Ледовый аэродром в Петрозаводске

С какого периода можно начинать отсчет военного детства? Для меня его можно считать с начала Финской (зимней) войны, малоизвестная страница которой открылась прямо перед окнами моей комнаты, хотя об основных событиях войны я узнал, естественно, позже, став уже взрослым.
В начале Финской войны на Петрозаводском направлении воевали 168, 18, 139, 75 и 155 дивизии 8 армии, воздушную поддержку которым оказывали два авиационных полка: 48-й истребительный и 72-ой смешанный. В течении войны количество дивизий и авиационных полков возросло. Оборудованных аэродромов для базирования прибывающей из других военных округов авиации в Карелии не было, поэтому началось спешное сооружение прифронтовых ледовых аэродромов на озерах, возле которых имелись дороги для доставки авиационного топлива, боеприпасов, продовольствия и всего необходимого для обеспечения авиационных соединений. Такие зимние аэродромы были устроены на Пряжинском озере, Сямозере, Святозере и других. В основном на них базировались истребители И-15, И-16, а так же скоростные бомбардировщики СБ-М-100 и СБ-М-103, чей полный вес в загруженном топливом и бомбами состоянии не превышал 6330 кг.
Зима 1939-1940 годов была холодной, и толщина льда на озерах была достаточная для этих типов самолетов. Но у этих прифронтовых аэродромов был серьезный недостаток: на них трудно было организовать ремонт поврежденных самолетов. По «Ведомости потерь ВВС РКК и флотов в период Финляндской войны» значится, что из общего количества 527 потерянных самолетов, 181 погиб и поврежден в авариях и катастрофах, а 124 самолета получили в боях повреждения, требующие длительного ремонта. ПАРМы (Передвижные авиаремонтные мастерские) авиаполков с ремонтом на месте, видимо, не справлялись, и было решено устроить дополнительно авиамастерские в центре Петрозаводска, на льду озера между улицей Ленина и Левашовским бульваром. Выбор места был удачен: рядом, во дворе Тиккоевского дома «улица Ленина,2) находились мастерские артели «Техновес», в которых имелись металлообрабатывающие станки (токарный, фрезерный, сверлильный, строгальный), несколько слесарных верстаков и даже кузница.. Под потолком имелась кран-балка с талью. Все это облегчало проводить несложный ремонт самолетов. На льду у берега была расчищена площадка для стоянки самолетов, которая была ограждена забором из колючей проволоки на столбах, вмороженных в лёд. Стоянка была освещена и охранялась.
Оригинально была решена проблема доставки поврежденных самолетов с прифронтовых аэродромов. От самолетов отделяли крылья, пропеллер, а хвостовую часть фюзеляжа устанавливали в кузов автомашины ГАЗ-АА (полуторки) и закрепляли. При этом шасси с колесами выполняли роль полуприцепа, на который опиралась самая тяжелая часть самолета (нос самолета с двигателем). В таком виде самолеты И-15, И-16, И-16П(пушечные, 2 пушки 20 мм) с середины января 1940 года стали доставляться в Петрозаводск на ледовый аэродром для ремонта.
Решена была и жилищная проблема: авиатехники, ремонтники, охрана и летчики размещались в близлежащих домах. Для выполнения сложных работ приезжали специалисты с аэродрома «Пески». Не было здесь и проблем с электроэнергией для освещения стоянки ночью и работ. На льду у этих временных мастерских обычно находилось 5-6 самолетов. Пока на одних самолетах производили разборку, снятие и ремонт поврежденных узлов и деталей, другим уже снова присоединяли крылья, пропеллер, заменяли колесные шасси на лыжи, обкатывали двигатели. От ремонтной площадки прямо к озеру на льду была оборудована взлетно-посадочная полоса, отмеченная по бокам вышками.
Для петрозаводских ребятишек, живших поблизости, все происходящее было на столько интересным, что они забывали про свои зимние забавы, лыжи и коньки и всегда толпились на берегу в свободное от уроков время. По воскресным дням петрозаводчане приходили сюда иногда целыми семьями.
Так как все это происходило рядом с моим домом, то и я стремился подобраться поближе к самолетам, чтобы рассмотреть их получше. Часовые на малышей почти не обращали внимания, а мы легко проползали под колючей проволокой в рыхлом снегу, сгорая от любопытства.
Однажды пробираясь таким образом поближе к самолету, я неожиданно наткнулся на препятствие. Подняв голову, я увидел стоящего передо мной настоящего летчика. Глядя на меня, он почему-то улыбался, но строго спросил: «куда?». Я растерялся и показал рукой на самолет. Он снова строго спросил: «Что, летчиком хочешь стать?» - я утвердительно кивнул головой. Летчик оттряхнул с меня снег и подвел к самолету. Это был И-16. Я довольный обошел самолет, который вблизи показался мне большим. Летчик спросил: «хочешь посмотреть кабину?» - я, думая, что он шутит, недоверчиво посмотрел на него. Но он не шутил: поставил меня на крыло, поднялся сам и посадил меня в кабину. Но в кабине мне было все непонятно и неинтересно. К тому же впереди я видел лишь крыши домов, больше ничего при моем росте из-за капота двигателя не было видно. Высадив из кабины, летчик, снова, улыбаясь, сказал: «ты побывал у меня в гостях, теперь приглашай меня к себе в гости на чай, замерз я пока с тобой возился!» Мы вместе направились к нам. Было воскресенье и все в нашей квартире оказались дома. Мама сразу же поставила греться самовар, поручив присматривать за ним моего двоюродного брата, живущего с нами после гибели его отца в трагическом 1937… Тетя Валя принесла орячие оладьи (вообще-то она приходилась мне двоюродной сестрой, но она была намного старше меня и я называл её «тетей Валей», хотя её младшую 17-ти летнюю сестру – просто «Тамарой»). Появились на столе варенье и калитки, стол поставили посреди комнаты, усадив летчика на почетное место в центре, и началось оживленное чаепитие с расспросами о войне. Тетя Валя инициативу беседы взяла в свои руки. Она недавно закончила учебу в Петрозаводском аэроклубе и с летчиком у неё завязался профессиональный разговор о каких-то элеронах, бочках, иммельманах, флаттерах, мертвых петлях и прочих авиационных терминах. Остальные лишь внимательно слушали. Уходя, летчик пригласил тетю Валю на вечерний сеанс в кинотеатр «Красная звездочка», где эти дни демонстрировался недавно вышедший на экраны кинофильм «Истребители». Он еще раза два заходил к нам в гости, но ремонт его самолета закончился и ему предстояло снова отправиться на фронт.

После ремонта самолеты делали пробный взлет, круг над петрозаводской губой и возвращались. Аварий после ремонта не было. На свои прифронтовые аэродромы самолеты обычно отправлялись парами. При этом они делали прощальный круг над городом, и, «качнув приветливо крылом» провожающим, улетали на запад на фронт. Память о тех событиях «войны не знаменитой», связанных с нашим родным городом, сохранилась, видимо, только у старожилов, т.к. нет фотографий (фотографировать не разрешалось, секретно, военный объект). А потом, начавшаяся Великая Отечественная война, окончательно затмила эту малоизвестную страничку истории Петрозаводска во время Финской войны.


Рецензии
Интересно. Спрошу у мамы помнит ли она эти самолёты. Они жили в доме №1 по ул. Ленина сразу после войны 1948-1952 г. До войны 1939 года жили где-то на Голиковке.

С уважением

Евгений Пекки   11.04.2015 18:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.