Воспоминания о Советском Союзе и совгражданах 5

           Часть 5.  Западный Туркменистан, 1957 – 1961 гг.
     В августе 1957 года я впервые ехал в командировку в купе поездом Москва – Баку.  А дальше мне предстояло пароходом переплыть Каспийское море, а там поездом до столицы туркменских нефтяников города Небит-Дага. В переводе это: нефтяная гора.  И,  правда, с северо-востока город подходил к горному хребту.  А нефтяные качалки начинались, если отъехать  километров 5 на юг от города.  Сегодня этот город называют  Балканабад.  В 1941 г.  Красной Армии требовалось много бензина и других продуктов перегонки нефти. Наш мудрый вождь Сталин думал об этом ещё с 1940 г. и дал задание Наркому Берии перебросить  часть контингента  ГУЛАГа с прохладного севера на тёплый юг. Сталин даже указал место на карте, вблизи которого надо было открыть тот гулаговский филиал.  Это было место, где остановился поезд, на котором везли 26 Бакинских комиссаров. То случайное место на ЖД дороге Красноводск – Ашхабад, которое для Сталина и Микояна было священно. Здесь расстреляли их товарищей.  Сталин с юности знал, что нефть залегает от Кавказа до Туркмении под Каспийским морем. От Красноводска видны были брошенные нефтяные озёра для открытой  добычи.  Да и сам Красноводск был когда-то известен лечебными озокеритовыми озёрами. Добыча туркменской нефти в Великой Отечественной войне внесла свой вклад в победу.  В том же Красноводске был построен нефтеперегонный завод, работавший на оборудовании  эвакуированного из Туапсе НПЗ при модернизации электрооборудования английскими ленд-лизовскими  агрегатами. У нас в БКЭМ  Небит-Даг считался худшим из объектов командировок.  Зону там расконвоировали всего года 4 назад. И на памяти было еще время борьбы с бандитизмом. Ну и жара, когда даже ночью температура за 40 градусов. Мне повезло. Я приехал под осень и к ноябрю акклиматизировался.   
Ну а те зэки, что сумели пройти глухими пустынями к населённым местам, спаслись от Колымских лагерей ещё до моего приезда. Я приехал в мирный спокойный город. На восточной его окраине был туркмен аул. На северо-восточной окраине был казах аул, в центре была просторная площадь с трибуной для парада и памятником Сталину. На площади было и самое большое городское здание -  Объединение Туркмен-нефть под руководством т. Мравяна. Где-то поблизости был чуть ли не трёхэтажный ресторан. На юго-западе был военный аэродром с самолётами Миг-15 и стоянка гражданских самолётов маршрута  Небит-Даг  –  Баку.  Вдалеке виднелись никому не нужные бараки ГУЛАГа.  С юга уходили дороги на нефтяные разработки Вышки и в Кумдаг.  В 1958 г.  Кумдаг  прославился  международными автогонками по дну высохшего моря – такыру. Совершенно гладкая многокилометровая  поверхность позволяла разгонять спортивные автомобили, как истребители на взлёте. Помнится,  в 58 году мы обзавелись мотоциклами. Я ездил на Ковровце. Он был хорош лёгкостью вылезания из-под колеса, когда асфальтированная дорога сменится мини барханом. Однажды асфальтовая дорога неожиданно привела нас прямиком на лётное поле аэродрома. Без всяких запрещающих надписей и шлагбаумов мы очутились среди  Мигов-17.  Остановились, осмотрелись. Хотели выспросить дорогу к солёному озеру. Никто не появился. Погудеть побоялись. Развернулись и  уехали.  Солёных озёр вблизи Небит-Дага было 2.  Одно обитаемое. И мы там, как и другие посетители, тоже лежали на неподвижной поверхности солёной воды.  Другое с виду было пугающе мёртвым.   
   Вода в Небит-Даге была тогда из Джебела.  В меру солёная, но не очень противная. Когда я научился ничего не пить до обеда, мне даже в летнюю жару  было почти комфортно. Правда,  за лето бывало несколько ночей,  когда от жары не спасали и мокрые простыни.  Приходилось несколько раз за ночь  выходить  погружаться в противопожарный бассейн. Если бы я тогда знал, что на дне этих глубоких бетонированных бассейнов! Хорошо ещё, в Туркмении не жили кошки.  И санэпидслужба знала своё дело. Дом за бетонным забором с колючей проволокой  всегда был готов.  При мне лишь один раз была объявлена в городе холерная эпидемия.  Всё-таки вентиляторы не были эффективны.  Если бы тогда можно было купить холодильник!  Даже без кондиционеров жизнь бы в Туркмении была бы райской.
