Тайная вечеря

       «Там, где торжествует серость, к власти всегда
        приходят темные» -
        А. и Б. Стругацкие "Трудно быть богом" (1964)

Полотно решено в приглушенных призрачных тонах: от светло-серых до темно-серых и землистых.
Мы, зрители, являемся зрителями, нет, почти соучастниками того действия, которое происходит в двух шагах от нас, но словно за непроницаемой прозрачной стеной. Мы видим их, возможно и догадываемся о том, кто они, но никогда не узнаем, что они обсуждают, какие принимают решения и как это повлияет на нашу жизнь. Вот такая подоснова, угадываемая при желании и при внимательном рассмотрении изображенного.

Персонажи - как будто люди, по крайней мере их фигуры и скупо намеченные черты лиц - вполне могли быть человеческими. Они - все демократично одинаково нагие, но все при галстуках - знак корректности. Без каких-либо признаков внешнего различия: безволосые головы, стройные гибкие тела. Все как один в темных очках-масках, так что глаза (зеркала души!) не видны. Более того, один из них в деланно выраженном жесте отчаяния прикрывает лицо еще и ладонями. Уши плотно прикрыты своего рода наушниками – может быть, они обеспечивают взаимопонимание.

Важнейший элемент изображённого - стулья, впрочем, их можно назвать современными тронами - с необычайно высокими спинками, защищающими спины персонажей. На спинках стульев плечом к плечу аккуратно разместилась одежда – уж не военные ли это шинели? Почему шинели? Человек в шинели кажется более значительным, монументальным, даже опасным. Стремящиеся к значительности, но лишенные Шинелей, с давних пор нашли интуитивное решение: ОНИ КУЧКУЮТСЯ и, также как беззащитные личинки насекомых, прячутся в укрытии. Внутри чего-либо. В целом здесь и есть замкнутое пространство, надёжное убежище, недоступное для сторонних - место обитания, что называется, «закрытого общества».

Круг участников плотен и непрерывен. Перед каждым лежит лист бумаги единого размера и непогрешимо параллельно его краю скромным штрихом - ручка или карандаш, а может быть, это и простая палочка или все же что-то сложное и нам неведомое. Их жесты плавны и изысканны, в этом есть что-то от медлительного балетного движения. Позы непринужденны, но собранны, ни следа вялости или рассеянности. На лицах одинаковые бесстрастные полуулыбки. Руки у большинства персонажей вольно лежат на столе, как бы для демонстрации отсутствия опасности окружающим, более того, почти демонстрация послушности.... Зато ноги, не видные самим участникам этого "заседания" находятся в состоянии своего рода жестикуляции: каждый наступает на ноги соседу по столу. Ноги в движении, переплетаются и наступают друг на друга вроде не брутально, но может быть это своего рода изображение непрерывной цепи? Скованные одной цепью?

Особо важна, по-видимому, центральная фигура, скрытая от зрителя высокой спинкой "трона". Судя по высоте спинки и расположению в центре картины, это место занимает некто Главный, которому негласно подчинены остальные, нам видны только его ноги, видимые из-под сиденья. Вероятно, за столом была высказана какая-либо спорная или новостная информация и все общество незамедлительно отзывается на эту информацию. Однако их реакция почти неуловима и явно непонятна для нас, пассивных зрителей. 

Первоначально картина называлась "Тайная вечеря". Но запротестовала авторитетная дама-искусствовед и потребовала более светского названия, не задевающего религиозных чувств верующих, например, "Заговорщики", "Тайное собрание" и т.п. Но что такое тогда "Тайная вечеря", если не тайное собрание и собрание заговорщиков с далеко шагнувшими последствиями.

"Pro memoria!" - помни!


05.03.2014

Илл.: Roman R. Eichhorn. Abendmahl (Тайная вечеря)


Рецензии
Танечка, картина удивительная, и сначала я опишу своё первое впечатление.
На переднем плане огромная шинель, и мгновенная ассоциация у меня ( а я всё-таки учитель литературы) - "Шинель" Гоголя. Униженный, обокраденный и умерший Акакий Акакиевич после смерти является на некое судилище. Тут и другие убиенные души, стоят вокруг. У них нет голов, потому что какая же у души голова? Они стоят молча и смотрят на судей. Ожидая чего? Неужели своей участи на Небесах?

Следующая моя литературная ассоциации - "А судьи кто?" (Чацкий). Это, по моему мнению, чиновники, походя решающие судьбы людей. При галстуках (их заметила после Вашей подсказки), но голенькие. Почему голенькие? Потому что "Король-то голый!" (тут уже Андерсен). И у них даже не рука руку моет, а нога ногу, чтобы этот факт не очень заметен был. Признаки одинаковости означают вырождение.

Суд присяжных? Не получится, нет кворума. И зря стоят души, ждать им ещё долго.

Не воспринимаю центральный образ как образ диктатора или же, наоборот, Христа. Для меня это именно Душа, пострадавшая от произвола чиновников.

В любом случае, очень благодарна Вам, Татьяна, за некоторые пояснения. Сколь много мы не замечаем при поверхностном взгляде на картины! Буду иметь это в виду и с удовольствием продолжу знакомство с картинами Романа.

Всего Вам самого доброго!
~*

Вера Петрянкина   19.12.2021 14:33     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогая Вера! Как-то перестала я замечать время, простите, пожалуйста, за такое промедление с ответом на Ваш отзыв на текст „Тайной вечери“. Тронута Вашим внимательным изучением картины. Обе версии безуловно могут быть. И что интересно, как различны могут быть восприятие и ассоциации у зрителей. Тут влияет и жизненный опыт и профессия, то есть род занятий и наверно еще очень многое. Видение душ в этом сюжете меня поразило. А ведь и вправду, такая растерянность, безмолвное сетование на ожидание - это вполне возможно, и так и должно выглядеть…

В моём толковании я исходила из названия картины и, конечно, под впечатлением от нынешнего происходящего вокруг. Честно говоря, считаю её жутковатой. Вот тут мои ассоциации не только с библейским сюжетом, но и с произведениями писателей-фантастов прошлого века (они были тогда популярны!), где всё так реально и заставляло быть в постоянном напряжении. Каким-то случаем (благодаря художнику) мы оказываемся свидетелями обсуждения чего-то важного, может решающе важного, после чего весь мир будет иным…

В итоге мы с Вами увидели и распознали то, о чем автор, возможно и не думал! В этом особая прелесть рассматривания подобных картин. Буду признательна, если и другие эссе на темы картин Романа Айххорна привлекут Ваше внимание.

С наилучшими пожеланиями Вам, дорогая Вера,
Татьяна

Татьяна Дмитриевна Белова   12.06.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.