Сашенька Осипова

    В доме Прасковьи Александровны Осиповой* вместе с ее детьми жила и росла ее падчерица, дочь ее второго мужа Ивана Сафоновича Осипова, умершего в 1824 году. После смерти отца Саша осталась жить в доме Вульфов-Осиповых, в общем не чувствуя себя здесь сиротой. В прямом родстве она состояла с дочерьми Прасковьи Александровны от этого второго брака - Марией и Екатериной.

 В семье звали ее и Алиной и Сашенькой.

От остальных тригорских барышень Сашенька отличалась артистичностью. Она превосходно играла на фортепьяно, и над тригорским парком часто звучала музыка в ее дивном исполнении, восхищавшем даже искушенных слушателей.

 Она была не столько мечтательна и чувствительна, сколько чувственна и кокетлива. У нее был роман с Александром Вульфом, сводным братом, и развивался он на глазах Пушкина, с которым Вульф охотно делился впечатлениями.

 Отношения явно не были романтическими. Александр Вульф  владел искусством обольщения. О романе с Сашей он подробно рассказал в своем «Дневнике».

Время от времени любовники ссорились, расставались, но неизбежно сближались вновь, и это длилось годами. Естественно, увлечение Пушкина Сашенькой Осиповой должно было принять определенную форму - скорее страстного чувственного порыва, чем робкой влюбленности. Как и когда произошло сближение Пушкина с Сашей (Алиной) Осиповой - это не столь уж важно.

 В 1826 году он посвятил ей прекрасное стихотворение:
"Признание". Одно из самых пылких, лучших любовных посланий Пушкина!
 
Я вас люблю, - хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь - мне отрада;
Вы отвернетесь, - мне тоска;
За день мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно    
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, -
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!...
Сказать ли вам мое несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слезы в одиночку,
И речи в уголку вдвоем,
И путешествия в Опочку,
И фортепьяно вечерком?...
Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви.
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!....
Я сам обманываться рад!

В 1826 году после отъезда Пушкина из Михайловского в Москву у Сашеньки был роман со своим кузеном Алексеем Вульфом. Целый год прошел "в спокойных наслаждениях". В середине декабря 1827 года настал час разлуки: Вульф уезжал на службу в Петербург. Разлука со слезами, обмороками изрядно помучила Вульфа, но новые петербургские увлечения, о которых мы не будем говорить, и в особенности роман с сестрой А. П. Керн, заставили его забыть о Сашеньке.

   1829-1833 годы Вульф провел на военной службе. С Сашей он переписывался; о ней извещали его сестры. Один раз писал о ней Пушкин.

       Вульф был уверен, что Саша всегда будет любить его, но эта уверенность не мешала ему ни увлекаться другими, ни радоваться вестям о свадьбе Саши. Но годы шли, а Сашу не удавалось сбыть с рук. "Письма Саши,- записал Вульф,- печальны и оттого очень нежны; она жалуется на судьбу, и точно жизнь ее нерадостна". В 1831 году мелькнули было брачные возможности для Сашеньки, но не осуществились. В 1832 году Вульф приехал в отпуск в Тригорское, нашел сводную сестру еще не замужем, и тут вновь у Вульфа разыгрались "сцены с Сашенькой вроде прежних".

       В 1833 году Вульф получил, наконец, от сестры долгожданное известие о предстоящем и действительно осуществившемся замужестве Сашеньки и записал в дневнике: "Дай бог ей скорее выйти, а ему, господину псковскому полицейместеру, Беклешову, дай в ней добрую жену.

В 1833 года она вышла замуж за псковского полицмейстера Петра Николаевича Беклешова. Скоро для всей семьи стало ясно, что этот брак не принес Саше счастья. Муж был с ней груб, приходилось бедствовать, не было не только любви, но даже внешней благопристойности отношений. Уже летом 1833 года она собралась сбежать от него в Тригорское, чтобы отвести душу с Алексеем Вульфом, который должен был туда приехать. Все ожидали, что за этим последует решительный разрыв.