   Итак, я приехал в командировку от Бюро крупных электрических машин Министерства электромашиностроения СССР на ремонтно-механический завод в г. Небит-Даг,  где был наш производственный участок. За 4 года до моего приезда БКЭМ начало работы по внедрению при бурении электрических двигателей, взамен дизельных. Для этого надо было повысить класс термостойкости серийных асинхронных двигателей.  Для людей другой специальности поясню. Нефть до нашей эры черпали из нефтяных луж. Вычерпали -  стали копать ямы и черпать из ям. Ямы всё углублялись и уже достигли  в разведочном бурении объединения Туркмен-нефть к 1957 году  глубины 4 км.  К тому времени ямы уже не копали, а бурили шарошками (не теми, что для автомобилей, - другими). Шарошки - это стальное многоногое долото. Если сильный человек поставит шарошки ногами на асфальт и провернёт шарошки за трубу сверху, то снизу на асфальте вырежется начало ямы. Крути дальше, и шарошки станут врезаться в землю. Только успевай их вращать да выгребать, а лучше вымывать грунт промывочным агентом. Так врезались метров на 20, надо поднять бурильную колонну и на её место установить бурильную трубу. Закрепить её замком.  И снова спустить колонну и дальше крутить её, врезаясь вглубь. Только для вращения редуктора  мощность двигателя в нашем случае требовалась 200 кВт, да 500 кВт для двигателя, гоняющего промывку.  И ещё.  Работа буровиков одна из опаснейших и в то время была очень ответственной. Итак, к моему приезду  в Небит-Даг уже стали выпускаться  заводом Ильича  электродвигатели по чертежам БКЭМ для работы в районе пустыни Каракумы.  Производственные испытания в основном закончились. Теперь начальство ждало смены, а пока приехал только я, не очень-то нужный техник. Предложили мне от нечего делать разобраться с испытательным стендом.  Разобрался и понял, что испытания у нас не могут обнаружить серьёзные дефекты двигателей.  Времени у меня было достаточно, и я сумел разработать метод дефектировки двигателей большой мощности. В конце месяца прилетел наш новый начальник участка, но без зама. Старых начальников мы проводили, а я согласился исполнять обязанности зама без официального повышения. Наш новый начальник Аркадий имел чудесный дар. Он умел сдружиться с самыми необходимыми для нашей работы людьми. Например, наш основной заказчик – главный энергетик 1-й конторы разведочного бурения Альтман с первой встречи стал его лучшим другом. Правда, меня он тоже сдружил с ним. Но та дружба была у нас не бескорыстной.  Я всё хотел от него узнать, куда непьющий человек может тратить зарплату в 20 раз больше моей.  А он просто очень любил маслины и был рад, когда я, прилетая из Москвы, приносил ему их из Елисеевского в пятилитровой банке. Альтман был из зэков и не мог выехать из  Небит-Дага.  Знал я ещё другого главного энергетика. Тот зарабатывал ещё больше Альтмана и был свободен, как птица, но с утра до вечера проводил жизнь в приморском ресторане на полуострове Челекен. Так вот, снова про моего начальника Аркадия. Любил он жить в Москве в неизвестном для семьи месте. Правда, это он говорил, что в Москве, где было то место, никто не знал. Аркадий прилетал в Небит-Даг в последней неделе месяца. Просматривал составленные мной процентовки и ведомость зарплаты рабочим. Всё правил и отдавал печатать. Дальше наступала его основная работа – Аркадий добивался, чтобы все заказчики подписали выполнение работ так, как он написал в процентовках. Ну а, сделав дело, он улетал гулять смело. Наш производственный участок был единственным исполнителем ремонтов электротехнических изделий от силовых масляных трансформаторов на 3000 кВА, обычно для военных. До сварочных аппаратов.  Такую халтуру обычно получал Аркадий, и его доход при этом был основным.  Я как-то решил, что мой оклад техника несколько смехотворен. Наши электрослесари и даже женщины обмотчицы получали намного больше.  Ну а на охотника и зверь бежит. Была среди нефтедобытчиков контора законтурного обводнения, самая не уважаемая у них. Те выдавливали из земли нефтяные крохи, что не высосали качалками. Так этой золушке даже не утвердили ремонт их основного оборудования - электродвигателей на   500 кВт, которые конторам бурения поставлялись комплектно с приводными электродвигателями на 200 кВт. Только первые пылились на складах, а вторые были списаны за  несоответствие климатических норм.  Проверив склад, я обнаружил 3 десятка совершенно годных электродвигателей, по чьей-то глупости ожидавших планового ремонта, и 15 того же  типа неисправных двигателей, ремонт которых уже 2-й год отсрочивается планом. Я предложил начальнику конторы законтурного обводнения сделать ремонт его двигателей за наличные деньги нашей бригадой.  Я знал, кому я это предложил, и мы взаимно доверяли друг другу. Мы 
