Формы социальных гарантий разных стран мира

       Сначала в мире сформировались две основные модели социальной защиты населения на случай социальных рисков.
 
       Первая - система Бисмарка (континентальная), которая основывалась на организации  взаимопомощи и социального страхования работающего населения; социальные пособия в рамках социального страхования назначались только по категориям работающего населения в зависимости от доходов.

     Вторая - система В. Бевериджа (атлантическая), которая базировалась на принципе обеспечения минимального потребительского бюджета всего населения государства.

     В настоящее время наблюдается тенденция к слиянию и совершенствованию этих систем и сейчас в мире есть разные формы социальной защиты: социально-демократическая модель Скандинавских стран, в основе которой лежит государственное регулирование доходов и распределение социальных благ, когда именно государство берет на себя значительную долю ответственности за соблюдение ЗАКОНА по социальной защите населения и ставит глобальной политической задачей обеспечение полной занятости для производства необходимого по созданию для каждого нормальных социальных условий жизни согласно законодательства. 
 
    Неолиберальная модель (США) - проблемы социальной защиты преимущественно решаются между предпринимателями (работодателями) и наемными работниками,  когда государство устанавливает минимальную заработную плату для наёмных работников. В решении этих вопросов активное участие принимает правящая партия и профсоюзы.

    Неоконсервативная модель (Германия) формируется на смешанном, финансовом и материальном решении социальных проблем через систему коллективной ответственности под контролем государства.

    Система Бевериджа (Великобритания, Ирландия), в основе её законодательно лежит недопустимость снижения ниже минимальных доходов населения, поддержка и стимулирование производителей и торгового ведомства при сохранении цен на рынке, что необходимо для обеспечения населения всеми необходимыми социальными средствами для нормальной жизни.


     Как показывает практика, в каждом государстве составляющие социальной защиты могут существенно отличаться по составу и объему социальных выплат, трансфертов и субвенций. Эти характеристики отличаются также в одном и том же государстве в разные периоды его развития, поэтому социальная защита есть категория чрезвычайно динамичная и подвижная, она непосредственно связана с социальной политикой государства.  Несмотря на то, что в Европе  сложились разные системы социальной защиты, они вполне соответствуют уровню развития каждой из стран.

    Так, элементами системы социальной защиты ФРГ являются: субсидии на образование; выплаты лицам, претендующим на политическое убежище; жилые помощи; компенсационные выплаты (в том числе пострадавшим во время войны и членам их семей); страхование от несчастного случая; пособия на детей и на их воспитание; помощь для молодежи; пособия по бедности; система обеспечения государственных чиновников; субсидии на трудоустройство; страхования на случай безработицы; страхование на случай болезни;  пенсионное страхование.

    На современном этапе перед европейскими системами социальной защиты стоит проблема приспособления новых потребностей современного общества.  При этом речь идет как о необходимости защиты от традиционных рисков (таких как бедность, болезни, инвалидность), так и от новых рисков, возникающих из новых реалий рынка труда и общества (связанные с демографическими процессами, социальной дезинтеграцией, занятостью) и которые еще не учтены в действующих системах.


    Независимо от конкретной концепции общераспространенными есть такие организационно-правовые формы социальной защиты, как социальное страхование; финансирование за счет налоговых поступлений; государственная социальная  помощь; общественная социальная помощь.

     Социальное страхование - это такая форма государственного социального обеспечения, которая базируется на идее распределения риска между застрахованными лицами и взаимозависимости между взносами и объемом социальных услуг по эквивалентным признакам.


     Один из основателей современного социального страхования - канцлер Бисмарк, обосновывая необходимость его введения в 90-х годах XIХ в, особенно отмечал его преимущества над институтами государственной защиты   (государственным попечительством), финансовые ресурсы которых обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.  По его мнению, в рамках социальной государственной помощи без организации необходимого для общества труда и без формирования определённых социальных гарантий невозможно воспитать свободную и одновременно самостоятельную и ответственную личность - ту, которая может эффективно действовать в условиях рыночных отношений.

    В государственном социальном страховании работодатели и работники несут всю полноту ответственности за формирование финансовых ресурсов на случай наступления социальных рисков Это во многом объясняет уникальную роль института социального страхования, который с помощью своих экономических, социальных и психологических инструментов выполняет \"государственно-публичные\" функции социальной защиты и формирования \"социально-рыночного\" менталитета населения.  Более чем столетний мировой опыт его эффективного функционирования в Германии, Австрии, Италии, Франции, Финляндии и других странах убеждает, что это - базовый институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права общины на материальное обеспечение населения в старости, в случае безработицы, болезни или потери трудоспособности в результате несчастного случая.

