I-5-2. Исаия - Великий пророк

 

                «Сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил
                слышанному от нас…  Народ сей ослепил глаза свои и окаменил
                сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем.
                Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».
                Ин. 12:38-41.

              Напомню начало первой главы моего повествования о пророках: «Кто-то из них, по велению Бога, говорил народу о том, что случится в скором времени. И лишь немногих пророков Бог благословлял записывать Его предсказание на отдаленное будущее человечества». Первым таким пророком был Исаия. Он завершил первый пророческий период.
 
              Исаию называют мессионерским пророком, потому что он свято верил в мессианское избрание своего народа и в его служение всему миру. Имя Исаия означает «блаженство Иеговы». Он происходил из аристократической семьи, был близок к царскому роду. Это человек недюжинного ума и литературного дара.

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их». 6:8-10.

              Исаия начал пророчествовать в Иудее во времена расцвета Ассирийской империи и утверждения ее агрессивной политики, особенно в отношении Палестины. Первые главы книги продолжают тему дальнейшего грехопадения израильтян и наказания их, о чем кратко уже писали малые пророки.  Царь Езекия унаследовал от царя Ахаза разрушенное царство и тяжкие подати Ассирии, он попытался реформами что-то изменить. Пророк Исаия был его близким советником. Но идолопоклонство процветало, народ предавался разгулу. Пророк гневно выступает против лицемерной набожности отпадающего народа. Поразительно его обличение израильтян, не устаревшее и в наше время.

«К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?  Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь». Ис. 1:11-18.

              Через восемь лет после захвата Самарии, столицы Израильского царства,  ассирийский военачальник Сеннахирим покорил и Иудейское царство. Разрушил 46 городов и увел в плен 200 тысяч пленников. Но, благодаря молитвам Исаии и его советам царю, Бог не допустил  захвата Иерусалима.
 
«Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: "Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего". И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые.  И возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии». 4 Цар. 19:32-36

              После этого ассирийцы не покушались на Иудею, а завоеванные ими города снова возвратились иудеям. После изгнания ассирийцев прошло шесть лет до гибели Исаии. В Талмуде написано, что за противодействия в идолопоклонстве царю Манассии, Исаия был привязан между двумя досками и перепилен пилой. Не об этом ли  пишет и апостол Павел в послании к евреям, 11:37?

              Пророк Исаия возвещал суд Божий над ВСЕМ земным величием и роскошью и  призывал грешников  к покаянию. По слову Бога он обещал вернувшемуся остатку евреев последнее спасение и славу через «служение Господа». Поэтому Исаию называют евангелистом Ветхого Завета. Уже в седьмой  и девятой главах проговаривается, как бы между прочим, великое пророчество о спасительной миссии Иисуса Христа:

«Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, («что значит: с нами Бог» Мф.1:23). Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде, нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее». Ис.7:14-16.

«Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.  Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа  соделает это». Ис. 9:1-2, 6-7.

«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему;  всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;  и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это. Голос говорит: возвещай!». 40:3-6.
 
              Иоанн Креститель исполнит это пророчество, родившись по воле Божией в определенное время, за полгода до появления обещанного Спасителя.  Иоанн происходил из священнического рода и от утробы матери был Духом Божиим призван на пророческое служение.

«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира». Лук. 1:76-79.

              Приведу все  пророчества о Христе из книги Исаии; их используют в своих посланиях Апостолы Нового Завета и Сам Иисус в Своих проповедях.

«Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд.  Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит. Будет производить суд по истине; не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова. Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». 42:1-8. (Мф. 12:18-21).

«И ныне говорит Господь, образовавший Меня от чрева в раба Себе, чтобы обратить к Нему Иакова и чтобы Израиль собрался к Нему; Я почтен в очах Господа, и Бог Мой - сила Моя. И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков  Израиля, но  Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли». 49:5-6. (Деян. 13:47-49).

              У меня такое впечатление, что в этих словах Сам Иисус сообщает землянам:  Он всегда вместе с Отцом участвует в свершении истории человечества.

«Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я  буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,  сказать узникам: "выходите ", и тем, которые во тьме: "покажитесь ". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;  не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод». 49:8-10. (2 Кор. 6:2; Откр. 7:14-17).

               Вся пятьдесят третья глава – это пророческая картина жертвенных страданий Иисуса Христа, ее хочется читать снова и снова. Все стихи этой главы, так или иначе, использованы в Новом Завете.  На мой взгляд, начинать читать надо  со стиха 10 главы 52.

«Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни!  Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас. Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!  Так многие народы приведет Он в изумление. Цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали». 52:10-15. (Мф. 12:18-21; Фил.2:6-11; Рим.15:20-2).

              Через пророка Исаию Бог сообщил, что спасение даровано ВСЕМ народам, а не только остатку избранного народа:  «Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других».  56:8. (Ин.10:16; Еф. 2:13).

«Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.  Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя.  Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои. И да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив». 55:4-7. (Деян.13:46-49).

«Рабов Своих назовет иным именем («дети Божии», «Христовы»?), которым, кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.  А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью». 65:15-18.(Деян.11:26; 1Кор. 3:23; Гал. 3:14,29; 2Пет.3:13; Откр.21:1-6).

«Вот, Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону;  и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать. И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные будут говорить ясно. Невежду уже не будут называть почтенным, и о коварном не скажут, что он честный. 32:1-5.

«Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше». 66: 22.

              Как маленькие дети нуждаются в сильных духом родителях, чтобы чувствовать себя защищенными, так и дети Божии нуждаются в Боге-Вседержителе.

«Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.  И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства. 28:16-17».

«Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, - будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа». 26:9-10.

«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится. Таково определение, постановленное о ВСЕЙ земле, и вот рука, простертая на ВСЕ народы, ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта, - и кто отвратит ее?». 14:24, 26-27.

http://proza.ru/2014/03/13/108


Рецензии