составили годовой план ремонтов, и он принял на временную работу моих рабочих, которым я доверял. С ребятами договор был простой. За ними была окраска, погрузочно-разгрузочные работы и оформление на временную работу.  Они за это 2 раза в месяц получали от конторы, где временно работали, зарплату каждому по столько, сколько я сам получал от БКЭМ. От меня требовалось отобрать известным мне методом годный двигатель и оформить его как отремонтированный. Ну а потом при любой проверке все, кроме меня, были невинны, а я мог понести наказание лишь за путаницу в документации. Дня через 2 после приезда Аркадию кто-то рассказал о моём проступке перед ним. Но никто не мог ответить на главные вопросы: от кого и сколько денег я получил. Начальник мой рассвирепел и, видимо, отыгрался на наших сборщиках.
Ребята ушли в запой. Он перекрутил гайку, и сборка встала. На следующий день Аркадий принялся за меня: "Почему нет ни одной трезвой рожи!".  Отвечаю: "Ты же сам вчера давил их, вот ребята и сдали всю медь в утиль, теперь законно отдыхают, а мы с тобой не обеспечили им фронт работ".  Аркадий вошёл в клинч и пообещал завтра же передать дело прокурору, если  производство не заработает.  Я как-то в свои неполные 23 года  почувствовал себя взрослым.
Мне повезло. В рабочем общежитии я застал одного из авторитетных наших сборщиков. Мужик лет тридцати с толстыми линзами очков. Он окончил вечерний электромеханический техникум при заводе Динамо, но работал сборщиком высокого разряда. При зачислении он объяснил мне, что у него очень плохое зрение. Жил он в Москве в Кожухове. Пока взрослые воевали, он концертами струнного оркестра дома пионеров зарабатывал на хлеб себе и своей полуслепой бабушке. Умение петь и играть на гитаре привело его к профессии домушника, а потом естественно, зэка.  После одного освобождения Виктор (так звали того человека, ставшего моим другом) почувствовал, что его профессия не совместима с его зрением.  Он безуспешно пытался овладеть не криминальной профессией, пока не добился приёма секретарём райкома. Жизнь научила Виктора не бояться и отстаивать своё мнение. Как секретарь райкома ни уходил от  ответа на прямой вопрос «мне надо учиться воровать вслепую или вы мне посоветуете  сейчас, куда меня примут на работу»,  Виктор победил.  Его приняли в вечерний техникум и на работу на завод Динамо.
   Итак, мне повезло, я застал Виктора в раздумье, у кого бы стрельнуть на бутылку. Я опередил его вопросом: "Аркаша хочет передать дело прокурору. Передаст?".  Виктор задумался. Мне опять повезло. Виктору хотелось не водки, а какого-то дела. Он решил: "Нет. Порода не та". На это я предложил план действий. Все заинтересованы в том, чтобы загасить скандал. Для этого нужна медь. Утильщики уже отослали платформу с нашей медью. Проще и быстрее всего медь можно достать из эталонных секций статорной обмотки.  Надо нам сжечь секции в тепловой камере. Виктор заявил, что я обратился по адресу. Я сейчас сижу и пытаюсь вспомнить детали той ночи. Чётко помню только Витькины наставления: вынув что-нибудь из кармана, не выпускай это из рук, пока снова рука не коснётся кармана. Мы прошли на РМЗ, когда ещё работала вечерняя смена. Наш участок располагался в половине типового здания механического цеха. Ворота для въезда тяжёлого грузового транспорта заперты, как обычно. Я отпираю замок двери, и мы запираемся изнутри. Освещение не включаем. Подсвечиваем фонариками. В цехе верхнее  естественное освещение. Потолки высоко – свет фонарика снаружи не виден.  Открываем тепловую камеру и выкатываем наружу поддон.  Камерой не пользовались года 2, но всё работает. Включаю прогрев 200 гр. И идём за секциями. В кладовой я отпираю металлический шкаф, и мы перетаскиваем секции, загружаем их на тележку, закрываем дверь в камеру и ждём. За воротами слышно, как расходится вечерняя смена, а температура в камере ещё до 100 гр. За воротами давно всё тихо, охрана спит. Я прикинул экспоненту – 200 гр.  будет не раньше, чем через 2 часа. Пока я считал в уме, Витька сообразил  – надо облить всё газолином и поджечь.
