Жизнь и смерть. Петербургское

После крещения Миша заболел. Зря его возили в морозный день в церковь. Врач предупреждала, но бабушка Лены спешила: ребенок тяжело болен, мало ли...

   Мы живем на одной лестничной площадке. Когда-то я учила Лену русскому языку и литературе. Нас всех пугает безразличие, с которым молодая мама относится к Мише. Наверное, это послеродовая депрессия. Мы с бабушкой Лены по очереди ухаживаем за младенцем и его матерью.

   Я стараюсь говорить с ней, придумываю истории, тормошу вопросами. Мы сидим у детской кровати, и я рассказываю.

   ...Вдруг в дверь постучали. Вошла старуха, закутанная в платок. На дворе зима, у странницы покраснел нос, пальцы превратились в бесчувственные костяшки. Она просилась погреться. Хозяйка пустила незнакомку и напоила горячим чаем. Бабка подошла к колыбели, в которой лежал месячный ребенок. Он родился слабеньким, и мать очень переживала. Она разрешила понянчить старухе младенца, а сама уснула, так как не спала несколько ночей. Проснувшись, женщина увидела, что в колыбельке пусто. Ведьма украла ребенка!

   Несчастная мать выбежала на улицу. Там была метель, ни одного прохожего не встречалось на пути. Бедная женщина все бежала и звала малыша. Наконец от бессилия упала в сугроб и заплакала. Долго так просидела она в снегу, может, уснула. Во сне слышала, как с ней говорила какая-то женщина.

   - Твой дом посетила Смерть. Я видела, как она скрылась с ребенком. Ты ее не догонишь, она сама выбирает своих жертв.

   - Скажи мне, в какую сторону она помчалась! Я найду ее и отберу своего малыша.

   В ответ женщина услышала хохот и завывание вьюги...

   Миша проснулся. Мы вместе поменяли подгузник. Я побежала разогревать детское питание. Лена кормит грудью, но молока не хватает. На всякий случай держу рожок с теплой смесью. Мальчик немного поел и, утомленный, сразу уснул.

   - Лена, спой ему колыбельную! - прошу я.

   - Зачем? Он же и так спит, - пожимает плечами она.

   - Ты знаешь, когда та женщина, у которой Смерть украла ребенка, стала петь детские песни, то сама Ночь сжалилась и указала путь, куда умчалась старуха.

   - Ну что вы все сказки рассказываете, ведь все равно он умрет!

   Мне уже много лет, и только благодаря возрасту я промолчала. Ушла в кухню, потом вернулась. Лену нельзя оставлять одну. Я зажгла свечу и села в кресло. Молодая женщина лежала на диване, отвернувшись к стене. Я начала говорить о том, что мы являемся на этот свет и сгораем, мы приходим, чтобы уйти. Но ведь даже свечи горят по-разному! Есть прямые и тонкие, они загораются послушно и очень ярко, быстро сгорают. Есть такие, которые оплывают, треща от пламени, как будто сопротивляясь. Они горят дольше, но тоже беззащитны перед пожирающим пламенем.

   - Лен, а давай затушим огонь, пусть свеча еще послужит? - я не знаю, что еще придумать.

   - Лучше сказку дорасскажите! - слышу голос своей ученицы.

   И я прощаю холодность и черствость, которые мерещатся мне в характере Лены. Несмотря на свою усталость, я радуюсь живому интересу, детской нотке в ее просьбе.

   ...Мать так любила свое дитя, что настигла Смерть. Старуха пересаживала цветы в оранжерее. Представь себе старинный диковинный ботанический сад, в котором растут в горшках и кадках деревья, кустарники, огромные цветы и маленькие травки. Это был целый город. К нему прибывали корабли. Там никогда не замерзало море. Набережная и лавки становились то померанцевыми, то лимонными рощами, иногда привозились роскошные пальмовые, фиговые и вишневые деревья в полном цвету.

