История таджикского костюма

   
 
  Так называется двухтомник, выпущенный в 2004 году в Таджикистане, моей коллегой Профессором Майтдиновой Гузель.


  В Таджикистан я попала после 23 лет отсутствия и потому получила эти книги в подарок только сейчас, точнее говоря почти 10 лет спустя. То есть в  юбилейном году для  этого издания!


   Мне кажется, что с Профессором Г.Майтдиновой, мы познакомились на раскопках Кара-тепе, куда меня привёз мой научный руководитель известный востоковед и археолог Борис Яковлевич Ставиский в начале 80-х прошлого века. Затем мы встречались на конференции в Самарканде и вскоре Гузель переехала в Душанбе.


   Все годы исследователь занималась вопросами изучения тканей и костюма центральной Азии. Во введении к первому тому, автор отмечает, что данная тема разрабатывалась «на протяжении свыше 20 лет».


И поэтому не случайно  исследование  вышло в свет в виде двухтомника. Иллюстрации, к работе сделаны дочерью автора, художником и теперь уже известным молодым, режиссёром, Шарофат Арабовой.


   Автор двухтомника «История таджикского костюма», с благодарностью отмечает, что издание книг осуществлено при финансовой поддержке Швейцарского отделения по сотрудничеству и развитию  республики Таджикистан.


  Подзаголовок первого тома –«Генезис костюма таджиков: древность и раннее средневековье».


Он состоит из введения, в котором автор отмечает,  что «В процессе развития народной одежды сказывались как изменения быта народа ,его социальной структуры, условий существования каждой этносоциальной группы, так  и многообразные взаимосвязи и взаимовлияния различных народов.»  /стр.3/ .

Также, профессор отмечает, что впервые вводятся для исследования материалы из Синьцзяна ,Джетыасарской культуры и более широко костюм из склепов Мунчактепа.


   Затем следуют 3 главы и заключение, названное автором  –” Опыт исторического синтеза», в котором подводится предварительный итог начального исторического этапа в истории костюма таджиков.
Чёрно- белые и  цветные иллюстрации- рисунки, гармонично дополняют текст.
   

Второй том- это история средневекового периода и традиционный костюм таджиков. В нем уже 6 глав с введением и заключением. Помимо одежды речь  идёт и о тканях /Средневековые и традиционные ткани - стр.138-174/, и об украшениях, причёсках, косметике.
 

 Среди иллюстраций есть и реконструкции одежды, сделанные автором двухтомника. Надо отметить, что исследователь проделала кропотливую работу по воспроизведению и анализу древней одежды.
   

В редких случаях, когда при археологических раскопках можно было обнаружить сохранившийся целиком костюм.
А потому ,автору  приходилось работать с кусочками тканей, привлекая и другие виды искусства -  монументальные росписи, торевтику, коропластику, ювелирные украшения, на которых сохранились изображения людей.

 Подключались к работе и  другие  исторические памятники, содержащие и несущие информацию по истории костюма, тканей, одежды в целом.   
 

Этот труд -довольно важный вклад в историю  и искусство народов центральной Азии. Исследование тканей и двухтомник по истории таджикского костюма, продемонстрировал   материализацию работы.

 Так например, к юбилею и международному симпозиуму  Борбада в Таджикистане в 1990 году, были выпущены ткани местным текстилькомбинатом, с подлинными историческими мотивами из древности и средневековья .

Ткани не только имели огромный успех, но и доказали, как всё прекрасное может жить в веках.
   

Хотелось бы, увидеть альбом Профессора Г. Майтдиновой с воспроизведением и описанием выпущенных тканей к юбилейному чествованию Борбада, как некое дополнение к уже известному двухтомнику.

Как демонстрацию, того, что традиции не просто могут , а и живут в полную силу.
 

Другой альбом  известного исследователя мог бы быть посвящён истории текстильного искусства центральной Азии, так как автором проделана огромная работа в этом направлении в связи с изучением костюма, который не мог быть изучен без пристального внимания к ткачеству, тканям, а значит и к искусству этого ремесла .


Рецензии