Заполыхало в момент, едва успели тележку завезти и запереть камеру. Рассвело. Температура в камере ниже 100 гр. Открыли камеру, облили всё там двумя вёдрами воды и вывезли мокрую тележку. Времени оставалось в обрез. Даже не успевая оббить гарь, мы распихали наше произведение в пустые коробки и перенесли их к рабочему месту Дагшаны и умыли руки.  Виктор принял стакан спирта и ушёл домой, а я успел распихать всё из своих карманов, сбросить грязный халат, оттереть им обувь и за своим столом заняться повседневной канцелярщиной.
Когда голоса приходящих из рабочего зала расползлись по комнатам обмоточной бригады, я, как человек, отрешённый от забот, не спеша прошёл и постучал в кабинет их бригадирши.  Я выбрал минуты, когда кабинет был ещё пуст, мне хотелось услышать женское отношение к запаху гари в зале. Если б только запах, через пару минут я увидел, что зал, как чёрным снежком, был запорошен гарью. Но я услышал только чьё-то удивление вполголоса: смотрите, Маленький Мук уже здесь. Маленький Мук на их жаргоне был я. Пройдя в зал, я решил, что надо хотя бы его почистить. Что я и сделал, вернувшись на женскую половину и попросив её обитателей передать бригадирше мою просьбу навести порядок в зале.
    В зале уже был Дагшана. Он был в раздумье, что делать сперва, рихтовать ли медные пластины или хотя бы протереть их.  Я своим примером показал, что делать, и Дагшана, видать, первый раз в жизни взял в руки тряпку.  Дагшана был единственным знакомым мне туркменом. Он был моим ровесником и ни слова не говорил на моём языке, как и я на его. На нашем участке Дагшана был старейшим работником. Он уже 4-й год отжигал и  рихтовал медные пластины. Наверное, тогда какой-то полиглот познакомил Дагшану с нашими москвичами, и они подружились. С тех пор прямо в обычай вошло подойти кому-нибудь к Дагшане и весело спросить: "Дагшана, много верблюдов ты уже купил для калыма?". Дагшана поднимет голову от наковальни и широкой улыбкой ответит на вопрос. Разговор завязался, а там на любой дурацкий вопрос будет улыбка и согласие «Якши». По работе у меня было много контактов с людьми других национальностей, но туркмен среди них не было. Однажды в междугороднем автобусе я ехал у открытого окна.  Рядом со мною сидел пожилой туркмен в национальном костюме и с посохом. Он с улыбкой объяснил мне, что лучше закрыть окно, иначе у меня будет болеть голова. Так доходчиво объяснил без единого русского слова.
Я был убеждён в добродушии этого народа, несмотря на то, что многие полагали:  после разгрома басмачей туркмены просто боятся нас.
