И такое случается...

       Как-то несколько лет тому назад моя приятельница неожиданно нагрянула ко мне под вечер с ошеломляющим заявлением: мы едем в Иерусалим с группой паломников. У тебя загранпаспорт в порядке?
       Я растерялась, ибо совершенно не собиралась никуда лететь. Так и сказала приятельнице. Тогда она снизошла до объяснений: оказалось в нашей церкви уже готова группа к поездке, только кто-то заболел. Освободилось два места, и она нас записала. Вот!
       Я задумалась. Чем больше я думала, тем больше мне начинала нравиться эта идея. Одно дело отправиться в Израиль отдыхать на Мертвое море, и совсем другое, поехать в Святую землю вместе с паломниками. Прочувствовать, так сказать, весь этот маршрут изнутри. Тем более, что спустя несколько дней, когда старец Василий напутствовал членов группы на поездку, он мне сказал: «А ты пройди по той земле не ногами, но сердцем». И я решилась.
       Несколько дней на сборы, и вот мы уже сидим в самолете. Впервые в жизни мне довелось наблюдать восход солнца на такой высоте, за облаками. Я не умею спать в пути, так что когда стюардесса приглушила верхний свет, и все пассажиры мирно натянули на себя небольшие пледы, откинули головы на маленькие подушечки и закрыли глаза, я отдернула занавеску на иллюминаторе и стала смотреть на звезды. Всё равно ведь мне не заснуть!
       Поэтому, когда огромный оранжевый раскаленный шар задумчиво выполз из-за горизонта и залил всё небо раскаленным жидким золотом, я замерла от восторга и восприняла эту феерическую картину как добрую примету для нашего путешествия.
       Рано утром мы прилетели в Бен-Гурион, международный аэропорт Израиля, где нас уже встречали представители православной церкви этой страны. Забегая вперед, скажу, что это оказалось незабываемым впечатлением. С нами ехал настоятель храма и священник, а также много матушек и церковных служащих.      
       Разместили нас в монастыре, где рано утром паломники завтракали в трапезной и садились в автобус. Поэтому заутреня проходила на колесах к крайнему изумлению шофера-араба. Скоро мы с подругой тоже научились время от времени подключаться к дружному хору матушек, и незаметно для себя вписались в сокровенную атмосферу этой поездки.
       Целый день автобус колесил по памятным местам: монастырям, храмам и местам, связанным с жизнью и смертью Иисуса Христа и Богоматери. Скажу откровенно: каждый верующий должен был бы, хотя бы раз в жизни, совершить такое путешествие. Если ему, конечно, представится такая возможность. Прикоснуться своими руками к камням, впитавшим в себя тайну тысячелетий, пройтись по легендарным местам своим сердцем и своим воображением, как и советовал мне мудрый старец-священник накануне поездки. Он-то знал, что говорил!
       Программа была предельно насыщенной. Но это отдельная тема. Расскажу лишь о моментах, которые особенно поразили мое воображение.
       Запомнилось мне наше крещение в Иордане, в том самом месте, где по преданию Иисус Христос принял крещение от Иоанна Крестителя. Все мы читали об этом в Библии, во всех подробностях. Но чтобы самим участвовать в этом таинстве? Это было невероятно!
       Река небольшая и по нашим масштабам совсем не примечательная. Памятное место огорожено в два ряда металлическими перилами на разной глубине, чтобы можно было, по желанию, просто войти в воду или окунуться в нее с головой. Не знаю, как сейчас, но в те годы никаких специальных раздевалок для туристов не было. Переоделись мы в крестильные длинные рубахи прямо на берегу. Как-то изловчились. И началось действо. Речитатив священников, хор певчих (пели все мы, стоящие на берегу в ожидании крещения), плавный бег зеленоватых вод… Мы трижды окунулись в Иордан. Вылезли на берег, мокрые, но безмерно счастливые! Словно завеса истории вдруг разверзлась, и мы очутились в начале Времен!
       К концу церемонии на верхней площадке собралось несколько человек зрителей, которые о чем-то оживленно переговаривались. Но нас это нимало не смущало. Зато память сохранила всё, до малейших деталей, и на всю оставшуюся жизнь.
       Еще одно сильное впечатление осталось от посещения Храма Вознесения Господня на горе Фавор. Гора Фавор, высотой 588 метров над долиной. Склоны ее покрыты деревьями и кустарниками, обильно цветущими весной. Именно здесь, по преданию, произошло Преображение Господне.
