Остров исполнения желаний

Жили-были царь Фёдор с царицей Анной. Были у них два сына, старший Даниил и младший Гавриил.
Царевич Даниил рос, как все царевичи. Сладко ел-пил, мягко спал. Прилежно учился: царевичу нельзя неучем оставаться. А в общем жизнь беззаботная была. Только, как начал Даниил в возраст входить, что-то стало его тревожить. Стал он замечать: не всё в царской семье ладно. Вроде бы ничего особенного, да только никто никогда не улыбается. Матушка его – всегда грустная, батюшка – суровый, младший брат – злой. С чего бы это? А любил Даниил больше всех матушку свою. Вот он пришёл к ней и спрашивает:
— Матушка родимая, почему ты всегда грустишь?  Почему батюшка вечно суров, никогда не улыбнётся, никого не приласкает? Почему Гавриил царевич ходит надутый, злой?
— Ох, сыночек, кровиночка моя, я уж жду: когда ты это спросишь? Думала я, думала, и решила ничего от тебя не скрывать. Особых несчастий у нас нет. Просто не люблю я отца твоего. Нет, не считаю его плохим. Только любви нет. Меня и замуж без любви выдали. Я плакала, просила не неволить меня. Но твой дедушка строго сказал: «Так надо. И не горюй, стерпится-слюбится». Да вот, стерпелось, но не слюбилось. Я всё, что должна, делаю, о царе забочусь, но любви нет. А он меня любил, а потом разлюбил. И нравы у нас разные. Я добрая, а он суровый. И чем меньше меня любит, тем суровее становится. Он меня не обижает, я его жалею, только тоскливо жить без любви. Ну, а брат твой… Пока есть ты, старший, ему царём не стать. Это ему очень обидно, и злится он на тебя. Сыночек! Плохо тебе здесь будет. Поезжай-ка ты странствовать, искать приключений. Авось, пока ездишь, у нас получше станет.
Пошёл царевич к отцу. Сидит царь, около – младший сын. Даниил говорит:
— Батюшка царь, отпусти меня странствовать, свет поглядеть, приключений поискать.
— Ладно. Поезжай.
А Гавриил тихо под нос себе бормочет, но старший брат расслышал:
— Хорошо, если где-нибудь голову свернёшь. Царство мне достанется.
Грустно стало Даниилу от таких слов. Но дело надо делать. Собрался он, поцеловал руку отцовскую, с матушкой расцеловался, получил её благословение, сел на любимого коня и поехал. Долго ли, коротко ли, привела его дорога в густой лес, а в лесу – на большую поляну. Глядит – с другой стороны выезжает на поляну всадник. Поздоровался Даниил:
— Здравствуй, благородный человек. Меня зовут Даниил царевич, еду я приключений искать. А ты кто и куда едешь?
— Я – Степан царевич. Еду в Катеринино царство, свататься к Катерине Ненаглядной. Так что поезжай своей дорогой, я спешу.
— Погоди чуточку. Скажи, что за Катерина такая.
— Это царица здешняя. Она такой красоты, что раз взглянувши не оторвёшься, наглядеться не сможешь. Потому и прозвали её Ненаглядной. Царство её очень богатое, когда я на ней женюсь, сразу могучим царём стану.
— Знаешь, что, Степан царевич, я с тобой поеду, погляжу, что это за чудо.
— С собой я тебя не пущу. Мне соперник ни к чему.
— Как же ты меня не пустишь? Хочешь, давай, сразимся. Ты победишь – я здесь останусь, я одолею — поедем вместе.
Выхватили они мечи, стали сражаться. Долго друг на друга нападали, ни один взять верх не может. Даниил и говорит:
— Видишь, силы наши равны. Поехали вместе. Нужно будет – у царицы сразимся.
— Ладно, поехали.
Едут они. Лес кончился, видят – город стоит. Въехали в него, подъезжают к царскому дворцу. Перед дворцом стоит девушка. Одета просто, без пышности. Но такая красивая, что Даниил тотчас полюбил её. Говорит она ласково:
— Здравствуйте, царевичи. Расскажите, зачем пожаловали. Только сначала войдите, умойтесь, поешьте. А о конях не беспокойтесь, за ними присмотрят.
— А ты кто, красавица?
— Я царица здешняя.
Степан царевич дивится, не понимает, как царица может так просто одеваться и так просто разговаривать. А Даниилу это понравилось, ещё сильнее любовь его стала.
Умылись они, сели за стол с яствами вкусными. Рассказали о себе, о том, что каждый хочет на ней жениться. Катерина Ненаглядная говорит:
— Милые царевичи, оба вы хороши собой. Да только я выйду замуж за того, кого полюблю сильно-сильно. К вам не чувствую я такой любви. Так что не обессудьте. Можете в моём царстве пробыть, сколько хотите, а потом ищите себе других невест, посговорчивее.
Идут Степан с Даниилом из дворца, головы повесили. Глядят – ковыляет старушка какая-то, а на спине тащит мужчину. Жалко её стало Даниилу.
