представился. «Пожалуйте, - говорит - права и техпаспорт на  средство енто, транспортное!».  Я заслонку приоткрыл, достаю оттуда гуся запечённого. «Держите, - говорю,- господин полицейский! А сейчас ещё и пирог достану с капустой! Вас стоит пирог дожидается! С пылу, с жару! Моя хозяйка такие пироги печёт, что  и пальцы проглотите! ». Нырнул в печь, пирог шукаю. Темнотища, хоть глаз выколи! А оно всё не то: горшки да ухваты, пианина, телевизоры старые валяются,  ботинки рваные… Ага, вот он пирог капустный, за машинкой швейной спрятался!  Насилу пирог из печи вытянул, сажей весь перемазался. Улыбнулся инспектор.



«А докУменты у нас, господин дорожный инспектор,  в целости и полном порядке. Средство передвижения нашего на три  силы рачиных рассчитанное. Так что мы не нарушаем, ни-ни!». И пирог я ему в руки - хлоп! «Да, как сказать, гражданин водитель, как сказать… Не нарушаете, говорите… А то,  что движение на скоростной магистрали  тормозите, с энтим, как быть  прикажете? Дороги нашенские на раков пока не рассчитаны. Осенью будут, вроде, специальную полосу для гужевого транспорта налаживать. А покуда …вертайтесь назад, в свою Вареновку! Не задерживайте движение!».




Эх, ма ! Ну что делать? И так я инспектора уговаривал, и эдак. Он – ни в какую! Кремень! Поворачивай взад и весь сказ! «И потом,- говорит мне инспектор,улыбаясь,- средство передвижения у Вас, гражданин водитель, старое, где откопали его только, коптит больно! Уж всё вокруг закоптило, ничего не видать, что на дороге делается! Надо бы технику Вашу на выброс вредного газа проверить! На первый раз Вам предупреждение!А не почините - лишение прав на полгода!». А сам, гляжу, из подсумка противогаз достаёт…



Расстроился, было,  я.  Ну, да делать нечего. Развернул я раков плёткой и поехал на печи восвояси. А только гляжу, инспектор-то за мной бежит, бежит, в свисток свой блестящий свистит. «Что ещ-а? – думаю - Чем не угодил?!». Подбежал инспектор, запыхался и говорит мне: «А хозяйке своей передайте наше спасибочки, коллективное, от всего ГИБДД! За пироги с капустою и гуся запеченного. Мы туточки  с самого зимнего равноденствия  стоим, с обещанного света конца, перекрёсток ентот, стратегический регулируем, так росинки маковой  во рту ещё не было! А сколь ещё стоять будем  никто не ведает!Начальство наше отпустить обещалось,как рак на горе свистнет...». Козырнул мне, ещё раз на раков подивился и побежал затор на дороге расчищать. Служба!




Приехал я обратно домой. Раков распряг, отпустил на речку насекомых, как обещался.



Да только до того, взял рака одного, того самого, что коренником у меня бежал, завёл его на весьма высокую гору и говорю: «Свисти, насекомая!». Заворчал Рак, забормотал неразборчиво, клешнями защёлкал  недовольно. «Никто не слыхал ещё, как раки на горах свистят! Тебе-то зачем, человече?» - меня Рак вопрошает. « Да так, мужик один на дороге стоит, уж с прошлой зимы не емши, без отдыху,  махает палкой почём зря! Надоть бы его домой,к жене, наладить. Опять же, скоро на ярманку мне ехать, фруктой торговать, а мужик энтот мне - препятствие!». Рак поворчал немного для виду, а потом КАК свистнет, как СВИСТНЕТ! Усы у него в разны стороны встопорщились, глазья выпучились, сквозняк  поднялся небывалый! У меня от свиста рачьего, ажно  ухи заложило! Вороны по небу летели и те кверху лапами попадали! А в соседней деревне, слыхал опосля я, звонарь с колокольни упал! «Ну и здорова же ты свистеть, насекомая! Чуть сознания через тебя не лишился! Теперь-то точно на ярманку ход мне свободный!». Отпустил я раков с миром, оне на радостях с горы в речку и поплюхались.



«Ничего-то, - думаю, - в Городе энтом хорошего нету! И чего это мне ехать туда вздумалось? Сидел бы в деревне своей! В рОдной Вареновке. Будто, дома дел у меня нет!». Покормил я гусей своих цепных. Ай, хороши гуси: шипят здорово, клювами щёлкают, гогочут, чуть не углядишь - схватят за штаны и пропал человек!



Сел я на завалинке, ножки вытянул, гляжу на своё хозяйство и радуюсь. До чего же красота у меня! Лепота! Метёлки цветут! Пчёлы к ним дорогу наладили, жужжат, около них вьются, мёд апрельский собирают. А плетень-то плетень! То же-ть распустился! Не плетень, а цельный лес! Жунгли! Вот налажу ружьё дедовское, гусей на поводок возьму и - на охоту! Индюков да фазанов  к ужину добуду, а может и вовсе, кабана или медведя… Вольно  же мне на солнышке весеннем мечтается!  В анбаре поросятки малые хрюкают. На птичьем дворе суета: куры да петухи копошатся, чегой-то из земли выклёвывают… Чегой-то… Пригляделся я: не понятно, неправильно как-то куры себя ведут. Залезли на высокую кучу, лапами гребут, крыльями машут, кудахчут. Что такое?!