       Современный храм построен в начале 20 века на месте разрушенных армией Саладина церквей VI века. Самый же первый храм был построен еще матерью императора Константина Великого Еленой.
       Автобус остался у подножия, а дальше нас везли шоферы-арабы на старых потрепанных «мерседесах». Дорога узкая. Двум машинам не разъехаться. С одной стороны – отвесная стена. С другой – пропасть. Привычные к таким поездкам шоферы и не думали сбавлять скорость. На поворотах колеса автомашины буквально зависали над пропастью. Мы закрыли глаза, чтобы не видеть этого ужаса. Врать не буду: никогда еще паломники, думаю, не молились так истово, как в тот момент. А потом поспешили поставить свечки «За спасение от смертельной опасности» перед всеми иконами в храме.
       После такого потрясения остаток дня прошел на редкость спокойно. Мы ехали умиротворенные, что опасность осталась позади, и равнодушные ко всем остальным достопримечательностям, которые были запланированы на этот день. Просто отрешенно сидели в автобусе и куда-то ехали…
       А в день отъезда со мной произошло смешное приключение, которое благодаря своей нелепости тоже осталось в памяти. Аэропорт, обычные хлопоты по оформлению билетов и багажа. И вдруг… Как раз когда проверяли мой багаж, создалась какая-то заминка, таможенники засуетились, стали подозрительно поглядывать на меня. Я даже не заметила, как моя группа куда-то исчезла. Как потом оказалось, сотрудники порта быстро и незаметно оттеснили ее за угол.
       - В чем дело? – удивленно спросила я, совершенно не понимая, что в моем багаже могло вызвать такой ажиотаж.
       Таможенник на вытянутых руках понес мой чемодан куда-то в сторону, другие жестами пригласили меня следовать в том же направлении.
       - Отройте ваш чемодан! – сказал таможенник, молодой парень в форме, и, наконец, поднял на меня глаза, словно по выражению моего лица хотел определить степень опасности.
       - Да он не закрыт. Только молния. – Я всё еще ничего не понимала, но открыла чемодан.
       Таможенник поднял лежавший сверху платок. А под ним лежала – небольшая сковорода с тефлоновым покрытием, которую я купила в палатке около монастыря. В те годы у нас такие сковороды были еще в редкость. Ну, я и соблазнилась…Еще и накрыла платком, чтобы не поцарапать.
       Уже сам факт, что из заграничной поездки женщина везет сковородку, видно, был для израильских таможенников весьма необычным. А тут еще сканирование показывает какой-то круглый металлический предмет, который тикает.
       - А что там у вас тикает? – продолжили они допрос. И тут до меня, наконец, дошло: у меня же в чемодане внизу лежит механический будильник, который я всегда беру с собой в поездки, чтобы не проспать, если понадобится рано утром проснуться.
       - Будильник! Вот же он! – я вытащила злополучные часы с двумя колокольчиками и протянула их таможенникам.
       Секундная пауза. Потом самый молодой пограничник не выдержал и прыснул. За ним засмеялись и остальные. Напряжение спало. Все облегченно вздохнули. Наконец кто-то напомнил, что меня надо отправлять. Быстренько завершили оформление, чемодан унесли, меня отвели к моей группе. Тут мне и рассказали, как оперативно и незаметно паломников оттеснили подальше от «опасной» зоны.
       Сидя в самолете, я перебирала в уме картины поездки, вспоминала принимавших нас монахинь, мысленно переносилась в Москву (как-то там без меня?) и улыбалась, вспоминая последнюю забавную историю. Кстати, в Москве в те годы еще никто не обратил никакого внимания ни на мою сковородку, ни на тикающий будильник. Как меняются времена!

17.01.2014 г


Рецензии
Великолепно написано. Я Вам завидую. Хорошо, что так удачно закончились автогонки. Спасибо. Заходите. Д-р А. Киселев

Александр Киселев 6   16.06.2015 18:13     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Рада познакомиться с интересным человеком. Обязательно зайду на Вашу страничку. Каждый день открывает передо мной новые произведения, новые впечатления, чей-то ценный жизненный опыт. С уважением. Л.Х.

Людмила Ханыкова   16.06.2015 20:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.