— Бабушка! Куда ты его несёшь? Дай, я тебе помогу.
— Сынок мой заболел. Несу его вон в тот дальний дом к лекарю.
Даниил взвалил её сына на спину, понёс. Степан рядом идёт, ворчит:
— Отвлекаешься, грязным старухам помогаешь. А нам надо узнать, как любовь Катеринину завоевать.
Донёс Даниил царевич больного, посадил его на скамью. Старушка не знает, как благодарить.
— Милый! Одно только могу для тебя сделать. Расскажу, как добиться Катерины Ненаглядной. Только это не наверняка. Может быть, добьёшься, а может быть, и нет. Слушай. Поезжай на закат солнца. Два дня ехать будешь. Подъедешь к огромному озеру. Посреди озера остров, заросший лесом. Надо переправиться на остров и найти на нём избушку. В избушке живёт старый волшебник. Он может любое желание исполнить. Только не всякое исполняет. Если желание ему понравится, исполнит. Если нет, вылетишь ты с острова и окажешься на берегу озера. А если желание сильно не по нраву волшебнику, попадёшь по пояс в болото.
— Спасибо тебе, бабушка. Дай Бог твоему сыну вылечиться. А мы поехали.
— Как это у тебя получается? – удивляется Степан царевич. – Видно, колдовское слово знаешь. Вроде, ненужное дело сделал, старухе помог. А вышло хорошо. Знаем теперь, как быть.
Ехали они день, ехали два, на третье утро выехали к озеру, широкому, как море. Только далеко-далеко за волнами виднеется остров. Возле берега – три лодки, привязанные к дереву цепями. Неподалёку болото начинается. Какой-то человек в болоте увяз, кричит, никак не выберется. Даниил царевич пожалел его, подал руку, вытянул его на сухое место. А тот вдруг выхватил нож, ударил Даниила в бок и убежал. Даниил хочет у Степана помощи просить, обернулся – а Степан все лодки отвязал, в одну сел, гребёт к острову, две другие за собой тащит. Сам хохочет:
— Вот от соперника и отделался! Не на чем тебе плыть!
Делать нечего. Нарвал Даниил листьев подорожника, которые помогают ранам зажить, прижал к ране. Веток наломал, сложил шалаш, лёг в нём. Лежит, дремлет, рана потихоньку затягивается. Потом есть захотел. Вылез из шалаша, идёт к лошадям, чтобы из седельной сумы еду достать. Глядь – от озера по воздуху Степан царевич летит. Подлетел, наземь шлёпнулся. Даниил – к нему.
— Что, аль не угодил волшебнику просьбой?
Степан злой, не отвечает. Потом как закричит:
— На кой мне эта Катерина нужна? На свете столько принцесс, за меня, такого красавца, любая замуж пойдёт, ещё век благодарить будет! А ты ступай на остров, если сумеешь лодку сделать. Туда доберёшься, а обратно вверх тормашками по воздуху прилетишь!
Подбежал он к своему коню, вскочил в седло и ускакал. Даниил царевич подивился такой злости. Потом стал думать, как лодку построить. Пошёл по берегу искать, не выбросило ли где волнами доски. Вдруг видит: сидит на тропинке лягушка, а напротив неё большущая гадюка пасть раскрыла, сейчас лягушку проглотит. Пожалел Даниил маленькую зверюшку, схватил палку, прогнал змею. А лягушка тихим голосом говорит:
— Как я благодарна тебе, мой спаситель! Я – дочь царя лягушек. Сейчас сюда прискачет мой батюшка, проси у него, чего хочешь.
И правда, прискакала огромная лягушка, благодарит Даниила царевича.
— Чем могу я отплатить тебе за спасение моей любимой дочурки?
— Не скажешь ли, как мне на остров перебраться?
— Это дело нехитрое. Подожди минуту, я кликну клич, приплывут две тысячи лягушек, ты на них ляжешь, они тебя быстро перевезут.
Громко квакнул царь, и через минуту вся вода у берега кишела лягушками. Улёгся Даниил, как мог, на их спины, и они поплыли. Как лягушка устанет, она нырнёт, а ей на смену другая выплывает. Часа не прошло, а царевич – уже на острове. Лягушачий царь подплыл, говорит:
— Понадобится обратно плыть, крикни погромче, мы снова приплывём.
— Спасибо, лягушачий царь. Обратно, коли волшебник меня по воздуху не отправит, я на лодке приплыву. Прощайте, спасибо вам, лягушки.
Лягушки лапками враз дрыгнули, и не стало их. Даниил царевич пошёл волшебника искать. Долго ходил, вдруг подлетает к нему сорока, застрекотала, затараторила:
— Сейчас, сейчас, сейчас! Иди за мной, я тебя к волшебнику отведу! И слушай меня: проси Катерину себе в жёны! Ты такой красавчик, да ещё лягушки тебя слушаются! Лучше мужа Катерине не найти, волшебнику твоя просьба по сердцу придётся! Скорее, скорее, скорее!