   Старуха надевала перчатки и пересаживала растения. Вот она подошла к горшочку со стеклянным колпаком, под которым рос нежный гиацинт. Открыла его и безжалостно вытащила вместе с луковицей. Бросила в корзину, в которой нет ни земли, ни влаги, а только засохшие цветы. Смерть считала себя великим архитектором, ведь она застраивала город, постепенно сокращая площади, занятые садами и цветниками. Они уничтожались при возведении новых зданий и прокладке улиц. Смерть передавала земли в руки правительственных учреждений и очень радовалась, когда былые липовые парки превращались в трамвайные. Чтобы остановить рубки, надо было выкупить частные земли, но ни у кого не находилось на это средств и сил.

   Смерть носилась по городу и высматривала дома с расширенными проемами, с большими стеклами. Жители украшали дворцы и дома теплицами, впуская в них дневной свет. Они думали, что блеском хрусталя, стекла и зеркал отпугнут страшную гостью. Но она забирала с собой герани, бегонии, традесканции, хлорофитумы и другие комнатные растения, заодно присматривая больных и старых людей. Иногда завистливая старуха дотрагивалась холодным перстом до здоровых и счастливых, и они вскоре умирали.

   Безутешная мать бродила среди деревьев и кустов, рассматривала специальные трельяжи, заглядывала в жардиньерки и обходила ширмы, увитые плющом и лианами. Она зашла в зимний сад. Там росли лавры, мирты, в их тени бархатом стелился зеленый дерн. Среди него пестрели первые весенние цветы - крокусы.

   - Вот он! - сказала мать, протягивая руку к маленькому голубому крокусу, который печально свесил головку.

   Вдруг листья фикуса, кадка которого была рядом с малышами-крокусами, задрожали. Бальзамины в горшочках закачались от ледяного ветра, хлынувшего в оранжерею. Скромная геранька заплакала. А резеда сказала очень грустно: ”Настал и наш час!”

   Все догадались, что явилась хозяйка. Она наклонилась к малорослым цветам, расположенным среди дерна. Вытащила фиалку из грунта и повернулась к женщине.

   - Как ты осмелилась сюда войти? Кто указал дорогу? - обратилась к ней.

   - Я мать, и пришла за своим ребенком. Отдай его мне, иначе я вырву все цветы, растопчу клубни и опрокину кадки! - женщина схватилась за первый попавшийся цветок.

   - Ты не посмеешь распоряжаться, здесь я отвечаю за порядок! - голос старухи задрожал.

   - Порядок? - вспылила мать, держа ком земли с незабудкой.

   - На все воля божья, я подчиняюсь только ей. Оставь несчастную, ее время не пришло, - Смерть кивнула на голубую звездочку, поникшую в руках обезумевшей женщины.

    ...Незаметно в комнату вошла бабушка Лены. Она тоже слушала сказку, вздыхала и крестилась. Я подошла к детской кроватке. Миша строил гримасы во сне, как это умеют делать только младенцы. Он тяжело переводил дух, вздрагивая всем тельцем. Я взглянула на Лену. Она сама еще ребенок, вся жизнь впереди. Если случится непоправимое, горе можно только разделить. И я заканчиваю свой рассказ ровным голосом.

   ...Смерть показала женщине колодец. В воде отражалась вся судьба ее ребенка. Он родился таким больным, что ему предстояло страдать и бороться, чтобы выжить.

   - Не лучше ли отправить его туда, где не надо мучиться, причиняя боль себе и другим? - обратилась к матери безжалостная старуха. - Твой ребенок невинен и чист, позволь ему уйти, как дождевой капле, как упавшему в тумане камешку. Ведь он упадет на дно, к другим камням. Пойми, мир вечен!

   Но женщина оказалась отчаянной, она опустила незабудку на землю и вырвала с корнем нежный крокус. От прикосновения ее рук цветок затрепетал...

   ...Крик младенца огласил всю комнату. Ребенок не просто плакал, он орал, захлебываясь. Лена, бабушка, я - втроем мы бросились к нему.

   - Ишь, как ужаленный, - причитала бабушка, - Ленка, дай ему титьку.

   Мать положила Мишу на колени, приподняв за головку. Расстегнула халат. Мальчишка хищным движением набросился на грудь.




P.S. Посвящается славному городу, крепости Орешек.


Рецензии
Замечательно написано

Григорий Аванесов   29.08.2021 21:17     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.