Но отношения А. Беклешовой с мужем тянулись годами, и единственной ее отрадой и заменой счастья стали любовные романы, которые заполняли ее пустое и мучительное существование, что, естественно, семейного климата не улучшало. Ее младшая сестра Мария, погостив немного в семье Беклешовых в 1843 году, писала Алексею Вульфу: « На днях, т. е. дня три назад, отправилась Сашенька с детьми и своим супругом в свою деревню. Она прожила здесь пять дней. Эти пять дней я прожила с нею.

 Этого короткого времени достаточно было, чтобы понять весь ужас ее существования. Он с нею иначе не говорит, как, бранясь так, как бы бранился самый злой мужик. Дети, разумеется, ее ни во что не ставят, это решительно ад. Вот уверяют, что хорошее воспитание не нужно для супружеского счастья: стал бы благовоспитанный человек браниться, как ямщик?»

Пушкин приехал в Михайловское осенью 1835 года. Встреча с юной Машенькой Осиповой, по-детски в него влюбленной, живо напомнила ему тригорское прошлое, радостный юный мир, который, увы, ушел в прошлое. И первым делом он вспомнил об Алине. Он написал ей из Тригорского удивительно искреннее письмо, попросив ее приехать:

«Мой ангел, как мне жаль, что я Вас уже не застал, и как обрадовала меня Евпраксия Николаевна, сказав, что Вы опять собираетесь приехать в наши края! Приезжайте, ради бога, хоть к 23-му. У меня для вас три короба признаний, объяснений и всякой всячины. Можно будет на досуге и влюбиться. Я пишу к Вам, и наискось от меня сидите Вы сами во образе Марии Ивановны. Вы не поверите, как она напоминает прежнее время и путешествия в Опочку и прочая. Простите мне мою дружескую болтовню!»

 Но Сашенька-Алина не приехала. Не смогла.

Овдовев в конце 1850-х г. г., Александра Иванова Беклешова зарабатывала на жизнь преподаванием музыки в Псковском Мариинском училище. Умерла она в Петербурге в 1864 году.

* Прасковья Александровна Oсипова (по первому мужу Вульф, урожденная Вындонская, 1781 - 1859) в течение сорока шести лет лично управляла Тригорским, в котором числилось до 700 душ крепостных. Известно, например, что А. С. Пушкин неоднократно обращался к ней за советами по вопросам управления своим имением.

Многие русские писатели и поэты дружили с ней и посвящали ей свои стихи — например, А. А. Дельвиг после посещения им Тригорского в апреле 1825 года, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, А. И. Тургенев, П. А. Вяземский.

В русскую и мировую культуру Прасковья Александровна вошла как создательница имения Тригорского, неразрывно связанного с именем великого русского поэта, имения, в котором Пушкин провел одни из лучших моментов своей жизни.

Более того, именно Прасковья Александровна Осипова-Вульф явилась создательницей первого музея в России, посвященного Пушкину. Она сохранила в своем доме в Тригорском книги, портреты, письма, вещи, связанные с памятью об Александре Сергеевиче Пушкине.
Осиповой, её дочерям, её семейству Пушкин посвятил многие свои стихотворения: «Простите, верные дубравы» (1817), «Подражания Корану» (1824), «Быть может, уж недолго мне…» (1825), «Цветы последние милей» (1825) и многие другие. Прасковья Александровна в конце своей жизни уничтожила всю свою переписку с близкими и друзьями, но оставила письма А. С. Пушкина.


Рецензии
Не знала таких печальных подробностей жизни Сашеньки Осиповой. Мне представлялось, что в то время как-то связи до брака и вне брака не были распространены. Или это Алексей Вульф такой был чересчур настойчивый? Сводной сестре деваться было некуда от него? Сирота, бесприданница да ещё и "порченая"... Мда. Чего ж она хорошего хотела в браке?

Мачеха Алины была урождённая ВындоМская. )))

Наталья Ромодина   22.05.2014 16:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.