История таджикского костюма
Так называется двухтомник, выпущенный в 2004 году в Таджикистане, моей коллегой Профессором Майтдиновой Гузель.
В Таджикистан я попала после 23 лет отсутствия и потому получила эти книги в подарок только сейчас, точнее говоря почти 10 лет спустя. То есть в юбилейном году для этого издания!
Мне кажется, что с Профессором Г.Майтдиновой, мы познакомились на раскопках Кара-тепе, куда меня привёз мой научный руководитель известный востоковед и археолог Борис Яковлевич Ставиский в начале 80-х прошлого века. Затем мы встречались на конференции в Самарканде и вскоре Гузель переехала в Душанбе.
Все годы исследователь занималась вопросами изучения тканей и костюма центральной Азии. Во введении к первому тому, автор отмечает, что данная тема разрабатывалась «на протяжении свыше 20 лет».
И поэтому не случайно исследование вышло в свет в виде двухтомника. Иллюстрации, к работе сделаны дочерью автора, художником и теперь уже известным молодым, режиссёром, Шарофат Арабовой.
Автор двухтомника «История таджикского костюма», с благодарностью отмечает, что издание книг осуществлено при финансовой поддержке Швейцарского отделения по сотрудничеству и развитию республики Таджикистан.
Подзаголовок первого тома –«Генезис костюма таджиков: древность и раннее средневековье».
Он состоит из введения, в котором автор отмечает, что «В процессе развития народной одежды сказывались как изменения быта народа ,его социальной структуры, условий существования каждой этносоциальной группы, так и многообразные взаимосвязи и взаимовлияния различных народов.» /стр.3/ .
Также, профессор отмечает, что впервые вводятся для исследования материалы из Синьцзяна ,Джетыасарской культуры и более широко костюм из склепов Мунчактепа.
Затем следуют 3 главы и заключение, названное автором –” Опыт исторического синтеза», в котором подводится предварительный итог начального исторического этапа в истории костюма таджиков.
Чёрно- белые и цветные иллюстрации- рисунки, гармонично дополняют текст.
Второй том- это история средневекового периода и традиционный костюм таджиков. В нем уже 6 глав с введением и заключением. Помимо одежды речь идёт и о тканях /Средневековые и традиционные ткани - стр.138-174/, и об украшениях, причёсках, косметике.
Среди иллюстраций есть и реконструкции одежды, сделанные автором двухтомника. Надо отметить, что исследователь проделала кропотливую работу по воспроизведению и анализу древней одежды.
В редких случаях, когда при археологических раскопках можно было обнаружить сохранившийся целиком костюм.
А потому ,автору приходилось работать с кусочками тканей, привлекая и другие виды искусства - монументальные росписи, торевтику, коропластику, ювелирные украшения, на которых сохранились изображения людей.
Подключались к работе и другие исторические памятники, содержащие и несущие информацию по истории костюма, тканей, одежды в целом.
Этот труд -довольно важный вклад в историю и искусство народов центральной Азии. Исследование тканей и двухтомник по истории таджикского костюма, продемонстрировал материализацию работы.
Так например, к юбилею и международному симпозиуму Борбада в Таджикистане в 1990 году, были выпущены ткани местным текстилькомбинатом, с подлинными историческими мотивами из древности и средневековья .
Ткани не только имели огромный успех, но и доказали, как всё прекрасное может жить в веках.
Хотелось бы, увидеть альбом Профессора Г. Майтдиновой с воспроизведением и описанием выпущенных тканей к юбилейному чествованию Борбада, как некое дополнение к уже известному двухтомнику.
Как демонстрацию, того, что традиции не просто могут , а и живут в полную силу.
Другой альбом известного исследователя мог бы быть посвящён истории текстильного искусства центральной Азии, так как автором проделана огромная работа в этом направлении в связи с изучением костюма, который не мог быть изучен без пристального внимания к ткачеству, тканям, а значит и к искусству этого ремесла .
Свидетельство о публикации №214030502198