     Такое значение социального страхования, по мнению В.Д.Роик, обусловлено тем, что в нём нашли органичное воплощение, казалось бы, полярные идеи: персональная ответственность личности за своё материальное благополучие и коллективная (солидарная) взаимопомощь населения на либерал-социалистических и социал-демократических основах развития общества.

    В.Д. Роик ВД. Модернизация системы социальной защиты и место в ней социального страхования . / Аналитический вестник Совета Федерации - 2003 - № 10 (203)/.

    Специальные страховые социальные фонды финансируются за счет взносов работодателей, самих застрахованных работников в определенном процентном отношении к заработной плате. Во многих странах участие в финансировании также принимает и государство в соответствии с законодательством. Средства из страховых социальных фондов выплачиваются застрахованным работникам в определенных, установленных законом, страховых случаях, влекущих потерю заработка, -  вследствие несчастного случая, болезни и прочее на условиях, определенных законодательством. Как правило, размер компенсации ориентирован на величину прежней заработной платы. Принцип страхования должен быть таким, чтобы он наиболее соответствовал рыночной экономике.   В некоторых странах наблюдается попытка охватить и нетрадиционные социальные риски для социального страхования. Так, в Германии с 1995 г введено страхование по уходу за больными и престарелыми.

    Трудовое и социальное право зарубежных стран: основные институты Сравнительно-правовое исследование / Под редакцией Э Б Френкель - М: Юрист, 2002 - С 580. 105: Там же - с 98

    Финансирование полностью за счет налоговых поступлений составляет государственную систему социального обеспечения для определенных групп населения (в каждом государстве это могут быть различные группы населения, в частности военнослужащие,  чиновники, жертвы войны и др.) При этом право на получение социальных услуг не оговорено взносами; предусматриваются фиксированные виды и размеры услуг; отказ от проверки степени необходимости.  Хотя есть страны, в которых применяются системы социального страхования более общего характера, примеры приводились выше.
    
     Государственная социальная помощь предусматривает предоставление материальной поддержки лицам, которые находятся в стесненных материальных условиях (при этом происходит проверка степени нуждаемости), а также в других случаях социального риска.  Социальная помощь финансируется из государственного и коммунальных (местных) бюджетов или по другим программам и выплачивается как социальная поддержка для лица. Есть страны, где право на такую помощь имеют только нетрудоспособные лица, но есть и государства, которые своим законодательством предусматривают выплату социальных пособий разного вида  от степени нуждаемости.

    В таких странах, как Ирландия, Великобритания, Скандинавские страны, Португалия, применяется универсальный подход, при котором системы социальной защиты включают все организационно-правовые формы  социальных выплат и услуг населению К этим системам входит не только социальное страхование во всех его видах, но и программы по обеспечению минимального дохода, которые обеспечивают удовлетворение базовых их потребностей беднейших слоев населения.  Такая помощь не требуют от человека предварительной уплаты взносов, а выполняются местными органами власти за счет налогов или трансфертов централизованно.

     Системы социальной защиты в странах ЕС имеют долгую историю и сформировались в современном виде довольно давно.  На нынешнем этапе некоторые задачи в области развития систем социальной защиты, которые формировались в необходимости их приспособления  к потребностям  общества, изменились. Одним из направлений является организация защиты от новых рисков, возникающих на рынке труда, связанные с демографическими процессами, социальной интеграцией /дезинтеграцией/ и занятостью. Почти во всех странах предоставляются социальные пособия по бедности, которые обычно объединяет общее название "программы по обеспечению минимального дохода".  При этом функционируют различные программы, как общие, так и дополнительные, и специальные. Например, в Германии Закон о социальной помощи предусматривает два ее вида: помощь на жизнь и помощь из социальных мотивов.

    Примеры развития программ по обеспечению минимального дохода наглядно показывают, что дело заключается не только в том, чтобы выплачивать социальные пособия, но и в том, чтобы помочь людям интегрироваться в обществе.