    Ну а в день после нашей ночной работы с Виктором Грековым гари как бы никто и не унюхал, а с Аркадием было так, словно мы друзья до гроба. Только в следующий месяц наши ряды пополнились тремя молодыми сборщиками, двое из которых имели техникумовские дипломы. Ну а моя помощь законтурному обводнению к взаимной пользе продолжалась в соответствии с нашим договором. Тем временем конторой разведочного бурения на полуострове Челекен той же республики Туркмении был заключён договор с БКЭМ на ремонт буровых электродвигателей Бакинского электромеханического завода. В то время в Баку ещё не было бурения с морских платформ, а грунты Баку содержали горные породы. Тогда как Челекен совсем недавно был островом, и грунты там были вязкими. Не могу судить, как в Баку, а на Челекене с глубины 1,5 км начинались захваты инструмента. Значит, буровая работала в режиме пуск/реверс. Первым отказывал вращающий электродвигатель. Хорошо, если аварийная бригада восстановит  скважину. Но были и пожары скважин, и просто нефть из аварийной скважины текла в море. Тогда всё побережье надолго покрывалось нефтяной грязью.  Когда на наш участок привезли первую партию челекенских двигателей, я ещё не имел даже представления о Челекене. Исследовав всю партию своими методами, я был в недоумении. Почему везде в чистом только с завода статоре было короткое замыкание одной из статорных секций. Для исследования на месте меня взял в свой ГАЗ-67 Главный электрик объединения Портнов.  Разговорившись со мной, он подкинул идею: ты узнай, не было ли там залипания перед отказом двигателя. Дороги на Челекен фактически не было. Была утрамбованная тракторами тропинка.  Тропинка  виляла и то поднималась, то опускалась. Часа через 4 езды была единственная обитаемая точка – будка техпомощи и бак технической воды. На ГАЗ-67 мы ехали сравнительно быстро. По этой дороге разрешался проезд только автомобилям с двумя ведущими осями. Когда  дорога шла вдоль берега моря, то новичку обязательно показывали место, где трактор увёз в море заснувшего тракториста. Но на этой дороге шофера особо не любили спящих пассажиров.  Челекен был маленьким, умеренно жарким городком. Мудрый Портнов оказался прав. Когда вязкий грунт проходится непрерывно, нет причины залипаний, но остановка с последующим раскачиванием пуск/подъём не допустима. Мы написали план мероприятий, и меня пристроили на попутный ГАЗ-63. Грузовик был пустой. Водитель спешил изо всех сил. Тут уж было не до разговоров все 10 часов езды. В Небит-Даге было решено временно проводить ремонты челекенских двигателей на месте. И я уехал в Челекен с временной бригадой. Тут мне пришёл приказ сдать дела и выехать в Москву, и я вернулся к февралю 1959 года в Москву. В БКЭМ мне сообщили, что меня вызвали по повестке из военкомата, но она где-то затерялась, а меня и без неё там ждут. Но меня там никто не ждал, только объяснили, когда будет весенний призыв. Я понял, что БКЭМ я уже не нужен. Но уволить меня не могли потому, что на мне числится так много красок, строительных материалов и т.п., словно я был директором ЖЭКа. Но нет, даже этим Аркадию меня было не взять. Благодаря взаимопомощи с законтурным обводнением я был богатым человеком. Я за всё заплатил гордо, без мольбы и унижений. Однажды на Патриках я случайно встретил одноклассника. Мы долго болтали – я был безработным, он заканчивал медицинский. Времени у нас было хоть с другим делись. Дошла речь о том, что я теперь собираюсь делать. Да вот, говорю, в армию скоро загремлю. Мой приятель посмотрел на меня, как на своего будущего пациента. Ты, говорит, готовишь себя на пушечное мясо? И давай мне рассказывать то, что я давно слушаю от матери. Я только заикнулся: а если завтра война!  Он меня давай убеждать: ты сейчас рядовой-необученный. Так через 3 года им и останешься, хотя и 3 лычки на тебя нашьют. 
Сейчас тебе самое время продолжать учиться своей профессии. Я дрогнул – так ведь в амию загребают, согласия не спрашивают.  И тут он оказался прав – вскоре у меня были нужные таблетки, и я был готов к их применению. Это было вовремя. По направлению военкомата меня положили в больницу на Пресне, и я был признан больным, но не очень. Белый билет мне не дали, но в мой военный билет была добавлена запись о моей ограниченной годности. В 1963 году я приказом Военного министра Малиновского получил звание мл. лейтенанта взамен того, где я числился рядовым-необученным. С февраля 1959 года до сентября 1968 года я честно отпахал на советскую армию. Имею за это одну правительственную награду.  До сих пор на вооружении  нашей армии и других служб стоит самый старый из советских самолётов. 40 лет назад я был разработчиком одной из систем того самолёта. Мне интересно узнать, очень ли улучшится моя разработка при сегодняшней модернизации.