Пошёл глянуть. Подхожу ближе: ну и дела! Куры лапами кучу-то  гребут, гребут,  а из-под лап ихних …пятаки медные Катькины, да рубли серебряные, да червонцы золотые выскакивают! Лапой курица дрыгнет - пятак! Другорядь ковырнёт - рубль али червонец! Обрадовался я. Доброе же энто дело! Это ж куры мои клад старинный нашли! Дед мой клад тот при царе Горохе ещё припрятал, а куда схоронил - запамятовал!  А я-то в прошлом годе купил себе металлоискатель, доро-гущий! Тоже, значит,  клады спрятанные отыскивать! Да только, сколь ни рыл – кроме ржавых банок консервных  ничего не сыскал! А тут куры безмозглые! Птицы глупые!



Пособирал я монеты старинные в горшок. Полный горшок злата да серебра насобиралося! А пятаками, аж два ведра с горкой набил! Будет теперича мне счастье! Во-первых, летом в Египет  поеду. Давно мечтал поглядеть, как там люди в странах иных живут-проживают! И на пирамиду энту, что со Свинксом, залезти желаю! А ещё, говорили мне люди знающие, будто в том Египте аж ДВА моря! А нас ни единого – речка Сливянка  на заду огородов, три метра в ширину, полтора в глубину! Во-вторых, куплю себе билеты на Олимпийские игры! Те, что в Сочи, в 2014 годе обещаются! На все финальные матчи! А, главное, на хоккей! Можно, конечно бы,  и в телевизоре поглядеть… да только обидно мне: чего же мне игры Олимпийские в своей-то Рассее-матушке по телевизору рассматривать!». А теперь-то клад мне дедовский и помог!



Размечтался я про то,  да сё… А только слышу - тянет меня за штанину снизу кто-то. Думал гусь, испужался, а то не гусь вовсе, а так, кот апрельский. «Чего тебе надобно, животная?! Чего за штанину тянешь, порвёшь-то портки мои новые! Брысь, брысь отседова!». А животная полосатая не отступается. Ходит кругом, точно тигра какая! «Что же ты, хозяин себя и котов порядочных мучаешь?- говорит мне животная - В календарь-то с утра ты глядел?». Календарь… Да что календарь? «А то… что сегодня - День рыбный!Неделя-то Крестопоклонная! В Посте християнам добрым облегчение! Так сходил бы ты на Сливянку, рыбки наловил!». И ходит кот апрельский кругом меня, одно канючит: рыбки, рыбки, видите ли, ему подайте! «Рыбный день, рыбный день, рыбный день!» - заладил вредный котище. Ну, раз рыбный, так тому и быть!




Собрался я на рыбалку. Речка Сливянка недалече, в огороде моём текёт. Собрался я, значит, да и пошёл. Взял мешок для рыбы холщовый. А вместо удочки – дудочку!  Потому, как я конституционные рыбные права соблюдаю и, вообще, в  Гринписе энтой состою почётным… Который год уж,  как рыбу только на гуделку и  приманываю.




Пришёл я на речку Сливянку. Тыщу лет текёт речка-речушка, себе тихонечко. Сел на крутом бережке. Развёл костерок, котелок закоптелый подвесил на рогульках. А рядом и сковороду на уголья постановил. «Ну, - думаю, - пора и рыбалить!».  Достал из штанов дудочку. И давай дудеть! В гуделку дую, рыбы из воды морды повысовывали, выглядывают. Интересуются рыбы, кто это на дудочке играет. Я мешок открываю: прыгайте рыбы, в мешок, да только те, что пожирнее! Караси в мешок и прыгают.  А иные,  сразу в котелок норовят. В уху. Вот  и сазан здоровенный выманился. Покрутил мордой, усами пошевелил… Прыг!- из речки.  И прямиком на сковороду! На сковородке улёгся поудобнее, как один бок поджарится, так сам – прыг! Шлёп! Переворачивается. А кот апрельский, животная хищная, одно поварёшкой уху, знай, помешивает да подсоливает… Когда ушица готова будет?


 

Наловил я рыбы полный мешок. Сазана жаренного в карман спрятал - отдам хозяйке своей, то-то рада хозяюшка будет! Ухи мы с котом похлебали, Слава Богу! А то ж поститься ещё долгонько: через месяц Пасха! Котелок да ложки в речке сполоснули, компоту сливогого из неё зачерпнули и домой. Делов-то дома, делов - невпроворот! Отдыхать некогда: весна на дворе!



© Copyright: Светозар Афанасьев 2, 2013
Свидетельство о публикации №213040300714


Рецензии