* 106: Чубарова ТВ, Исаченко ТМ Европейский Союз и проблемы социальной защиты стран участниц / / Труд за рубежом - 2000 - № 3 - С 104

    Следует также отметить, что при организации социальной помощи, как правило, применяется многоуровневый принцип, когда часть пособий предусмотрена национальным стандартом, а часть имеет дополнительный характер. Так, к таким дополнительным пособиям, которые обеспечивают минимальный доход, относятся:

в Австрии - жилая помощь и медицинское страхование;

в Бельгии - возмещение необходимых расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, медицинским обслуживанием, также применяются разовые выплаты;

В Дании - жилая помощь, стипендия для студентов;

в Финляндии - жилая помощь, помощь при серьёзных заболеваниях на мед.услуги, возмещение расходов, связанных с пребыванием детей в дневных детских учреждениях;

во Франции - жилая помощь, бесплатная медицинская помощь;

в Германии - жилая помощь, медицинское страхование и возмещение других расходов, связанных с болезнями, помощь на образование, помощь в экстренных случаях;

в Ирландии - жилая помощь, помощь на одежду и обувь для школьников, обеспечение необходимыми предметами домашнего обихода и топливом;

в Люксембурге и в Нидерландах - жилая помощь, бесплатное медицинское страхование;

в Португалии - жилая помощь, оплата медицинских услуг для некоторых категорий граждан, гранты на обучение, субсидии на проезд в общественном транспорте;
 
в Испании - экстренная социальная помощь (оплата жилья, мебели, предметов домашнего обихода и бытовой техники);

в Швеции - жилая помощь, помощь для родителей-одиночек;

в Великобритании - жилая помощь, бесплатная стоматология, субсидии на очки, обеспечение молоком и витаминами детей младше 5 лет и беременных женщин, бесплатное школьное питание, помощь в оплате услуг на погребение, возмещение оплаты отопления пенсионерам, инвалидам и семьям с ребенком до 5 лет, местные налоговые пособия.

 
     Пенсии, пособия и другие социальные услуги в рамках социального страхования распространяются только на застрахованных лиц и выплачиваются из страховых социальных фондов. Социальная помощь, в свою очередь, направляется на поддержку других категорий населения, а также таких социально застрахованных лиц, материальное обеспечение которых находится на уровне ниже установленной в государстве минимальной границы обеспеченности.

    Размеры социальной денежной помощи, как правило, значительно ниже, чем социальные выплаты за счет социального страхования. Социальная помощь предоставляется, как правило, с учетом уровня доходов, который имеет лицо, требующее помощи.

    Наряду с этими формами в зарубежных странах имеет большое распространение такая форма, как негосударственное социальное обеспечение, состоящее из социальных выплат, которые осуществляются отдельными работодателями - предприятиями, организациями, банковскими учреждениями и т.п. в форме дополнительных пенсий, денежных пособий и других социальных услуг. Негосударственные пенсионные системы достаточно распространены в индустриально развитых странах мира, они могут быть обязательными или добровольными. В таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швейцария, объем инвестиций из негосударственной системы превышает половину внутреннего валового продукта, например, в США 45% всех работников заключают пенсионные планы с работодателями. Как правило, работник приобретает право на пенсию по таким пенсионным планам через пять лет работы.

* 108: Источник: Структура, регулирования деятельности и показатели работы пенсионных фондов в девяти индустриально развитых странах мира: /Аналитический обзор Международного банка реконструкции и развития/ - 1994 - № 122229.}

* 109: Митнел Винер Регулировка негосударственного пенсионного обеспечения: Перевод с англ.   /Социальная политика и социальная работа/ - 1998 - № 3 - С 16-28

    Известно, что при рождении человек получает свою индивидуальную биологическую конституцию благодаря наследственности, а в течении жизни и в силу своей индивидуальности приобретает определённую культуру поведения и мировоззрение, которые воспринимает от общества в котором живёт через общение, воспитание, образование и прочее, что зависит от типа организации общества.

     Но в силу своих эгоистических стремлений, сами того не осознавая, люди часто чувствуют себя несчастными, одинокими и незащищёнными, если их стремления и стремления общества не совпадают. Именно поэтому человек может найти своё место служения обществу и найти смысл своей жизни, часто короткой и полной опасностей,  только в том случае, если чувствует благодарность общества за его служение. 

     И ведь давно не секрет, что в обществе, где цели человека и общества очень часто не совпадают и нет такого стремления, чтобы каждый для всех и все для каждого, люди не могут чувствовать себя счастливыми, то есть удовлетворёнными жизнью. Поэтому только в обществе, где право на труд даёт каждому и право на социальные условия жизни достойно количества и квалификации труда, позволяет каждому чувствовать себя не только необходимым обществу, но и чувствовать благодарность этого общества! А что ещё нужно для счастья человеку при таких социально-экономических взаимоотношениях в обществе?


     Но знакомясь с разными формами социальной защиты  многих стран мира, я не нашёл ничего РЕВОЛЮЦИОННОГО, где бы право на труд максимально гарантировало каждому и право на социальные условия жизни достойно труда на благо общества, чтобы иметь потом от общества социальные условия жизни  достойно своего труда, в основном всё было замешано на финансах!