   А что же случилось с Туркменией? Почему Туркменистан сразу отошёл от союза нерушимого республик свободных? Истоки этого скрыты в истории установления советской власти в Средней Азии. Даже в те времена для международной общественности требовался повод для нападения Красной Армии на Хана Бухарского. Поводом могла быть народная революция на его территориях. Беда в одном. Туркестанские народы и казахи, большей частью кочевники, легко поддаются  агитации. Но жители торговых городов Хорезм и Бухара не хотели войны.  Для успеха дела в 1918 г. РККА запустила с караванами отряды спецназначения из представителей миролюбивых народов. Всё смешалось, а англичане отстали. Победители 30.10.1923  провели съезд победителей и создали Хорезмскую Социалистическую Советскую Республику.  27. 07.  24 года её территория была разделена между Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакской АО РСФСР, чтобы всем было хорошо.  В 1985 г.  1-м Секретарём ЦК КП Туркменской ССР избирают туркмена, имеющего дипломы инженера-энергетика и ВПШ,  С. Ниязова. В 1990 г. его избирают членом Политбюро ЦК КПСС. А 22 августа 1990 года Верховный Совет Туркменской ССР,  реализуя право нации на самоопределение, провозгласил государственный суверенитет Туркменской Советской Социалистической Республики. Это был взлёт одной из неуважаемых наций в СССР. Ладно русские, они были отдалены, но узбеки презирали туркмен. По моим наблюдениям, как и других наций востока, за что наказывались, но редко. Для отличия своей власти  22.10.93 г. Ниязов удостоил себя официальным титулом Туркменбаши. Стал бы шахом, да сына в наследники не хотел. И от СНГ убежал. Жаль, туркмены были бы теперь идеальными гастарбайтерами, добродушней и трудолюбивей таджиков и др. А вот в Туркмении теперь домашний кондиционер даже для не богатой городской семьи не роскошь. Питание для меня, пенсионера, в Москве дешевле. Правда, покупая на рынке мясо в Туркмении, я выигрывал бы в качестве, ассортименте и стоимости. Ну, транспорт для меня там и тут бесплатный, а вот газ, электричество, квартплата бесплатной была бы только там. Не бывал я в Ашхабаде теперь и не видел там самую высокую в мире мечеть и красивые высотные дома.  А вот серьёзная тема. Сегодня уважаемый мною журналист по уважаемому радио между делом напомнил, как 400000  наших соотечественников были лишены двойного гражданства в Туркмении. Сразу поправлю – в Туркмении русских менее 150000. Все работники Газпрома, ФСБ и т.п. никогда двойного гражданства не лишались, как и русские специалисты промышленности и управления Туркмении. Да вроде и визы не отменяли. Вот переход с кириллицы на латиницу - это легко только школьникам независимо от национальности. А в Узбекистане, там даже огромный авиастроительный завод  «ТАПО им. Чкалова» разломали. Пройдёт время, и всё население средней Азия станет таким же продвинутым, как и население РФ.

  Стоимость продуктов питания в Ашхабаде.  Копия из Интернета.
                http://www.chrono-      tm.org/2013/12/turkmenistan-tsenyi-i-zarplatyi/
1. Мясо свежее  20 – 30 манат за кг ($7-$10.50). = 196 - 294 руб.   говядина, баранина
    12 манат за кг ($4.20) = 117,6 руб.    мороженое мясо из Индии,
2.Рыба свежая (цена базара) – 20-40 манат за кг.(7-14)$ = 196 – 392 руб.  дешевый толстолобик,
                дорогие - сом, судак, белый амур.
3.Яйца 10 шт. – 4 манат; (1.4)$ = 39.2 руб.
4.Куры мороженные цельные – 10 ман/кг; ( 3.5 )$ = 98 руб.
4.Мука (самая дешевая) – 2,10 ман/кг; (0.735)$ = 20,59 руб.
)$ 5.Макароны, в пакете (самые дешевые) – 2ман/500 гр.; ( 0.7 )$ =  19,8 руб.
6.Картофель – 4,20 ман/кг;  ( 1.47)$ = 41,16 руб.
7.Лук репчатый – 1,60 ман/кг; (0.56)$ =  12,38 руб.
8.Пакет молока "Домик в деревне" (производства РФ) – 6 ман/950 гр.; (2.1)$ = 58,8 руб.