Сорока с ветки на ветку перелетает, в самую чащу путь указывает. Царевич – за нею, а сам думает: «Что же я не решил, о чём просить?» Видит – стоит посреди чащи маленькая избушка. Сорока села на крышу, крикнула напоследок:
— Помни, о чём просить надо! Живо, живо, живо!
И улетела. Даниил постучался в дверь. Выходит из неё старенький старичок. Поклонился ему Даниил, а старичок спрашивает:
— О чём просить будешь?
— Разреши подумать.
— Подумай. Думать – это дело хорошее.
Даниил хочет Катерину Ненаглядную в жёны просить. И осёкся. «Что же, — думает, — неужели она, такая хорошая да милая, не любя меня, за меня замуж пойдёт? Станет мучиться, как моя матушка мучается? Нет, так я не хочу. Попросить, чтобы полюбила она меня? А вдруг она другого любит? Будет страдать, не знать, которого выбрать. Чего же просить? Долго думать буду – глядишь, волшебник рассердится». И вдруг, как молния в голове сверкнула. Понял Даниил царевич: так сильно любит он Катерину Ненаглядную, что её счастье для него – самое главное, а уж что с ним будет, не так важно. И говорит он твёрдым голосом:
— Хочу, чтобы Катерина Ненаглядная счастливой была.
Волшебник улыбнулся, да так, что у Даниила сразу тепло и радостно стало.
— Хорошего ты пожелал. Но я здесь могу только половину сделать. Другую половину счастья должен дать ей ты. Отправляйся к Катерине.
Понял Даниил, что его просьба исполнится. От счастья ноги у него подкашиваются, язык не слушается. Еле проговорил: «Спасибо тебе, спаситель мой!» – и бегом к лодкам. Прыгнул в одну, подхватил другие, чтобы их на место перевезти. Взялся за вёсла, грёб, грёб, пристал к берегу. Скорее на коня. Скачет, сердце в груди колоколом бьётся – не терпится любимую увидеть. И конь его верный чует нетерпение седока, мчится во всю прыть. За один день доскакали до столицы. У городских ворот стоит Катерина. Увидела Даниила, кинулась к нему.
— Данилушка! Данечка! Жду я тебя, вся истосковалась! Когда свадьба наша?
Послали они посольство за родителями Даниила царевича: без родителей негоже свадьбу играть. Приехали родители с братом – и что же? Царь Фёдор, как увидел Катерину Ненаглядную, сразу улыбаться стал, всю его суровость как рукой сняло. Царица Анна обняла Катерину, прижала к груди, на глазах – слёзы счастливые. Даже Гавриил царевич раз-другой улыбнулся, потом потупился, в сторонку отошёл, стоит скучный. Катерина улучила минутку, отвела Даниила в такое место, где никто их не слышит, и спрашивает:
— Данечка! С чего это братец твой – такой скучный, да хмурый?
— Ох, Катенька, любимая! Что с ним делать? Завидует он мне, что в моём царстве я наследник, а не он, и твоё царство теперь моим будет.
— Даниил царевич! Ведь это так легко поправить! Тебе моего царства хватит? Вот и прекрасно. Подари Гавриилу своё право наследства. Пусть он отцовским царством владеет.
— Катеринушка, умница моя! До чего хорошо придумала! Он ведь, Гавриил, хороший, только обидно ему. А теперь, как обиды не станет, он вдесятеро лучше станет.
Назавтра обвенчали Катерину с Даниилом. А после венчания – пир, и на пиру объявляет Даниил:
— Родители мои! Братец! Посоветовались мы с женою моей, доброй, да мудрой, и решили. Буду я теперь в её царстве царствовать, а в нашем пусть Гавриил наследником будет и, когда срок неминуемый придёт, станет царём. Ответьте нам с Катериной, согласны ли вы? Коли согласны, так и будет.
Что тут началось! Царь Фёдор подбежал к старшему сыну, целует его, от радости улыбка – во всё лицо. Царица Анна опять невестку обнимает, омывает счастливыми слезами. А царевич Гавриил пал на колени перед старшим братом, в землю ему кланяется, благодарит. Даниил его поднимает:
— Что ты, братец! Мне ведь два царства не нужны. Куда милее будет, если там у нас ты царём станешь, мой брат любезный.
Прошёл месяц. Пора родным Данииловым в своё царство уезжать. Зазвала царица Анна Даниила в сад, обняла, шепчет ему тайно, чтобы никто не услышал:
— Сыночек мой, кровиночка моя! Не знаю, кого из вас благодарить, тебя или милую жену твою, мудрую, да прелестную. Обоим благодарна. Совершили вы чудо. Сколько лет не было в нашей семье радости, а теперь что ни день, всё сильнее радость расцветает. Полюбили мы друг друга с батюшкой твоим. И младшенький наш и нас, и тебя полюбил всем сердцем. Благословляем мы вас на долгую жизнь, долгую любовь, долгое счастье.
Так оно по родительскому благословению и сбылось.


Рецензии