     Но когда всё основано лишь на ФИНАНСОВОЙ форме оказания помощи населению, то справедливость становится весьма сомнительной, ибо с деньгами НИКТО НЕ ХОЧЕТ РАССТАВАТЬСЯ, даже ГОСУДАРСТВО, ведь государство - это бюрократический аппарат власти, который состоит из ЧИНОВНИКОВ, а какой ЧИНОВНИК не стремится какую-то часть этих ФИНАНСОВ присвоить, особенно если чувствует свою безнаказанность?

     Именно поэтому социальный вопрос окончательно может быть решён только тогда, когда будут вводиться прямые социальные категории оплаты за труд конкретными необходимыми для жизни КАЖДОГО социальными благами, как и зарплатой, количеством от равенства рабочего времени, а качеством по квалификации труда, которые и будут определять СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПО ТРУДУ при рынке ВНЕ социальной сферы!

     Но сделать это при свободном рынке и при монополии капитала без монополии закона о социальных гарантиях НЕВОЗМОЖНО, ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять ЧАСТНЫЙ характер приобретения социальных благ на их рынке теми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тех, кто таких денег не имеет, хотя работает не меньше, но иметь даже необходимое не в состоянии даже при насыщенном рынке социальных благ. А насыщенный рынок заставляет капиталиста снижать производство, ибо падают прибыли, поэтому капитализм всегда настроен против социальной справедливости!

      И ещё необходимо всем запомнить, что превращение частной собственности на средства производства в общественную или государственную собственность не позволяет народу иметь средства потребления достойно своего труда, если платой за труд являются деньги, даже если они выплачиваются и пропорционально выполняемой работе!   Меняется только характер собственности средств производства, а способ распределения социальных благ сохраняется прежний, через рынок! А говорить о равноправии и социальной справедливости для всех при рынке всё равно, что говорить о свободе для всех при рабстве!!! 


      А это о не очень далёком прошлом Германии -

      Рождаемость в Германском Рейхе стимулировали вполне логичным методом: давали льготную ссуду от государства. 1 июня 1933 года было законодательно установлено предоставление брачного займа.

      Вступающие в брак получали беспроцентную ссуду — 1000 марок (при средней зарплате 145), которую выплачивали по 1% в месяц. Далее за каждого ребенка списывали 25% ссуды.

      15 сентября 1935 года было принято правительственное постановление относительно субсидии на детей в случае невысоких и средних доходов семьи.

      9 декабря 1940 года было принято постановление относительно предоставления субсидии на третьего и каждого следующего ребенка независимо от уровня доходов — вплоть до достижения детьми 21 года.

      За третьего и четвертого дополнительно платили единовременно 100 марок и затем ежемесячно 20 марок, а по ссуде надо было выплачивать всего по 10 марок в месяц.

      За пятого ребенка и последующих платили ежемесячно по 100 марок.

      Были государственные награды, материальная помощь и разные льготы многодетным  семьям.

      Но особенно впечатляет подход в строительстве жилья: была прекращена постройка одно- и двух-комнатных квартир. Только квартиры не менее 3-х комнат и благоустроенные дома, где должно быть не менее четырёх комнат! Малокомнатная и малометражная теснота и низкая зарплата препятствуют рождаемости — детям негде жить, играть, да и заводить новых сложно, когда люди стеснены в средствах и не имеют для этого достаточных жилищных условий…

      Это к теме о заботе о будущем общества...

      Давно известно, что там, где меньше замешано финансов в системе социальных гарантий, и больше форм общинного устройства экономики с прямыми социальными гарантиями, там выше и социальный уровень жизни населения!!!  Показанная  в моих статьях система формирования социальных гарантий хотя бы на СОЦИАЛЬНУЮ ЧАСТЬ БЛАГ лишает чиновников радости поживиться за счёт трудящихся задействованных в производительной сфере!!!  Именно  это и делает мою систему социальных гарантий РЕВОЛЮЦИОННОЙ, то есть НОВОЙ!!!

       По теме -

   http://www.proza.ru/2017/10/06/720

   http://www.proza.ru/2016/06/22/414

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195

   http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641

        Если вам понравилась статья и для её популяризации у вас есть желание и средства разместить её анонс для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и вам для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте... 

        Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!

        БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!

        А если есть интерес что-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую и другие темы, то вам достаточно набрать в поисковик ключевое слово и мою фамилию, например - Махолёт. Аникеев. Проза.ру.

        Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!


Рецензии