9.Масло растительное "Олейна" (производства РФ) – 5 ман/1 литр.  ( 1.75 )$ = 28 руб.
    Сведения из Интернета.
Средняя заработная плата составляет 820 манатов (около 288$ США). Основной поток трудовых ресурсов из регионов направляется в Ашхабад, преимущество в сферу строительства, торговли,   в нефтегазовый сектор (Балканский велаят).Размер минимальной заработной платы, установленный официально в стране, составляет 400 манат (140$).
Размер максимальной трудовой  пенсии составляет 645 манатов (226$), а для ветеранов ВОВ от  630 манатов (221$) до максимума. Максимальный размер пенсий составляет  840 манатов.
Базовый размер для расчета минимального размера пенсий и государственных пособий составляет 146 манат (минимальный размер пенсии).
С 2007 года в Туркменистане выплачиваются единовременные выплаты при  рождении ребёнка. В настоящее время при рождении первого и второго ребёнка выплачивается около 190 манат (около 67$), при рождении третьего – более 365 манат (128$), при рождении четвертого и последующих – более 730 манат (256$). Размер пособия по уходу за ребенком – около 88 манат (около 31$). Размер помощи при смерти близкого родственника составляет около 200 манат (70$).
 Помимо государственного сектора, в Туркменистане представлены сотни иностранных и совместных компаний, где у квалифицированного персонала зарплаты значительно выше средних по стране, хотя это категория составляет незначительную долю по сравнению со всем занятым населением страны. Так, минимальная зарплата секретарши начинается от 300$, рядового бухгалтера от 450-500$, чертежника – 400-600$, помощника буровика 600 – 900$, архитектора от 1500$, рядового крановщика от 400$, квалифицированного электрика от 400-500$, специалиста в строительной сфере от 700-800$, водителя от 350$ и т.д.
  Интернет.     Максимальный уровень добычи нефти был достигнут в 1989 году (89,9 млрд. кубометров). В последующие годы добыча снизилась в  2 раза. Одновременно значительный объем добычи газа при низком внутреннем потреблении (8 млрд. кубометров) обеспечил высокие экспортные возможности Туркмении. Тогда более 90% валютных поступлений в республику было связано с экспортом газа. Ежегодно 8-10 млрд. кубометров туркменского газа вывозилось в Западную Европу через территорию  России.  Но туркменский партнёр становился всё более мелочен и неуступчив.
   Этим материалом из Википедии под названием «Газовый конфликт между Россией и Туркменией» я хотел показать, насколько тяжело было сотрудничать российской компании «Зарубежнефтегаз» с «Туркменгазом».
«Газпром» получил от «Туркменгаза» уведомление о том, что 9 апреля 2009 г. в 1:32 по местному времени на ветке газопровода произошел взрыв с возгоранием. МИД Туркмении обвинил в произошедшей аварии «Газпромэкспорт», который, по утверждению туркменской стороны, без предварительного уведомления сократил объемы отбираемого газа. МИД Туркмении назвал действия «Газпромэкспорта» «необдуманными и безответственными» и подчеркнул, что «такой подход является односторонним грубым нарушением условий контракта купли-продажи газа».
После длительных препирательств дело закончилось благополучным разводом.
6 января 2010 года в Туркмении введен в строй новый газопровод, который соединил Довлетабадское месторождение и местность Хангеран (Иран). Газопровод позволит довести общий объем поставок природного газа из Туркменистана в Иран до 20 млрд. куб. м ежегодно. С выходом на проектную мощность можно будет транспортировать ежегодно 12 млрд. куб. м природного газа. На первоначальном этапе будет прокачиваться около 6 млрд. куб. м природного газа в год.  Конечно, суть в деталях. Если не лень, прочтите сами статью.
   Сейчас туркменский газ поступает и в Китай по первым двум ниткам газопроводных труб, которые проходят через Казахстан и Узбекистан. В прошлом году поставлено около 25 миллиардов кубов газа. Достраивается третья ветка, ее запуск планируется к 2014 году, и поставки должны вырасти к этому времени до проектных объемов. Когда введут четвертую нитку газопровода, поставки можно будет увеличить до 70 миллиардов кубометров год.
Read more: http://e-searching.net/28-gas-supplies.html#ixzz2vABZgQ95
    Вот так.   Начав с воспоминаний юности, я дошел бог знает до чего.


Рецензии